`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Почем айфоны? Отдай за 178,96!

+57
голосов

Вчера-позавчера по интернетовским весям, как англоязычным, так и русскоязычным, большими буквами промчалась новость о стоимости iPhone — точнее, стоимости компонентов, из которых этот iPhone состоит. Магическая цифра в 178 долларов 96 центов, выданная компанией iSuppli, практически зомбирует читателей, многие из которых начинают в очередной раз брызгать слюной и доказывать, что Apple всех нае… то есть обманывает, а те, кто платит за телефон его розничную стоимость — те лохи и жертвы искривленной реальности Стива Джобса. Однако, не надо забывать несколько важных вещей, о которых, возможно, я даже уже как-то писал, но не лишне будет напомнить еще разок.

isuppli-1-090624-3

Сначала о мелочах. Я сперва замахнулся написать, что эта цифра в 178,96 долл состоит только из запчастей, но затем, сверившись с первоисточником, обнаружил, что производство туда все-таки входит — целых 6 долл 50 центов. Тогда уж, чтобы закрыть тему с мелочами, я бы добавил сюда еще упаковку продукта и то, что лежит в упаковке (кроме телефона, конечно). В частности, сама коробочка, разные пакетики-оберточки, наушники, док с USB кабелем, блок питания для подзарядки аккумулятора без компьютера, документация и, самое важное — инструмент для извлечения SIM-карты. Конечно, все это суммарно обходится Apple, наверно, в 2-3 доллара, но тем не менее, тоже важная часть продукции.

Логичным продолжением части про упаковку следует назвать доставку — ведь надо же забрать собранный и упакованный телефон с завода, и довести до страждущих покупателей. Причем эти покупатели не в одном месте находятся, а по всему миру, поэтому возникает вопрос дистрибуции техники, от завода до Apple Store и других дилеров. Конечно, все они получают технику в определенных дистрибуционных центрах, которых у Apple есть несколько по всему миру, но дистрибуция — это тоже дополнительные деньги. Все дистрибутеры и дилеры тоже хотят получать что-то за усилия по донесению техники до конечного потребителя, и если в случае прямой линейки “Apple->Apple Store” маржа может быть минимальной, то в случае удлинения цепочки на локальных дистрибютеров и дилеров (не будем показывать пальцем на Россию) цена устройства значительно возрастает за счет… хм… этой цепочки.

Опять же, продолжая тему дистрибуции, нельзя не упомянуть расходы на продвижение продукции — другими словами, рекламу. Это в России или Украине Apple не рекламирует свою продукцию напрямую (для этого у дистрибутера может быть рекламный бюджет из выделенных Apple денег — но может и не быть), а в других странах расходы на рекламу (ТВ, печатная, наружка) могут быть очень большими. Помню, я как-то ехал на поезде из Нью-Йорка в Бостон, и выйдя на вокзале в Бостоне, был поражен тем, как он был практически полностью завешан рекламой iPod. Расходы на рекламу, короче говоря, тоже входят в то, что потом формирует финальную цену продукта. Мне сложно оценить долю маркетинговых расходов в цене продукта, но она может быть довольно значительной.

apple-ipod-advertisement-Hong-Kong-Steve-Webel
Реклама iPod в Гонгконге (трафик)

Дальше мы подходим к фундаментальным вещам, которые в рамках данной статьи сложно вычленить в количественном выражении. Например, это то, что называют Research & Development — фактически, разработка устройства. Одно дело — список железок, которые озвучивает iSuppli, а другое дело — кто и сколько времени придумывал, как эти все железки лучше разместить. Это работа высокооплачиваемых инженеров Apple, которые придумывали компоновку устройства, подбирали эти комплектующие, засовывали это все в красивый корпус, тестировали, потом начинали сначала, и тд. Конечно, эти расходы будут разнесены на стоимость будущего устройства, но в списке iSuppli они не будут видны. Кстати, по некоторым компонентам iSuppli не смогла идентифицировать производителей, что означает, что цена может быть “среднерыночная”, так что на это тоже надо делать поправку.

И вторая фундаментальная вещь, никак не учтенная в списке iSuppli — это операционная система устройства, та самая iPhone OS (на данный момент в версии 3.0), которая обеспечивает работу устройства и интеракцию с пользователем. Именно она, как мне кажется (как и Mac OS X в Маках) является той “изюминкой” устройства, которая делает устройство недостижимым для конкурентов. Да, конечно, у iPhone OS и Mac OS X общее ядро (которое, возможно, даже собирается из одних исходников — не уверен в этом), но это все равно — работа сотен разработчиков, которые это ядро разрабатывают, а затем еще другие разработчики программируют все те функциональные возможности, которыми обладает iPhone. Ну, и менеджеры проектов тоже, как бы их не не любили программисты.
Фактически, это все — продолжение тех же Research & Development (R&D), но уже в софтверной сфере. Опять же, часть расходов на разработку iPhone OS уходит на iPod touch, в котором используется та же операционная система, правда, чуть модифицированная, чтобы отразить отличия между устройствами. А к разработке нужно обязательно добавить всевозможное тестирование, без которого каждый выпуск обновления превращался бы в полный ужас.

А есть еще небольшая, но важная часть стоимости продукта — патентные отчисления. В частности, некоторые кодеки, используемые в iPhone, а также, возможно, другие аудио-подсистемы устройства требуют этих самых отчислений — счет идет на копейки, конечно, но тем не менее, они есть. Плюс там Creative “выдурила” у Apple какое-то количество денег (100 миллионов долларов, кажется) за патенты по графическому интерфейсу плеера. Еще есть, например, расходы на серверную часть (я говорю не об онлайн-услуге MobileMe, которая оплачивается отдельно) — например, те сервера, с которых устройства скачивают обновление прошивки. Не говоря уже про зарплату Джобса и топливо для его реактивного самолета (а уж во сколько обошлась новая печень…).

Короче говоря, я к чему это все? В следующий раз, когда увидите подобный анализ, не ведитесь на фразы “остальное — чистый маркетинг”. Просто включите голову и подумайте о том, что не железками одними… Это как в анекдоте про рабочего, выносящего с завода запчасти — дома он как не собирает запчасти к швейной машине, все равно пулемет получается. Так и здесь — комплектующие из списка iSuppli практически все доступны — “бери да собирай”. Однако, попади они в руки к Microsoft — все равно же Zune получится. К запчастям нужна голова, и это у Apple точно есть.

PS. Отвечая на вопрос “так почем же iPhone?” — я думаю, что реально, если отнести на него все связанные расходы, его себестоимость для Apple может составить около 350 (до 400) долларов. Учитывая традиционную маржу Apple в районе 30% и розничную цену у AT&T без контракта в США 600-700 долларов (у AT&T тоже, наверно, есть своя маржа при продаже), я бы сказал, что цифры сходятся. Надо позвонить Джобсу, уточнить, что ли… Заодно и про снятие статьи про Snow Leopard выясню.

+57
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Надо позвонить Джобсу, уточнить, что ли… Заодно и про снятие статьи про Snow Leopard выясню.

Обязательно позвони, и спроси когда Apple выпустит iBook.

И вторая фундаментальная вещь, никак не учтенная в списке iSuppli — это операционная система устройства, та самая iPhone OS

Я думаю, что это самая дорогая часть в iPhone.

Ага, вы ему еще на мобилу (ай-фон) позвоните и про цену новой печени спросите. он вам все расскажет.

Очень интересно посчитана себестоимость - до 400. Это по сути означает что *маржа 30%* - это не маржа валовой, а маржа операционной прибыли. Ну это невиданная в производстве электроники наглость :)

ну не совсем так. про налоги я действительно ничего не упомянул, но оно примерно где-то так и получается.

При цене продажи 700 долл Gross Margin составляет примерно 75%. Это и есть невиданная наглость в мире электроники :)
Молодцы, красиво сливки снимают :)

Интересно только, через сколько веремени всетаки появится толковый клон. И насколько Apple сможет работать тогда на рынке, где уже не таких сверхприбылей. Не так важно, кто его первый выпустит - HTC, Blackberry, Palm ....

Для сравнения
IBM Gross margin - 44,55%? operating margin 15%
http://www.ibm.com/investor/financials/financial-snapshot.wss
И это компания, в доходах которой очень высокий удельный вес софта и сервисов.

Dell - gross margin 17-18%.

http://i.dell.com/sites/content/corporate/secure/en/Documents/FY10_Q1_In...

Apple’s ”Non-GAAP“ figures it provided for Q4 implies that 3G iPhone GM was 47.8%.

Правда, там же (http://seekingalpha.com/article/108240-apple-calculating-q4-gross-margin...) есть фраза:
According to my calculations, deferred revenue booked from Q4 iPhone sales carries a 55.5% gross margin.

а сравнение с dell некорректно, имхо, так как они с Apple работают на совершенно разных рынках, у Dell — массмаркет, у Apple — premium.

Сравнение Apple в разрезе производства iphone с Dell на мой взгляд корректнее IBM, поскольку производит в основном оборудование, а IBM половину дохода, если не больше, получает от софта и сервисов. Это один рынок, хотя и, согласен, разные сегменты.

55,5% тоже очень "некисло" для оборудования. Готовых "клепать это дело" с GM хотя бы 30% - пруд пруди. А у когото еще и с производством получше, себестоимость ниже (это намек на Samsung, скажем).
Появление серьезных конкурентов - вопрос первого удачного клона iphoneOS, который будет субъктивно восприниматься пользователями как "не сильно хуже". Это "не сильно" компенсируют чуть лучшими аппаратными возможностями - предельно просто - чего нет в айфоне - слота для SD карт, нет сменной батареи - вот вам пожалуйста....

PS Ну типа да здравствует конкуренция :)

конкуренция — это очень хорошо, конечно, в итоге не даст Apple сидеть на заднице и пожинать лавры. только вот айфону два года уже, (а если считать с момента анонса — то и два с половиной). Iphone-killer-ов уже навыходило немало, но только сейчас вышли Android и webOS с устройствами, которые, по крайней мере, заставляют почесать репу и задуматься.

Да, долго не чесать репу вредно для здоровья.
Могу от себя добавить, что предопределило полгода назад выбор в пользу win mobile
0) Цена в это список не входит. В прошлом году Iphone прекрасно брался на бонусы -акции-шмакции за продажуоборудования, если было желание.

1) Неспособность работы в качестве модема. Я искренне рад за компанию AT&T и ее прибыли, но какое мне до нее дело, если я пользуюсь украинским оператором??

2) Несъемная батарея.

3) нестандартный интерфейс зарядки и взаимодействия с ПК (пардон, господа, но проприетарные кабели - это зло. Есть прекрасный интерфейс mini-usb. Равно как и проприетарный софт для подсоединения девайса и заливки на него файлов. Нормально, когда девайс виден как USB диск, а все остальное от лукавого, включая Active Sync :) Ну а Itunes я еще просто не люблю :)

4) нет слота для карт памяти. Это не очень важно, но желательно

5) работа с exchange (fixed вроде в 3gs).

6) поддержка ВПН соединений (а воз и ныне там, хотя при реализованном первом пункте можно было бы и обойтись. )

В итоге - коммуникатор на win mobile. несмотря на очевидную ущербность его интерфейса и работы touch screen в частности по сравнению с Iphone.

не то, чтобы я хотел пересадить весь мир на iPhone — если человеку нравится WinMo, то ради бога, но 1 — fixed в 3.0 (до этого можно было сделать сторонними утилитами), 2 — да, реальная лажа при активном использовании, 3)имхо, мелочь, но кому как. 4)ну правда же мелочь, при наличии 8-32ГБ памяти, 5) работа с Exchange появилась еще в прошивке 2.0, вышедшей год назад, 6) VPN тоже есть с 2.0 (http://support.apple.com/kb/HT1424?viewlocale=ru_RU)

3- редкостная не-мелочь, когда начинают плодиться сначала просто зарядки, а потом автозарядки. а так я имею два кабеля, один в докстанции, второй в автоадаптере, и заряжают все.
Ну почти все, есть еще mp3 плеер с проприетарным кабелем. Sandisk'у незачет за кабель :)

я все же сказал бы, что это индивидуально — у меня дома несколько айподов, так что кабель для айфона не проблема, да и в машине тоже интеграция с айподом-айфоном.

Подарок разблокировка его )
или кому надо обращайтесь разблокирую

Не будет уже у него конкурента ИМХО.
У iPhone неприлично огромная база ПО и что немаловажно для многих, среди этого ПО есть игры способные по играбельности тягаться с PSP. iPhoneOS - это то, чего никогда не будет у Samsung.

Коллеги, читал эту статью и другие статьи Александра, но кроме личной неприязности к Apple ничего не чувствуется у автора. Частенько здравая критика просто переходит на личный разбор.
Отчено же никто автор не вспомнил о конкурентах, т.н. iPhone-Killers и самое главное об их цене и стойкости их ОС.
Или же Snow Leopard - давайте поговорим о Win Visa или Win 7.

Я и сам пользуюсь WinXP и HTC - все на Windows... и тут нареканий в десятки раз больше чем к Apple, думаю если бы ценовая политика у Apple была бругой, всем основным конкурентам пришлось бы не сладко.

Жаль, что за громкими названиями стаей автора, маловато конструктива.

Перш за все варто начеканити "свиток" в iSupply для того щоб вони внесли корективи в методику розрахунку вартості компонентів...

Хоча фундаментальні напрацювання покладені в основу технологій однаково вирахувати точно неможливо...

Просто як адаптація принципу невизначеностей Гейзенберга...

Все в нашому житті лиш рівновага абстракцій...

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT