`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

На пути к профсоюзу ИТ-директоров

0 
 

Работа Съезда CIO (Chief Information Officer), организованного компанией Euroindex, была построена по вполне классической схеме -- краткие пленарные заседания, состоящие из выступлений ИТ-директоров коммерческих и государственных, торговых и производственных предприятий, перемежались неформальным общением "за чашечкой кофе". Собственно, сами 10-минутные доклады, по признанию и организаторов, и делегатов, выступали лишь в качестве затравки для последующего обсуждения. Многого от них никто и не ожидал: подробно рассказать об особенностях ИТ-стратегий за столь краткое время весьма проблематично. Получилось, что подавляющее большинство докладчиков делились общими проблемами, присущими ИТ на любом предприятии, или собственным опытом выбора программных и аппаратных средств, в основном индивидуальным и нетиражируемым.

На пути к профсоюзу ИТ-директоров
Организаторы Клуба собираются учесть опыт и зарубежных, и российских ИТ-сообществ
Справедливости ради стоит отметить, что в ряде выступлений акцент ставился на бизнес-подходах к ИТ. Например, живой интерес у присутствующих вызвал доклад Геннадия Домашева, директора по ИТ "АСНОВА холдинг", посвященный хозрасчетной форме работы его департамента. С большим вниманием были выслушаны выступления Дмитрия Лукьянова, директора по информационным технологиям холдинга "Атлант-М", и нескольких других докладчиков, рассказавших об оценке эффективности информационных систем для бизнеса предприятия.

Очевидно, что выработка ИТ-стратегии в каждой отрасли имеет свою специфику. Понимая это, организаторы постарались дать слово представителям химической и автопромышленности, телекоммуникационной сферы и нефтегазодобывающей отрасли. Однако в итоге, несмотря на значительный объем интересной информации, для каждого из участников лишь незначительная ее часть оказалась полезной с практической точки зрения. Даже торговые предприятия (их представителей было больше всего) с относительно схожими бизнес-процессами по-разному строят ИТ-доктрину.

На обсуждение функций ИТ-директоров было также потрачено немало времени. Между тем представления о том, какими они должны быть, судя по прозвучавшим выступлениям и репликам, у всех участников почти одинаковы. Осознание роли информационных технологий как направления, поддерживающего бизнес, выдвигает на передний план экономические аспекты их применения. Поэтому ИТ-директорами все чаще становятся специалисты с экономическим образованием, главная забота которых -- не выбор технологий и не дань ИТ-моде, а достижение положительного эффекта от ИТ, выраженного в деньгах.

Подобные вопросы поднимались в кулуарах во время неформального общения. Пожалуй, наиболее активно обсуждались варианты обоснования необходимости в информационных системах перед первыми лицами предприятий. Подчеркнем, что сама проблема возникает, как правило, по двум причинам. Корни первой лежат в исключительно технократическом, а не экономическом подходе к аргументации большинства ИТ-менеджеров. Как оказалось, абсолютно все успешные проекты внедрения корпоративных систем, о которых рассказывалось на Съезде, своей реализацией обязаны поддержке владельцев или руководства предприятий, а часто и их инициативе.

Вторая причина заключается в существовании многочисленной когорты руководителей, для которых информационные технологии пока еще не более чем балласт. Достаточно большое число компаний вообще не оснащены компьютерами (судя по данным GfK-USM) или используют их только для решения узкого круга задач. Несмотря ни на что, многие из подобных организаций вполне успешны, прибыльны, и экономически оправдать в таких случаях дорогостоящие разработку и внедрение информационных систем почти нереально (если, конечно, речь не идет об "ИТ ради ИТ").

Вполне очевиден тот факт, что для большинства участников Съезд стал средством достижения двух целей. Первая, основная, -- проверка собственных знаний, верности выбранной стратегии и (это тоже немаловажно) ситуации на рынке труда. Вторая, дополнительная цель, состояла в знакомствах с более опытными коллегами. Значительная часть делегатов высказалась за проведение заседаний в будущем в форме круглых столов, т. е. за совещательную, а не лекционную структуру. Кроме того, стала очевидной и необходимость разделения съездов на несколько секций в зависимости от направлений деятельности, отраслей, форм собственности предприятий, т. е. от параметров, накладывающих отпечаток на ИТ-стратегию.

Не секрет, что сам Съезд стал одной из первых ступенек к созданию Клуба ИТ-директоров. Дальнейшее развитие этого движения все участники видят, в общем-то, одинаково. О перспективах в своем выступлении рассказал президент Euroindex Валерий Пекар. Он высказал мнение, что наиболее эффективно Клуб будет работать в виде закрытого сообщества, которое располагает собственными Web-ресурсами (один из них, cio.org.ua, уже функционирует), станет регулярно организовывать встречи ИТ-директоров и вырабатывать "сухой остаток" от таких собраний в виде методических пособий, тезисов, руководств и концепций.

В ближайших планах Клуба -- унификация терминологии ИТ, разработка комплекса универсальных ИТ-стратегий для предприятий различных уровней и сфер деятельности. Стоит, правда, заметить, что при таком статусе Клуба терминология, например, не сможет быть формально обязательной или рекомендованной к использованию. Для этого необходима регистрация сообщества как юридического лица.

Организаторы съезда подчеркнули, что регистрация Клуба в Минюсте вполне реальна в будущем. Но она, скорее, будет базисом для второго этапа развития Клуба и послужит для решения задач иного уровня. К ним Валерий Пекар отнес более глобальные процессы, такие, как лоббирование интересов сообщества ИТ-менеджеров в общегосударственном масштабе, стандартизация некоторых этапов внедрения информационных систем и, на наш взгляд, самое основное -- подготовка кадров, обучение CIO и, возможно, участие в открытии специальных учебных заведений для ИТ-директоров.

По опыту российских коллег, в спорах о сущности подобных сообществ сломано уже немало копий. Остается пожелать украинским организаторам терпения и выдержки, ведь дело-то отнюдь не простое.


Должностной состав участников Съезда CIO, %

Начальник отдела ИТ  47,47 
ИТ-директор  17,72 
ИТ-менеджер  10,13 
Руководитель высшего звена  9,49 
Программист  4,43 
Системный администратор  3,16 
Научный сотрудник  3,16 
Остальные  4,44 

По данным опроса Euroindex
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT