`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Новая реальность мира Android

+313
голосов

Продолжая тему прошлой недели об изменениях в стане Android, сегодня я публикую перевод статьи о том, что же на самом деле происходит с Android, и откуда берутся те самые пресловутые задержки открытия исходного кода Honeycomb. В статье на прошлой неделе читатели оставили почти полторы сотни комментариев, доказывая друг другу, что это временные сложности на пути к как можно более быстрому выпуску Honeycomb в массы (версия сторонников Android) или же целенаправленные происки Google (мнение тех, кто таковыми не является).

Правда (которая излагается в статье ниже) оказалась ближе к тому, что говорили не-фанаты Google/Android. Google, как оказалось, весьма намеренно стала «затягивать гайки» в вопросах лицензий Android и того, что лицензиаты могут делать с этой системой. Я лично, кстати, считаю, что ничего плохого в самом этом факте нет – давно пора навести порядок в том зоопарке, в который превратился Android с раздачей направо-налево кому попало исходников системы. От этого страдают и разработчики, да и конечным пользователям это не всегда в радость.

Просто Google надо не прятаться за словами «всегда так было» (особенно если раньше так не было), а называть вещи своими именами, и озвучивать свои действия, чтобы всем было понятно, что куда движется. Пока что же выглядит все так, что разработчикам 2 года назад выдали наживку (бесплатную, разумеется), которую они радостно заглотили, а теперь, когда большинству из них никуда не деться, Google подсекла и не отпускает. На этом фоне слухи о том, что Motorola разрабатывает проект своей операционной системы, выглядят вполне достоверными и даже неудивительными. Осталось только прекратить называть Android «открытой системой» и все встанет на свои места.

***

В Андроидляндии игры закончились. За последние пару месяцев Google связалась с крупными операторами и производителями телефонов, которые поддерживают эту мобильную операционную систему, и донесла до них новость: игры с модификациями операционной системы заканчиваются. Никаких партнерств за пределами границ Google. С этого момента, компании, которые надеются получить предварительный доступ к обновлениям ПО от Google, должны будут согласовать свои планы с Google. И они должны будут получить утверждение у Энди Рубина, руководителя группы Android.

Вот такая новая реальность, как ее описывает добрый десяток топ-менеджеров крупных компаний, работающих в экосистеме Android. Эти изменения затронули LG, Toshiba, Samsung, и даже Facebook, который пытался разрабатывать устройство с Android. Схваток уже было достаточно, чтобы вызвать жалобы в министерство юстиции, по словам человека, знакомого с ситуацией. Google, которая когда-то зазывала всех желающих, чтобы они помогли с запуском мобильного ПО, стала куда более дискриминационной – особенно для компаний, которые хотят включать в ПО на устройствах услуги Google вроде поиска или карт. Тем производителям чипов и устройство, которые следуют правилам, Google дает фору в выпуске продуктов на рынок, говорят очевидцы.

Когда Android вышел в 2008 году, у Google были очень соблазнительные речи: Android был с «открытым исходным кодом». То есть, Google делала бы все сложные вещи в плане разработки ПО, а производители телефонов и разработчики ПО могли использовать систему бесплатно. Операторы и производители устройств оценили идею, когда не надо платить отчислений. Android стал народным мобильным ПО, свободной зоной, которая контрастировала с закрытыми мирами iPhone и BlackBerry. HTC, Motorola и Acer могли избежать миллиардных расходов на разработку своей собственной операционной системы и просто модифицировать Android уникальными услугами. Операторы получили целую гору новых устройств. Потребители радовались большому выбору. А поисково-рекламный бизнес Google мог накрыть огромный рынок мобильных телефонов.

Доля Android на рынке смартфонов взлетела с 9% в 2009 году до лидирующих 31% по всему миру. «Я не думаю, что мы видели что-либо похожее на Android в плане прироста доли рынка», говорит Билл Гарлей, ведущий партнер в венчурной компании Benchmark Capital.

По мере выпуска Google обновлений Android, каждый названный в честь какого-нибудь десерта, устройства с разными возможностями заполонили рынок. Некоторые – качественные смартфоны, где установлена версия Gingerbread (имбирный пряник), некоторые – неуклюжие планшеты, выпущенные до выхода «Honeycomb» (медовые соты). Потребителям сложно за всем уследить, то же самое касается и разработчиков ПО, которым приходится «подтачивать» приложения для новых систем и устройств, чтобы у продуктов были схожие вид и ощущения.

Рубин, ветеран мобильной индустрии, предсказывал подобную фрагментацию рынка. Вот почему, когда Google готовит новую версию Android, она выбирает производителей процессора и телефона, чтобы первый телефон и планшет могли продемонстрировать все возможности новой системы. С первой версией, например, Google работала с Qualcomm и HTC. Этот первый смартфон Android превратил HTC в мировой бренд, а чипы Qualcomm теперь устанавливаются в 60% устройств с Android, согласно информации от Strategy Analytics. В случае с последней версией, счастливым дуэтом оказались Nvidia и Motorola. «Мы знаем, что мы не каждый раз будем первыми», говорит Роб Чендок (Rob Chandok), старший вице-президент по стратегии ПО в Qualcomm. Он говорит, что Qualcomm ускорил свои процедуры тестирования для того, чтобы заставить новые версии Android работать на их процессорах в течение трех недель с момента получения исходного кода.

Для непосвященных – Dell и Acer, к примеру – Android Land может быть жестоким местом. Производители устройств, не попавшие в клуб, зачастую следуют за конкурентами с отставанием в несколько месяцев, что означает виртуальную смертную казнь на этом рынке.

Google говорит, что ее процедуры касаются проверки качества, раннего исправления ошибок и движения по направлению к «общему знаменателю», говорит Джон Лареглин (John Lagerling), директор глобального партнерства по Android в Google. «После этого могут начинаться какие-то изменения».

За последние несколько месяцев, по словам людей, знакомых с ситуацией, Google начала требовать, чтобы лицензиаты Android следовали пункту «отсутствия фрагментации», который дает право последнего слова Google касательно того, как они могут изменять код Android – для добавления нового интерфейса и добавления сервисов – и в каких-то случаях с кем можно заключать дополнительные партнерские соглашения. Энди Рубин говорит, что такой пункт всегда был частью лицензии Android, но люди, которых опрашивали для этой статьи, говорят, что Google лишь недавно стала «затягивать гайки». Facebook, к примеру, работал над выпуском собственного варианта Android для смартфонов. Руководство социальной сети не в восторге от того, что Google будет утверждать изменения Facebook в коде Android, сказали два человека, которые попросили не называть их имени. Google также пыталась задержать выход устройств на Android у Verizon, которые используют поисковой механизм Microsoft Bing, говорят очевидцы.

Именно подобные действия вызывают жалобы в Министерство Юстиции, говорит знакомый с ситуацией человек. Представитель Google Шари Йодер Догерти (Shari Yoder Doherty) отказалась комментировать ситуацию с Google и ее партнерами, и их жалобами в правительство.

Google также начала задерживать выпуск кода Android публике, ставя тем самым мелких производителей телефонов и разработчиков в невыгодное положение. 24 марта Businessweek написал о том, что Google не будет выпускать исходный код Honeycomb в обозримом будущем.

Подобные шаги компании нельзя назвать беспрецедентными в такой быстро развивающейся отрасли. Google обязана партнерам и потребителям в том, что Android не загнулся. И при этом изобилует ропот по поводу того, что хозяин Android слишком «затягивает гайки» – раз уж их политика ограничивает лицензиатам возможность дифференциировать свои продукты. «Исходное условие настоящей открытой программной платформы может быть там, где начинал Android, но это не то, куда он идет», говорит руководитель Nokia Стивен Элоп (Stephen Elop), бывший менеджер Microsoft, который недавно подписал соглашение со своим предыдущим работодателем вместо Google. Он говорит, что частично он это сделал из-за того, что, по его мнению, у Nokia будет больше возможности заниматься инновациями «поверх» системы Microsoft Windows Phone 7.

В области ПК Microsoft приучила своих партнеров к ожиданиям, что у всех одинаковый доступ к новым версиям Windows. Что бы там не говорили, комментирует аналитик Gartner Майкл Гартенберг (Michael Gartenberg), корпорация проводила политику равенства. «Microsoft часто критиковали за одинаковое отношение ко всем партнерам, хорошо они работали или средне», говорит он. «У Google же, похоже, нет никаких проблем с тем, чтобы выделять любимчиков».

Резюмируя: несмотря на ворчание, мобильная операционная система Android все еще открыта – просто контроль там теперь будет значительно сильнее.

+313
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Не учитывая собственно "Honeycomb", не совсем понятно, что мешает (кроме собственной лени/некомпетентности/жадности) любым производителям взять любую версию Ведроида (начиная с 1.6), "доточить" ее и выпустить готовый продукт. "Самая свежая версия" нужна 1% гиков, остальным нужно нормально работающее устройство, и номер версии ОС в нем интересен в последнюю очередь.
Можно смеяться над убогим ассортиментом софта в аппсторе того же Самсунга, но вот они как раз яркий пример того, как можно использовать Ведроид, и при этом не сильно переживать по поводу резких телодвижений "большого брата" ака Google.

Я вас умоляю, не пишите про "гиков" в стиле Эппл, которым что-то нужно.

Нужно не гикам, а тем, кто думает о жизненном цикле продукта. Или знает о нем, как минимум.

а тем, кто думает о жизненном цикле продукта.

"Жизненный цикл" это то, что в мире современного электронного ширпотреба безжалостно стремится к 0? При подобном "жизненном цикле" про номера версий тем более думать не с руки - линейка продуктов обновляется аккурат с обновлениями ОС, и что там было до, и уж тем более, что там будет после - вообще никого не интересует (как мне кажецца).

он стремится к 0 у китайских производителей только в умах работников Нокиа. а для продуктов от $200, только время активной жизни с пользователем-гиком (это который фанат фирмы и ранний-пользователь, но не сумасшедший) едва приближается справа к году.
а ведь это только кусочек кривой.

теперь представьте, что вы только начинаете дизайнерить для уже давно устаревшей морально в мозгах потребителей и просто так системы. и посмотрим, как вы этот продукт будете продавать, хоть он и стоить у вас будет $11 без контракта.

а для продуктов от $200

А вот эти самые "200" - это что? Себестоимость, опт в обьемах "от контейнера и выше", розница в конкретно взятом Урюпинске, или что-то еще?

только начинаете дизайнерить для уже давно устаревшей морально в мозгах потребителей

Я тут некое противоречие наблюдаю - сначала предлагается не обращать внимание на "гиков", а потом следует отсылка на "мозги потребителя". Вы уверены, что "среднестатистическому потребителю" таки есть дело до версии ОС, и он что-то знает о том, устарела она, или еще нет? Пока потребителю не показали готовое устройство, и не рассказали о том, какое оно классное, он ничего не может сказать о нем в принципе.

$200 это стоимость в рознице, 80% ценности в канале. Считаем, что это нормальная цивилизованная торговля. Так пойдет?

Я обратил внимание, что употербление слова "гик" у яблочных троллей просто манипулятивно, ничего более. Например, у вас "гик" почему-то равен потребителю. Это что, оговорка по Фрейду, все кто потребители Андроида по определению "гики"? Противоречие можно получить в том числе попыткой сравнивать вещи, для которыъ отношения не определены, в данном случае я не писал что не стоит обращать внимания на гиков, я давал смысловое определение, а вы увидели противоречие в приписанных мне смыслах и сравниваете семантические и неявные прагматические сущности.
Противоречие логики не первого порядка и явно не у меня.

Ну и смотрите. Все что мы делаем - для любимых потребителей. Мы, конечно, должны учитывать их поведение. Но не надо их считать уж полными дебилами ("я - потребитель" - это хорошо и правильно). И без обработки полями искаженной реальности у людей, как правило, наблюдается вполне рациональное поведение. Т.е. за сравнимые деньги они захотят купить версию поновее, потому что номер версии - это рыночный сигнал (исправлены ошибки, зрелый продукт, больше возможностей). Это из базовых паттернов: если я не могу проверить качество продукта, я реагирую на антураж. Конечно, некоторые этим злоупотребляют, потому у некоторых операционок, например, по сути версии 0.9, почему-то ставилась типа 10.1, или там генерируются ложные рыночные сигналы о качестве (пример - диплом юриста-программиста Международного Университета Бизнеса и высших фруктовых сущностей г. Крыжополя). Но это ведь уже другая история.

Итого, один здравый смысл, никакой логики.

у вас "гик" почему-то равен потребителю.

В где? Разве что, вы увидели это

в приписанных мне смыслах

У меня "гик" это гик (безо всякого оскорбительного подтекста, определение слова см. в словаре), а "потребитель" - это потребитель, и из контекста это вполне очевидно. "Яблочного тролля" я оставляю на вашей совести, причем гораздо большие претензии у меня именно к первому слову.
Разверну, про гиков и прочих: меня, к примеру, совсем не интересует, какую новую стиральную машину анонсирует (или только собирается) Электролюкс, равно как не очень интересуют новинки из мира утюгов Филлипс - при необходимости я просто пойду в магазин, и куплю то, что есть в наличии, возможно, сравнив предварительно несколько вариантов. Вот это, в моем понимании - типичное потребительское поведение. Т.е я не буду часами читать отзывы в сети и выискивать разницу между утюгом этого и прошлого года выпуска, и уж тем более мне и в голову не придет отслеживать изменения в версии прошивки МК стиральной машины. Почему для телефона должно быть по другому?

потому что номер версии - это рыночный сигнал (исправлены ошибки, зрелый продукт, больше возможностей)

Это кто придумал, что номер версии - "рыночный сигнал" - очередной свежеиспеченный MBA? А в USP номер версии еще не успели записать? Ну и лично у меня проблемы с построением ассоциативной связи между "свежая версия"<->"зрелый продукт", за остальных потребителей не скажу.

"Самая свежая версия нужна 1% гиков... Я тут некое противоречие наблюдаю - сначала предлагается не обращать внимание на "гиков", а потом следует отсылка на "мозги потребителя"
Уж не знаю, что вы имели ввиду. Тем более, я предлагал другое: обратить внимание еще и на "людей, которые думают", гики само собой группа важная для продуктов с коротким хвостом и им будет нужно не сейчас прямо, а когда они продукт будут покупать. Мы же начинали о том, кому нужны коды свежей операционки, не так ли? Расширю тему про гиков. Для того, чтобы не было проблем с недопониманием, важно пользоваться более-менее устоявшимися определениями терминов предметной области имхо. Устоявшееся определение "гика" есть у последователей стиля С. Джобса ("гик" - чудак, который не согласен с тем, что за него будет решать фирма ерго сам не знает чего хочет", разновидность идеологического приема "они тупые, ггг"). "Яблочный тролль" - это местный сленг (поищите и убедитесь, вполне соответсвует литературному истероидному стилю), так что моя совесть тут ни причем. И я ни коем образом не обзывал вас ни троллем, ни гиком, вообще ничего не намекал и не намекаю о вас лично.
Продолжим:
"MBA" это что? Married but available? Вот если вы про тот MBA, в котором очередной профессор года выпрыгивает с очередной матрицей 3х3, то нет. Хотя ничего в этом MBA плохого нет, плохо если кто-то недопознал необходимое в целостности. Так вот, рыночные сигналы - это из consumer behaviour и из multi-agent system modelling. И хотя один профессор за єто получил таки нобелевскую по экономике, полезность подхода это не умаляет.
И опять, у нас нет четкого предмета для обсуждения. Я так и не понял, как вы себя дифференцируете ("гик" или "типичный пользователь"), приводя персональные примеры потребительского поведения. Примеры тоже страдают. Утюг штука не статусная (но можно и такое движение изобразить), некоторые телефоны Нокия штука не статусная (если вам нужно ехать, а не показывать), а вот смартфон чтобы попоказывать (особенно если он серый от тысячи денег в наших помпасах) - даже очень статусная, редкой ценности для потребителя (почитайте, тут и ссылка у колеги ниже есть). Будем сравнивать "типовое поведение потребителя" для разных типов продуктов? Опять же, поройтесь на форумах: прошивки дорогих телевизоров даже очень важны, люди иногда даже за них переплачивают.
Т.е. вы либо надо мной прикалываетесь, либо нам надо очень существенно согласовывать некоторый объем наших знаний о методах и техниках маркетинга и поведения потребителей.
В последнем случае, думаю, у вас и у меня есть более эффективные и рациональные способы потратить время. Мы же тут не товары и идеи продвигаем :)

Уж не знаю, что вы имели ввиду.

Учитывая, что изначально речь шла о производителях и держа в уме

Нужно не гикам, а тем, кто думает о жизненном цикле продукта.

я и писал то, что думал =) Т.е "гики"-не думают? ок. "Типичные потребители" тоже врядли думают, они тупо используют устройство пока оно не сломается, не надоест, не потеряется, етц. Потому сделал вывод, что в цитате идет речь о производителе, почему и удивился, когда в следующем посте вновь всплыли "потребители".

определение "гика" есть у последователей стиля С. Джобса

Я не знаю, чего там устоялось в яблочном лагере, но применительно к ИТ устоявшееся определение http://dictionary.reference.com/browse/geek (1)

"MBA" это что?

Master of Business Administration

как вы себя дифференцируете

It depends. В большинстве случаев - таки "типичный потребитель".

а вот смартфон чтобы попоказывать (особенно если он серый от тысячи денег в наших помпасах) - даже очень статусная,

А мы сейчас о телефоне как об утилитарной вещи, или о предмете для "попоказывать"? А то ведь у нас есть и категория людей, что телефоны в кредит покупают - для производителя это безусловно одни из потребителей, для меня же, к примеру - идиоты, и в примерах ниже они не рассматриваются. А вот рассчитывает ли производитель изначально на подобную категорию "потребителей" - это другой вопрос.

прошивки дорогих телевизоров даже очень важны, люди иногда даже за них переплачивают.

Опять же глупость, я считаю. Чем переплачивать за модель с "модной" прошивкой и невнятной поддержкой дешевле и проще купить отдельный медиаплеер (который как раз из категории "зрелых продуктов"), если смысл переплаты к этому сводится.

Т.е. вы либо надо мной прикалываетесь

Не то, чтобы над Вами персонально, но прикалываюсь, да.

Мы же начинали о том, кому нужны коды свежей операционки, не так ли?

В этом смысле мой изначальный посыл очень прост - third-party производители телефонов просто зажрались. У них в наличиии как минимум два референса от IHV (Qualcomm/Nvidia), плюс на выбор несколько версий ОС от гугла. Т.е с этим набором телефон/планшет не сделает только ленивый. Нет, нужно поплакаться (а кому-то - и позлорадствовать), что нехороший гугл не отдает сорцы свежей ОСи - все сидят и ждут, "ну когда же!", ибо 2.х некошерно.

До "питання" про "яблучних гиків". http://www.rbcdaily.ru/2011/04/05/cnews/562949979998529 Нікого не збирався ображати. Просто під руку попалося...
Всі співпадіння випадкові. Вся відповідальність за достовірність виключно на совісті автора матеріалу за посиланням. Ну і т.д. і т.п. як у всіх ліцензіях...
;)

"Просто Google надо не прятаться за словами «всегда так было» (особенно если раньше так не было), а называть вещи своими именами"

Так что, пункта об «отсутствии фрагментации» не было, или от все же был? Посмотрел, был и есть.
Похоже все что выше "не било такого" это просто треп на тему, что лицензионное соглашение отдельно взятого вендора выполнять это конкретное зло. А то зоопарка не будет, понимаешь.

Похоже, что изложенные слухи безосновательны.
http://allnokia.ru/news/51381/

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT