`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Дмитрий Рыбальченко

Налогообложение ИТ бизнеса в Украине и в других странах – где лучше?

+1515
голосов

Нашей любимой стране уже 20 лет. Возраст достаточно приличный. В этом возрасте организм обычно уже становится умнее и начинает задумываться – а как бы так сделать, чтобы жилось лучше. Чтобы был и достаток, и уважение, и любовь и т.п. При этом в 20-летнем возрасте организм думает только о себе и порой очень часто забывает о тех, кто этот организм поддерживает, кто о нем заботится. Это глобальное понимание приходит позже – лет в 25, 30 или 40. А у некоторых иногда и вообще не приходит. Видно, наша страна – это еще действительно молодой организм, который думает только о себе и напрочь забывает о своем народе. Главное, чтобы не было поздно – когда придет понимание – чтобы еще оставался тот народ, который готов поддержать страну. А то другие, более возрастные, организмы с радостью готовы принять украинский народ, особенно продуктивную его часть, которая могла развивать наш организм, но будет работать на благо других.

Но обо всем по порядку...

Я уже более 10 лет практикую в области аудита и проверки финансов. За это время в нашей стране происходили постоянные изменения законодательной базы в этой сфере – были приняты национальные стандарты бухгалтерского учета, приняты базовые законы налогообложения – НДС, налог на прибыль, социальные налоги и отчисления. Эти налоги менялись с такой регулярностью, что иногда изменения в Закон об НДС вносились лишь на 1 день.

Все понимали, что страна взрослеет, ищет свой путь развития, ошибается, – и терпеливо ждали, когда же наше правительство найдет правильное и рациональное решение в сфере финансов, а именно налогообложении. Необходимо было определиться с количеством и размерами налогов.

При этом страна работала, народ возмущался, но тем не менее с усердием муравья перечитывал все законодательные инициативы. Особенно наш законодатель любил преподнести пару сюрпризов в области налогообложения под Новый Год (подарок от Деда Мороза). Так, хотя это и запрещено законодательством, в каждом новом бюджете на следующий год были заложены изменения в сфере налогообложения. Народ, сцепив зубы, изучал все новинки и ждал, когда же наш законодатель выйдет на финишную прямую.

И вот в конце 2010 года законодатель говорит о том, что финишная прямая уже близко. Он надумал принять Налоговый Кодекс, который уменьшит количество налогов и в одном документе объединит все нормативы в сфере налогообложения.

Народ с интересом наблюдал за тем, как законодатель говорил о том, что жизнь улучшится и что всем будет лучше.

Что можно сказать сейчас об этом документе? Да – такой документ был нужен нашей стране. Было крайне неудобно искать по разным документам (и разъясняющим письмам) вопросы в сфере налогообложения. Но все-таки ждали от этого документа намного больше.

Какое же количество ошибок имеется в этом документе??? Недаром первое изменение в этот документ законодатель внес еще до начала его вступления в силу (в декабре 2010). Потом, помня о новогодних подарках, законодатель в декабре принимает дополнительный документ – закон, дополняющий Налоговый кодекс.

Кроме этого, в 2011 году в Кодекс были приняты еще изменения. И это невзирая на принцип стабильности, который заложен в основу (мы так думали!) Кодекса.

Сейчас я работаю в сфере ИТ. Принятие Кодекса под самый конец года с одной стороны очень усложнило жизнь нашей отрасли. Так, было принято, что наши услуги исключены из объекта налогообложения НДС. А так как уже были проведены многочисленные тендеры, заключены контракты на следующий год с клиентами, – пришлось заново (и на это ушло от 2 до 3 месяцев) передоговариваться с клиентами.

Но, с другой стороны, было и приятно – так как действительно труд ИТ-шников, как и бухгалтеров, аудиторов и других консультантов действительно не является НДС-емким. И, таким образом, исключение наших услуг из перечня объектов обложения НДС – шаг правильный.

Но прошло буквально несколько месяцев после того, как мы закончили объясняться с клиентами по вопросу отмены НДС, как уже с июля 2011 года наши услуги опять вернули «в лоно» НДС.

Мы пытались отговорить от этой идеи законодателя – было очень много объяснений, но (без всяких экономико-финансовых расчетов!) услуги ИТ и других консультантов снова стали облагаться НДС.

Опять переговоры (правда, теперь о повышении цен), опять принцип стабильности, опять мы вспомнили, что живем в Украине. Как же хочется жить в европейской стране, а не в стране настроения!

В последнее время действительно часто задумываюсь – в какой части света находится Украина с точки зрения законодательной базы? Наш законодатель всегда пытается нас сравнить с европейскими странами. Но, позвольте, – в Европе не меняют так часто законодательную базу, поэтому равняться на них не вижу возможным. Кроме того, Европа прошла очень длинный путь экономического развития и сравнивать нашу молодую страну с Европой, на мой взгляд, не совсем корректно. Сравнивать, по моему мнению, необходимо со странами Азии, возможно Россией.

Так вот, к чему я веду – мы видим, что законодатель, принимая тот или иной закон, совершенно не заботится о нас. Если о тебе не заботятся, то ты начинаешь думать о том, чтобы уйти. Для того, чтобы уйти, необходимо понять – действительно ли у нас плохо, и там хорошо (чтобы не было как всегда: «Хорошо там, где нас нет»).

Сравним ведение ИТ бизнеса в Украине и за рубежом.

Что необходимо для работы ИТ бизнеса? Необходимы умные люди, место, где эти люди будут находиться, компьютеры, за которыми эти люди будут работать, и Интернет. Является ли эта сфера капиталоемкой? – Нет. Является ли эта сфера не мобильной? – Нет.

Таким образом, этот бизнес может быть легко перенесен в любое место, и он не требует больших вложений. Он требует только умных людей (допустим, у нас есть такой персонал) и требует клиентов (допустим, эти клиенты тоже есть).

Рассмотрим на примере, как происходит работа ИТ-бизнеса в Украине. При этом договоримся, что на чистую оплату персоналу (на руки) мы обязаны тратить минимум 50% от суммы контрактов.

Так вот, допустим, мы зарабатываем 120 млн грн в год.

Наши затраты составят:

  • Выплата персоналу на руки – 60 млн грн;
  • Аренда офиса – 0,6 млн грн в год;
  • Интернет – 0,3 млн грн в год;
  • Разовая покупка компьютеров – 1,2 млн грн.

Вроде бы неплохо, да? У нас должны остаться минимум 57,9 млн грн, которые мы можем разделить между собой и государством. Но давайте посмотрим на аппетиты государства в виде налогов.

Итак, начнем с НДС.

Наши услуги облагаются НДС, и таким образом в сумме поступлений сидят налоговые обязательства в размере 20 млн грн. Мы могли бы их уменьшить налоговым кредитом – но в нашей себестоимости преобладает такая статья затрат как заработная плата, которая НДС не облагается. НДС кредит мы можем получить лишь от аренды и услуг Интернет (и то, если наши поставщики не плательщики единого налога – «единщики»). Таким образом, мы можем получить 0,15 млн грн налогового кредита. Да, мы еще приобрели компьютерную технику (опять же будем надеяться, что это были не единщики) и можем получить еще 0,2 млн грн налогового кредита.

Таким образом, мы имеем 20 млн грн налоговых обязательств и 0,35 млн грн налогового кредита. Таким образом, мы должны уплатить в бюджет 19,65 млн грн НДС.

У нас осталось 38,25 млн грн. Пока неплохо. Продолжим.

Чтобы выплатить на руки нашим людям 60 млн грн, мы должны заплатить различные налоги и сборы, основные из которых – ЕСВ (единый социальный взнос) и НДФЛ (налог на доходы физических лиц).

Предположим, что средняя зарплата наших сотрудников равна 10 тыс. грн.

При этом ставка ЕСВ для предприятий равна 36,76%, для сотрудника ставка ЕСВ равна 3,6%, ставка НДФЛ равна 15%.

Таким образом, чтобы люди получили 60 млн грн на руки, им необходимо начислить в виде оклада 73,22 млн грн. Из этой суммы 2,63 млн грн будет уплачено в бюджет за счет сотрудника как ЕСВ, 10,59 млн грн будет уплачено в бюджет за счет сотрудника как НДФЛ.

Также предприятие за свой счет заплатит в бюджет как ЕСВ сумму 26,92 млн грн.

Таким образом, бюджет в виде ЕСВ получит 29,55 млн грн, в виде НДФЛ – 10,59 млн грн.

Итого будет уплачено в бюджет 40,14 млн грн разных налогов и сборов на зарплату.

Как вы помните, у нас оставалось 38,25 млн грн. То есть у нас не хватает средств для такой оплаты налогов. Общая налоговая нагрузка составит на наш бизнес 59,79 млн.грн. То есть из заработанных 120 млн.грн. мы почти половину должны отдать государству в виде разных налогов. А еще есть налог на прибыль (на сегодняшний момент 23%), но у нас нет объекта налогообложения для этого налога.

К чему это ведет? Это ведет к тому, что, как минимум, нам необходимо искать более дешевую рабочую силу, чтобы уменьшить затраты на оплату труда и, следовательно, налоги на зарплату. Это все ведет к низкому качеству нашего продукта и потере места под солнцем. По максимуму, это ведет к уходу бизнеса «в тень» и к мысли «А как же мне уменьшить такой налоговый пресс?».

Рассмотрим тот же пример, но на примере юрисдикции Гонконга.

Мы также подписали контракты на 120 млн грн. При этом, так как в Гонконге наши услуги не облагаются НДС и мы не даем нашему клиенту налоговый кредит, мы можем с ним договориться о том, что стоимость контрактов будет равна 100 млн грн, а 20 млн грн он заплатит в бюджет в виде НДС и получит грамоту от государства как самый крупный плательщик (но это другая история).

Итак, мы получаем 100 млн грн. Тратим все те же 62,1 млн грн и получаем чистыми 37,9 млн грн.

И это после главы НДС. Небольшое отступление – помните, в расчете украинского примера у нас после НДС было 38,25 млн грн. То есть результаты примерно одинаковы. При этом в украинском примере ИТ-бизнес оплачивал в бюджет сумму 19,65 млн грн, а в этом примере бюджет получил от заказчика ИТ-услуг сумму 20 млн грн. Таким образом, я хочу сказать, что если бы оставили в кодексе то, что ИТ-услуги не являются объектом НДС – бюджет бы ничего не потерял, так как он получил НДС не от ИТ-компаний, а от их заказчиков.

Теперь перейдем к налогам на зарплату.

В Гонконге ставка ЕСВ с предприятия 5%, ЕСВ с сотрудника 5%, НДФЛ 15%.

Таким образом, Фонд оплаты труда равен 74,3 млн грн.

ЕСВ с сотрудника 3,71 млн грн, НДФЛ с сотрудника 10,59 млн грн, ЕСВ с компании 3,71 млн грн.

Общие налоги на зарплату равны 18,01 млн грн.

У нас оставалось 37,9 млн грн. Оплатив 18,01 млн грн налогов, на зарплату у нас еще останется 19,89 млн грн.

Так как доход гонконгской компании получен не от деятельности на территории Гонконга, то налог на прибыль отсутствует. Но даже если бы этот доход облагался стандартной ставкой налога на прибыль (17%), то нам необходимо было бы оплатить 3,38 млн грн и у нас осталось 16,51 млн грн.

Прислав эти деньги в виде материальной помощи в Украину и даже уплатив с них 15% НДФЛ, мы получим чистый и законный доход в Украине в размере более 14 млн грн.

Я думаю, излишне после такого отвечать на вопрос «Где лучше?».

И это при том, что мы нигде во втором варианте не пытались оптимизировать налоги – заказчик платит 20 млн грн НДС в бюджет, мы платим 3,38 млн грн налога на прибыль в бюджет Гонконга, мы платим 2,47 млн грн НДФЛ в бюджет Украины, официально прислав сюда материальную помощь.

Возникает резонный вопрос: почему так и почему мы у нас не можем построить такие же правила ведения бизнеса и налогообложения?

Почему мы вводим НДС на отрасль, которая не является НДС-емкой, тем самым фактически заставляем эту отрасль платить 20% налог с оборота? Стоит ли вообще иметь такой налог, который в нашей стране отдает криминалом и фиктивными схемами, сложен в подсчете и ведет к инфляции?

Почему в нашей стране такие огромные налоги на зарплату, которые заставляют искать работодателей пути в тень, ставя сотрудников в положение сельского скота (которому как сказали, так он и работает – а не хочет так работать, так будет убит уволен), делая мнимой работу законодателя по решению данной проблемы путем ввода каких-либо индикативных зарплат? Даже в соседней России ЕСВ в ИТ-отрасли составляет 12%, что приводит к массовому оттока наших умов в эту страну. Может быть, мы не хотим интеллектуально и технологически развивать нашу страну, а наш законодатель специально создает такие условия, которые ведут к оттоку умов за границу?

Почему наш законодатель, наш организм, не прислушивается к нам, к народу, – не хочет менять правила ведения бизнеса на простые, и заставляет постоянно задумываться «Где лучше?»

Пока ответ на этот вопрос – не в пользу моей любимой страны. И я собираюсь изменить эту ситуацию.

Спасибо за внимание.

Ваш Fish.

+1515
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Хороший пример с Гонконгом -- наглядно.

>При этом договоримся, что на чистую оплату персоналу (на руки) мы обязаны тратить минимум 50% от суммы контрактов

Насколько я понимаю, исходные допущения не совсем реалистичны. Во-первых, 50% для чистой з/п персонала в сфере ИТ услуг это несколько завышенная цифра. Реально где-то 25-35%. Во-вторых, в ИТ услугах массово используется работа с ЧП, что приводит к несколько другой налоговой нагрузке.

Да, но ЧП это форма, а налог единый, сейчас около 420 грн. не зависимо 5 или 10 тыс. Но быть этому не долго, посмотрим как с афганцами дело пойдет. Конечно, теряет солидарная пенсионнная, но повышается мобильность ("уволить" можно просто не подписав акт, и вроде бы "самозайнятий" и человеку никто не должен) и риски (полная отвественность).

Коэф. 2 к чистому доходу вполне реалистичен для небольших фирм.

Сложные вопросы задаете ("почему не прислушивается"),
в то время как на простой модели показали, что даже обоснования по ЗУ о Регламенте ВР никто не пишет.
Потому даже не спрашиваю, как Вы относитесь к принципам стабильности налогообложения и его трактовке ДПА как общего, который в каждом конкретном случае замещается специальным, каковым является конкретный ЗУ об изменениях в ПодКУ.
Но есть штуки поядреннее, и опять без экономического обоснования что лучше: ввести привелегию для некоторой группы (по решению принимаемому КМУ с подачи некой асоциации для создания личных фондов и неравных конкурентных условий) или сделать так, чтобы все (включая такого не принадлещжащего к индустрии программного обеспечения, но явно ит-хабра-коллегу из Простопринт) видели смысл работать для расцвета любимой страны и возможностей в ней.

Вот потому вопрос: как именно Вы собираетесь изменить ситуацию. Каковы средства?

Все это очевидно, - поэтому и невыгодно у нас производить что-то сложно-техническое и скатываемся мы по уровню развития промышленности все ближе к Гондурасу. Для этого делается все, начиная с НДС и кончая тем что у нас официально введен режим внешнего валютного управления (currensy board), когда курс национальной денежной единицы привязывается к иностранной валюте, и государство утрачивает суверенитет в проведении
эмиссионной политики, то есть не может нормально поддерживать своих производителей и вообще определять количество наличности исходя из запросов собственной экономики, а не исходя из количества долларов в закромах... Что б это исправить надо разве что основать партию национальных производителей, но раз этого до сих пор нет, а наоборот из всех сил педалируеться тема все большей интеграции в различные евроструктуры, - то это никому не надо и все от кого зависят принятие решений довольны тем что страна в обозримом будущем превратиться в территорию без промышленности, с хилым образованием и ИТ и монокультурным с/х с минимумом населения.

Мы хозяева своего слова, как ввели доску, так и выведем.

Честно говоря, не понял на фоне прочего и разных беларусий негативов в нашей эмиссионной политике. Так же как и про территорию (на Украине) - поставщика населения в Биробиджан в противном случае. Куда не ткнись, такой уж хилый суверен и мощный маркетмейкер. С\х, по крайней мере центра и юга, вполне радует. Ну да ладно, где геополитика, а где мы, нафига оно мне.

Одно только навеяло только что. Даже крупный народ вроде как пытается выжить, а не изжить конкурентов, как может показаться. Конечно теми методами которыми умеет и даже ЕДАПСу не спокойно. Хотя, я могу ошибаться.

В правительстве на ИТ уже обратили внимание, так что "покращення" совсем скоро :-)

"Согласно экспертным оценкам, украинский ИТ рынок в этом году достигнет 1 млрд долларов, а в следующем году, если будут созданы надлежащие условия, возможен рост на уровне 50%", - сказал вице-премьер-министр.

Не прибавляет оптимизма и уникальность бюджета 2012 - попри очевидність негативних тенденцій, уряд планує в 2012 році взяти з бізнесу на 39 мільярдів більше податків...

Боюсь, в прогнозах пора уже просто менять "плюс" на "минус" :-(

да, когда те же цифры приводил другой вице-премьер-министр, на душе было спокойнее.
планировать в бюджете имхо намного лучше, чем фильтровать на таможне или делать предложения, от которых невозможно отказаться (стать "партнером", попав при этом в лучшем случае в найм: а то, ведь партнерам деньги платить не надо).

"уникальность" бюджета не уникальна. могу назвать с десяток уловок, как надуть счета, внебюджетный, допомогу, гарантии и всякие прочие переливания из пустого в конретные обязательсва. тут же просто решили не заморачиваться. что на фоне мировых трендов и вала негативных сигналов просто бросатеся в глаза. так что я бы пока ничего не менял, прогноз "стабильный" под бюджетное расписание к нужному моменту 12:)

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT