`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Дмитрий Гриненко

Патентный фарс?

+1010
голосов

Наблюдая за действиями крупнейших игроков рынка ИТ, приходишь к неожиданному выводу: в битве за клиента в XXI веке настоящим оружием становятся не достижения в деле совершенствования продукции, а судебные тяжбы вокруг нарушений патентных прав. Количество патентованных технологий сегодня столь велико, что разработка нового решения, не затрагивавшего ни одного уже существующего патента, представляется задачей практически невыполнимой.

Еще несколько лет назад приобретение или поглощение компании диктовалось главным образом стремлением получить новые возможности, повысить узнаваемость своей марки, расширить штат с помощью высококлассных специалистов. Сейчас же миллиарды долларов все чаще тратятся производителями просто в качестве меры предосторожности – для защиты от потенциальных претензий, связанных с вероятным незаконным использованием запатентованных решений.

Google выделила $12,5 млрд на поглощение мобильного подразделения американской корпорации Motorola – Motorola Mobility. По подсчетам аналитиков, до половины из этой суммы будет приходиться на выплаты исключительно за принадлежащие «продавцам» патенты. То есть, в целом, за одну патентованную технологию Google выложит $400–500 тыс. Вдумайтесь: в общей сложности несколько миллиардов долларов было потрачено только для того, чтобы усилить собственные позиции в борьбе с конкурентами – и, прежде всего, конечно же с Apple, – неустанно повышающей накал патентной войны. Тем более в свете известных заявлений покойного Стива Джобса, никогда не скрывавшего, что он готов на все, чтобы уничтожить Android.

При этом приобретение прав на использование защищенных патентами решений медленно, но уверенно превращается в практику бизнеса. В прошлом году консорциум из нескольких компаний во главе с Microsoft за 882 патента выплатил Novell $450 млн. В июле уходящего года объединившиеся в одну структуру Apple, EMC, Ericsson, Microsoft, RIM и Sony выделили $4,5 млрд для покупки почти 6 тыс. патентованных технологий у Nortel Networks. Таким образом, один патент обошелся покупателям без малого в $750 тыс.

Цифры впечатляют. Аналитики гадают какое из предприятий, владеющих обширным портфелем патентов (Alcatel-Lucent, Kodak, Research in Motion, Nokia и др.), начнут требовать в многочисленных судах защиты своих прав. При этом исследователи Global Equities Research уверены, что самые активные патентные битвы в обозримом будущем будут идти вокруг технологии 4G (мобильной связи четвертого поколения).

Ряд обозревателей, очевидно смирившись с реалиями сегодняшнего бизнеса, начал в свою очередь называть патенты неким показателем успеха, утверждая, что это новый и достаточно специфический способ выделиться у крупнейших игроков рынка ИТ. Казалось бы, куда логичнее направлять столь значительные финансовые средства на более классические задачи – на инвестиции, развитие интересных проектов, найм на работу высококвалифицированных специалистов и т.д. Однако, судя по всему, крупные корпорации с удовольствием ввязались в борьбу вокруг защиты любых, даже самых абсурдных патентованных идей, вместо того чтобы продолжать создавать оригинальные продукты с новыми качествами.

Патентные войны, увы, все чаще перерастают в фарс. В ходе одного из судебных разбирательств между Samsung и Apple (выступавшей в качестве истца) адвокаты заставляли друг друга различать на расстоянии Galaxy Tab и iPad 2. А юристы корейской компании убеждали, в свою очередь, что еще Стенли Кубрик в своей эпической «Космической Одиссее 2001 года» предсказал миру появление планшетных компьютеров. Временами сложно избавиться от ощущения, что сила убеждений противоборствующих сторон направлена исключительно на то, чтобы усилить эффектность «того как это выглядит со стороны». А реальные проблемы уходят куда-то на второй план.

+1010
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT