`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Роман Хархалис

Послесловие к Исаеву

+1111
голосов

С интересом почитал в предпоследнем номере КО статью Владимира Исаева "Украинские ноутбуки: есть ли шанс". Тематика эта мне очень близка, так что после прочтения вспомнились некоторые мысли насчет ее, и появилось желание поделиться ими с вами.

Первым делом вспомним, "откуда есть пошел" украинский ноутбук. Бизнес локальной сборки зародился в те времена, когда ноутбуки были высокомаржинальным продуктом, и существовал значительный ресурс для экономии за счет самостоятельной сборки. Украинские бренды обосновались в низу ценовой шкалы и предлагали самые доступные (иногда - единственно доступные украинскому потребителю) мобильные компьютеры. Однако агрессивное снижение цен А-брендами ликвидировало этот ресурс, и Володя совершенно точно показывает, что локально собранный ноутбук в итоге обходится даже дороже, чем ввезенный готовым, особенно с упразднением ввозных пошлин.

Вопрос о национальной сборке почему-то всегда подается в таком ключе, как будто речь идет о сохранении редких видов животных - как нечто среднее между социальной ответственностью и благотворительностью. Тем не менее, мы говорим о рынке, о бизнесе - вещах достаточно жестких, прагматичных, сентименты здесь неуместны. Главный человек на рынке - потребитель, и ключевым вопросом, фундаментом для всех дальнейших рассуждений является его интерес и выгода. Так что же локальные сборщики могут предложить покупателю, на что не способны глобальные?

Традиционно это была низкая цена, но сейчас она уже может быть в лучшем случае такой же, как у мировых производителей, а в этой ситуации потребитель автоматически отдает предпочтение более сильному бренду - это аксиома маркетинга. Самым очевидным в таком случае шагом является пресловутое "укрепление бренда", под которым опять же в лучшем случае подразумевается массированное рекламное вливание в рынок. Но при всей важности и эффективности рекламного инструмента не стоит забывать, что бренд - это тонкий симбиоз продукта, продвижения, истории и еще многих компонентов. Поэтому результативность кампаний гасится продуктом, который обычно такой же, как у других, да и история бренда не может дать убедительного ответа на базовый вопрос, который мучает в таких случаях потребителя: "А он (ноутбук) не сломается?"

Есть еще один вариант "игры на понижение", который в определенных случаях дает результаты. Это взлом сложившейся классовой структуры рынка, предложение продуктов более высокого класса по цене более низкого. Но и для этого приема на рынке ноутбуков практически нет возможностей. Покупатель ноутбука А-бренда уже может получить АБСОЛЮТНО ВСЕ, что ему может понадобиться за цену до $1000, если речь идет о среднем формате, конфигурации за $700-800 также вполне достаточны для повседневной работы. В крупном и ультрапортативном формате также есть приемлемые решения за такие деньги. Все, что дороже - это достаточно сложные технические решения, поэтому трудновоспроизводимые за меньшие деньги (так, легковесность и автономность Sony VAIO TZ, или сверхтонкую конструкцию Apple MacBook Air принципиально невозможно воспроизвести, пользуясь более дешевыми материалами и комплектующими). Последние оставшиеся ниши, в которые можно "опустить" бывшие доселе дорогими продукты, как раз сейчас успешно "доосваивают" те же А-бренды.

В нынешней ситуации локальный сборщик оказывается в очень невыгодном положении по одной простой причине - он не может в достаточной степени влиять на потребительские характеристики продукта. Он не может создать оптимальный для текущей ситуации дизайн, форм-фактор, конструктив. Почему? Потому, что не он проектирует шасси. В лучшем случае он может выбирать между несколькими типовыми продуктами, которые предлагает завод, в худшем - покупать тот единственный, который завод согласится отгрузить в достаточно малом количестве. Поэтому о таких основополагающих для строительства бренда вещах, как преемственность поколений продукта, общность линеек, даже говорить не приходится. В дополнении к этому, последнее, о чем заботятся заводы, выпускающие баребоны, - это соответствие их продукции трендам, тем более локальным. Во главу угла при проектировании в данном случае ставится технологичность производства, оптимизация под возможности производственного оборудования, использование готовых наработок.

В этом отношении положение локальных сборщиков очень похоже на ситуацию с телефонами марки Fly, которая точно так же выискивает на китайских заводах интересные с ее точки зрения продукты, контрактует OEM-производство, доставляет продукты и продает. Ни один из ее продуктов не похож на предыдущий и на следующий, вся компания работает только на одномоментные продажи, из довольно значительных рекламных расходов ничего не аккумулируется в виде бренда, и хотя продукция, особенно сейчас, неплоха, стоит прекратить рекламировать ее - и продажи тут же рухнут, причем практически необратимо. И это при том, что компания не локальная, а международная, и вовсю использует принцип "на класс дешевле", поскольку на рынке телефонов классовая структура поддерживается достаточно четко. На ноутбучном она уже почти утеряна.

Теперь о "гибкости реагирования на изменение запросов пользователей и предложении им нестандартных конфигураций". Это такая байка, которой тешат себя на сон грядущий локальные сборщики, даби кошмары не снились. С объективной реальностью она имеет столько же общего, сколько и сказка о Белоснежке и семи ноутбуках. В наши дни у пользователей только один запрос - чтобы от них наконец-то отстали со всеми этими конфигурациями, в особенности - нестандартными. В порядке эксперимента предлагаю скормить нашему Хотлайну запрос на какую-то из ходовых моделей ноутбуков, к примеру, Dell Inspiron 1525 - у вас есть хороший шанс получить порядка 30 (!!!) конфигураций. Умножаем на количество прямо конкурирующих моделей, порядка 10, и получаем полный дурдом. Пользователю в нем разобраться нереально, нам, экспертам, протестировать все конфигурации, чтобы разложить все по полочкам - тоже. Поэтому выбор конфигурации происходит либо случайно (я в таких случаях просто закрываю глаза и щелкаю мышкой где-то в таблице ссылок), либо сначала выбирается "тушка" из соображений эстетики и эргономики, а затем - нужная ее конфигурация, практически без сравнения с конкурентами. Иначе - никак; сравнить и сопоставить все варианты решительно невозможно. Я давно уже ратую за жесткое ограничение количества конфигураций одной модели до 2-4 - иначе ее просто нельзя корректно позиционировать и классифицировать.

Что же делать локальным сборщикам в таком случае? Как это ни банально - думать. Изобретать и создавать продукты, аналогов которым нету, и которые могли бы быть востребованы рынком, и далее - искать способы воплотить их "в железе". Возможности успешно выпускать "просто ноутбуки" для этих компаний, я считаю, уже нет. И инициатива Intel здесь не поможет - даже эта компания не в силах повернуть время вспять и вернуть старый уровень цен и маржи на продукты глобальных компаний. А суть проблемы именно в этом.

+1111
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Да локальным сборщикам хотя бы рынок десктопов в свои руках удержать ... особенно когда судьба самих десктопов весьма сомнительна. Ноутбуки рулят :) А там где не рулят ноут-буки, рулят нет-буки или ПлейСтейшен 3й ...

возможно не к месту, но ИМХО, также у нашего сборщика ноутбуков немного хромает и качество самой сборки, что тоже являеться немаловажным при выборе покупки

Еще один немаловажный момент, почему локальная сборка конкурентоспособных ноутбуков становится все менее реальной. Крупные производители ноутбуков покупают комплектующие для них в ОЧЕНЬ крупных партиях и, соответственно, по ОЧЕНЬ приятным ценам. И, соответственно, могут гибко играть ценой. Мало того, новинки они получают всегда ПЕРВЫМИ. Мало того, когда возникает дефицит оных комплектующих - кто получает их в первую очередь? Правильно, те самые крупные заказчики, тогда как все прочие ставятся на hold.

Добавим сюда более низкую стоимость производства в Азии (а в Украине зарплаты-то продолжают расти). В итоге получаем, что сейчас производить какие бы то ни было ноутбуки локально (хоть дешевые, хоть дорогие) становится просто невыгодно :(

Женя, я думаю все не так просто. Да, по некоторым компонентам соперничать с А-брендами тяжело. Но есть и обратная тенденция - производители комплектующих стараются распределить риски и сыграть с небольшими сборщиками. Если твой бизнес зависит от пяти-десяти заказчиков, и они начинают выкручивать тебе руки, то это неизбежно.

Кроме того, есть еще такая вещь, как составление конфигурации. Объективно, локальные сборщики могут делать это быстрее, чем А-бренды. Потому что "короче" логистика и не такой продвинутый процесс тестирования. Возможно он и выявляет глюки, но скорости другие.

В любом случае, ниши для локальных сборщиков останутся. Вряд ли их доля будет такой как в Турции (почти 20%), но, думаю, 5-10% захватить вполне реально. Если конечно наши сборщики, наконец, поймут что такое маркетинг и как им заниматься. Пока все больше похоже на затыкание дыр.

Володя, по поводу конфигурации - а это действительно нужно потребителю? Я как раз акцентировал на том, что ситуация с конфигурациями уже сейчас переусложнена с точки зрения конечного потребителя, и нуждается в радикальном упрощении. Ну либо я не совсем понимаю, что ты хочешь сказать. Можешь привести пример - какое именно изменение конфигурации может привлечь внимание потребителя к продукту конкретно этого локального сборщика?

> наконец, поймут что такое маркетинг и как им заниматься

Золотые слова, но с небольшим уточнением: поймут, что маркетинг - это не только реклама и флаеры/воблеры (знать бы еще что это такое, вот то второе:)), но и в первую очередь - разработка продукта; в нулевую очередь - разработка на уровне идеи.

Корень-то зла в том, что на уровне идеи у локалов сейчас бывает лишь два варианта: "а давайте сделаем свой ноутбук" и "а давайте сделаем свой ноутбук дешевле чем у буржуев", плюс в продвижение закладывается только одна идея - "оно ж наше, родное, купуй украiнське". В 2008 году все эти идеи уже не работают. И работать не будут больше никогда. За исключением разве что последней, но на нее нужно пару-тройку годиков плодотворно поработать головой.

Начну с конца.
Рома, прости за откровенность, но мне кажется ты не очень понимаешь этот бизнес. Или считаешь дураками локальных сборщиков, задающих себе темы типа "а давайте сделаем свой ноутбук" и "а давайте сделаем свой ноутбук дешевле чем у буржуев". Для них сейчас производство лэптопов - единственная возможность остаться на плаву и продолжать развиваться через 3-4 года, когда остановятся продажи десктопов.

это не только реклама и флаеры/воблеры (знать бы еще что это такое, вот то второе:)), но и в первую очередь - разработка продукта

проблема в том, что нет и рекламы толком. Есть бюджеты, но они как-то странно расходуются.

по поводу конфигурации - а это действительно нужно потребителю?

Поверь, нужно. И чем больше выбор, тем лучше. Ты писал об упрощении, но я с этим в корне несогласен. Готовый пример привести не могу, но возьми 5 процессоров, 3 жестких диска, 3-4 варианта по памяти, плюс порты, экраны, вес и оптику и ты, думаю, найдешь много вариантов, неприкрытых А-брендами. Причем, неприкрытых не потому, что они не хотят, а потому, что, скажем, такие модели не доступны в канале или долго идут.

Я тоже за простоту, но не надо излишне упрощать :)

Володя, я согласен с тем, что понимаю бизнес не так хорошо, как ты, но я понимаю потребительский рынок. Так что здесь я фактически представляю взгляд "с той стороны баррикады".

> локальных сборщиков, задающих себе темы типа "а давайте
> сделаем свой ноутбук" и "а давайте сделаем свой ноутбук
> дешевле чем у буржуев".

Я не уверен, что именно так они думают, но видя, что у них получается "на выходе", предполагаю, что именно это у них "на входе". Либо правильные идеи есть, но они не доносятся до рынка.

> производство лэптопов - единственная возможность
> остаться на плаву

Согласен. Но КАКИХ лэптопов? Если таких, как до сих пор, или с какими-то непринципиальными изменениями в концепции - то не дадут они возможности удержаться на плаву.

> возьми 5 процессоров, 3 жестких диска, 3-4 варианта
> по памяти, плюс порты, экраны, вес и оптику и ты, думаю,
> найдешь много вариантов, неприкрытых А-брендами

Найду, конечно.
Вопрос - зачем?
Да, поле для комбинаторики здесь большое. Но позволит ли это создать продукт а) заметный на рынке и б) существенно превосходящий "соседние" и конкурирующие конфиги? Нет, нет и нет. По крайней мере, для массового потребителя. Что касается процессоров - сейчас уже абсолютно неважно, какой он в ноуте, лишь бы он там был вообще. Разница есть на уровне Celeron/ULV/полноценный Core 2 Duo и выбора AMD/Intel, а модель и частота камня на потребительские характеристики вообще не влияет. Память? Да, сейчас есть три варианта, 1 GB, которого нужно всячески избегать, 2 GB оптимальные и 3-4 GB если очень хочется. Оптика? Она в тушке либо есть, либо ее нет, и это на 95% DVD-RW. Винт? Да, вот единственный параметр, который, по нашей практике консультирования потребителей, потенциальные покупатели сейчас еще конкретизируют. Реально выбор происходит в три этапа: 1) ценовой класс и форм-фактор; 2) тушка, сиречь модель, по критериям нравится-не нравится, зргономики и наличия конкретных фичей; 3) ценовой диапазон, который практически однозначно определяет сочетание процессора и памяти в рамках модели, и 4) объем винта. Если же точно соответствующего требованиям пользователя конфига в рамках модели нет - берется наиболее близкая, пользователя это практически не смущает. В редких случаях заново выбирается тушка.
Нужно ли еще сверх этого множить варианты?
Да, есть люди, которые предпочитают "набирать" конфиг самостоятельно. Но их единицы! В нынешнем виде локальные сборщики на них не уедут. Если же научатся правильно работать с этой аудиторией - уедут, но не очень далеко.
Только позиция на массовом рынке может их спасти.
А это только продукт out-of-the-box (никаких заморочек), уникальный и при этом достаточно расхожий.

З погляду користувача. Памятаю в прайсах стояли ноутбуки Версія та Квазар посередньої конфігурації , відстойного корпусу, по дещо нижчій ціні ноута, ніж Toshiba , але вище, ніж Acer, LG.
Тому нехай не жаліються маркетологи, вони самі сформували відразу до своєї продукції. Їхні "інноваційний продукт" це відверта лажа, яка купується при відсутності альтернативи чи некомпетентності користувача.
Нвші ще існують, але їх небагато і я не думаю що інтелектуального потенціалу маркетологів вистачить щоб прорахувати ніші, максимум на що вони здатні це клонування успішних моделей та словесний понос на зразок "інноваційність технологічний прорив ноухау".
От наприклад моя мрія нетбук з двома мережевими класу Marvell Youkon або якихось Intel-івських з підтримкою VLan, тач скріном, SSD та УВАГА COM-портом, міцним корпусом, і якимись зачіпками чи липучками, щоб можна було лазити з ним на всякі чердаки чи коморки і мож було протестувати мережеве обладнання розкидане по місту і головне по ціні хоча б менше 1500$. Та ємність українського ринку не думаю що буде достатньою для того щоб окупити таку розробку.
Другий приклад, гляньте на тих мерчандайзерів з Pocket PC, там жахливий інтерфейс, мало памяті, зробіть нормальний легкий нетбук з XP-юшею, де можна крутити наприклад SQL Server Express + GPRS чи 3G щоб оперативно синхронізувати дані з базою і при невисокій ціні, я думаю "Nestle Світоч" при правильній постановці питання з руками відірве.
Тільки для створення нетбуків, в нас немає технологій, а Китайці не стануть на малих партіях заморочуватися.

Если речь идет о just another ноутбуках, то да - ни в каком классе локальный производитель не может достичь преимущества.
Но если речь идет о некоем новом, уникальном продукте - то его производство вполне могло бы окупить себя.
Представьте, что кто-то из украинских компьютерных компаний первым изобрел нечто вроде MacBook Air. Выпуск такого продукта плюс грамотная рекламная кампания сразу же поставили бы его в очень выгодное положение. Еще два поколения таких продуктов - и компания перестала бы быть локальной.
К вопросу о себестоимости - производить не обязательно в Украине, в той же Азии полно заводов, которые могли бы взять на себя производство по заданным чертежам и спецификациям.
Проблема в двух вещах. Во-первых - объемы, в основном на начальном этапе. Во-вторых - собственно, сами идеи и разработки. До сих пор я у наших компьютерных компаний не наблюдал собственных разработок, которые можно было бы назвать передовыми. Ни в железе, ни даже на бумаге. Это даже несколько странно, т.к. в родственной софтверной индустрии как раз идей и концепций - пруд пруди. При том, что инженерный персонал у софтовиков и сборщиков - практически одинаковый, образование практически не отличается, возможно люди даже учились вместе.

не хотелось бы, что бы воспринялось как будто я съязвил - но и так недалеко и свои айфоны делать
был же уже опыт с Borton, хотя уверен, что и сами ребята понимали - что это не телефон, а просто звук...

... Представьте, что кто-то из украинских компьютерных компаний первым изобрел нечто вроде MacBook Air. ... а вы представьте какую R&D базу надо иметь, что "породить" такой продукт? Уникальный продукт так на пальцах не сделать из простого желания ...

PS разве что такие мега-проекты как САЛОПУТЕР, он же ПРОЕБУК нас спасут http://saloputer.at.ua/

клавиши планшета вырабатывают электрический ток при нажатии, что позволяет отказаться от аккумулятора в конструкции планшета

это же с какой интенсивностью надо бить по клавишам, да еще и сопротивление выставить - что-бы мощности хватило как на сам САЛОПУТЕР, так и на обеспечение питанием проектора - пусть даже и на LED-технологии.
ИМХО маловероятный концепт, и мечты автора

да и о понятии "работа в дороге-кафе-на коленках" забыли

Ну, с этим автор, разумеется, погорячился.
Равно как и с целесообразностью коммерческого выпуска такого устройства.
Но если просмотреть, условно говоря, 50 таких изобретений, вполне можно найти что-то пригодное для реализации, или развить какую-то идею в проекции на свой бизнес.
А работа в этом направлении, насколько я знаю, вообще у нас в стране и в индустрии не ведется.

Как раз "мощность" R&D-базы обратно пропорциональна инновационности идеи.
Ресурсы в большом количестве обычно требуются для решения задачи "в лоб", т.е., попытки сделать нечто лучше, чем его кто-то уже делает.
Конечно, задача изготовления более дешевого варианта этого "нечто" еще проще, но сейчас ее решение, как мы все видим, уже не дает финансового результата.
Салопутер, конечно, штука безумная, но как раз сбор и всесторонний анализ таких идей дает ключ к развитию бизнеса.
Помнится, пару лет назад Philips с большим интересом относилась к теме изобретательства, проводила конкурсы для изобретателей с привлечением профильных государственных комитетов и т.д. Наверное, что-то знает...:)

Philips конечно знает, особенно знает, что имеет деньги на воплощение и коммерческий запуск этих изобретений (плюс, талантливые сотрудники находятся сами) ...

Владимир Исаев пишет "но возьми 5 процессоров, 3 жестких диска, 3-4 варианта по памяти, плюс порты, экраны, вес и оптику и ты, думаю, найдешь много вариантов, неприкрытых А-брендами".

Это бред. 100% бред. Такое впечатление, что человек ни разу не заглядывал в хотлайн, а впечатление о ассортименте на украинском рынке получает при просмотре витрин ситикома. Если взять глянцевые экраны - модельный ряд одной только Асус перекрывает 200% конфигураций. Если взять матовые екраны - модельные ряды HP+Apple+Остальные закрывают почти весь рынок. Вот только вечно опаздывают на наш рынок.

а вы ноутбуки всегда только по экрану выбираете? Ну это тогда ваши тараканы, не мои :)

Ну... а какие еще характеристики не унифицировались?
А вы свое зрение и зрение своих детей не цените? Это для вас на Прорезной поставили противную квакалку во время зеленого цвета на светофоре?

Ану-ка БЫСТРО, на раз два назвать три важные характеристики ноутбука, которые НЕ встречаются в мейнстримовских моделях.

Ну еще с емкостью батареи играются... И все... улыбаемся и машем.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT