`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Черников

Неизвестная IBM: Инновации, которые «не пошли»

+1212
голосов

Не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает. Но с IBM ситуация иная. Тщательно подходя к каждой разработке и стараясь сделать ее на уровне лучших мировых образцов (а то и являясь первопроходцем) на рыночном поприще иногда по разным причинам IBM оказывалась не слишком успешной, несмотря на вполне доброкачественные продукты и новаторские идеи.

1. OS/2

Я подробно писал об истории этой ОС в блоге от 1 мая текущего года
 
Напомню только, что первоначально она создавалась в сотрудничестве IBM и Microsoft начиная с 1985 г. и спустя два года была доведена до коммерческого применения. После этого она совершенствовалась исключительно силами IBM, а в 1990 г. товарищество распалось. Самая вероятная причина — хваткие парни из Microsoft увидели, что массовому потребителю нужно что-то подешевле, пусть и похуже. Своего конкурента они знали досконально и им не составляло труда, так сказать, задавить его долларом. Как по мне — жаль.
 
2. PCjr
 
The IBM PCjr (читается «PC junior») был первой попыткой IBM выйти на рынок для недорогих PC образовательного и бытового применения. PCjr, модель IBM 4860 была построен на процессоре Intel 8088, но очень уж расходились решения в разработке и реализации этого компьютера. Ну не может IBM штамповать ширпотреб! Что-то подобное произошло и в СССР, когда военные заводы взялись в нагрузку выпускать всякие «Электроники» БК0010 и им подобные на мелкой логике. Фактически они были мертвыми уже при рождении. Так что уличного продавца хотдогов из IBM не получилось — да и не могло получиться.
 
3. The Simon Smartphone
 
Саймон — пример технологии IBM, которая просто опередила свое время. Аппарат имел интерфейс с сенсорным экраном и целый ряд особенностей, присущих сегодняшним смартфонам. Но… в 1993 г. не было достаточной полосы пропускания, чтобы реализовать способности этого телефона.
 
IBM Simon Personal Communicator был весьма продвинутым сотовым телефоном своего времени, созданным совместно IBM и BellSouth. Саймона показали как концепт на Comdex 1992 г., в производство он был запущен в 1993 г. и сочетал функции мобильного телефона, пейджера, PDA и факса.
 
После ряда досадных рыночных недоразумений Саймон был целиком продан BellSouth в 1994 г. и продавался ею по $899. Помимо собственно мобильного телефона, аппарат имел ПО календаря, адресной книги, мирового времени, калькулятора, блокнота, электронной почты и нескольких игр.
 
У аппарата не было никаких физических кнопок для набора. Вместо этого клиенты использовали сенсорный экран, чтобы выбрать номера телефона пальцем или создать факсимиле и записки стилусом. Текст вводился или с уникальной предиктивной клавиатуры на экране или с нарисованной QWERTY.
 
Те же грабли. Цо занадто, то не здраво. Но IBM — перфекционисты. По другому они не могут. Тем более, что очень скоро появились разработки других фирм, которые без осбых изысков довольно легко сочетали необходимую большинству пользователей функциональность и относительно невысокую цену.
 
4. AD/Cycle
 
IBM AD/Cycle был компьютерной инициативой в области разработки ПО и базировался на IBM Systems Application Architecture. Это была попытка централизовать управление разработкой приложений, поддерживая интеграцию инструментов через соответствующий пользовательский интерфейс на отдельных АРМах. При этом предусматривались набор Tool Services, Repository Services и Library Services, которые обеспечивали контроль для определения и разделения данных о разработке приложений. Однако такая стратегия разработки, в общем, существенно отличалась от привычной в IBM и в конечном итоге была признана неэффективной. Соответствующие средства индустриальной разработки были куплены, но об этом — в следующем очерке.
 
5. IBM SAA
 
Systems Application Architecture — набор стандартов для ПО, разработанный IBM в 1980 г. и использованный в ряде ОС от IBM — MVS, OS/400 и OS/2. SAA определяла три уровня сервиса: Common User Access Layer, Common Programming Interface и Common Communications Support. Но SAA никак не хотела организовывался в повторимые процедуры и в конце концов была заменена более поздним проектом Open Blueprint.
 
6. IBM Home Director
 
Проект Home Director был первым в мире сетевым решением для дома, где сеть управлялась персональным компьютером или экранным меню телевизора.
 
Home Director состоял из двух частей: IBM Home Network Controller и IBM Home Network Connection Center. Как всегда, IBM ставила перед собой сверхзадачу — обеспечить связь между различными электронными системами, которые существуют в среднестатистическом доме.
 
IBM позже неоднократно пыталась вдохнуть жизнь в бизнес Home Director, даже попробовала в 2000 г. выделить его в отдельную компанию. Коммерческий успех тогда так и не пришел, и только теперь, возможно, реинкарнация этого проекта в виде Smarter Home обеспечит определенную степень автоматизации жилища людей. Но вообще, «умный дом» пока все еще остается красивой и стройной теорией. Для него нужна очевидная полезность и надежность уровня холодильника или телевизора и сопоставимые цены. Пока же всего этого нет ни у IBM, ни у других компаний, работающих в данном направлении.
 
7. IBM OfficeVision
 
ПО OfficeVision было частной собственностью IBM и работало в составе офисного ПО для OS IBM VM в системах управления контентом). Однако появление PC и парадигмы клиент-сервер радикально изменило способы автоматизации работы офиса.
 
В частности, офисные пользователи хотели графические интерфейсы. Таким образом, почтовые программы с клиентами PC моментально стали более популярными. OfficeVision уже не было смысла дорабатывать и в конечном итоге IBM приобрела офисный пакет Lotus. Однако до сих пор нет-нет, да покажут в американских полицейских боевиках экраны допотопных компьютеров с символьными текстовыми редакторами и почтой.
 
8. IBM TopView
 
Вот и менеджер TopView работал в символьном режиме под MS-DOS, обеспечивая мультизадачную работу компьютеров с 1984 г. Чтобы конкурировать с различными другими графическими интерфейсами, IBM с завидным упорством обещала дать TopView легкий в использовании GUI, но так никогда этого не сделала. Windows, основанрая на графике изначально, была предпочтена рынком, и IBM официально прекратила выпускать TopView после версии 1.1.2 в 1990 г.
 
9. Micro Channel Architecture
 
Micro Channel Architecture (MCA) — патентованая 16- или 32-битная параллельная компьютерная шина, разработанная в IBM в 1980-х гг. для ее персонального компьютера PS/2. MCA впервые была показана в высшей серии машин класса PS/2 в 1987 и позднее была распространена на всю эту линейку.
 
По сравнению с простенькой шиной ISA шина MCA была очень большим шагом вперед. Но читатель, видимо, уже догадался, что ее вывод на массовый потребительский рынок и маркетинг не отличались высоким совершенством. IBM почти не создавала карт расширения для MCA, поскольку эта работа была выполнена ранее для IBM РС. Некоторые независимые компании пытались освоить производство карт расширения для МСА, но в отсутствие сколько-нибудь ощутимого спроса быстро свернули проекты.
 
В результате клиентам не предоставили возможность окупить приобретение за счет расширения возможностей. Поскольку к тому же системы с MCA были дороже ISA, они исчезли в течение нескольких лет после введения шины PCI, которой была обеспечена намного более широкая промышленная поддержка.
 
10. IBM ThinkPad
 
Еще один пример слишком хороших устройств для своего времени. У двух выпущенных моделей IBM ThinkPad были инновационные характеристики, к которым рынок не казался готовым.
 
ThinkPad TransNote, который являлся прототипом планшета и отчасти iPad, был прекрасной разработкой, но технология его изготовления не была отработана. ThinkPad TransNote имел возможность рукописного ввода и фактически определял новый стандарт гибкости и непринужденности использования.
 
ThinkPad Butterfly на десятилетие опередил нетбуки со складной клавиатурой, но рынок не понял значения его выпуска.
 
Тогда же IBM как-то мельком показала ThinkScribe — цифровой блокнот и цифровую ручку для автоматического захвата рукописного ввода. У него был вращающийся 10,4-дюймовый дисплей для легкой навигации и удобный поиск ключевой информации. Продолжения этот проект также не получил.
 
Вместо итога
 
Итог этого очерка получился несколько неожиданный — «чем лучше, тем хуже». Характерно, что большинство неудач IBM связаны именно с массовым рынком. Создается впечатление, что из любви к искусству инженерам скрепя сердце боссы разрешали идти на некоторое удорожание разрабатываемых моделей. Но, в общем, описанные выше неудачи с выводом на рынок не слишком повлияли ни на финансовое положение Голубого гиганта, ни на его репутацию.
 
На следующей неделе я завершу этот цикл очерками о внешней стороне исследований и разработок — знаковых покупках и продажах технологий, продуктов и компаний, которые делала IBM на протяжение последних двух десятилетий. Это достаточно хорошо характеризует курс компании и по корректировке ассортимента всегда можно достаточно точно судить о том, в каком направлении она движется.
 
+1212
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

ИМХО в IBM есть хорошие мозги, и нет хороших маркетологов.
Вот и всё.

Угу, вы не одиноки в таких суждениях )
Меня всегда удивляло - как можно сравнивать IBM и Apple например.
Одни двигают цивилизацию вперед - другие ставят людей на потребительское отношение к жизни.
У одних научные разработки, у других - формы иконочек и цвет девайсов :)

Я как продажник и маркетолог выделяю для наших клиентов достоинства IBM продуктов... и сразу становится легче продавать продукт. Хотя наши продукты не для массового потребителя, а для умных. Тем легче показать реализованное "хорошими мозгами", чем распиаренное "хорошими маркетологами".

а кто сразу и умный, и красивый, ему что, разорваться?
массовый потребитель тоже умный однако, чтобы понять, что у ИБМ просто другой бизнес

кстати, продукты хороших маркетологов они тоже не для всех
(не зря их продают гении из я-магазинов и виртуальных вип-бутиков),
а только для креативных. получается, разницы в принципах продвижения никакой, просто чуть разное позиционирование)))

Соглашусь с предыдущими ораторами в том, что IBM может выпускать достойные бюджетные вещи, но, судя по всему, не хочет.

Насчёт бывшей «оборонки» бывшего Союза. Эти «Электроники» и «ПК Львовы», а позднее «Поиски», не могли быть мертворожденными (в рамках СССР) по простой причине – «пипл хавал» всё. Ажиотажный спрос обеспечивался банальным дефицитом домашних компьютеров промышленного изготовления, а также баснословной стоимостью и малодоступностью наборов микросхем и изготовления печатных плат самодельных машин («Радио-86 РК», «Специалист», «Орион-128»).

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT