`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Опять в минус

Статья опубликована в №16-17 (683) от 19 мая

+22
голоса

Традиционное сезонное замедление продаж сотовых терминалов, усугубленное отсутствием недорогих кредитных ресурсов и резкими валютными колебаниями на ключевых рынках сбыта, привело к крупнейшему в истории мобильной индустрии снижению объемов реализации. Впервые с 1983 г. по итогам I квартала совокупные поставки вендоров упали более чем на 10% в годовом сравнении.

Аналитики IDC зафиксировали негативную динамику в пределах 16%, что в натуральном выражении соответствует 244,8 млн реализованных устройств. Менее категоричные оценки содержатся в отчете ABI Research, согласно которому за период с января по март вендоры отгрузили в канал свыше 258 млн аппаратов, тем самым продемонстрировав падение продаж на 11% в годовом сравнении. Единственной здоровой нишей оказались смартфоны, продажи которых увеличились на 4% к прошлому году.

Серая полоса

Nokia не смогла перешагнуть рубеж в 100 млн отгруженных терминалов. Более того, их средняя отпускная стоимость за квартал снизилась с $93 до $85, что объясняется растущим ценовым давлением конкурентов и смещением акцентов в сторону недорогих решений. Как следствие, выручка финнов в годовом сравнении упала на 27%, до 12,2 млрд долл., причем доход уменьшился на чрезвычайные 90%, до 161 млн долл. В сегменте «интеллектуальных» телефонов позиции вендора ослабевают под натиском Apple, RIM и HTC. Действенным элементом оборонительного рубежа Nokia с недавних пор стала модель 5800 XpressMusic, поставки которой за рассматриваемый период превысили 2,6 млн единиц. Укрепить успех предполагается с запуском в серию сенсорного N97, предварительные заказы на который уже принимаются в ряде европейских стран. Ближе к концу года Nokia планирует существенно расширить нынешнее портфолио за счет продуктов среднего и высшего ценовых сегментов с клавиатурой и сенсорным экраном. В связи с этим особые надежды возлагаются на потребителей США. С целью удержаться на довольно привлекательном локальном рынке вендор уже расширил линейку предлагаемых CDMA-устройств. В зачет пошел и выгодный контракт с AT&T на продвижение модели e71x. Благодаря субсидиям оператора сегодня его стоимость не превышает $100.

Пополнение в копилке

С другой стороны, корейским вендорам продолжает сопутствовать успех. Благодаря стабильным поставкам и регулярно обновляемым линейкам устройств Samsung и LGE увеличили присутствие на глобальном рынке до 17,8% и 8,8% соответственно. С учетом достижений Pantech производители этой страны способны по итогам года захватить не менее половины американского рынка, получая дивиденды от сильных позиций в сегменте CDMA и глубоких кооперационных связей с локальными сотовыми операторами.

Samsung оказалась первым представителем Топ 5, запускающим в серию продукт под управлением ОС Android. На некоторых рынках старт продаж коммуникатора i7500 намечен уже на начало лета, а в прошедшем квартале позиции компании в сегменте телефонов с расширенной функциональностью подкреплялись высоким интересом к сенсорной модели F480 и QWERTY-аппарату A767 Propel.

Несмотря на падение продаж в натуральном выражении, телефонное подразделение LGE показало операционную прибыль в размере 181 млн долл., а объем продаж в годовом сравнении увеличился на 22,6%, до 2,78 млрд долл. Высокие продажи в среднем классе были достигнуты благодаря сенсорному Cookie и qwerty-модели LG-KS360. Отвоевывая позиции в сегменте устройств с высокой нормой прибыли, вендор объявил о том, что предварительные заказы на оснащенную уникальным 3D-интерфейсом S-Class модель Arena уже превысили миллион. Не менее результативными составляющими будущего успеха способны стать коммуникаторы с расширенной клавиатурой Xenon и Neon, а также сенсорный камерофон Viewty Smart и терминал с прозрачной клавиатурой GD900.

Поставки сотовых терминалов в I квартале 2009 г.
Вендор 2009 г. 2008 г. Изменение, %
Поставки, млн шт. Рыночная доля, % Поставки, млн шт. Рыночная доля, %
Nokia 93,2 38,1 115,5 39,7 -19,3
Samsung 45,9 18,8 46,3 15,9 -0,9
LGE 22,6 9,2 24,4 8,4 -7,4
Motorola 14,7 6,0 27,4 9,4 -46,4
Sony Ericsson 14,5 5,9 22,3 7,7 -35,0
Другие 53,5 22,0 54,9 18,9 -1,8
Всего 244,8 100,0 290,8 100,0 -15,8
По данным IDC.

В штопоре

Ускоренными темпами теряет свои позиции в рейтинге Топ 5 Motorola. Суровые меры по снижению операционных расходов еще не возымели должного эффекта, вследствие чего телефонный бизнес компании по итогам I квартала принес очередные убытки в размере 231 млн долл., а объем продаж упал на 45%, до 1,8 млрд долл. Среди основных причин – слабый модельный ряд, испытывающий недостаток в продуктах с поддержкой 3G, сенсорных экранов, GPS и других актуальных функций. Исправляясь, с начала года вендор уже выпустил три новых GSM-терминала, а также по два аппарата с поддержкой 3G и работающих в сетях CDMA. В их числе и устройства с сенсорным экраном Evoke QA4 и MOTOSURF A3100, а также «экологический» MOTO W233 Renew, при производстве которого из вторсырья отсутствуют выбросы углекислого газа. Однако главная ставка все же делается на ОС Android, первые устройства под управлением которой появятся в среднем и высшем ценовых диапазонах ближе к концу года. Существенную поддержку в этом смогут оказать крупнейшие сотовые операторы, причем с некоторыми из них уже достигнуты принципиальные договоренности. Многое указывает на то, что именно выпуск смартфонов на платформе от Google даст шанс первопроходцу сотового рынка вновь вспомнить о былых победах 1996 и 2004 гг., связанных с триумфальным шествием серий StarTAC и Razr.

Sony Ericsson – еще один старожил лагеря аутсайдеров. Квартальные продажи вендора относительно прошлого года упали на катастрофические 35%, до 14,5 млн устройств. Сокращая издержки, в том числе за счет масштабных увольнений персонала, в период с января по март компания понесла убытки в размере 387 млн долл., тем самым усилив слухи касательно скорого распада японско-шведского альянса. Несмотря на опровержения официальных лиц Sony Ericsson, подобное развитие событий имеет почву для оснований – на ключевых для нее рынках фокус потребительских интересов сместился в сторону более дешевых аппаратов, что для компании, ориентированной преимущественно на устройства с высокой нормой прибыли, удар довольно ощутимый. И если в сегменте бюджетных терминалов SE вряд ли удастся вступить в полноценную конкурентную борьбу, то в секторе дорогих решений имеет место негативный эффект от задержек с началом продаж оригинального смартфона Experia. В сложившейся ситуации Sony Ericsson надеется на скорое восстановление зрелых рынков. По мнению CEO компании Хидеки Комияма (Hideki Komiyama), в США и ЕС наблюдаются первые признаки стабилизации потребительской активности, стимулятором которых выступают смартфоны. В отличие от Motorola, делая ставку на Android, вендор также продолжает развивать направления Windows Mobile и Symbian. Вскоре на рынке появится Idou – многофункциональный телефон с камерой 12 Мп. Кроме того, проходит активная робота над созданием собственной платформы контента и сервисов PlayNow Plus, Movies и Arena.

Претенденты на трон?

Квартальные продажи Apple превысили 3,8 млн смартфонов, расширив ряды приверженцев iPhone до 21,2 млн пользователей. Учитывая, что в сетях AT&T за рассматриваемый период было зарегистрировано не более 1,6 млн устройств, популярность аппаратов за пределами США стремительно растет. Однако на родном для компании рынке ее потенциал далеко не исчерпан – первые подтверждения находит информация о разработке CDMA-версии iPhone для оператора Verizon Wireless. По оценкам наблюдателей, в случае начала поставок подобных устройств команда Джобса сможет рассчитывать не менее чем на 75 млн потенциальных клиентов из числа абонентов оператора.

RIM укрепляет позиции за счет пересмотра изначально нацеленной на бизнес-сектор стратегии в сторону домашних пользователей. Во многом благодаря сенсорному Storm, оснащенному 3G/Wi-Fi-модулем Bold, и недорогому Pearl Flip за последний квартал абонентская база компании увеличилась приблизительно на 3,7 млн пользователей, вплотную приблизив армию приверженцев продукции RIM к 30 млн человек. По версии аналитиков NPD, обогнав iPhone 3G, модели серии Curve стали бестселлером I квартала в Северной Америке. Свою лепту в успех внес оператор Verizon Wireless, агрессивная маркетиновая политика которого сделала серию 83xx гораздо привлекательнее конкурирующих решений. Более 70% последних «новобранцев» уже относятся к потребительскому сектору, причем треть из них проживает за пределами Северной Америки. Не желая уступать позиции iPhone, особенно на приоритетном рынке США, Apple идет на снижение прибыльности. В частности, пересматриваются тарифы на сервисы и удешевляются конечные устройства. В последнем случае компания расширит производство на заводах азиатской Foxconn, уменьшая загрузку канадских мощностей. В то же время особые надежды в части увеличения прибыльности Apple возлагает на недавно запущенный супермаркет приложений App World.

С появлением новых игроков напряжение в сегменте смартфонов нарастает. Все громче заявляют о себе компании, долгое время находившиеся в категории «Другие». Серьезность намерений уже подчеркнули выкупившая E-Ten тайванская Acer и нацелившиеся на рынок США китайские ZTE и Huawei. Попытки выйти на новый для себя рынок не оставляет Dell. Первые выводы относительно влияния новичков на сформировавшийся рыночный ландшафт можно будет сделать уже по итогам первого полугодия.

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT