`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Пингвины в школах

+26
голосов

У меня уже был материал полуторагодичной давности о проекте продвижения “Свободного ПО” в школах. Если вкратце — то там речь шла о том, что есть намерение установить в школах различные дистрибутивы Linux вместо коммерческих пакетов Microsoft и других производителей.

maquettetuxlinuxentouraky2
Собери себе пингвина — по клику большая картинка

Сама идея сэкономить на закупках ПО и сохранить деньги в государстве, конечно же, правильная, только не надо забывать о том, в какой стране мы живем — в той, где всегда хочется как лучше, а получается как всегда. Я в той статье высказывал свои предположения о том, что на самом деле может происходить под завесой акции “дайошъ пересбор ядра Linux каждым ребенком!”, но поскольку деньги там замешаны, похоже, немаленькие, то “васька слушает, да ест”. Вот не замедлило наступить и веселье.

В частности, из статьи в CNews следует, что компания, которая тиражирует диски с ПО и учебными материалами, записала этот диск неправильно, и поэтому все файлы приобрели нечитаемые имена.

pspo4_49c92

«Вторая ошибка, в отличие от первой, не делает диск непригодным к использованию, файлы с неверными именами можно открыть, – говорит CNews Алексей Новодворский, заместитель генерального директора «Альт Линукс» (компания-разработчик ПО, рассылаемого в школы. Прим. CNews). – Другое дело, что эта ошибка создает для учителей, начинающих изучать Linux, серьезные неудобства. Если второй раз присылают брак, то это вызывает у получателя как минимум раздражение».

А вот и страничка с инструкцией о том, как эта проблема решается:
pspo5_f4ef3

В данном документе содержится список действий, которые необходимо предпринять учителям, получившим диски во второй рассылке, «для корректного отображения в среде Линукс pdf-файлов с русскими именами»

УЧИТЕЛЯМ!!! Учитель должен зайти в терминал, и залогинившись по рутом, должен сказать драйверу монтирования диска, что в следующий раз данные файловой системы диска надо показывать в UTF-8. Интересно, сколько учителей умеют пользоваться терминалом? Сколько из них сделают ошибки в наборе довольно длинных команд в командной строке? А сколько просто плюнет, и скорее будет открывать все документы подряд, пытаясь запомнить, где какой документ находится?

Конечно, в статье CNews, которая тесно связана с РБК, которая, в свою очередь, тесно связана с разработчиками дистрибутива Linux, рассылаемого в школы, во всем виновата компания, которая штампует диски и рассылает ПО по школам. А я, почитав статью, почему-то подумал, что вполне может оказаться, что просто в Linux, который попал в школы, вполне может оказаться просто кривой драйвер, отвечающий за чтение файловой системы DVD. Иначе зачем еще надо в терминале указывать драйверу (программе, монтирующей диск) работу с кодировкой UTF-8?

Собственно, когда я писал первую статью, я примерно этого и опасался — что получится “как всегда”, в результате чего пострадают, прежде всего, учителя и дети. Идейным борцам за продвижение Linux хорошо — он-то как раз продвигается. Бизнесмены свое бабло за этот проект тоже получат, откаты сделают, и тоже останутся довольны. А вот конечным пользователям потом с этим как-то придется жить и работать — перепечатывая команды в терминал, борясь с неправильно отображенными именами файлов и кто его знает еще с чем. Грустно.

+26
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Стоп, так зачем тогда такой учитель информатики нужен, если он не может скопипастить в терминал нужные команды, чему он научить тогда может? Мышевозанью по менюшкам Офиса? Кроме того, до сих пор изучают протухший и ненужный Турбо Паскаль, уж разбирающемуся в нем учителю информатики освоить терминал трудностей не должно составить.
Да и обучать нужно больше не конкретному ПО, а более общим принципам, которые весьма похожи, по крайней мере в логике работы с файлами и UI.
И я думаю, что Линуксу в школе самое место, чем по кнопочкам в МСОфисе елозить и в IE6 сайты просматривать лучше вон пускай изучают и осваивают терминал, bash, в идеале ТеХ. А что, мозги молодые, всё усвоят.
А проблемы в России объясняются банальной тупостью и дилетантизмом исполнителей госзаказа (непонятные фирмы зарегистрированные на Кипре) до этого дела с Линуксом совершенно не имевшими. Они подготовили образ в виндузятной программе и накосячили с кодировками (что неудивительно при использовании Виндоуз). Я даже думаю, что это в своем роде саботаж Линукса конторами торгующими ПО от Микрософта.

далеко не все дети будут программистами. более того, огромное большинство детей НЕ будет никогда программистами. они будут пользователями, и им не надо забивать голову строением ядра и виртуальными файловыми системами. только потому, что есть возможность детям вложить это в голову вовсе не означает, что это надо делать. и речь ведь идет не о том, что "компьютер изучаем только на информатике" — компьютер все больше используется и на других уроках (по крайней мере, в Москве), и поэтому речь идет не только об учителях информатики, которые могут быть более-менее квалифицированными (да и то, у меня в университете преподаватель информатики — это был ужас, до сих пор содрогаюсь) — а об учителях других предметов, на которых используются компьютеры.

А ALTы, где? Почему не было проверки? Такой подход подрывает авторитет Linux. Тем самым перечеркиваются все усилия сообщества миллионов разработчиков. Хотите "воспитать" неприятие учителями данной ОС - повторите то же действие и эффект будет достигнут. Согласен с предыдущими ораторами, школе скорее нужен Linux или любой вариант - BSD, Open Solaris (логика, логика и еще раз логика!!!). Существующую школьную программу надо менять - для детей она просто вредна!!!

>далеко не все дети будут программистами.

И далеко не все дети будут биологами, математиками, физиками, химиками, более того интегралы и закон Ома им может ну совсем никогда не пригодиться в жизни. Это не аргумент. Информатика тут равноправна с другими дисциплинами, почему тогда она должна быть примитивной и давать сомнительные знания офисного пакета одной компании (да и то масса людей после школы даже не знает об «выравнивании по ширине» и как пользоваться линейками, ужас).

Насчет качества обучения -- это больше к «консерватории» вопрос. Но учитель информатики должен давать качественное обучение компьютерной грамотности, то есть основным принципам и логике, которая поможет освоить ребенку любую современную ОС.

Кроме того, моя 9 летняя сестра как-то не собирает каждый день ядро и при этом пользуется интернетом и смотрит мультики в Убунту без каких либо проблем. Потому что она пользуется прикладным софтом, и ОС лишь среда для его выполнения. Firefox тут такой же как и в Виндоус, Totem прост и понятен даже ребенку. Она без проблем поняла принципы работы с sudo и копирует файлы с диска через Наутилус. Разве 15-16 летние школьники не смогут разобраться в современном Линукс? Ну просто смешно. Вон раньше школьники писали на асме и Бейсике для Спектрума и ниче, многие стали отличными программистами.

Кроме того Винда почему-то отучает людей пользоваться справкой, меня это жутко бесит. Линукс пользователи в массе своей намного грамотнее, хотя бы потому, что сначала ищут в гугле описание проблемы или используют man, а потом уже дергают живого человека. Вин-пользователи, такое впечатление, о справочной системе даже и не подозревают.

Ну и на то она и голова, чтобы ее забивать знаниями. Человек должен стремиться к широкому кругозору, а не быть ограниченным «пользователем» по жизни.

в том то и дело, что учат сейчас зачастую детей не выравниванию по ширине и пользованию линейками, а программированию на бейсике и турбопаскале. поэтому они и не знают офиса. я не настаиваю, что нужно их учить MS Office — общий принцип будет понятен и из OpenOffice. и дело тут, к сожалению, не в учителе информатики — учебную программу спускают сверху, и учителю приходится излагать то, что положено.

я не говорю о том, что в линуксе больше нечего делать, как ядро собирать. но когда я был на конференции о "Свободном ПО в школах", сборку ядра преподносили как одно из преимуществ линукса. да, конечно, терминал кто-то из школьников осилит, и с sudo справится, только зачем? зачем забивать им голову всем тем, что им не пригодится в жизни? мне крайне нравится американская система образования, потому что она безгранично практична — да, она не дает широких знаний детям, но она их готовит к реальной жизни, к тому, с чем они сталкиваются, и этим она на порядок лучше советской системы, не говоря уже о том, насколько спокойней она для психики ребенка. но я отвлекся.

Просто какое-то злорадство. Накосячили с дистрибутивным диском — так что ж, Линукс виноват? Если так же накосячить в винде — боюсь, решение на учительском уровне может вообще отсутствовать.

Не говоря уж о том, что все описанные в "инструкции по самоспасению утопающих" действия можно засунуть в скрипт, а учителю дать инструкцию покороче:

  1. Скачать (или набрать) файл скрипта;
  2. Дать ему права на запуск (один раз!) — команда chmod проще команды mount (а если училко и с ней не способно справиться — в топку локалхоста такое училко!);
  3. Запустить скрипт;
  4. Когда спросят — ввести рутовский пароль.
  5. PROFIT!

Кстати, способность пользователя (учителя или ученика — не важно) решать возникшие проблемы, особенно когда есть чёткая пошаговая инструкция — это кроссплатформенное must-have–умение. А если юзер при каждом случае нештатного поведения системы будет задирать лапки и истошно звать одмина — зачем вообще такая подготовка? Это и сегодняшние выпускницы курсов подготовки бухгалтеров ыкономических университетоф умеют.

«я не говорю о том, что в линуксе больше нечего делать, как ядро собирать. но когда я был на конференции о "Свободном ПО в школах", сборку ядра преподносили как одно из преимуществ линукса. да, конечно, терминал кто-то из школьников осилит, и с sudo справится, только зачем? зачем забивать им голову всем тем, что им не пригодится в жизни?»

В том то и дело, что в Линуксе есть такая возможность! Линукс и свободное, открытое ПО дает безграничные возможности. Делай с ним что хочешь, изучай, дописывай, в этом вся идея. Уже поэтому он должен быть в школе, так как дает максимальные возможности и свободу не требуя в первую очередь траты денег. Как свободны и открыты для ребенка законы Ньютона так и Линукс дает возможность полного изучения, вплоть до исходников. Я думаю, аргумент понятен.

А оттого, что ты умеешь пользоваться терминалом и sudo ведь голова не заболит, как будто это такая сложная и непосильная задача.
Но умея и зная ты можешь извлечь неожиданные возможности и пользу, масса вещей быстрее выполняется через консоль, или с помощью скриптов. То что в Виндоус забили на терминал -- это не значит что это архаичный интерфейс прошлого, он имеет свои преимущества, и МС это осознает допиливая свой PowerShell.

А жизнь она такая штука, что очень сложно предугадать, что тебе пригодится, а что нет, но лучше быть максимально готовым заранее.

вы знаете почему Шерлок Холмс не был знаком со строением Вселенной? :)

Могу предугадать ответ: "Потому что ему это было не нужно"?
Ответ неправильный. В книге отмечается, что Шерлок Холмс часто производил какие-то "непонятные" опыты, в т.ч. химические. Зачем бы ему это?

хорошо, я по-другому спрошу. скажите, у вас дети есть?

А почему Вас ето интересует? ;)
Т.е. что от этого меняется?

мое мнение такое, что как только вы отходите от чистой теории "а хорошо было бы..." и начинаете применять практику на себе (в данном случае — на своем ребенке), то восприятие у вас поменяется.

adobr
Хорошо. У меня дети есть. Я их, вернее её сразу познакомил с Линуксом. Она сейчас уже почти дипломированный биолог. Всё делает в Линуксе. Это что-то меняет?

а что вы хотите изменить? Очевидно, в ее сфере деятельности Linux подходит. Мы же говорим о детях подросткового возраста и школьной программе.

adobr
Я? Вопрос про детей задавали Вы...
И тогда почему Вы считаете, что детей нельзя учить Линуксу в школе? Если во многих сферах деятельности он "подходит" да ещё и деньги экономит...

 

Выскажу свое мнение в виде тезисов:

1. На данный момент польза от использования Линукса в школах есть. Главный акцент - это бесплатная система, которая хороша для учебных, акцентирую - учебных задач. Практическая польза от нее меньше, но кто знает, что будет через 10 лет, когда нынешние дети полученные знания станут применять на практике? Не исключено, что UNIX-системы будут распространены более широко, чем сейчас.
2. Детей необходимо знакомить и с ОС Microsoft, именно с точки зрения практической полезности.
3. Корень проблемы лежит не в использовании Линукса, а в кривой реализации, как было справедливо замечено выше.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT