`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Андрей Зубинский

О реверс-инжиниринге замолвлю слово

+1717
голосов

Даже интересно сесть и написать что-нибудь в день открытия светлого праздника Честного Футбола. Это я глумлюсь, конечно. Потому что прекрасно понимаю - если очень серьёзно саблезубые бизнесмены, экономящие каждый цент на своём профильном бизнесе, покупают в свои футбольные команды игроков за десятки миллионов, то делают они это вовсе не из мальчишества. Из мальчишества покупают за $100 радиоуправляемый самолётик. Или спиннинг. Или за $30K - велосипед. Но не что угодно за несколько десятков миллионов. Стало быть, это чистой воды бизнес. ROI. Строгое планирование. Все дела. В общем, это ужасно скучно, и ещё скучнее, потому что продукта, как такового, в этой области не существует. А если кому не хватает эмоций в жизни, и приходится компенсировать нехватку переживаниями за чужой бизнес, - это дело интимное. Сколько людей - столько и девиаций. Поэтому особенно интересно посмотреть, я один такой, для которого спорт - это когда садишься на велосипед и едешь хотя бы километров 70. А не когда пялишься в телевизор под пиво.

Так вот. О реверс инжиниринге. Буду говорить страшное. И, увы, упоминать то, от чего у всех уже нервный тик.

Во-первых, я не считаю реверс-инжиниринг зазорным занятием. Потому что всё зависит от целей. Но об этом, - потом.

Больше того, я считаю реверс-инжиниринг очень рациональным и полезным занятием. Опять же, в зависимости от целей. И, опять же, об этом - позже.

Как и вам всем, мне чайной ложечкой наши доблестные (и даже местами орденоносные) СМИ выели мозг великим событием - Знаменитым Поездом Хёнде (в простонародье - Хюндай). Дескать, этот поезд закуплен и поехал, и теперь мы все заживём. И, даже несмотря на привычные повреждения головного мозга (я рождён и выращен в СССР, где всегда так было), вызванные процедурой, у меня есть несколько соображений. Они настолько общего характера, что их стоит оформить в нечто внятное. Что и пытаюсь сделать.

Давайте заглянем в две статьи википедии - о Днепропетровском электровозостроительном заводе и о Луганском тепловозостроительном заводе. Всё там читать совершенно не обязательно, в контексте интересны только даты начала выпуска электровозов. В Днепропетровске первый электровоз выпустили в дремучем 1958 году (мне нравится, что это сделали глумливо, - первого апреля). Луганский завод вообще основан как паровозостроительный в позапрошлом веке - в 1896 году, - и с 1977 года производил в том числе и электровозы. Прекрасно.

А теперь давайте разберёмся с Хёнде (компанией, настолько пытающейся быть похожей на японскую Хонда, что иногда от дерзости этих попыток захватывает дух). Здесь всё тоже просто, обратимся к википедии. Hyundai Rotem была основана аж в 1999 году. Причём с приключениями основана, - изначально выбранное название (KOROS) внезапно оказалось созвучным японскому "korosu" (убивать), отчего аж в 2002 году неблагозвучный KOROS переименовали в аббревиатурное Rotem. Это важный нюанс - обычно такие переименования означают, что у компании появился продукт, достойный вывода на мировой рынок.

Обратимся к калькулятору. Хёнде Rotem отделяет от двух наших заводов, производящих электровозы, "совсем ничего" - 44 года, если говорить о Днепропетровском заводе, и от 106-ти лет до 25 лет, если говорить о Луганском.

Давайте подумаем, что произошло, например, за прошедшие 40 лет? Ну, точнее, в инженерном мире что произошло?

40 лет назад на улице был примерно 1972-й год. Ну, вот, например, показательное, чтобы понять отделяющее расстояние. В 1972-м та самая Honda, на которую так хочет быть похожей Хёнде, вышла на американский рынок с немыслимо смешной по меркам нынешней Honda машинкой с двухцилиндровым (!) двигателем, Honda 600. В 1972-м начался большой международный скандал из-за баллистических ракет с разделяющимися боеголовками, но в какой-то мере адекватная им оборонительная технология - радиолокаторы с антеннами с синтезированной апертурой (или фазированными антенными решётками), - были реально введены в эксплуатацию много позже. Сегодня радиолокатор с такой антенной (ну, менее мощный, это уже не вопрос) весит 1,4 килограмма и выглядит так.

В общем, по меркам инженерии, 40-летняя фора, которая в среднем есть у наших двух заводов, - это Очень Много.

Ладно. Разобрались с арифметикой за второй класс и элементарной логикой, перейдём к вещам более серьёзным и имеющим непосредственное отношение в том числе и к IT.

Я бы аплодировал стоя и долго, если бы так рано утомившийся нашей действительностью корейский электровоз был куплен с двумя простыми целями - РАЗОБРАТЬ И РАЗОБРАТЬСЯ. Разобрать его и попытаться понять, - почему в неочевидных технических решениях корейские конструкторы поступили именно так, как поступили, а не иначе. Ещё больше я бы аплодировал, если бы были  куплены с теми же целями ещё несколько электровозов, более именитых производителей. Ну и особенно аплодировал бы я рачительности, если бы после того, как РАЗОБРАЛИ И РАЗОБРАЛИСЬ, электровозы собрали бы и пустили бегать по рельсам - не пропадать же добру.

Главный смысл реверс-инжиниринга - понять других конструкторов, их логику. Потому что это - школа, учебная парта и первый шаг в большую инженерию, в которой никто ничего не выдумывает "с нуля".

Да, есть другой реверс-инжиниринг. Это когда разобрали и скопировали. Как могли. По технологическим возможностям. Такое возможно только в замкнувшихся на себя странах, и мы это уже проходили в прошлом (спиленные послойно i8080 - тому и пример, и подтверждение, как и серия ЕС ЭВМ, как и всякие проходческие комбайны и Бог весть что ещё). В мире более-менее откртытых границ такой реверс-инжиниринг невозможен - можно схлопотать большой международной дубиной. 

Так вот я это всё к чему. В технократическом мире (а вы в другом живёте, да, питаясь нектаром духовности и не отрываясь от её родников? и в том же и моетесь, ага) абсолютно бессмысленны единичные закупки чего бы то ни было без здорового инженерного любопытства. Что один трактор на полях Родины лишён смысла, что один электровоз, что одная электромясорубка на всю страну. Или этого барахла закупать так много, чтобы было достаточно, или закупать немного разного, чтобы понять и научиться.

То же самое касается и программного обеспечения. Плевать я хотел на все запреты. И вы тоже. И все в мире вообще. Дизассемблеры и декомпиляторы никто не отменял. И если вы дизассемблируете и декомпилируете для того, чтобы понять и разобраться, - как говорят в этих ваших интернетах, - респект вам и уважуха.

Кстати.

Неужели кто-то думает, что пресловутый электровоз без изъянов?

Вы вообще видели хоть одно Совершенное Изделие (артефакт)?

Я не видел.

Потому что таких не существует.

И эти несовершенства, которых в любом нетривиальном, - три вагона и много тележек, - это и есть пастбище, на котором из невинных ягнят откармливаются бараны (шютка :) ) хорошие инженеры. Выявить это пастбище, выбрать на нём самую апетитную травку, выесть её - это и есть инженерия.

Увы.

Всё больше у нас или экзальтированные единичные закупки, или внутренняя развесистая кулибинщина в самом худшем, самом провинциальном её смысле.

Перефразирую некогда смешного Жванецкого ("или наша жизнь изменится к лучшему, или мои произведения будут жить вечно") - или наша инженерия (то, что от неё осталось) научится нормальному реверс-инжинирингу, или мы так и будем губить технику, деньги и надежды на будущее.

Извините, что вот так вот невесело получилось.

Завтра исправлюсь.

Откланиваюсь.

+1717
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Браво!

Неужели кто-то думает, что пресловутый электровоз без изъянов?

как в воду глядел

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT