`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Артем Афян

Начало конца схемы ФОП

+57
голосов

Мало найдется тех, кто бы с момента введения упрощенной системы налогообложения, не предрекал бы ей скорую отмену. Не секрет, что многие ИТ-компании используют подобную возможность при построении собственного бизнеса. Поэтому ИТ-рынок пристально следил за принятием Налогового кодекса, политическими заявлениями и законопроектами относительно упрощенки. Однако опасность подошла с иной стороны.

10.10.2012 г. были внесены изменения в постановление Кабинета Министров Украины №1059 «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых мер государственного контроля».

Для начала два слова о самом постановлении. Было принято оно в 2010 г. в исполнение Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». А это означает, что вводятся новые правовые основания для проверок бизнеса. Стоит рассмотреть эти основания внимательнее.

В числе критериев:

  • наличие задолженности по выплате заработной платы;
  • выплата работникам зарплаты на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы;
  • несоответствие количества работников предприятия объемам производства (выполненных работ, оказанных услуг);
  • нарушение требований законодательства о труде;
  • наличие разногласий между фактическими показателями численности работающих и зарплатой и показателями отчетности, представленной в органы государственной власти.

В зависимости от показателей по критериям все субъекты хозяйствования разделены на три группы риска.

К субъектам хозяйствования с высокой степенью риска относятся субъекты:

  1. Имеющие задолженность по выплате заработной платы более 60 календарных дней;
  2. С численностью до 50 человек включительно, у которых 60 и более процентов работников получают зарплату на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы;
  3. С численностью от 51 до 250 человек включительно, у которых 45 и более процентов работников получают заработную плату на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы;
  4. С численностью 251 и более человек, у которых 30 и более процентов работников получают зарплату на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной зарплаты;
  5. Количество наемных работников которых недостаточно для существующего объема производства (выполнения работ, оказания услуг);
  6. У которых по результатам последней плановой или внеплановой проверки выявлены грубые нарушения требований законодательства о труде, имеющие признаки преступлений, предусмотренных статьями 172, 173 и 175 Уголовного кодекса Украины;
  7. У которых расхождения между фактическими показателями численности работающих и зарплаты и показателями отчетности, представленной в органы государственной власти, составляют 10 и более процентов.

К субъектам хозяйствования со средней степенью риска относятся субъекты:

  1. Выплачивающие зарплату с нарушением сроков выплаты зарплаты от 30 до 60 дней включительно;
  2. С численностью до 50 человек включительно, у которых зарплату на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной зарплаты получают 45 и более, но менее 60% работников;
  3. С численностью от 51 до 250 человек включительно, в которых зарплату на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы получают более 30, но менее 45% работников;
  4. С численностью 251 и более человек, в которых зарплату на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной зарплаты получают более 15, но менее 30% работников;
  5. В которых по результатам последней плановой или внеплановой проверки выявлены нарушения требований законодательства о труде, по которым должностные лица субъекта хозяйственной деятельности привлекались к административной ответственности;
  6. В которых расхождения между фактическими показателями численности работающих и заработной платы и показателями отчетности, представленной в органы государственной власти, составляют более 4, но менее 10%.

К субъектам хозяйствования с незначительной степенью риска относятся субъекты хозяйствования, которые не подходят под две другие категории.

В зависимости от категории для предприятий устанавливаются различные сроки проведения проверок, связанных с соблюдением законодательства о труде.

Незначительная степень риска – не чаще одного раза в пять лет.

Средняя степень риска – не чаще одного раза в два года.

Высокая степень риска – не чаще одного раза в год.

Стоит отметить, что речь идет исключительно о плановых проверках, и только в сфере трудового законодательства. Все внеплановые, налоговые и прочие проверки остаются в силе.

Проверка законодательства о труде удобна тем, что позволяет проверить, как рабочее место, т.е. материальную базу предприятия, так и финансовую отчетность под соусом проверки правильности начислений на заработную плату. Невозможно не заметить, что данное постановление имеет отдаленное отношение к защите трудовых прав граждан. Вместо этого закреплены критерии определения теневой составляющей бизнеса.

Основная проблема для ИТ-бизнеса кроется в таком критерии, как соотношение количества наемных работников с объемом производства (выполнения работ, оказания услуг) и расхождение между фактическими показателями количества работников и официальной отчетностью.

Что это может означать? Большая часть ИТ-бизнеса имеет проработанные контракты с разработчиками. Да и сама модель разработки ПО логически применима к индивидуальной хозяйственной деятельности (ФОП). Но, как и любой косвенный метод определения нарушений действующего законодательства, вопросы соотношения создают широкое поле для трактовки полученных данных. И основная опасность кроется в фактических трудовых отношениях, мостком к которым служат данные критерии. Стоит вспомнить данные с официальных сайтов компании о количестве сотрудников, декларируемые объему произведенного ПО.

Справедливости ради стоит отметить, что никаких норм выработки человекочасов в индустрии программной продукции не существует. Да и пояснения относительно структуры отношений вполне можно себе представить. И, конечно, пока рано говорить о необходимости смены модели работы. Но важно помнить, что теперь все эти факты смогут получить оценку со стороны контролирующих органов. А с точки зрения государства, ФОП – это все же индивидуальная деятельность, а не системный бизнес с громким брендом, поэтому бизнесу, как и всегда, важно быть настороже, и внимательно относится к изменениям законодательства.

+57
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Как обычно, более пристальное внимание государства к отрасли оборачивается только новыми проверками и поборами

и еще более сильным уходом в тень.

А с точки зрения государства, ФОП – это все же индивидуальная деятельность, а не системный бизнес с громким брендом

Это где такое сказано?
Как раз сейчас всё в пределах закона. Физическое лицо предоставляет услуги юр.лицу и платит налоги, причём даже в большем обьёме чем если бы пошёл вагоны разгружать на "белую" з/п.

Удивляет другое, "соотношение количества наемных работников с объемом производства" вызывает у них подозрения, а их майбахи при нулях в декларациях о доходах ни у кого не должно вызывать подозрения?

Перед выборами почитал декларации кандидатов по мажоритарке, на их фоне я - миллионер.

ну пойдите их проверьте, раз вы такой удивленный..

Не получится. Нет гранатометов в свободной продаже. А морочиться с черным рынком - есть шанс нарваться на списанный с просроченными зарядами.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT