`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Откройте двери, это выпускник!


Ну вот, мой ребенок поступил в вуз. Отгремели выпускные, я низко поклонился школьным учителям и с трепетом надеюсь на что-то новое от вузовских. А чего вообще стоит ожидать от вуза и что, в принципе, дает высшее образование сегодня? Будучи человеком, свободно задающим вопросы и провоцирующим людей на них отвечать, я опросил детей своих знакомых и одноклассников моей дочери. Не претендуя на объективность статистики, могу прокомментировать результаты.

Выбор вуза почти всегда производится по рейтингам многочисленных печатных и интернет-изданий. Очень редко – по выбору родителей или по образу и подобию кого-то старшего в семье. На вопрос «какая область знаний вам наиболее интересна?» в 100% случаев звучит ответ, что главное сейчас – получить хорошее образование. Я и не спорю. Но почему, скажем, выбрана именно международная экономика? Попытка уточнения повергала всех опрашиваемых в ступор. А ведь неспособность объяснить свой выбор – тревожный сигнал о низком качестве подготовки будущего специалиста. Уважаемый мною преподаватель столичного вуза прокомментировал эту проблему так: «Трудно рассчитывать на качество, если дети со второго курса начинают работать. Вся молодежная пресса формирует у них инстинкты системного потребления, а для этого необходимы деньги». Потом, в рамках той же системы потребления, студенты пытаются покупать экзамены. Потому что для них вопрос целесообразности образования либо уже отпал, либо сублимировался ощущением (подчеркиваю – ощущением) богатого опыта на текущей работе.

Что я пытаюсь разглядеть в молодых людях, идущих к нам в компанию на интервью с дипломом (часто – «красным») о высшем образовании? Каких-то специальных технических знаний я ожидаю только от тех, кто закончил Академии Cisco. И даже если не вижу конкретики в разговоре с выпускником, мне достаточно передать его в руки этих самых академий, и оттуда он вернется преображенным. Почему я не надеюсь на адекватный уровень технического образования в вузах? Опять же, из собственного опыта.

Когда-то ко мне пришел замечательный преподаватель, человек, который умеет вкладывать знания даже в самые безнадежные головы. В 2002 г. он продемонстрировал великолепный курс по сетям АТМ (Asynchronous Transfer Mode). Была только одна проблема – эту технологию сменили новые, и АТМ как предмет отдельного рассмотрения стал неактуальным. Оказалось, что на создание этого курса преподавателя сподвиг выпуск переводной книги одним московским издательством. Я не поленился и выяснил, что иноязычный оригинал был издан (именно издан, а не написан) в 1996 г. Два года он переводился, столько же готовился к публикации и еще через год дошел до вузовской библиотеки. Надо ли говорить, что при таком сроке профессиональные, «вендорские» программы технического обучения всегда будут выигрывать по актуальности?

И все же, я пытаюсь рассмотреть в выпускнике иное. Молодым людям, работающим у нас, часто приходится общаться с коллегами старшего возраста, которые имеют жизненный опыт и обладают комплексом серьезных прикладных знаний. Поэтому я часто задаю соискателям вопрос: «Что есть суть диалектики и метафизики?». И это не проверка на эрудицию, я действительно хочу знать, насколько «высшее» у них образование. Полагаю, любой выпускник все же должен знать основы формирования человеческого мировоззрения, способы познания окружающего мира. Тогда у него будет стержень для защиты своей позиции, способность к аргументации, к формированию тезисов и грамотному изложению мыслей.

То есть выпускник должен обладать не только и не столько предметными знаниями и навыками. Куда важнее свобода суждений, инновационность, способность и желание изменить порядок вещей, сделать что-то, чего еще никто не делал. Но все это ценно не только в форме эмоционального порыва, а еще и в виде сформированной, разделенной опытом и видением вузовских наставников системы действий, в основе которых лежит достойная уважения система ценностей.

В завершение я хотел бы вспомнить слова, сказанные первым ректором КПИ В. Л. Кирпичевым: «С понятием о деятельности инженера необходимо соединяется требование творческой способности и созидательной деятельности, умение делать нечто новое. Если кто-то предлагает только рутинно копировать старину, тому не нужно оканчивать высшего учебного заведения: его деятельность будет работой ремесленника, а не инженера». Полагаю, что эту цитату можно адресовать не только представителям инженерного братства.

+55
голосов

Напечатать Отправить другу

Нельзя не согласиться с автором, что помимо предметных знаний, выпускник ВУЗа, претендуюший на звание инженера, должен обладать еще и определенной культурой мышления. Но мне кажется, что тема качества знаний, а, скорее, его отсутствия, осталась нераскрытой.

Очень жаль, что сегодня основной целью посещения ВУЗа является получение "корочки" о высшем образовании. При этом подавляющее большинство выпускников трудоустраивается не по специальности, а в обществе почему-то господствует благодушное отношение к сложившейся ситуации.

Но ведь такое высшее образование никому, кроме самих ВУЗов, не нужно.

Оно не нужно работодателям, так как приходится инвестировать много времени и средств в обучение свежеиспеченных выпускников, чтобы дать им те навыки, которые нужны в практической деятельности, и которые должны были бы быть обретены еще в ВУЗе.

Такое образование не нужно и самим выпускникам, потому что деньги, потраченные на обучение в ВУЗе, фактически выброшены на ветер, не принеся ничего, кроме корочки. А ведь за годы, потраченные на протирание штанов в аудиториях, можно было бы получить полезные знания и навыки, чтобы при трудоустройстве представлять для работодателя реальную ценность и претендовать на достойный уровень оплаты труда.

Таким образом, отечественная система высшего образования представляет собой пылесос для высасывания денег из государственного бюджета и карманов родителей. И очень хотелось бы, чтобы в нашем обществе все-таки была поднята тема изменения сложившейся ситуации с отсталой и некачественной системой высшего образования.

А пока работодателям, взявшим на работу выпускника ВУЗа, приходится как в старом анекдоте, брать паровоз и напильником доводить до состояния танка.

"дело спасеня утопающих в руках утопающих" касается у нас всего, какую общественную тематику не затронь.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT