`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Роман Хархалис

Продажа "Евросети" - путь к телефону за 1 грн?

+1111
голосов
Недавняя новость о продаже "Евросети" российскому предпринимателю Александру Мамуту практически никем не воспринимается как переход этой компании в сколько-нибудь долговременный статус. Все говорят, что в конечном счете этот актив "осядет" у кого-то из мобильных операторов. Ну а после этого предположения "дальность" идущих выводов просто зашкаливает...
 
Нет, само по себе это предположение, по всей видимости, верно. К активному выходу российских операторов на рынок сотового ритейла, в строгом соответствии с тем, чему нас учили в школе на уроках истории, есть причина и повод. Причина - очевидно, желание операторов освободиться от зависимости в деле продажи новых подключений. Не секрет, что сети розничных салонов являются основным каналом сбыта стартовых пакетов; в итоге, если сеть достаточно крупная, то договоренности ее с оператором могут поколебать один из священных устоев бизнеса сотовиков - динамику роста абонентской базы. Повод же - начало продаж iPhone, ситуация, в которой операторы впервые столкнулись с необходимостью брать на себя какие-то обязательства по продаже абонентского оборудования. Ситуация такая далеко не последняя, поэтому выход на ритейловый рынок нужен операторам и на перспективу. В итоге, интерес сотовых компаний к розничному бизнесу совершенно очевидно есть.
 
Так вот, о выводах. Все эти пока подковерные игрища наводят многих аналитиков на мысль о развороте всего рынка в сторону "операторской" модели, принятой в Европе. Далее следует вывод о таких, в принципе, реальных благах этой модели, как ограничение ассортимента трубок до реально востребованных 20-30 позиций (вместо нынешных 150-200), обеспечения гарантированной совместимости телефона со всеми сервисами оператора и наличия всех необходимых настроек, появления комплексных продуктов, включающих "взаимоподобранные" терминалы и сервисы. А после всего этого - пассаж о неизбежности такого достижения прогресса, как масштабное субсидирование телефонов и появление на полках "жирных" аппаратов по смешным ценам. А что, мол,в Европе операторы торгуют телефонами, и у них все обстоит именно так.
 
Насчет дешевых телефонов вынужден разочаровать. Не в этой жизни. От модели рынка это не зависит. И на то есть две причины.
 
Во-первых, необходимым условием для субсидирования терминала является контрактное подключение на определенный период, не менее года. А здесь проблем опыть-таки две. Для начала, количество контрактных подключений у нас очень невелико. Операторы так ломанулись за форсированным наращиванием абонентской базы, что фактически "уравняли в правах" контракт и припейд. Да, между ними есть разница в тарифах,но она не настолько существенна, чтобы повлиять на выбор. Ключевого, заметного преимущества у контракта нет, а вот недостаток есть - это документальные процедуры, которые отнимают время. Ну и до недавних пор был еще биллинг, который на припейде был более совершенным (!!!), чем на контракте. "Пряником" для абонента могла бы стать реальная кредитная форма расчетов, но ввиду непростой "кредитной истории" всей мобильной связи в странах СНГ, оказывать аж такое доверие абонентам никто не собирается. Далее, даже если контракт заключен, нет абсолютно никакой гарантии его исполнения, в особенности, в тех пунктах, которые касаются сроков нерасторжения. Посмотрим правде в глаза - абсолютно ничто не может помешать абоненту через месяц после заключения контракта перестать платить по счетам, и абсолютно ничто не в состоянии заставить его рассчитаться в полном объеме и в разумные сроки, буде он контракт нарушит. Так что субсидирование терминалов вообще в таких условиях превращается в чистую благотворительность со стороны оператора.
 
Во-вторых, проблема в ARPU. Субсидия должна окупиться, это первый закон субсидирования терминалов. Посмотрим, какая и за сколько времени. Чтобы продать за 1 грн телефон класса Nokia N78 (абсолютно реальный вариант в странах Европы), оператор должен вложить порядка $300. Это значит, что на протяжении года он должен эти деньги вернуть. Делим на 12 месяцев - получаем порядка $28 в месяц - и это без учета тех средств, которыми оператор должен покрывать свои расходы на оказание своих услуг, и собственно, прибыли. А какой у нас в стране обычно ARPU, все помнят? Так что в Европе, где абонент платит $60-80 в месяц, такие "фокусы" возможны, с нашим же показателем в $10-20 - нереальны.
 
Посему, покупай - не покупай, пусть даже операторы выкупят все "Евросети" со "Связными", "Алло", "Мобилочками" и "Розеткой" в придачу, хороших телефонов за 1 грн предложить они нам не смогут. За исключением разве что совсем минимальных скидок в 50-100 грн, или сугубо маркетинговых проектов, подразумевающих "безвозвратный" вброс денег. Разруха ведь, она не в сетях, а в головах.
+1111
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Роман, с большим удовольствием читаю ваши посты, и также, люблю вставить и свои 5коп.
Ко всему, хотелось бы и добавить, что дистрибьюторы выламивают руки производителям аппаратов. Так почему бы и не заняться этим операторам вплотную. Ведь это же еще один рычаг влияния...

iventts. спасибо за теплые слова! Для вас и пишу:)
В Европе операторы именно этим и занимаются. Там для любого вендора самая главная задача - заключить контракт с оператором на поставки модели терминала. Получается не у всех. Но зато тот, у кого получилось, да еще и продукт хороший - тот "в дамках". Именно на контрактах с европейскими операторами, наравне с выполнением OEM-заказов, в свое время и поднялась компания HTC. Именно за счет этого одно время LG чувствовала себя в Европе гораздо лучше, чем Samsung (LG заключила выгодный договор на поставку бюджетных 3G-телефонов). И примерам таким несть числа.
У нас, точнее, на российском уровне, похожее на это влияние имеют именно крупные дистрибьюторы, вроде Евросети. Но в итоге ситуация демократичнее гораздо, выгоднее для малых производителей. В Европе им вообще почти нереально пробиться к массовому покупателю.

безусловно, дробление рынка позволяет нокии х#q ложить на евросеть, и есть все-таки надежда, что система дистрибьюции в виду ее неразвитости (как бы парадоксально это не звучало) позволит продвигать 5800 по рекомендованым ценам. на это и пологаю свои скромные надежды...

Не все так просто, я считаю. У раздробленного рынка свои минусы.
Но то, что российские дистрибьюторы как раз сейчас занимаются набиванием цены на 5800 - судя по тому, что пишет коллега Муртазин, факт.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT