`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Nokia — МакДональдс телефонов

08
голосов

Я лично ничего против Nokia не имею — мой первый мобильный телефон много лет назад был Nokia, модель 1611, кирпич весом 250 грамм, который хорошо заменял мне средство самозащиты на случай непредвиденных обстоятельств. Звонил он хорошо, а больше ничего не умел. Правда, то было очень давно, и с тех пор у потребителей существенно поменялись вкусы — они хотят, чтобы телефон умел много всего, и, желательно, чтобы делал это красиво, быстро, легко и удобно.

Вот тут-то у Nokia и начались проблемы — из того, что я видел за последнее время, телефоны Nokia умеют делать много всего, но вот в плане красоты и удобства те устройства, что есть у Nokia сейчас, существенно проигрывают более новым конкурентам вроде iPhone или Android. И компания вроде бы даже пытается что-то сделать, чтобы изменить ситуацию, но пока что все действия со стороны выглядят как беспорядочное метание в разные стороны одновременно, а это вряд ли приведет к чему-то хорошему. По этому поводу — перевод статьи из Gizmodo, где Nokia сравнивается с известной фаст-фудной сетью Макдоналдс.

—————
А вы не заметили? Только что закончился Мир Nokia! Но, учитывая падающую прибыль и исход руководителей — и то, и другое пугающими темпами — нужно внимательно присмотреться к ситуации.

Давайте не путать вещи: Nokia все еще производит больше телефонов, чем кто-либо на планете. Каждый третий проданный мобильный телефон в мире этой весной был с надписью Nokia на передней панели. Так почему же прибыль компании “рушится стремительным домкратом”, с 9 млрд долл в 2007 году до 312 млн долл в 2009 году? И почему у них не получается обратно вклиниться в процесс?

Nokia: Фаст-фоны
Если вы читаете этот блог, шанс, что у вас в кармане лежит Nokia, очень невелик. Точно также, как вы не просматриваете Chowhound (прим. пер. сайт, посвященный еде для гурманов) в поисках Биг Мак. Именно это и производит Nokia — Биг Маки. Они делают доступные функциональные телефоны, которые очень популярны в Китае и Индии, и практически больше нигде в мире: из невероятных 111 миллионов мобильных устройств, которые Nokia продала этой весной, 87 млн были “тупофонами”. Это очень много бургеров.

Конечно, даже несмотря на то, что смартфоны представляют собой небольшой процент бизнеса Nokia, размах компании таков, что они, тем не менее, могут удерживать 41% рынка смартфонов. Это на 10% меньше, чем в прошлом году, и частично из-за того, что их операционная система Symbian уже давно, как бы это помягче сказать, ужасна. И похоже, что Symbian^3 на главном устройстве Nokia N8 — телефоне, который, по словам уходящего руководителя Olli-Pekka Kallasvuo, должен “означать начало нашего восстановления” — лучше не выглядит. Макдоналдс, может, и продает много латте, но от этого они не становятся Stumptown (прим. пер. — качественная кофейня).

И как у ресторанной сети, Nokia особо не инвестировала во впечатления пользователя — который в современных смартфонах равен впечатлениям от ПО. ПО, о котором Nokia особо не задумывалась, согласно письму от бывшего разработчики Nokia в блог Daring Fireball:

В Nokia рулит Железо. ПО пишется группами внутри Nokia, которое потом передается в аппаратную группу, которая затем решает, чье ПО пойдет на устройство, и в какой среде оно будет работать. Все графики равняются на сроки аппаратной части. Довольно часто было, что мы передавали им код, который в наших тестах отлично работал, а они при этом могли взять и снизить количество доступной памяти до 25% от указанного количества, а затем указать пальцем на программную группу, когда в реальной ситуации что-то переставало работать.

Но у этого сравнения есть свои пределы: Макдоналдс зарабатывает деньги по всему миру, постоянно и в большом количестве. И при этом Макдоналдс не тратит время и ресурсы на попытки изобрести ложный филе миньон.

Так что Nokia зарабатывает свои деньги с помощью распространенности и цены, и ее интересы больше аппаратные, чем программные. Эта стратегия раньше работала, до того момента, пока ее не атаковали по всем фронтам iPhone и Android. Но у Nokia ведь должен быть план, чтобы вернуть себе былую славу, ведь так?

Странная парочка
Ну, типа как. Очевидно, что Nokia осознает, что не все хорошо: OPK описывал ситуацию как “крайне тяжелую в дорогом сегменте”. Он говорил о смартфонах. Их план заключался в N8, который, как я уже сказал выше, не похож на убийцу чего-либо. Так что же спасет Nokia в долгосрочной перспективе?

Вот тут все становится странным. Если вы — телефонная компания, как Nokia, которая делает хорошие трубки, но без понятия в ПО, у вас есть варианты. Вы можете выбрасывать деньги на проблему, непоколебимо двигаясь дальше, надеясь, что в один день у вас все получится. Можно попытаться принять, хотя бы в пробном режиме, проверенную операционную систему вроде Android, или многообещающую, вроде Windows Phone 7. Можно избавиться или отделить ваш бизнес смартфонов, и сфокусироваться на прибыльном сегменте массовых трубок для недоразвитых рынков.

Или вы можете сделать то, что сделала Nokia — подцепить вашу звезду на поезд Intel.

Интрижка Nokia-Intel расцветала весь год, начав с переплетения их мобильных платформ Maemo и Moblin, из которой получилась MeeGo. Этот шаг привел к тому, что у Nokia теперь не одна, а две операционных систем в их портфолио, что идеально для запутывания потребителей (и неважно, насколько приятно выглядит MeeGo):

Обе компании также объединились для того, чтобы разработать 3D-интерфейс для устройств на MeeGo, вливая миллионы долларов в новую исследовательскую лабораторию и в рискованную ставку на продукт за три-четыре продуктовых цикла от сегодня. Они также могут работать вместе и над процессором, потому что “назвался груздем — полезай в кузов”, и тд.

Проблема, конечно же, в том, что партнерство Intel и Nokia воспринимается как “слепой ведет слепого”. Intel даже и близко не подошел к успеху на мобильном рынке, дойдя до уровня, где им осталось только покупать свой “вход” с помощью приобретений вроде Infineon. Обе компании соответствуют друг другу размерами, конечно же, но и слабостями тоже.

Плохой прием
А вот где у Nokia совсем плохи дела — так это здесь, в Северной Америке. Это пока что их самый слабый рынок в плане объемов, в основном, из-за мощной локальной конкуренции. И их доля рынка продолжает уменьшаться:

Их новый руководитель — канадский трансплант из Microsoft — знаком с проблемой, и с тем, что стоит на кону. Как он недавно объяснял Financial Times:

“Появились новые модели коммуникаций и инновации начинаются в Северной Америке… Это серьезные изменения, по сравнению с тем, что раньше развитие мобильной индустрии в основном начиналось в Азии, шло через Европу и затем доходило до Северной Америки. Инновации теперь в Северной Америке, и для Nokia крайне важно участвовать в этом рынке”.

Инновационная гонка — это то место, где Nokia проигрывает, и очень сильно. И грустная часть заключается в том, что пока что не видно, чтобы они выбирались из той дыры, в которую они сами себя закопали. Читая официальные заявления Nokia по поводу N8, складывается ощущение, что компания похожа на опустившегося игрока, который ожидает, что уж эта ставка точно вернет его в игру. Каждый финансовый отчет говорит о скором выходе телефона как о свете в конце очень длинного тоннеля. Но — используя не очень удачную метафору, скажу — и там тоже тоннель.

Nokia пока что еще котируется в мобильном мире. И сильно. Но она больше “Пятерочка,, чем “Азбука Вкуса”. И в этом ничего плохого нет! До тех пор, пока они не примут себе эту модель или же не сменят радикально курс, это падение будет становиться только хуже.

Nokia Is the McDonald's of Phones

08
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Доброго.
Статья, конечно, интересная. Но перевод...
Лучше было просто в начале статьи дать ссылку на оригинал. И не размещать "кривой" перевод.

Да фаст-фоны, да кирпич, да "тупофон"...
но:
1. Доступно!
в моём не самом большом населённом пункте есть много официальных дистрибьютеров и даже фирменный магазин.
2. Дёшево.
3. Сердито.
4. Он действительно работает, и не теряет сигнал, какой рукой его не возьми. :)
5. Топ-менеджеры Nokia не оправдываются в стиле "у наших трубок дизайн не очень, но у других тоже кирпич"
6. ИМХО "Интрижка Nokia-Intel" далеко пойдёт и мы ещё не раз о ней услышим. Пока что, всё за что берутся эти двое - действительно делают свои продукты качественно.

У конкурентов Nokia есть огромный недостаток - энергосбережение.

Если телефон не может от батареи протянуть сутки, то это дальше от телефона, но ближе к ноутбуку.
___________________________________
Twitter: @valbudkin

идеальное копирование классического стиля - "я не антисемит, у меня даже друзья евреи есть", ггг

а, между тем, для iPhone и iPad человек сделал реально красивый UI-тулкит и раздаёт его всем желающим, с правом использовать в коммерческих разработках:

http://www.eleqtriq.com/2010/08/sqetch-wireframe-toolkit/

лучше бы, ей-Богу, об этом - и людям полезнее, и претензий к переводу будет меньше.

Забавно, только сегодня утром подумал, что дела нокии совсем плохи, Алекс по большей части на андроид нападает, а про финнов и не упоминает даже. А тут такой подарок :)

Аналогия с гамбургерами хромает, потому что рынок смартов растет огромными темпами именно за счет "обычных телефонов". Через пару лет их просто не станет, поэтому если компания хочет выжить, ей таки нужно бороться за смартфонный рынок.

Nokia — МакДональдс телефонов

Надо полагать, это комплимент. Значит, Nokia жить будет вечно

"рынок смартов растет огромными темпами именно за счет обычных телефонов" - может это конечно и так, но и используют их тогда, как обычные телефоны, далеко не каждый пользователь телефона понимает, что у него, смарт или нет, покупают то часто по внешности, а не из-за платформы, притом сразу бывает просят отключить 3g и прочие сервисы, что б не жрало деньги и батарейку и дольше работало... Причем многие из обычных пользователей, не гиков, не любят "многообещающие устройства вроде iPhone или Android" называя их обмылками, теряються при виде сенсорного экрана и хотят простых надежных механических клавиш какие обычно и выпускает Нокиа.

Название статьи кое-как соответствует действительности в том плане, что Nokia так же успешно реализует свою продукцию как и Макдональдс и не более. В плане дизайна написали что Nokia проигрывает , у меня вопрос напишите что такое хороший дизайн и что такое плохой ? Причем все описания будут субъективны, потому что Пете нравится Маша, а Мише нравится Даша. А более-менее обьективно о дизайне скажут продажи во всем мире, у Nokia их 400млн. у кого больше ? Кто такие Gizmodo ? Это патриотически настроенный ресурс, способный возносить хвалу только продукции название которой начинается с английской буквы “i”. Назвать телефон «Тупофоном» легко , а вот укажите почему ? если компания держит 40% мирового рынка, а ближайший конкурент процентов эдак 18-20, так поверьте что Nokia с «тупофонами» не смогла бы держать такой оббьем . Интрижка Nokia и Intel, это не «Слепой ведет слепого» , а объединение двух мировых лидеров в своих отраслях. Так как процессоры это не только их физические размеры , но и знание материалов и много чего другого, и Intel создаст любой процессор необходимый для мобильного устройства, а вот лучший в мире маркетинговий отдел Nokia раскрутит это устройство. А самое смешное что здесь написано что Nokia очень уступает на рынке северной Америки, по сути компания игнорирует постоянно этот рынок, в США и Канаде слишком сильные позиции Моторолы , Блекберри и Эпл.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT