`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Перспективы Windows Phone 7

+28
голосов

Сегодня на встрече у заказчика довольно долго обсуждали ситуацию на рынке мобильных платформ, в первую очередь, пытаясь понять, какие платформы имеет смысл поддерживать в будущем, есть ли у них перспективы для запуска на них приложений. iPhone — это, конечно, хорошо, но не iPhone-ом единым, как говорится.

Много времени было посвящено обсуждению Android и его шествию по планете (если вкратце, то пока что вроде выглядит перспективно, но есть нюансы, и об этом я уже неоднократно говорил на страницах своего блога), упомянули даже BlackBerry (прикольная платформа, но пользователи там практически не покупают приложений, предпочитая использовать ее для почты, а 35% пользователей BlackBerry мечтают о том, чтобы сменить ее на iPhone), а затем зашла речь о Windows Phone 7 Series. Мол, “да сейчас вот выйдет семерка, она всем покажет кузькину мать”. Ээээ, not so fast!

Про Windows Phone 7 Series (для упрощения будем называть ее дальше WP7S) я уже писал, когда ее только анонсировали в феврале на выставке мобильных достижений в Барселоне. Тогда я даже похвалил Microsoft, что у меня случается нечасто, но когда это заслуженно, то я могу похвалить кого угодно :) . С тех пор в прессе появлялась дополнительная информация о возможностях (и ограничениях) новой мобильной ОС, а на проходящей в это время в Лас-Вегасе конференции MIX про новую ОС рассказали еще больше. Меня, правда, Microsoft туда почему-то не позвала, поэтому буду говорить то, что думаю придется ориентироваться на то, что я о WP7S посмотрел-почитал в сети.

Конечно же, вопли пользователей предыдущих поколений Windows Mobile по поводу ограничений новой системы будут раздаваться еще очень долго. Еще бы, когда у вас в один миг отбирают многозадачность, copy/paste, совместимость со старыми приложениями, и заставляют устанавливать приложения только из одного места (не того места, о котором вы подумали, а из Windows Marketplace), то еще не так взвоешь. Порадоваться такому могут разве что фанаты Apple, но не о них сейчас речь. Поэтому изо всех уголков интернета слышны признания пользователей старой WinMo, что на WP7S они переходить не собираются, потому что это уже ни “в какие рамки не лезет”. Такой подход может стать одним из предвестников того, что Windows Phone 7 Series с распростертыми объятиями будет ждать не успех, а нечто противоположное.

В своей первой статье я уже писал (обожаю, знаете ли, себя цитировать):

Но более интересный вопрос, который не выходит у меня из головы — а не поздно ли? Не окажется ли так, что этот замечательный релиз (при условии, что он окажется замечательным не только на картинках и видео, а в реальных условиях) просто опоздал на пару лет, и доверия к мобильной ОС Microsoft не вернуть? Не ждет ли Windows Phone судьба Zune, который ммм… как бы это помягче сказать… не взлетел? Тогда, правда, Microsoft выходила на новый для себя рынок, а тут она сможет отталкиваться от базы Windows Mobile, только вот база тоже как-то не сильно крепкая. Ну и конкуренция накаляется — тут и Apple с iPhone, и Google с Android, и Samsung с Bada, не говоря уж про RIM и Nokia.

Вот и сейчас меня преследует все та же мысль — что Microsoft со своей новой системой просто опоздала, годика так на 2-3. Появись WP7S в 2007 году вместе с iPhone (а лучше даже раньше!) — цены б ей не было, а сейчас новая мобильная Windows от Microsoft похожа на марафонца, который выходит заменить своего уставшего коллегу, только остальные участники уже оторвались примерно на половину дистанции. Да, он выглядит отдохнувшим, свежим, полным сил и желания пробежать дистанцию, только шансов догнать остальных участников как-то совсем-совсем мало. Помним, однако, что не появись iPhone в 2007 году, то ни такого красивого и функционального Android, ни новой WP7S не было бы, но это другой разговор: Apple по праву заслуживает похвалы за то, что она, выпустив iPhone, хорошенько встряхнула застоявшееся болото мобильного рынка, где неспеша “тухли” Windows Mobile, Symbian и прочие.

Но, кроме того, что “слишком поздно” и того, что в новой системе произошли слишком радикальные изменения, чтобы можно было рассчитывать на еще остающуюся у Windows Mobile аудиторию (а это примерно 15% рынка смартфонов в США), есть и другие причины, по которым перспективы WP7S выглядят несколько мрачновато. Я напомню вам один очень примечательный график, который хорошо иллюстрирует то, откуда у Microsoft денежки:

Как видите, основные деньги компания зарабатывает от продажи Windows, а также продаж серверного офисного ПО. Остальные начинания компании денег приносят очень мало. Это иллюстрирует тот факт, что компания может зарабатывать только на тех рынках (серверное и офисное ПО), где она может хорошо эксплуатировать свою модель привязки к продажам операционной системы Windows. Фактически, если уж называть вещи своими именами — это те рынки, где Microsoft использовала свое монопольное положение с десктопной ОС для того, чтобы навязать там свои же решения. Я не вижу, как Microsoft может повторить этот трюк в случае с новой мобильной операционной системой, если они даже старую мобильную ОС не особо распространили, а как только появились достойные конкуренты, так она вообще сразу “сдулась”.

Немаловажным фактором успеха будущей мобильной ОС является также ее поддержка со стороны разработчиков. Но тут получается своего рода замкнутый круг: если к системе будет достаточный интерес со стороны пользователей, то будут появляться и приложения для нее. Однако, пользователь нынче разбалованный, и глядя на платформу, хочет, чтобы там тоже было “много тыщ мильйонов” приложений, как для iPhone. А если приложений для платформы нет, то она пользователю уже не так интересна, соответственно, падает и без того микроскопический интерес разработчиков к платформе, и разорвать этот круг очень-очень сложно.

Важно и то, что Microsoft остается завязанной в вопросе производства и продаж телефонов на партнеров — компаний, которые и будут эти самые телефоны делать, продвигать и продавать. Когда Microsoft всячески пытается копировать Apple, выстраивая похожую экосистему — iPhone OS+App Store — ей не хватает третьего элемента — самого телефона под брендом Microsoft. Партнеры — это такая ненадежная вещь… сегодня они выпускают 80% телефонов с Windows Mobile, а завтра они бац! — и переключились на Android (да-да, я говорю про HTC). Тут-то самое время Microsoft и прикупить HTC, как я уже как-то предлагал, чтобы уж совсем развернуться на этом рынке по полной программе. Но Баллмер, я думаю, считает, что “мы сами с усами”, и будет продвигать WP7S, как в свое время продвигали Zune, а мы знаем, чем это закончилось.

В общем, пока что я в успех Windows Phone 7 Series не верю, как вы поняли. А жаль, система сама по себе выглядит неплохо, но, как говорится, кто первый встал — того и тапки. Может, мы чего-то не знаем, и у Баллмера где-то припасен какой-то козырь в рукаве? Посмотрим, до конца года осталось то всего ничего, каких-то 7-9 месяцев :)

+28
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

интересный пост, спасибо!

Отличный пост, здравые размышления, вот только не со всем я согласен:)

Мне кажется, нельзя утверждать, что аудитория WP7 обязательно должна заключаться в пределах тех 15% что сейчас сидят на WM. Наоборот, история развития WM - это де-факто "селекция" той именно группы пользователей, которой именно такое сочетание характеристик подходит.

Что касается масового рынка смартфонов, то Microsoft c WM на ем, по сути, еще толком и не была. Первая причина - это особенности платформы, вторая - ЦЕНА УСТРОЙСТВ.

Что такое WM7? Это попытка создать платформу, которая в нынешней ситуации была бы интересна для массового рынка. В первом приближении, в рамках того, что сейчас известно о WP7, она для этого подходит.

Поэтому, теоретически, с ней можно рассчитывать как раз не на те 15%, что сидят на WM, а на совершенно новых людей - в первую очередь, отъедать доли у Symbian и Blackberry, которые людей уже сильно притомили, а также у... Android, который при тщательном рассмотрении оказывается системой не совсем для людей:)

В итоге для успеха или неуспеха WP7 есть два ажнейших критерия.

1. Уровень доработанности и сроки выхода системы. Глюки и/или задержка далее ноября 2010 г убьют платформу автоматически. Стабильно работающая ОС и устройства раньше этого срока будут потребителям интересны. Причем таким, которым пофигу, есть там многозадачность или нет. Копипаст, понятное дело, желателен.

2. Цена устройств. Мне кажется, для WP7 жизненно важно стоять в устройствах ценой до $300. Массовый рынок начинается именно оттуда. Пока же, насколько я вижу, все затачивается под верхний ценовой сегмент. Я только за, но считаю, что ПОМИМО дорогих смартфонов, должны быть и дешевые. Иначе не будет объема.

Так что ждем пока и смотрим.

Поддерживаю высказывания Романа.

Автор рассмотрел ещё не готовый продукт через призму текущей ситуации на рынке и собственных 'аналитических прогнозов'. Со многими позициями я не согласен.

В дополнение к вышеприведённым критериям успеха платформы, я бы добавил следующие:

а) удобный инструментарий для быстрой разработки приложений (первые реакции более чем положительные)

б) наличие качественых и востребованых приложений. Пускай в относительно небольшом количестве: '>100 тыс. приложений' — для многих скорее психологически отпугивающая, нежели привлекающая характеристика.

в) 'попадание' в потребности целевой аудитории life maximizers. Отсутствие такой 'естественной и интуитивной' функции, как C&P текста, уже не способствует 'точному' попаданию. Люди из данной целевой аудитории давно сформировали устойчивые предпочтения и ожидания, относительно возможностей устройств. И в данной нише решающим фактором уже не являются 'просто' красивая картинка, и 'хочу' с первого взгляда. Человек из данной категории чаще делает более осознанный выбор.

г) способность компании обеспечивать доступность и бесперебойность сервисов платформы, а также сохранность данных, хранимых в сети.

д) активное использование конкурентных преимуществ: xbox live игры, zune, bing; и умерено-постоянные инновации, а не погоня за конкурентами

е) проникновение в различные ценовые ниши на глобальном рынке, а таже 'удачные' контракты с операторами (выход на рынок с Verizon, например).

В общем, если оценивать шансы новой платформы с учетом возможного позитивного результата по большинству из приведённых критериев, то прогноз жизнеспособности может быть более чем положителен.

С финансами, инвестициями, и влиянием MS, платформа готова будет занять своё заметное место на рынке (недалёкий пример — XBOX 1).

Такое ощущение, что мы о разных системах говорим, если вы правда искренне считаете, что по этим, перечисленным вами пунктам, у MS есть позитивные результаты по большинству приведенных критериев.
1. инструменты никому не нужны, если нет пользователей. у iPhone первый год вообще не было инструментов, зато уже в первый год появилось несколько миллионов юзеров.
2. и откуда же они возьмутся? ну напишет MS твиттер-фейсбук клиенты, а дальше?
3. о каком попадании может идти речь, если сейчас только и слышишь — нет многозадачности, нет копи-паста, нет ничего? Это Apple может мурыжить своих юзеров два года без копипаста и ей это простят, и будет standing ovation когда Джобс его наконец-то покажет, но с MS такой вариант не пройдет.
4. тут достаточно сказать одно слово — Sidekick, и его, я думаю, будет достаточно.
5. с этим я соглашусь, есть определенный leverage, но напомню, что Zune даже это не помогло.
6. Ну если они на этот рынок телефон будут вообще выводить. Я подозреваю, что первый год может оказаться как с Zune, только в Штатах. Да и Verizon — CDMA оператор, и телефон получается с весьма ограниченным доступом к аудитории, которой тот же Verizon активно впаривает Droid.

Хочу напомнить, что ни финансы, ни инвестиции, ни влияние MS не помогли ей победить iPod, выпустив Zune. Конечно, можно надеяться, что в случае с WP7S что-то изменится, но если прочитать вышеперечисленные пункты, то я как-то не заряжаюсь оптимизмом.
---------------
"Computers are not intelligent. They only think they are."

Александр, вы, похоже, меня неправильно поняли. Я не считаю, что МС уже добилась позитивных результатов относительно решения, которому ещё около года до массового прилавка. Это было бы просто глупо.

Перечисленные критерии Романа, и те что обозначены в моём сообщении, — критические вехи успешности закрепления бренда WP7 на рынке. При условии успешности показателей по большинству из них, WP7 'светит' возрождение в умах пользователей, и восхождение в показателях продаж.

Ждать осталось недолго. Весь 2011-ый сулит интереснейшую схватку титанов. Вендоры 'проанализируют' анонсы МС, и предпримут упреждающие меры ещё задолго до выхода 'нового' конкурента.

Но, думаю, у МС есть ещё нераскрытые карты, особенно, что касается судьбы WP6 — 'наработанной' базы, которую, по-прежнему можно наращивать. Но это лишь мои догадки.

Кстати, забавно было слушать как представители МС обозначали период начала разработки WP7, как 'около года назад'. Можно предположить что именно анонс новых 'социальных' возможностей WebOS, а также начало восхождения 'главного конкурента' — Android, заставили редмондцев совершенно по-другому посмотреть на продукт новой ОС, который к тому времени был фактически собран (надеюсь, он всё-таки всплывёт в кчестве обновления к WP6).

Вспоминаются комментарии Стива Боллмера: 'мы больше не сделаем прежних ошибок'. Поэтому ещё более забавным сейчас видится то, что в МС, в результате, выбрали за основу решение схожее по модели с iPhone 1.0: с основными присущими ему тогда недостатками... Отсюда сразу же непопадание в целевую аудиторию.

Теперь по пунктам обвинений ;-):
1. Согласен, но частично. Нужны не инструменты, а яркие, удобные, приложения. МС нужно будет при запуске 'в люди' аргументировать в пользу выбора именно своих устройств. Наличие хотя бы наиболее востребованых приложений — существенный стимул для покупателя.

Всё же, что касается инструментария, то, это конёк МС, который поможет вынести новую платформу на первых порах, и перегнать всех остальных на вторых. Основной стимул — инструменты бесплатны, и знакомы (те же WPF, .Net, XNA) уже миллионам разработчиков. Ничего подобного ни Эппл, ни Андроид предложить в ближайшее время не смогут.

Теперь, что касается 'миллиона пользователей', то вы, похоже, намекаете, что продукт должен в первую очередь быть желанным. Здесь у МС будут проблемы, т. к. нет единого универсального продукта, как у Эппл. Телефон яблочников был для многих (в т.ч. не пользователей марки) воплощением мечты и идеалов. Кроме того, инновационные продукты Эппл — это почти всегда религия.

С эстетической точки зрения внешний вид как WP7, так и устройств-прототипов не вызывают дикого восторга ни у кого. Поэтому на взырыв эмоций и желания 'купить во что бы то ни стало' расчитывать МС не приходится. Но конкурентов же чем-то брать нужно? Приложениями. Яркими, новыми, удобными.

2. Вот и появятся приложения от объявленых партнёров, и тысяч других разработчиков. Бесплатность инструментов, их удобство, скорость разработки, и возможность реально заработать и застолбиться на jumpstart'е новейшей платформы — нешуточные стимулы для любого профессионального девелопера (чем просто затеряться среди многих тысяч предложений в магазинах конкурентов).

3. Согласен. Поэтому и написал про отсутствие C&P, как первого важного отталкивающего фактора для обозначеной целевой аудитории.

4. Вот-вот. И я про это. WP7, скорее всего, всё-таки будет запускаться в глобальных масштабах. Это другие риски и архитектура решения. Хотя, всё же, MC может поступить по-эппловски (и так было бы разумно), и первые полгода работать только на базе AT&T, для оттачивания всех нюансов и вылавливания глюков.

5. Zune не помогло, т. к. рынок в США уже был насыщен, и продукт был не настолько инновационен. Но вот будь Zune HD доступен глобально, вполне мог бы дорасти до радикально больших объёмов. Думаю, также, что запуск Zune был с одной стороны делом чести, а с другой — базой, для оттачивания решения, которое в результате должно было вылиться в то, очертания чего мы уже сейчас видим в рамках WP7. Поэтому МС изначально имела ограниченый маркетинговый бюджет и поле действия.

6. Согласен насчёт аналогии с Zune. Также коррелирует с ответом на реплику 4. Но начсёт ограниченного доступа к аудитории у Verizon, думаю, тут не зря разгорелся скандал с рекламой сравнивающей зоны покрытия AT&T и Verizon. Кроме того, Verizon EV-DO по доступности и скорости действиетльно конкурентноспособна с UMTS и HSDPA от AT&T. Но в данном случае интересна даже не доступность аудитории и технология доступа, а возможность сразу противопоставить себя продукту Apple (что было сделано успешно Motorola с Droid).

В общем, я бы не приравнивал запуск и стратегию Zune, к таковым для WP7. Это разные рынки и разнятся интересы компаний на них.

Я тоже не заряжаюсь фанатическим оптимизмом. Но появилось ощущение, что компания 'шарит' в каком она положении, и как, примерно, оттуда выбираться. Почин дан. Яйца/цыплят будем считать по осени 2011-го/2012-го.

Если вы дочитали сообщение, мои извинения перед вами за столь длинное ИМХО.

Ну, я бы и удивился, если бы все сразу были со мной согласны — я бы сразу подумал, что со мной что-то не так.

Безусловно, что предполагаемая аудитория WP7S — это НЕ только аудитория текущей WinMo, но, Роман, согласись, что разумно ведь было бы использовать уже имеющихся пользователей в качестве jumpstart новой платформы? Конечно, по тому, какие изменения происходят в новой системе, видно, что и позиционирование ее будет другое — вместо навороченной бизнес-системы будет eye-candy для юзеров поколения социальных сетей, поэтому MS будет стараться продвинуть ее в сторону этих юзеров. Но там уже есть iPhone и Android, которые уже далеко убежали. В чем, в таком случае, будет состоять unique value proposition этой системы, чем оно будет отличаться от этих двух популярных на данный момент систем? Проще? я бы сказал, что это спорно и надо смотреть вживую, даже тот же Android, как показали мои изыскания с Nexus One, по уровню комфорта еще не дотягивает до golden standard юзабилити, заданного iPhone.

по критериям я соглашусь, что они важные. И судя по всему, сроки выхода MS выдержит и таки выпустит к концу года новую систему, а про доработанность и глюки тогда и поговорим.

а вот цена устройств... мин спеку ты для нее видел? гигагерцовый snapdragon, 5МП камера, большой экран. Имхо это прицел на премиальный рынок, где устройства будут долларов 500, а там уж точно правит бал iPhone. Действительно, если не будет недорогих устройств, то все :)...
---------------
"Computers are not intelligent. They only think they are."

Поддержу Романа, добавлю что простота и удобство необходимы, как воздух, новой системы. Если она будет, то WPs будет увеличивать свою долю и за счет бывших пользователей обычных телефонов. Люди хотят больше чем сейчас, но вмеру. Нужно планомерно расширять возможности системы, чтобы люди привыкали, а не сразу дать возможность полностью перекроить всю систему. И практика Samsung показательна: от закрытой платформы до Bada - пользователю постепенно давали понемногу новые возможности.

Здесь мы больше говорим о mobile OS, что, на мой взгляд, есть только часть большой стратегии любой компании, которая хочет быть лидером в mobile devices сейчас и в ближайшем будущем. Я пока, честно, не вижу чем новая mobile OS от Microsfot может покорить пользователей и как она может связать воедино zune, xbox...
Мне кажется, что нет единого целого, нет какой-то завершенности. Простое копирование здесь не сработает, нужно что-то принципиально новое. А его, как раз и нет. Думаю, Александр пытался это донести до читателя...

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT