`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Пятая колонна Apple в Microsoft

+24
голоса

Роб Эндерл (Rob Enderle) в западной журналистике уже давно снискал славу не меньшую, а может и большую, чем некоторые всем известные аналитики на просторах РуНета. Но этой статьей он, если честно, удивил даже меня. Комментировать это как-то сложно, читайте сами — в рамках пятничной заметки этот перевод “самое то”.

Кто-то может даже спросить меня — зачем я это перевел. Ну надо же как-то развлекаться, хочу, чтобы не только мне смешно было. А если серьезно — странно читать фактически обвинения в предательстве сотрудников Microsoft, которые много сделали для компании (по сути, Роб намекает на то, что в провалах Microsoft виноват Робби Бах, недавно “ушедший” из компании, хотя в моем представлении он много сделал для развития направления, которое он возглавлял). Пускай меня многие считают фанатом Apple, но я всегда говорил о том, что give credit when it’s due, и у Microsoft не отнимешь того, что благодаря им, компьютер стал повсеместным и привычным устройством. Ну да ладно, не об этом речь, перейдем к гоневу статье.

—————–
На прошлой неделе Apple обогнала Microsoft по рыночной стоимости, благодаря нескольким факторам. Я согласен с Гари Маршалом (Gary Marshall), который утверждает в своей статье “Apple обогнала Microsoft? Не так быстро, фанаты”, что эти две компании соревнуются вообще в разных гонках. Я бы даже добавил, что единственной причиной, по которой Apple выдвинулась вперед по оценке, является то, что мы не считаем акции, которыми владеют сотрудники компании, а только у Билла акций на около 40 млрд долл. (прим. пер. чудовищная глупость — акции сотрудников точно также учитываются в рыночной капитализации компании).

Однако, я согласен и со многим из того, что писал Джеффри Джеймс (Geoffrey James) в статье “10 причин, почему Apple обогнала Microsoft” — по сути, что относительный успех Apple больше связан с решениями Microsoft, а не решениями Apple. И все равно, Microsoft пока что самая прибыльная компания в отрасли, и как сам Джобс указывал, все дело в прибыли.

Правда, как я уже говорил, “восприятие — это 100% реальности”, и есть восприятие, что Apple таки обогнала и продолжает побеждать Microsoft. Microsoft выставила против Apple Робби Баха (Robbie Bach), который руководил подразделением, занимающимся развлекательными сервисами и устройствами, которое стало “вампирным подразделением(прим. пер. подразумевается, что это подразделение, “сосущее” деньги из прибыли других подразделений), и я подумал, что самой сильной стороной Apple могла быть секретная пятая колонна.

Пятая колонна Apple
Мы часто говорим о фанатах Apple, как об активе и пассиве, но вот о чем мы не говорим, так это о том, что конкуренты Apple часто сами сбиваются с пути. Впервые я столкнулся с тем, что выглядело как секретная активность Apple, когда я писал статью об iPod, который выпускала HP.

Анализируя происшедшее в том провале, становится ясно, что Джобс изначально знал больше о продукте, чем знала руководитель HP Карли Фиорина (Carly Fiorina), и Стив использовал эту информацию для того, чтобы разыграть ее таким образом, чтобы HP не вышла сама на этот рынок с собственным продуктом, и фактически была связана по рукам, пока Apple захватывала этот рынок.

Похожая ситуация была и с почившим плеером Dell MP3. Информация утекла, и фанаты Apple создали продукту такое негативное восприятие, что Dell его никогда и не запустила. Прямых доказательств участия Apple, конечно же, нет, но если совместить это с ситуацией в HP, которой Apple напрямую манипулировала, то сложно не заметить явную связь.
В случае с Palm и Palm Pre, нужно помнить, что компанию восстанавливали бывшие сотрудники Apple. Palm Pre встречали не менее восторженно, чем iPhone, и все же он был систематически атакован — не Apple, но сотрудниками Pal, которые изуродовали каждый его аспект. По отдельности, каждая ситуация выглядит как бы случайной, но если смотреть на общую картину, то все выглядит как спланированная акция.

История Palm Pre
С момента выпуска Palm Pre, проект не складывался из-за набора ошибок, прописанных во всех базовых учебниках.
Слабое место Apple было AT&T, единственный оператор, который еще хуже — Sprint, и Palm подписывает эксклюзивный контракт со Sprint.

Apple делает рекламу, создающую спрос, и кампания Mac vs PC хорошо продемонстрировала эффективность такого маркетинга. Даже Verizon успешно эмулировал это с кампанией, рекламирующей Droid. Концептуальная реклама никогда не работала в этом сегменте, и компании вроде Microsoft и Intel неоднократно наступали на эти грабли. (Их кампания “Digital Joy” — и я не шучу — оказалась с тем же названием, что и крупный европейский порно-сайт). Создала ли Palm достаточный спрос? Нет. Они запускали дорогую концептуальную рекламу — бессмысленную трату денег.

У Apple таргетированная программа обзоров: только отобранные известные журналисты и обозреватели, которые постоянно хвалят продукты Apple, получают их заранее (или вообще). Palm раздал телефоны Palm Pre заранее много кому, но тем же, сочувствующим Apple, дал более раннюю дату снятия эмбарго, что привело к посредственным первоначальным обзорам и тому, что все остальные остались недовольны. Я никогда не встречался с ситуацией, когда существует эмбарго после того, как крупное СМИ уже опубликовало обзор. (Почти все тут же нарушили NDA, но все равно остались недовольными).

Одна-две ошибки, конечно. Но когда компания проваливает все — компания, наполненная людьми из Apple, которые должны были научиться у Джобса правильно все делать — начинаешь задумываться, был ли в этом какой-то план, и не стояла ли за ним Apple?

Что такое 5 колонна?
Термин “пятая колонна” был создан во Второй Мировой войне, и им называют успешную попытку Германии разместить поддерживающих ее людей за линией фронта, чтобы разрушать систему обороны во время ставших весьма успешными вторжений. Я впервые столкнулся с подобным подходом, когда работал в Siemens.
(прим. пер. вообще-то термин “пятая колонна” возник во время гражданской войны в Испании)

Прим. пер. Дальше идет душещипательная история о том, как один из коллег Роба слил конкурентам важный документ, тем самым подставив его, и как он занимался этим расследованием и что из этого получилось. Мне было лень ее переводить, так как ничего особо нового она не добавляет к статье. Всегда можно почитать по ссылке оригинал.

Подразделение развлечений и устройств Microsoft: пятая колонна Apple?
Модель Microsoft основана на изменении специализации, что было впервые подчеркнуто еще во времена промышленной революции. Как только система работает, исходя из того, что все делают свою работу, старая модель вертикальной интеграции становится слишком неэффективной, чтобы успешно конкурировать — хотя у Apple это хорошо получается.
Подразделение, которое в теории спозиционировано против Apple — это подразделение развлечений и устройств, но оно стало союзником Apple (и Google) в Microsoft — их пятой колонной, так сказать. Я поясню.

Xbox изначально был забором от угрозы со стороны Sony, которая так никогда и не возникла. Он оттянул на себя игровые ресурсы со стороны Windows, разозлил производителей OEM (для них Xbox выглядел как Microsoft ПК), и фактически уничтожил топовый сегмент рынка компьютеров с Windows. У Apple теперь 90% этого топового сегмента. Этот подход должен был заключаться в том, чтобы уничтожить концепцию игровой приставки, а не создать лучшую PlayStation. В 80х Microsoft не пыталась создать лучший Mac — она сделала так, что концепция вертикальной интеграции Мак, мейнфреймов и Commodore устарела. Apple нападает с концепцией горизонтальной специализации, не только на Windows — и она побеждает, с помощью Microsoft.

Zune убил PlaysForSure — использование успешной горизонтальной модели Microsoft в сфере iPod. После огромных затрат, он занимает небольшую долю рынка и служит только для того, чтобы позволить Apple утверждать, что она на самом деле не является монополией. Zune больше помогает Apple, чем вредит ей, особенно когда компания сталкивается с антимонопольным расследованием.

Media Center и Media Extenders тоже были провалами, но они открыли дверь для Google TV и аннонсированного партнерства между Google, Intel, Sony и другими для распространения платформы Google там, где могла существовать технология Windows. Они вспахали поле, но позволили Google посеять там свои семена. (И хотя это звучит, как уход от темы, не забываем, что Apple первой начала разрабатывать эту нишу c продуктом Apple TV, но у нее пока не получилось).

И хотя телефоны Kin пока что не убили платформу Windows Phone, они однозначно все запутали. (Google попыталась сделать что-то подобное с уже закрытым проектом Nexus One, который заставил меня задуматься, нет ли людей Apple в лагере Google). Это, вместе с очевидным отсутствием бизнес-инструментов в Windows Phone 7, убрало одно из оставшихся у Microsoft преимуществ перед Apple, и Microsoft продолжает терять партнеров. Эти движения с телефонами, видимо, ускорили решение HP приобрести Palm, и уйти с новой платформы Microsoft.

Заканчивая: настоящая корпоративная пятая платформа или фикция?
Если бы я раньше не замечал, как Apple и другие организовывают пятую колонну, я бы, наверно, подумал, как и вы, что это все скорее интересная фантастика. Все склоняет к объяснению фантастикой, но мне интересно, может ли за очевидной глупостью быть какое-то разумное намерение?

Вообще, получается немаленький набор случайностей, что наталкивает меня на мысль, что это могут быт и не случайности. Что вы думаете? Джобс настолько хорош? Стив Баллмер лично вмешался, и успех Windows 7 показывает, что у него хорошо получается, когда он сфокусирован на задаче — а вдруг у Джобса есть и другие люди в Microsoft, работающие на то, чтобы убедиться, что Баллмера ждет провал?

Завершая, хочу сказать, что часто думаю о том, что компании могли бы использовать руководителя для того, чтобы он возглавлял подразделение “не делайте ерунды”, и чтобы там он не допускал именно ерунды в компании. В Microsoft, видимо, частью этой работы должно быть избавление от тех людей, которым должны платить Стив Джобс или Эрик Шмидт.

Apple Didn't Beat Microsoft, Robbie Bach Did: Apple's Secret 5th Column

+24
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Пятая колонна Apple в Microsoft конечно может быть, но проблема в том, что МС вредят ее же собственные решения, принятые ее же руководителями. Неужели их руководители тоже куплены Apple? Может им просто не хватает компетентности, а есть авторитарное желание заставить рынок сделать по-своему? Притом, что возможности реализовать его на практике нет, так как нет такой армии фанатов МС, какая есть у Apple. А то с идеями о 5 колонне можно легко придти к выводу, аналогичному выводам о причинах развала СССР, что его развалили США, а не собственная некомпетентность и авторитарность руководителей? Ведь если бы не она, вряд ли бы что то подобное имело место...
Кроме того, тут есть концептуальная проблема характерная для большинства технологий, достигших зрелости, которая тормозит их развитие и в конечном итоге приводит к упадку - "разбухание". Если в win 98 имела инсталлированный размер 225 мб прекрасно работала на большинстве ПК то win 7 занимает 30 Гб и работает на хорошо бы 10% ПК, а возможностей которые они дают примерно сравнимы - ведь главная задача системы служить средством запуска прикладных программ. Из этого и выходит что далеко не всех намереваются покупать новый ПК, что б перейти на win 7, а если и покупают, то задумываются, может покупать не ПК а набор из WI-FI роутера сетевого HDD и парочки планшетов на droid'e?

Нет никакой пятой колонны.
Просто любая компания на определенном этапе увлекается
зарабатыванием денег усиливая роль "дояров" (продавцов-коммерсантов) и отодвигая на задний план настоящих футуристов, новаторов и ненормальных мечтателей.

Но Майкрософт скоро обновится, или умрет. Умереть ему не даст среда ими созданная.
Думаю, через два года в Майкрософт проявятся новаторы и их поддержат "уставшие от неудач" прагматики. Еще через два года это даст системный эффект.

Итого 4 года.

За это время Apple проникнет в корпоративный рынок.
Google еще 3 года будет делать экосистемные ошибки и сорится со всем миром.

В любом случае Microsoft нужно будет дружить с Apple.
Собственно они уже сейчас начинают дружить.

Игорь Паламарчук
igor.palamarchuk@i-klass.com
twitter.com/igorpal

...Он оттянул на себя игровые ресурсы со стороны Windows, разозлил производителей OEM (для них Xbox выглядел как Microsoft ПК), и фактически уничтожил топовый сегмент рынка компьютеров с Windows. У Apple теперь 90% этого топового сегмента...

Александр,скажите,а с какого потолка он взял эти цифры. Мне, вот, интересна методика подсчёта.

кто понимает неизбежное - тот не дёргается понапрасну...

According to NPD, in June, nine out of 10 dollars spent on computers costing $1,000 or more went to Apple. Mac revenue market share in the "premium" price segment was 91 percent, up from 88 percent in May.
http://www.betanews.com/joewilcox/article/Apple-has-91-of-market-for-100...

---------------
"Computers are not intelligent. They only think they are."

Но это данные годичной давности. Не попадалось Вам более свежих подобных отчетов?

вы считаете, что за этот год все должно было радикально поменяться? не попадалось.
---------------
"Computers are not intelligent. They only think they are."

Я считаю, что за этот год всё могло поменяться.

а я считаю, что оснований к этому не было. и что? :)
---------------
"Computers are not intelligent. They only think they are."

А я считаю, что использование данных годичной давности в псеводаналитических выкладках отлично вписывается в рамки гонева данной статьи. =)

P.S. По-моему, у Вас в последнем подзаголовке ошибка, «платформа» вместо «колонна».

Осталось еще найти цифры о доходах Microsoft с продаж ПК в "топовом" сегменте, ее же доходах от XBox, сравнить их и потом говорить о пятой колонне :-)
Потому что сдается мне, что все "топовые" ПК вместе взятые со всеми сопутствующими сервисами и "финтами" по доходам даже рядом с экосистемой XBox не стояли ;-)

Секретные агенты, планы по разрушению и другие заговоры являются в большей степени слухами распускаемой самой Apple. И в данной ситуации на промахах других Apple пытается создать иллюзию могущества, способного горы снести уничтожить любой проэкт и компанию одним щелчком.
А влияние поклонников Apple не так велико, да и их комментарии всегда отличимы:"Тут не красивенько...; тут недопиляно...; да зачем вобще оно нужно если есть от Apple...; фу Windows..." - чтобы принимать их всерьёз.

Блог Пацая, заточен под околояблочную тематику; ...А влияние поклонников Apple не так велико, да и их комментарии всегда отличимы... Всё это бессмысленный холивор. И что тогда Вы, "не_поклонник" делаете здесь?

кто понимает неизбежное - тот не дёргается понапрасну...

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT