`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Requiem in D Minor

0 
 

Requiem aeternam dona eis, Domine,
et lux perpetua luceat eis.

Католическая заупокойная месса

Introitus

Речь пойдет не столько о "делах давно минувших дней", сколько об идеях, которые можно почерпнуть из прошлого опыта, причем даже не обязательно материализованных в тех или иных решениях. Впрочем, автор постарается не скатываться в сторону дифирамбов либо пропаганды давно усопшей системы -- разумеется, она была хороша для своего времени, но, как известно, выживает лишь сильнейший.


Kyrie

С другой стороны, сам рассказ, как это часто бывает, -- всего лишь предлог для того, чтобы высказать мысли, имеющие к обсуждаемой теме только косвенное отношение. В конце концов, найти интересующие технические характеристики и историческую справку способен любой, обладающий навыками работы с пристойным поисковым сайтом. Более того, автор нарочно постарается как можно меньше упоминать имена компаний, так или иначе связанных с обсуждаемой темой, дабы не вызвать в некоторых случаях заведомой реакции читателей, зато попробует предложить кое-какие данные, не столь широко доступные в Internet...


Sequentia

Давным-давно, в не особо примечательном году еще менее примечательная компания пыталась воплотить в жизнь довольно амбициозные планы по разработке нового игрового компьютера. Продукт, получившийся в результате, имел размах, не свойственный домашним изделиям: в нем присутствовали процессор, применявшийся тогда во многих рабочих станциях, а также оригинальный набор микросхем, который принес с собой достаточно "революционные" для данной ниши возможности по воспроизведению графики, анимации и звука. К сожалению, только по воспроизведению, а не по обработке, что на какое-то время закрыло для новой системы все пути в мир "взрослых" компьютеров. Проект носил имя Lorraine (в честь жены одного из разработчиков) и был прямым предком семейства машин, известного под общим названием Commodore Amiga, которое достаточно серьезно конкурировало с продукцией компании Atari и уж подавно было технологически более совершенным, чем компьютеры IBM PC того времени (и это при вдвое большей цене последних).

Избранной публике Lorraine была представлена в 1984 г. на одном из закрытых семинаров выставки Consumer Electronics Show. Возможно, секрет состоял в выборе особо впечатлительной аудитории, а может быть, и действительно в технической безупречности прототипа, но Lorraine умудрилась стать буквально "хитом сезона". Кто-то даже назвал ее "Atari нового поколения", что являлось весьма серьезным комплиментом. И назвал, видимо, не зря -- конструкция машины была довольно необычной по тем временам, особенно по меркам потребительского рынка.

Более поздние модели также привносили свои новшества, а не являлись продуктами экстенсивного развития, гонки мегагерцев и мегабайтов. Например, ходом луча ЭЛТ управлял отдельный RISC-процессор, фактически умевший выполнять всего три команды, но позволявший контролировать этот процесс с высокой точностью. Кроме того, такое решение давало возможность с минимальными затратами создавать спецэффекты, для реализации которых при классическом подходе потребовалось бы достаточно мощное аппаратное обеспечение (что мы в какой-то мере и наблюдаем сегодня).

Микшированием четырех каналов цифрового звука также занимался отдельный чип, освобождая от этой задачи центральный процессор, -- решение, достаточно близкое к технологиям фирмы Advanced Gravis для IBM PC, а также к подходам, используемым во многих профессиональных звуковых картах. Впрочем, в мире x86 эти идеи никогда не были доведены до логического конца -- в силу весьма посредственной архитектуры здесь всегда требовался мощный центральный процессор, даже если часть его работы перекладывалась на вспомогательные.

Необычным был даже дисковод гибких дисков -- разработчики использовали различные трюки, чтобы увеличить емкость DS/DD-дискеты до 880 KB, а сторонние производители предлагали даже контроллеры с аппаратной компрессией и другими "вкусностями". Однако справедливости ради заметим, что штатный НГМД Lorraine все же не дотягивал до некоторых более передовых решений -- к примеру, в Macintosh для записи дискет использовался метод CLV, более известный сегодня по CD-приводам.

Но самой ценной была все же главная идея -- освободить центральный процессор от как можно большего числа специальных задач. Именно поэтому Amiga 1200 c процессором M68020 на 14 MHz нередко оставляет позади, скажем, машину x86 на 486DX2/66 при выполнении мультимедийных приложений. Да и само понятие "мультимедийный", которое было придумано несколько позже, как нельзя лучше описывает особенности и возможности Amiga.


Offertorium

Вскоре и Lorraine, и компания, что произвела ее на свет, стали собственностью Commodore, которая, к слову, забросила свой многообещающий проект CBM 900 (Unix-сервер) в пользу завоевания очередной доли рынка потребительских компьютеров. Последовавший приток финансирования привлек сторонних разработчиков, и через какое-то время были созданы форматы хранения и передачи данных, программная архитектура, затем написана операционная система, и Amiga наконец обрела то свое лицо, которое и по сей день известно ее поклонникам. Однако за привлекательной "внешностью" скрывались не менее красивые технологические решения, действительно сделавшие этот компьютер поистине выдающимся.


Sanctus

Далее последовал продолжительный период популярности. К сожалению, как бывает со всеми продуктами, имеющими многочисленную армию фанатичных приверженцев, Amiga быстро превратилась в "икону" -- нередко ей приписывали отсутствующие достоинства. Примерно так же, как некоторые современные апологеты Macintosh считают G4 "полноценным 64-разрядным процессором" только по причине наличия в нем технологии AltiVec, позволяющей работать с битными массивами соответствующей длины, хотя в далеко не 64-разрядных процессорах Intel присутствует аналогичная технология MMX. Более всего огорчает, что подобные заявления относительно качеств любимой платформы часто можно услышать не только от рядового потребителя, но и от в определенной степени технически компетентного человека.

Бесспорно, в каждой системе есть толика замечательных идей, однако далеко не все они имеют приписываемый им размах. Впрочем, даже если Amiga и не была настолько хороша, насколько расписывает ее большинство фанатов, то и посредственной ее назвать никак нельзя. Неслучайно она быстро и прочно обосновалась в мире "взрослых" компьютеров: на теле- и анимационных студиях, популярных некогда "лазерных шоу", в системах управления производством и сбора телеметрических данных -- во многих подобных местах эти машины выполняют свою работу до сих пор.


Benedictus

Так или иначе, но одно достоинство Amiga несомненно -- она сплотила вокруг себя талантливых художников, музыкантов, дизайнеров игр и программистов. Большинство их, однако, достигали своего мастерства скорее путем постоянной практики и бесконечных экспериментов, нежели благодаря надлежащему образованию. Поставленные в рамки системных ограничений, они освоили довольно изощренную технику работы и умудрялись создавать шедевры, в которых отсутствовал даже намек на бедность (по нынешним временам) ресурсов. Впрочем, наверное, так и должно было произойти, ведь избыток процессорных мегагерцев, обилие оперативной памяти и миллионы воспроизводимых цветов не требуют поиска оригинальных идей, а напротив, оправдывают "лобовые" решения, т. е. фактически культивируют лень.


Agnus Dei

Несмотря на то что платформа Amiga почила в бозе, она, безусловно, оставила свой след. Современные "гиганты" индустрии, которые довольно редко сами по себе являются источниками инноваций, подпитываются идеями извне, изобретенными, реализованными, апробированными в другое время и в другом месте. Возможно, эта ситуация выглядит несколько "несправедливой", но она, несомненно, имеет и положительные последствия: архитектуры вроде x86, посредственные, но "признанные", развиваются и постепенно избавляются от своих исконных "болячек" -- пусть и за чужой счет. В результате именно таких процессов появились технологии PnP, PCI, USB, ClearType, а также многие другие технологические решения и подходы, существующие в современных "массовых" компьютерах.

Ничуть, однако, не странно выглядят сегодняшние попытки развивать платформу Amiga и дальше. Вызывает сожаление лишь тот факт, что фирмы, взявшиеся за разработку новых продуктов, видимо, хотят просто-напросто воспользоваться ажиотажем среди фанатов, коих по всему миру все еще найдется великое множество. "Изюминки", которыми так славилась Amiga, уходят из современных моделей и приходят обратно в виде упрощенных массовых технологий, оригинальные решения постепенно заменяются посредственными стандартами -- так произошло в свое время с системами Power Macintosh, так произошло и с Amiga. Под некогда громким именем сегодня скрывается аппаратная часть, до боли напоминающая современные системы x86 и Macintosh, также все больше начинающие походить друг на друга.

Наихудшим примером является, пожалуй, компания Pegasos, производящая "современные" клоны Amiga. Ее изделия можно смело отнести к разряду условно-работоспособных, т. е. это чистой воды vaporware -- нечто чрезмерно амбициозное и раздутое без малейших на то оснований. И, как правило, исчезающее, даже не достигнув "зрелости".


Communio

Amiga и Macintosh всегда славились культурой и любовью к своему делу -- в отличие от x86. Самой массовой современной платформе одинаково чужды и культура программистов, и культура пользователей. Если Amiga разрабатывалась с любовью к технологическим новшествам, а Macintosh -- к красоте, пусть и внешней, то x86 -- это воплощенная любовь к деньгам, когда быстрое распространение и, соответственно, скорые дивиденды стоят во главе всей идеи. Ни больше ни меньше.

Так нужны ли вообще такие явления, как Amiga, буквально обреченные на коммерческую неудачу вне зависимости от их технологического превосходства? Скорее всего, нужны. Хотя бы для того, чтобы сектор массовых продуктов вроде x86 имел возможность развиваться -- ведь у коммерчески успешного проекта остается мало времени на изобретение и внедрение новых идей, а также совершенствование уже применяемых подходов. Значит, кто-то другой должен делать эту неблагодарную работу. Разумеется, это всего лишь мнение автора.

Lux aeterna luceat eis, Domine,
cum sanctis tuis in aeternam,
quia pius est

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT