`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Почему Nokia кранты

+125
голосов

Я уже писал про Nokia и ее перспективы в связи с альянсом c Microsoft. Кто-то согласен с моим мнением, другие нет. В продолжение темы я решил предложить перевод материала с довольно интересной точкой зрения.

***

Сейчас уже и не вспомнить, но были времена, когда Финляндия была центром вселенной мобильных телефонов. По мере того, как мобильные телефоны обошли пейджеры, затем смартфоны обошли мобильные телефоны, Nokia была самой яркой компанией в отрасли.

Те времена прошли. Nokia теперь находится на “горящей платформе”, согласно словам директора компании Стивена Элопа. Подходят и другие клише. Например, “тонущий корабль”.

Новый центр отрасли мобильных телефонов находится в Кремниевой Долине, где размещаются Apple и Google. (В Кремниевой Долине находятся еще и HP, которые внезапно вступили в игру со своими телефонами Pre3 и Veer).

Apple и Google побеждают, потому что у них есть выигрышные стратегии. Nokia проигрывает, потому что у нее проигрышная стратегия. Вот так все просто.

К нам приходит Microsoft

Nokia и Microsoft на прошлой неделе анонсировали о партнерстве, в рамках которого Symbian будет заменен на Windows Phone 7 в качестве операционной системы для смартфонов Nokia, которые составляют около 30% доходов компании от продажи телефонов.

Компания продолжит поддерживать платформы Symbian и Meego в определенном ограниченном виде.

Сделка также включает добавление Nokia Maps в карты Microsoft, а магазин приложений Nokia Ovi будет интегрирован в Microsoft Store. Компании будут координировать маркетинговые усилия.

Сделка включает также и другие соглашения, которые, по сути, передают различные продукты Microsoft в Nokia в обмен на массовое распространение Windows Phone 7 на телефонах Nokia.

Акции Nokia упали в цене, и сотни сотрудников компании покинули офисы компании в пятницу, выразив таким образом свой протест против альянса. Они, без сомнений, подозревают (и обоснованно), что сделка принесет с собой и массовые увольнения.

После анонса, в сети возникли огромные войны касательно того, хороша или плоха эта сделка для Microsoft. Лагерь “позитив-для-Nokia” говорит, что ПО Microsoft и инструменты разработчиков – это то, что нужно компании для того, чтобы вырваться из объятий выдохшейся, непривлекательной и устаревшей платформы Symbian.

Лагерь “плохо-для-Nokia” утверждает, что попытка прицепить свой вагон к другому лузеу в войне смартфонов не поможет в спасении компании. Вице-президент Google Вик Гундотра неблагородно написал в твиттер, что “у индейки и индюка не может получиться орел”. Ой!

Моя точка зрения заключается в том, что Microsoft тут никак не поможет. Хотя Windows Phone 7 – значительно лучше операционная система, чем Symbian, проблема Nokia не в Symbian, и решение ее – не Windows Phone 7.

Так в чем же проблема?

Nokia громят Apple и Google, у каждой из которых есть выигрышная стратегия.

Выигрышная стратегия Apple – это предельная простота с помощью ее “закрытого” или “интегрированного” подхода к аппаратной и программной частям, как и невероятно качественный промышленный дизайн.

Выигрышная стратегия Google – это предельная гибкость с помощью ее “открытого” или “фрагментированного” подхода к аппаратной и программной частям.

Обе эти стратегии привлекли миллионы пользователей и сотни тысяч приложений.

Проблема Nokia в том, что она следует проигрышной стратегии других проигравших на рынке, и отказывается от единственных известных двух выигрышных стратегий.

У Nokia есть действительно неплохие телефоны. Но многие телефоны Nokia страшны как китайские безымянные телефоны. Когда люди думают о телефоне Nokia (чего они обычно не делают), они думают о каком-то серебристом, невнятном, общем телефоне, который никто не хочет. Уродливые телефоны Nokia затеняют симпатичные телефоны.

Существует слишком много телефонов Nokia. Это приводит либо к параличу выбора, отправляя тем самым покупателя в истерике к Apple за спокойным выбором, либо же к сожалению покупателя.

Nokia следовало бы прислушаться к совету Стива Джобса, который тот дал руководителю Nike: “Избавьтесь от всякого барахла и сконцентрируйтесь на качественных товарах”.

Брендинг Nokia холоден и бездушен, как брендинг корейских гигантов вроде Samsung и LG. Телефоны продаются как предметы потребления. Большинство телефонов отличается лишь цифрами, к примеру.

По сути, Nokia провалилась в дизайне, в брендинге и в простоте. Windows Phone от Microsoft не решит ни одну из этих проблем.

Чтобы продемонстрировать мою точку зрения, хочу показать пример №1 – веб-сайт Nokia.

Как и у многих других европейских компаний, производящих электронику, сайт Nokia выглядит, как будто он был разработан государственной компанией. Вместо соблазнения меня дизайном, как это делает сайт Apple, компания вынуждает меня выбрать регион. Когда вы это делаете, следующий шаг – это выбор страны. Даааа, Nokia. Это хороший способ зацепить покупателей!

С самого начала я знаю, что как американцу, мне там не поздоровится. Бардак в стандартах американских операторов означает, что Nokia будет выпускать свои лучшие телефоны для других стран. Эх! Ну, пойдем дальше.

Еще несколько шагов, и если мне повезет, я могу начать просматривать бесконечный набор мелких картинок, на которых видно какие-то телефоны.

Так, давайте посмотрим. Я хочу Nokia E72 или 3710? 7020 или 2730? 7020 – число побольше, так это лучше? Какая разница между этими телефонами? Я вынужден заходить и читать огромный список возможностей, чтобы понять разницу? А если я выберу неправильный? Я вижу С6, но мой друг говорит, что С7 шикарен. А где С7? Погодите, а они вообще продают его в США? А есть ли там С4, и если есть, взрывается ли он?

Вот такие вот впечатления Nokia. Я уже запутался, разочаровался, разозлен и обижен, и я еще даже не выбрал телефон.

Когда вы идете на сайт Apple, там есть лишь один телефон – лучший телефон Apple. Вы не можете купить не тот телефон. Вы не можете жить не в той стране.

Понимаешь, Nokia? Нет, не понимаешь.

Позвольте мне продемонстрировать пример №2: Япония.

Годами Nokia инвестировала огромные деньги, пытаясь войти на рынок мобильных телефонов в Японии, 4-й по размеру в мире. Компания так и не набрала больше 2%, вплоть до своего ухода с рынка в 2008 году.

Nokia решила, что проблема была в перенасыщенном японском рынке, и потребители предпочитали японские бренды.
И всего лишь полтора года спустя после ухода Nokia, Apple захватила невероятные 72% японского рынка смартфонов.

Apple преуспела в Японии, где провалилась Nokia, потому что Apple предложила японским потребителям лучший дизайн, лучший брендинг и больше простоты – а не обратное.

Правильная стратегия для Nokia

Стратегия Nokia всегда заключалась в том, что больше – лучше. Это работало в 1990х. Но сейчас, когда информация и слишком большой выбор убивают всех, это САМАЯ ГЛАВНАЯ ПРОИГРЫШНАЯ СТРАТЕГИЯ.

Nokia должна была выбрать Google, а не Microsoft, по одной простой причине: у Android есть приложения.

Однако, теперь, когда был сделан выбор в пользу Microsoft, выигрышная стратегия для Nokia проста: продавать только два телефона.

В мире есть огромный неудовлетворенный спрос на телефон, который не делает ничего, кроме звонков. Nokia может и должна разработать и создать минималистичный, мелкий, супер-надежный мобильный телефон, который не подключается к интернету. У него должно быть лучшее качество связи, лучшая антенна, а время работы от батареи должно измеряться в днях или даже неделях. Никого не волнует, какая там внутри операционная система.

Во-вторых, Nokia должна разработать и выпустить суперсмартфон на базе Windows Phone 7. Он должен обеспечить лучшее качество связи, чем у iPhone (что несложно), обладать лучшей камерой, лучшим экраном, лучшим всем, что есть у существующих смартфонов.

Компания должна запретить Symbian, MeeGo, все ответвления продуктов, жуткий дизайн и использование цифр в названиях моделей. Она должна принять радикальный минимализм и красоту – в “железе” и в маркетинге.

Другими словами, Nokia должна принять выигрышную стратегию Apple. Раз уж Nokia запрыгнула в кровать к Microsoft, но стратегия Google не может рассматриваться. Это оставляет лишь одну выигрышную стратегию.

Конечно, руководство Nokia будет смеяться над этой стратегией. И именно поэтому их ждет провал.

***

Оригинал

+125
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

По-поводу "продавать только два телефона": Это кажется у Войновича в Москва-2042 обязательно должно было быть в продаже два (и только два!) сорта хлеба, сыра, колбасы....

В «Дне опричника».

там есть лишь один телефон – лучший телефон Apple

Такой подход напоминает, изв. за выр. "мне облом подумать головой". Хотя я не стал бы спорить с мнением о том, что iPhone - классный телефон.

Разнообразие телефонов это маркетинг прошлого когда большое количество на прилавке создавало впечатление что телефон популярен. А обычным людям свойсвенно покупать то что покупают другие(Вспомните про базар, чаще люди подходят туда где уже покупают предполагая что тот покупатель выбрал уже самую лучшие яблока).
Так же попыталась сделать и самсунг выпуская неимоверное количество моделей.
Даже КО грешило когда на последней страницы говоря, что WD самые популярные диски основываясь на данных с хотлайна, а все потому что у WD было больше моделей.

Аппл показала что главное не количество моделей, а то что на слуху. И самсунг снова копирует этот маркетинговый ход :-). Да и цены тоже.

Мне кажется что все развивается по спирали. У Форда когда-то был рекламный слоган. "Вы можете купить у нас автомобиль любого цвета при условии что цвет - черный". Это было 100 лет назад.
Вопрос. Будет ли эта стратегия выиграшной для автостроителя в 2011?
Вот и я сомневаюсь.
P.S. Все новое - это хорошо забытое старое. :)

В оригинале фраза Форда звучит как: "Покупатель мог перекрасить свой автомобиль в любой цвет, так как все наши автомобили были черными".
___________________________________
Twitter: @valbudkin

Может быть. Но суть это не меняет. Правда?

Предоставление клиенту возможности выбора и сужение предложения до единственного, продавливаемого производителем — несколько разные стратегии.
___________________________________
Twitter: @valbudkin

NOKIA НЕ КРАНТЫ хотя бы потому что у них отсутствуют столь назойливые задалбывающие и приедающиеся пиарщики как вы, Александр. Да и о том что мяко говоря далеко не всем нужен апарат за сумму больше 200 условностей. Более того- как по мне то сравнительно большую относительно простого аппарата пользу от очень недешевого смартфона НТС я получил лишь отдыхая в горах- там не было под рукой книги и ноута - зато был смартфон и WiFi. Вот и почитал немножко в плохую погоду. Но это по большому счету единичные случаи в жизни большенства.

Да, кстати, NOKIA определенно не конец пока личная маржа яблок на единице товара не ниже сотни процентов. "ЭТО" столько не стоит.

Apple — публичная компания с прозрачной отчетностью. они сами каждый квартал отчитываются о марже на продаже продуктов, и там нет взятых с потолка сотен процентов.
---------------
"Computers are not intelligent. They only think they are."

Слишком большой выбор - проигрышная стратегия Нокии. из за этого я её никогда не покупал и не буду.

Слишком маленький выбор - то что погубит Аплю. Ну если конечно, его правительство США не признает естественной монополией и не запретит разнообразие :)

Идеальных стратегий не существует.
Сейчас такая модная, завтра будет другая ...

"Nokia может и должна разработать и создать минималистичный, мелкий, супер-надежный мобильный телефон, который не подключается к интернету. У него должно быть лучшее качество связи, лучшая антенна, а время работы от батареи должно измеряться в днях или даже неделях."
Вообще-то у Nokia всегда были и есть такие телефоны - вероятно в Америке мало знают о продукции Nokia. А по поводу выигрышной стратегии - надо просто выпускать качественные вещи. Nokia за последние годы выпустила множество моделей глючных и плохо собранных телефонов. Рано или поздно людям надоедает покупать откровенный брак, бегать по сервисам и ждать новых прошивок - хочется, чтобы всё нормально работало сразу после покупки.
А ещё хочется, чтобы в компании не забыли и об обычных телефонах. А то такое впечатление, что всем сейчас только и нужен какой-нибудь смарт с сенсорным экраном, который будет без конца лезть в интернет и каждый вечер просить зарядку...

Статья примерно до середины понравилась, а дальша пошла пурга какая-то :(
По поводу Нокия - время все рассудит, но стратегия действительно выглядит глупой :(
1. Или развивайте свои OS как Apple
2. Или всех и вся (Windows Phone + Android) как это делают HTC и Samsung.
3. Но завязаться на аутсайдера... :( (Перспективный Windows Phone или нет покажет только время)

Мне кажется что лучше бы они выбрали стратегию 2.

Стратегия 2 имеет один жирный минус - надо быстро работать, для этого уволить большую часть сотрудников, которые рисуют презентацию столько времени сколько НТС выпускает новую модель телефона. И пускай она еще полгода подглюкивает, но она есть.

А так хоть Майкрософт оплатит какое-то время затраты на армию закостеневших инженеров.

Linux is like a wigwam - no windows, no gates, aрache inside!

Бог его знает какая стратегия лучшая - но согласитесь выбрали стратегию не понятную даже своим сотрудникам.

Так тогда разорвать и заключить менее экслюзивное соглашение с Майкрософт, выплатить компенсацию, договориться с Гуглом и перенести девелопмент офис в Азию. А всяких толстых и непонимающих финников уволить в шею.

Это будет путь номер 2 и он будет более выгодный для компании, но худший для ее сотрудников, т.к. в финском офисе останеться пяток топов и их секретарши. ;-)

При пути 3 останеться 50%-70% сотрудников... и им это еще не нравиться. Зажрались...

Linux is like a wigwam - no windows, no gates, aрache inside!

>>Nokia может и должна разработать и создать минималистичный, мелкий, супер-надежный мобильный телефон, который не подключается к интернету. У него должно быть лучшее качество связи, лучшая антенна, а время работы от батареи должно измеряться в днях или даже неделях.
Такие телефоны выпускает Филипс :).

Ещё забыли о Qt, который купили, вкладывали деньги, развивали, а теперь придеться забыть о том, чтобы пользоваться этим фреймворком в выпускаемой продукции.
И складывается такое впечатление, что NOKIA, повёвшись на альянс с Microsoft точно так же поступила со всеми своими наработками.

Согласен с автором о том, чем кончится для Нокии этот союз с MS. Не согласен только с причининами. Проблема не в том, что стратегия неправильная, а в том, что она полностью отсутствует.

Если вылезти "из окопа" и оглядется, то можно было бы легко увидеть, что в обътиях MS были уже и HTC, и LG, и Asus, и HP и еще куча производителей. Но только ничем хорошим это не кончилось ддля них. Если бы в MS были бы так уверены в перспективах своей ОС, то почему они не сделали ставку на свои мобилы (их как минимум 2 модели)?

И правильно в одной статье было написано - выигрывают тот, кто привлечет как можно больше разработчиков приложений. Это понимают все. Но как может абсолютно новая платформа, с кучей новых траблов, привлечь кучу новых разработчиков, да еще и на кабальные условия MS - никому не понятно.

По сути это не объединение усилий 2х компаний, а поглощение, при том за сущие копейки.

Ну про кабальные условия - почитайте их у Яблоков. ;-) Такое впечатление, что манагеры (иначе их не назовешь) в Майкрософт просто тупо скопипастили условия от яблоков. %)

Linux is like a wigwam - no windows, no gates, aрache inside!

По сути - яблочники были практически первыми, кто запустил массовый AppStore. Поэтому они себе могут позволить несколько "потискать " разработчиков. У них в этом плане уже есть "жирок запаса прочности".

А для стартапа - как раз наоборот надо доплачивать разработчикам хотя бы только за присутствие, либо какие-то другие "плюшки" предлагать.

И еще, бестолку рассматривать стратегии, если не оценивать их с точки зрения конечной цели. А она очень высока - вернуть себе не менее 40% рынка мобильных телефонов. Но как по мне, то слияние с MS - это просто ход в стиле "а давайте хоть что-нибудь, лишь бы как-нибудь". Для достижения этой цели нужно сотворить какое-то технологичесткое чудо, типа:
- суперматрица 3,5" и более;
- суперпроизводительность, сопоставимая с нетбуком;
- супердолгая продолжительность работы от батареи в активном режиме, не менее недели в режиме ожидания и не мнее 24 часов в режиме разговора;
- суперкорпус, который выдержит даже попадание под колеса авто на оживленном перекрестке;
- суперинтерфейс с кучей перфект скинов, при этом абсолютно халявных;
- как минимум полгода муссирования на рынке слухов о возможностях новой модели, что бы интерес к ней был разогрет до "вольфрамовой температуры";
- цена, сопоставимая, но чуть ниже iPhone;

Также понадобится еще целый каскад сопутствующих гаджетов, типа OviPad, OviPod, OviBook. И все это самым чудесным образом между собой интегрируется и взаимодейтсвувет. А еще в загашнике понадобится целая куча интересных решений, которые нужно будет каждые 2-3 месяца выбрасывать на рынок, а рынок от них должен хором кричать "ух ты!!!!", оплачивать эти радости шока и с замиранием сердца ждать следующих новинок. И так не менее3-4 лет подряд.

А теперь давайте дадим себе ответ - сколько будет стоит достижение этой заветной цели и какова в ней доля участия MS?

--------------------------------
Но как может абсолютно новая платформа, с кучей новых траблов, привлечь кучу новых разработчиков, да еще и на кабальные условия MS - никому не понятно.
--------------------------------
А можно подробней? Я вот пишу под iOS, Android, Blackberry, Win7 Mobile и совсем не понимаю о чем идет речь (это я про кучу траблов).
И еще было бы интересно понять, что такого кабального у MS по сравнению с Apple или тем же Google?

И еще было бы интересно понять, что такого кабального у MS по сравнению с Apple или тем же Google?

----------------
А ты не меня, ты других разработчиков убеди, что для WP7 разрабатывать софт очень выгодно и есть большие перспективы у этой платформы...

А конкретные траблы нужно обсуждать не здесь, для этого есть более специализированные места.

Кабала в том что всего один канал продвижения и продаж. С фиксированной ценой. Продвижение бесплатного софта стоит 20 баксов год за одну программу.

Linux is like a wigwam - no windows, no gates, aрache inside!

Да всё нормально будет.
У нокии огромные продакшн ресурсы, и обороты (железо), которые нуждаются в нормальной начинке.
У МС +/- человеческая юзабельная ОС, которая нуждается в популяризации. Сотрудничать эти компании смогут без проблем так же как сотрудничают НР с МС. Не удивлюсь если у большинства сотрудников МС в скором времени появится телефон Нокиа с WF7.
Конечно же МС немного вправит мозги неумелым маркетологам и техническим директорам Нокии, от этого никуда не деться. т.к. вы сами назвали самые большие проблемы - слишком большой выбор, в котором можно потеряться, отсутствие единого стандарта и т.п., время покажет.
А старые наработки, надо будет действительно забыть как страшный сон.
З.Ы. ИМХО избыточное разнообразие это не причина проблемы, это последствия, а сама проблема в длительном отсутствии грамотной маркетинговой стратегии у Нокии, помноженное на длительное время пребывания компании "в прострации", а может в эйфориии от минувших успехов, плюс частые кадровые перестановки "рулевых". Да и нету в компании ни своего Джобса/Гейтса/Балмера, и небыло никогда.

Одна из причин «утопания Нокии» — семь тысяч дармоедов-сотрудников, которые годами сидели и делали... да ничего, в общем-то. Теперь они сидят и справедливо боятся того, что их поувольняют.

Моей первой мобилой была Nokia-450 (кажется), еще NMT. Отличный аппарат по тем временам. Потом Benefon Delta. Ужас.
Потом начались GSM-аппараты. Из них безусловно лучшим был Siemens SL-45. Средний срок использования аппарата был 1,5 года. Потом купил Nokia-6680. Которым пользуюсь до сих пор. С 2005 г. только карточку SD обновил.

Нет_причин_менять.

Не дай боже Майкрософтовым продуктом на мобилы Нокиа попасть...

Прочитал всю статью, думал сто-то стоящее, но по факту оказалось что этот текст - типичное бездоказательное говнище.

Автор пишет про свои эмоции а не про реальное состояние дел.

За трату чужого времени автору -100500

Саша отличный материал - спасибо!
Посмотрел "комментсы" и стало очевидно, что писали их либо люди, которые могут позволить купить iPhone 4 (хотя речь о нем в контексте, но по сути), либо те, кому он недоступен в силу разных причин :)))
Поэтому...скажу...
Люди! Не злитесь!
Работайте лучше, копите деньги и у вас тоже будет iPhone 4, и все споры, статьи, размышления о нокиях, гуглофонах и прочих смешных виндовсфонах вас перестанут цеплять "за живое" :)
Примите объективную правду жизни-перестаньте себя мучить :) Наслаждайтесь лучшим :)

Пользуюсь N97 с момента ее появления на рынке.
Отличный телефон, с превосходной клавиатурой.
Единственные претензии - к дизайну, простоват.
У жены - третий айфон, у дочери - четвертый.
Пробовал их - мне не подходят.

Проблема не в Нокия, а в той шумихе, что поднялась вокруг - ну чисто "египетская революция" - все против, только не знают за что.

Сайт у Эппла крайне неинформативен - красиво и бесполезно.
У Нокия тоже не идеал, но никаких проблем с поиском нужной информации не было.

Что до качества продукции - если не шуметь о проблемах - никто их и не заметит. Многие ли в курсе о тотальном браке с 8600 видео у макбукпро или о засасывании пыли под стекло монитора у аймаков?

Дай бог, чтоб у Нокия все получилось.

Сайт Appla # 33 в списке юзабилити сайтов известных ИТ компаний. Потому что лояльные и честные пользователи схавают и так ;)

Когда не можешь опровергнуть факт, дискредитируй свидетеля. Злыденная практика настоящих патриотов :)

А я скажу: какой убогий черно-белый должно быть мир (внутренний), в котором люди деляться на тех, кто купил себе прешез, и на остальных бедняжек.

Бурления то субстанции не от смешных мыслей, а от введения гадящего коня в сенат. Это тактика тролления, и реакция на нее никак не характеризует способность отдельных сенаторов купить не то что телефон, а даже квартал, в котором вы живете. Скажи мне, кто твой друг, и я разорву тебе ... шаблон. Гггг

ОУ! какой коментс, Volodymyr!
Художественно - образный, иронично - замысловатый... и даже "какбе" опосредованный... не касающийся персоналий напрямую... На первый взгляд :)
А на самом то деле... "Нечего возразить по сути - покритикуй форму". Вот настоящая стратегия мегатроллей :)))

Так заполучите, АЛАВЕРДЫ:

Ужасный "убогий черно-белый" мир у тех, кто не смотрит на него через Retina дисплей iPhone 4 - у остальных он яркий цветной и часто смешной, от некоторых персонажей, которые в нем мелькают :)

По части "коня", трудно спорить с глубоко законспирированными Корейко, и прочими "сенаторами", покупающими кварталы (Ггг) - потому как тут Саша П. в "сортах лайна не знается" - им то виднее :)

Зато, конвульсивно дергающихся "гигантов" софто и телефоностроения он умыл четко :) И заодно предложил, ненавязчиво, пользоватся тем, что является ЛУЧШИМ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ - в чем я с автором глубоко солидарен.

НО, если хочется "не искать легких путей", и по советской привычке "извращатся" с мантрами "оно то конечно Г, но вот завтра..." - то возразить таким глубоко духовным и бесконечно интеллектуальным людям нечего :)))

За сим удаляюсь, надеюсь не повредив никому "шаблон" :)))

Чому 2 і чому заборонити Symbian та MeeGo? Може 3: просто телефон, смартфон (Win) та планшет (MeeGo)?

Ой, ребята, вы так всё усложняете.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT