Мало найдется тех, кто бы с момента введения упрощенной системы налогообложения, не предрекал бы ей скорую отмену. Не секрет, что многие ИТ-компании используют подобную возможность при построении собственного бизнеса. Поэтому ИТ-рынок пристально следил за принятием Налогового кодекса, политическими заявлениями и законопроектами относительно упрощенки. Однако опасность подошла с иной стороны.
10.10.2012 г. были внесены изменения в постановление Кабинета Министров Украины №1059 «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых мер государственного контроля».
Для начала два слова о самом постановлении. Было принято оно в 2010 г. в исполнение Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». А это означает, что вводятся новые правовые основания для проверок бизнеса. Стоит рассмотреть эти основания внимательнее.
В числе критериев:
В зависимости от показателей по критериям все субъекты хозяйствования разделены на три группы риска.
К субъектам хозяйствования с высокой степенью риска относятся субъекты:
К субъектам хозяйствования со средней степенью риска относятся субъекты:
К субъектам хозяйствования с незначительной степенью риска относятся субъекты хозяйствования, которые не подходят под две другие категории.
В зависимости от категории для предприятий устанавливаются различные сроки проведения проверок, связанных с соблюдением законодательства о труде.
Незначительная степень риска – не чаще одного раза в пять лет.
Средняя степень риска – не чаще одного раза в два года.
Высокая степень риска – не чаще одного раза в год.
Стоит отметить, что речь идет исключительно о плановых проверках, и только в сфере трудового законодательства. Все внеплановые, налоговые и прочие проверки остаются в силе.
Проверка законодательства о труде удобна тем, что позволяет проверить, как рабочее место, т.е. материальную базу предприятия, так и финансовую отчетность под соусом проверки правильности начислений на заработную плату. Невозможно не заметить, что данное постановление имеет отдаленное отношение к защите трудовых прав граждан. Вместо этого закреплены критерии определения теневой составляющей бизнеса.
Основная проблема для ИТ-бизнеса кроется в таком критерии, как соотношение количества наемных работников с объемом производства (выполнения работ, оказания услуг) и расхождение между фактическими показателями количества работников и официальной отчетностью.
Что это может означать? Большая часть ИТ-бизнеса имеет проработанные контракты с разработчиками. Да и сама модель разработки ПО логически применима к индивидуальной хозяйственной деятельности (ФОП). Но, как и любой косвенный метод определения нарушений действующего законодательства, вопросы соотношения создают широкое поле для трактовки полученных данных. И основная опасность кроется в фактических трудовых отношениях, мостком к которым служат данные критерии. Стоит вспомнить данные с официальных сайтов компании о количестве сотрудников, декларируемые объему произведенного ПО.
Справедливости ради стоит отметить, что никаких норм выработки человекочасов в индустрии программной продукции не существует. Да и пояснения относительно структуры отношений вполне можно себе представить. И, конечно, пока рано говорить о необходимости смены модели работы. Но важно помнить, что теперь все эти факты смогут получить оценку со стороны контролирующих органов. А с точки зрения государства, ФОП – это все же индивидуальная деятельность, а не системный бизнес с громким брендом, поэтому бизнесу, как и всегда, важно быть настороже, и внимательно относится к изменениям законодательства.