`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Роман Хархалис

Несколько мыслей о кризисе и IT-рынке

+3030
голосов

О том, что, собственно, происходит в мире и в Украине. Я склонен рассматривать нынешный кризис в первую очередь как некий конфликт отношений между реальным и виртуальным. Реальность в экономике - это доход от основной деятельности, прибыль, расходы конечных потребителей. Все остальное - кредитный перегрев, капитализация, мультипликаторы, спекулятивный капитал - это чистой воды "виртуальная реальность", в обычном смысле не обеспеченная материальными ценностями.

Где-то читал, что совокупный объем товаропроизводства в мире - $100 трлн, тогда как совокупное количество денежных средств - порядка $500 трлн. Лишние $400 трлн в основном не присутствуют на рынке потребления, они лежат в виде ценных бумаг, и потому до поры до времени не провоцировали инфляцию, как это было при каждой эмиссии наличных денег, которые попадают напрямую к людям. Но тем не менее, есть несколько каналов, через которые эта виртуальщина прет на реальные рынки, взвинчивая там цены.

В Украине наиболее сильно поражен "виртуальностью" рынок недвижимости: вместо потенциальных жильцов квартиры покупают и продают друг другу спекулянты, "инвесторы", не в последнюю очередь - зарубежные или с зарубежным капиталом. В результате в Украине, и далеко не только в ней одной, покупка жилья вышла за пределы финансовых возможностей конечного пользователя - обслуживать кредит, т.е., выплачивать $1-2-3K в месяц только на мортгейдж, реально способны только очень редкие украинские домохозяйства.

Второй крупный канал - банковское кредитование, денег финансовая система может выдать намного больше, чем реальный сектор, потребители, способны потом вернуть. Суть кризиса в том, что "лишние", виртуальные средства просто исчезают, списываются. Так что нас ждет активная "реализация" экономики. Жилье будет стоить ровно столько, сколько за него готов заплатить реальный жилец, с реальной зарплаты - и не больше. По крайней мере, в ближайшие десять лет.

На IT-рынке "виртуальные" деньги присутствуют главным образом в виде венчурного инвестиционного вала, уходящиего как в стартапы, так и во взрывное расширение бизнеса существующих компаний. В свое время я поражался объемам капитализации интернет- и IT-компаний, а также дикими несоответствиями между стоимостью компаний и ценностью их реального имущества, стоимостью компаний и имеющимся/прогнозируемым доходом/оборотом. За 2% акций платились сотни миллионов уе!

Стоимость Facebook была сопоставима со стоимостью Macdonalds, при том, что последняя является вторым по масштабам после Католической церкви владельцем недвижимости в мире, плюс имеет огромный товарооборот в максимально стабильном (кушать хочется всегда) пищевом бизнесе. И еще находились те, кто пытался доказать мне, что идеи в головах нескольких умников, да база данных в несколько миллионов записей (заметим, ни одна из них не приносит в бизнес ни копейки денег) могут стоить столько же, сколько реальные участки, реальные здания и реальная еда.

Общей чертой новых и "быстроразвивающихся" IT-компаний была разработка продукта, не подразумевающего дохода от его прямой продажи конечному потребителю. Блоги - бесплатны и для писателя, и для читателя. Порталы - бесплатны. Социальные сети - бесплатны. В качестве доходной части в бизнес-планах рисовались поступления от рекламы, но было вполне очевидно, что на такие уровни популярности, чтобы эти доходы стали заметными, редко какой проект имел шансы выйти. Реальный же бизнес-план, обычно неозвучиваемый, подразумевал рост капитализации проекта и продажу его с наваром очередному "инвестору". Элементы пирамиды в этой схеме видны невооруженным глазом.

По всемирному пирамидальному закону, "попадает (на бабки) последний". Именно это сейчас и происходит. Чтобы определить жизнеспособность интернет-бизнеса в нынешних условиях, достаточно задать простой вопрос - а есть ли люди, которые готовы прямо сейчас платить за использование его продукта? Это могут быть пользователи. Могут - рекламодатели, которые предлагают размещение или контент-финансирование напрямую этому проекту. Прямо сейчас. Это следствие базового экономического закона, согласно которому людям действительно нужно только то, за что они готовы платить деньги. Если перспектива перевода сервиса на платную основу грозит полным разрушением абонентской базы, а прямые обращения к рекламодателям неизменно заканчиваются отказом - значит этот сервис людям не нужен. Нет смысла тратить деньги на его поддержание и развитие.

Говорят, что неизбежное падение финансирования стартапов будет стоить индустрии темпов технологического развития и отдалит внедрение новых идей. Помилуйте, а где вы видели у стартапов новые идеи? В большинстве случаев их продукты - это "just another" социальная сеть, блог-хостинг, фото-хостинг, просто хостинг и помеси всего вышеперечисленного в разных пропорциях. Действительно ли они удовлетворяют реальные потребности людей, или только надуманные? Рынок сам дает ответ на этот вопрос.

Попробуйте подсчитать, сколько новых технологий, конструкций, дизайнов и т.д. становятся действительно популярными в течение года. Могу сказать по мобильной индустрии - примерно пять. Из них четыре - на счету крупных компаний, с поставленной на широкую ногу R&D деятельностью. Остальное рано или поздно (обычно рано) отправляется в утиль. Плюс для базового развития хорошей (а хорошая - это, повторяю, востребованная людьми) идеи нужно не так уж много денег, правильный продукт в известной степени продает себя сам. Именно это и будет происходить в индустрии с настоящего времени. Умники и дальше будут экспериментировать в гаражах, порождая и что-то стоящее, и что-то ненужное. Но уже - не за миллионы и миллиарды. На качество и темпы инноваций это, по моему мнению, не повлияет никак.

Теперь об Украине. Наибольшие опасения здесь порождает судьба рынка розничных продаж техники, в связи с его импортной природой и кредитозависимостью. В последнее время розница вообще впала в ступор, никто ничего не продает и не покупает. К такой ситуации привели три фактора.

Основной - это банальный страх и негативные ожидания. Люди вывели деньги откуда только могли, и будут выводить еще, поскладировали их у себя дома в более или менее ликвидной и защищенной форме. И сидят, ждут. Никто не знает, сколько он будет зарабатывать завтра, и на что могут понадобиться те сбережения, которые есть сегодня. Если в тумбочке лежат деньги на покупку новой цифровой камеры, то человек их придерживает, не спешит тратить. Он сделает это только тогда, когда будет твердо уверен, что "завтра будет лучше, чем вчера".

Второе - это кредитование. Да, приостановлено большинством банков и по большинству программ. А значительная часть техники в рознице покупалась именно за потребительские кредиты.

Третье - это курс валюты. Проблема даже не в самих колебаниях, а в завышении товарного курса магазинами, и чем больше диапазон скачков реального курса, тем выше магазинный. Это тормозит потребителя. Я в жизни не пойду ничего покупать за гривны в магазин, где цены пересчитаны в гривны по курсу 7,5, если в обменниках покупка по 6.20. Кто у меня купит валюту по 7.50? С какой радости мне терять на конвертации? Если уж я решу что-то потратить - пойду к знакомому, с которым смогу рассчитаться долларами. И так делают очень многие. Что будет дальше?

Несомненно, полный ступор пройдет быстро. Люди психологически привыкнут к новой обстановке и постепенно начнут покупать. Вероятно, для этого не потребуется даже предпосылок к росту экономики - достаточно, чтобы прошел первый шок и произошла некая психологическая адаптация. Думаю, в течение месяца-двух, если не будет каких-то совсем фатальных разрушений в экономике страны, должно немного попустить. Но установившийся уровень продаж будет несомненно ниже, чем до кризиса. Дело здесь не в кредитовании, а в ожидании снижения доходов. Риски, связанные с увольнениями, сейчас большие, и в ближайшие полгода меньшими не станут точно. Поэтому к покупкам народ будет подходить осторожно, расходуя понемножку, и уж точно не опустошая семейную "тумбочку" даже наполовину.

Кстати о кредитах. Когда нынешнее практически полное блокирование кредитной деятельности все же будет снято, а ждать этого, я думаю, не так уж долго, потребительское кредитование будет постепенно восстанавливаться. Дело в том, что в нынешних условиях деньгам не хватает не столько объема или дешевизны, сколько "длины". Для банков важна максимальная оборачиваемость средств, поэтому основные проблемы предвидятся с долгосрочным кредитованием, в частности, ипотекой и автокредитами. Потребительские кредиты, обычно сроком на год, должны быть более широко доступны, так как являются весьма прибыльными, и позволяют зарабатывать даже в нынешних нелегких условиях. Правда, здесь скажется и удорожание ресурсов, и повышенные риски невозвратов из-за безработицы, и снижение стоимости и ликвидности залогов (правда, я бы и до этого не назвал LCD-телевизор ликвидным залогом). Но кредиты будут. Не такие сладкие, как в 2007 г, но и без тех ужасов, что были в 1998-2001. Основной проблемой для заемщика будет не высокий процент, а доказательства платежеспособности, сложности с получением кредита, несомненно, возрастут.

Что касается структуры потребления IT-продукции, то она должна откатиться по направлению к той, что была до массового кредитования. Это значит, что сильно просядет средний сегмент, который ориентирован на простого потребителя, но с участием кредита, а без кредитования остается фактически без целевой аудитории. Не должен пострадать хай-энд, спрос на него будет всегда. Ходовым останется и бюджетный класс, возможно, его продажи даже вырастут, поскольку на него переместится спрос из среднего сегмента, люди начнут вместо чересчур дорогих покупать те модели, за которые смогут рассчитаться сразу. Что в таких условиях будет продаваться, а что - нет? Несомненно, будут пользоваться спросом дешевые,бюджетные вещи. Но наиболее выгодными и для потребителя, и для продавца, будут продукты, оптимальные по соотношению цена/качество.

Несомненным успехом будет пользоваться прием "на класс ниже", продажа решений, соответствующих более высокому классу, по ценам более низкого. Это хорошие нетбуки, которые, чего бы там не хотели производители, в основном рассматриваются именно как дешевые ноутбуки для регулярного высокомобильного применения. Именно поэтому попытки ограничить конфигурацию, поставить флэш-память малого объема, воспринимаются украинцами в штыки, а установка винчестеров, наоборот, приветствуется.

Будет продаваться Nokia 5800, если ее цена будет ближе к заявленной европейской - как альтернатива iPhone и коммуникаторам. Если продукт занимает некую уникальную нишу, удовлетворяет некий массовый запрос у потребителя, и не переоценен - он будет продаваться. А вот оверпрайс для любого продукта сейчас смертелен. Наличие более дешевого, равного по возможностям конкурента, не оставит ему ни одного шанса. Также сейчас плохое время для попыток массовых брендов выходить в более высокие сегменты. Лакшери продаваться будет. Но только тех марок, которые признаны потребителями как лакшери. Впрочем, спрос на продукты с качеством лакшери, но по цене среднего класса, в силу вышеизложенного, тоже должен вырасти, хоть и не намного.

В отличие от "железа", мобильная связь и доступ к интернету сейчас уже являются продуктами первой необходимости. Поэтому люди будут пользоваться ими и дальше, снижая объемы потребления только если уж совсем будет все плохо. Но ARPU понизится, вероятность этого, мне кажется, очень велика. Что будет с дополнительными услугами и контент-сервисами - вопрос. С одной стороны, как раз за их счет массовый потребитель и урежет расходы, они ни для кого не особенно важны. С другой - клубника всегда продается хорошо, вне зависимости от благосостояния и уровня развития экономики.

В конечном счете, кризис изменит значение слова "статус", возвращая ему утраченный смысл. Если раньше студент мог взять Nokia 8800 в кредит сугубо для "понтов", то сейчас ценность таких понтов поуменьшится ввиду появления более насущных проблем, а возможность взятия кредита в этом случае практически исчезнет. Вероятнее всего, мы крепко избавимся от привычки потреблять излишне и бездумно. Мы начнем покупать, а не хватать. Продавцы начнут продавать, а не отпускать. Появится потребность улучшать и развивать сервис. Удерживать покупателя, а не действовать по принципу "сейчас другой придет". Исчезнет смысл, да и возможность платить по $200К за ролик на телевидении и при этом "экономить" $4K за полосу рекламы в специализированном издании. Кризис - это хорошее время, чтобы начать думать.

+3030
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Согласно закону спирального развития, все возвращается "на круги своя" через каждые семь лет. Помните 2001? :)

и еще бы народ стал соблюдать законы... особенно об авторском праве - тогда уж точно для ИТ наступят хорошие времена, когда каждый подумает, что лучше - покупать или воровать и что оба варианта дадут.

Проблема с авторским правом и пиратством, как мне кажется, гораздо более сложная и системная, чем ее сейчас представляют, сводить ее к банальному воровству - не совсем правильно, т.к. чересчур упрощено.
Надеюсь, у меня на след. неделе будет время чтобы пописать на всякие такие концептуальней темы, я постараюсь изложить свои мысли на этот счет в виде такой же колонки.

> и еще бы народ стал соблюдать законы... особенно об авторском праве - тогда уж точно для ИТ наступят хорошие времена, когда каждый подумает, что лучше - покупать или воровать и что оба варианта дадут.

якщо "народ" тут -- це корпоратив/держсектор, то згоден і підтримую.

якщо ж це таки народ (кінцевий споживач, роздрібний покупець тощо) -- з нетерпінням чекаю, бо хочу це побачити: вибір між (ми про пз?) красти, купувать і... купувать альтернативу?

наразі скидається на те, що життя нас вчить-вчить, а ми по-старому дивимося в світле майбутнє, коли всі будуть купувать. і всі -- у нас =)

так що справді, чекаю з нетерпінням.

> Проблема с авторским правом и пиратством, как мне кажется, гораздо более сложная и системная, чем ее сейчас представляют

+1, і, схоже, ще довго будуть її так подавати. бо що простіше -- то зручніше грати словами, достатньо стає доволі обмеженого набору: "крадіжка, злочин, автори недоїдають" тощо =)

або ж от приміром вперто говорять про авторське право -- коли насправді мова йде про захист інтелектуальної власності.

а ще в тому простенькому словничку рідко коли знаходиться місце для таких цікавих термінів, як "patent troll", "submarine patents" тощо =)

"it's quite easy if you don't know how" (c) d.adams

"Исчезнет смысл ... платить по $200К за ролик на телевидении и при этом "экономить" $4K за полосу рекламы в специализированном издании" - привлекательная для прессы картина вырисовывается :) А почему ты думаешь это может произойти?

Потому что рекламодатель поневоле приходит к необходимости получать максимальный эффект от рекламных кампаний.
А разумные решения, использование тонких инструментов, каковыми являются специализированные издания, актуальны как раз в условиях ограниченности ресурсов.
Это как в компьютерной стратегии. Если у тебя есть ресурсы, чтобы построить 100 танков и просто пустить их в атаку - ты именно так и сделаешь, и не будешь ни о чем задумываться, победа твоя, пусть даже из этих 100 танков останется только один. Если же денег только на 5 танков - то поневоле начнешь изыскивать какие-то тактические комбинации, чтобы использовать их максимально эффективно.

Супер, особенно момент с реальной и виртуальной экономикой. Для меня потребительское кредитование всегда казалось совершенно очевидным путем к раздуванию большого мыльного пузыря, который в конце-концов просто лопнет в виде инфляции. Нельзя безнаказанно вливать в экономику деньги "из воздуха", особенно в стране с отрицательным сальдо торгового баланса.

Спасибо, замечательная заметка. Есть моменты, которые бы хотелось дальше развивать, например - нетбуки, интернет для потребителя, другие товарные группы.

Этот пост необходимо опубликовать в полном объёме на страницах журнала.

последний абзац - замечательно!

А откуда Вам известно, что у меня действительно "в тумбочке лежат деньги", и именно "на покупку новой цифровой камеры"?!

Ну, значит идея покупки цифровой камеры висит в воздухе:)
Я себя имел в виду на самом деле, когда писал.

Да,статья действительно полезная,особенно для ITторгаша. Спасибо,Роман.Только полный ступор своим прохожднием не построит разрушенное сегодня.Очень много идет информации о глобальных сокращениях в крупнейших компаниях торговых К-Трейд, Diawest, ELKO, IT-Link , Компасс..хорошо,если новое отстроится лучше старого и только поднимет конкурентно-способный продукт да качество и уровень обслуживание,а если все вернется на уровень базара(Кардачи-цари).И интернет-торговля умрет, так и не встав на ноги.Потому как выжить сегодня фирмочке с небольшим интернет-проэктом очччень тяжело(по себе сужу) .А камеру лучше купить,а то вдруг завтра конец света, а Вы не запечатлены для потомков...

Какие потомки, конец света ведь :)

а откуда данные о "глобальных сокращениях в крупнейших компаниях торговых К-Трейд, Diawest, ELKO, IT-Link , Компасс"? особенно впечатляет термин "глобальных" :)

От, блин, надо деньги из тумбочки перепрятать...

Правильно, все написано конечно, но ведь это все уже было пройдено, причем ни раз. И будет то, что было всегда - бедные станут беднее, средний класс станет жить еще скупее, богатые станут ещё более богатыми. Всё как обычно, по старинке) В истории всегда были подобные кризисы - да, они были разными, но итог у них всегда был один - кризис-рецессия-рост и т.д. Это циклическое развитие экономики. Се ля ви. Нужно уметь жить так, чтоб на ниспадающих траекториях этих циклов, личная траектория была как минимум нейтральной. Этому и надо учиться.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT