Относительно спокойный год ушел в прошлое. Производители залечивали раны, потребители заняли выжидающие позиции. Это -- факты бесспорные. Мы же попробуем порасcуждать о фактах спорных (не в фактическом смысле, а в смысле их трактовки), и потому без попытки построения каких-либо выводов или прогнозов на будущее. Попытка ответа на вопросы "что будет" и "что может быть" в этой статье оставляется читателю.
В конце концов,
победу одерживает сытый.
С.Кинг
Пытаясь кратко и емко "подвести итоги" событий в области компактных
мобильных электронных вычислительных устройств, невольно хочется пошутить --
"мобильность начала шевелиться". И причины этой, пока не то чтобы
робости, но все-таки недостаточной динамичности на самом деле являются теми
осями координат, в которых сегодня измеряется "вектор индустрии".
Восстанавливая в памяти дела не так давно минувших дней, можно и нужно вспомнить
кризис, наблюдавшийся полтора года назад. Резкий спад объемов продаж у ведущих
производителей фактически всех видов наладонных ПК, мобильных телефонов и прочих
"гэджетов" заставил многих игроков на этом рынке серьезно задуматься
о будущем. Учитывая сателлитный характер продукции (для полноценного использования
которой наличие "стационарного" ПК де-факто обязательно) и обострившуюся
чувствительность посткризисного рынка к уровню цен, многие производители кардинальным
образом пересмотрели свою политику. Стратегические планы перекраивались на основе
принципа "пытаться не столько привлекать новых потребителей, сколько стимулировать
уже созданную базу к приобретению новых устройств с новыми возможностями".
Несомненно, для некоторых "ветеранов мобильной отрасли" с исчисляемой
десятками миллионов пользователей, формировавшейся годами потребительской базой
такая политика была оптимальной, что предопределило отсутствие наблюдаемых существенных
изменений как в модельных рядах, так и в технических показателях отдельных устройств.
Второй отголосок кризиса оказался куда более сложным -- ведь если первая рассмотренная
нами "ось координат" лежит в плоскости потребительского рынка, то
в перпендикулярной к ней корпоративной плоскости в очередной раз стала ярко
выраженной линия интереса к пресловутой оценке TCO (Total Cost of Ownership
-- полная стоимость владения). Резкое увеличение количества PDA в больших корпорациях
и функционально-программный "разнобой" различных PDA привели к тому,
что накладные расходы на содержание всего этого "зверинца" стали достигать
более чем малоприятных значений. Так, аналитики Gartner на основе сопоставления
данных о количестве проданных за год в США PDA (более 13 млн.), распределении
их по типам и оборотах нишевых компаний -- производителей ПО для PDA этих типов
-- пришли к весьма насторожившим корпоративных менеджеров оценкам -- стоимость
владения одним PDA, оказывается, достигает 3 тыс. долл. в год, а с учетом администрирования,
поддержки и оплаты услуг беспроводной связи может "зашкаливать" за
отметку $4500. Низкая закупочная цена PDA в этой ситуации играет роль "детонатора",
инициирующего все последующие проблемы, в списке которых интеграция разнотипных
PDA в корпоративные сети и сложности управления информационной безопасностью
занимают первые места по важности. В общем, корпоративная реакция на "мобилизацию"
оказалась, мягко говоря, более сдержанной, чем ожидалось. Если же не смягчать
акценты и вспомнить реалии прошедшего года, то на примере знаменитой родины
Микки-Мауса -- корпорации Walt Disney -- можно наблюдать яркий образчик жесткого
административного подхода к наведению порядка. В Disney в один "прекрасный"
день просто-напросто приказным порядком установили правило -- новые PDA несоответствующих
корпоративным требованиям типов просто не будут подключаться к корпоративной
сети, а для уже накопившегося "разнобоя" предусмотрен строго определенный
срок "достижения гомогенности". Вероятнее всего, подобные жесткие
административные методы в новом году будут применяться не раз -- PDA слишком
быстро перестают быть экзотикой и игрушкой для интеллектуалов, с ними и их владельцами
приходится уже не просто считаться.
И наконец, третий "орт", который в ушедшем году начал вносить серьезные
коррективы в направление результирующего "вектора индустрии". Речь
идет о несоответствии между возможностями, обеспечиваемыми техническими характеристиками
современных PDA, и уровнем предлагаемых информационных услуг. Малопонятная идея
3G-телефонии (третьего поколения) так пока и остается идеей, в своем сегодняшнем
состоянии названной уже совсем загадочным "дробным поколением" 2,5G,
но суть от этого не меняется -- пока беспроводные услуги дороги и не блещут
разнообразием. Проблема эта на самом деле настолько болезненная, что заслуженно
уважаемые аналитические компании, всерьез озабоченные спасением рынка информационных
услуг, начинают панически рекомендовать повторять усвоенные в период кризиса
"доткомов" приемы -- например, распространение "взрослого"
(adult) контента. Впрочем, не все так плохо -- голоса действительно сильных
игроков остаются властными и спокойными. Научный центр Hewlett-Packard на основе
ряда интересных исследований, в которых изучалось поведение "в Web"
представителей наиболее заинтересованных в мобильных вычислительных устройствах
профессий (так называемых knowledge workers), пришли к ряду наводящих на здравые
мысли выводов. Оказывается, наиболее подготовленные к использованию Сети люди
тратят всего... 5% времени на разнообразные "бытовые нужды" -- удаленные
покупки, оплату счетов и прочую "основу основ e-бизнеса". Еще меньше
времени затрачивается ими на общение посредством Сети -- всего 4%. Зато броузинг,
поиск и сбор информации в сумме отнимают у них 86% проведенного в Web времени.
Под "броузингом" здесь понимается бесцельное посещение сайтов, представляющих
персональный и профессиональный интерес, а "поиск" и "сбор"
информации означают целенаправленные действия, причем на "бесцельное"
персонально-профессиональное любопытство времени затрачивается в два раза меньше,
чем на целенаправленную деятельность. Печально только, что подобные исследования
проводятся "после того" -- после "неожиданного" кризиса
идей тотального e-бизнеса...
Пока мы говорили только о далеких от технологий аспектах, на самом деле куда
более важных для развития индустрии. Узкоспециальные вопросы в ушедшем году
отошли на второй план. Этому немало способствовали два факта -- во-первых, противостоящие
лагеря "бойцов за наладонный рынок" фактически уравняли возможности
своих сторонников -- лицензионных производителей -- низкой стоимостью отчислений
за самый главный "компьютерный" элемент -- операционную систему, во-вторых,
сама стоимость отчислений (находящаяся в узком диапазоне $8--10 с одного устройства)
буквально "смела" с рынка все попытки внедрить какие-либо альтернативные
разработки. Этот эффект "смерча" объясняется очень просто -- низкие
отчисления в совокупной себестоимости КПК (или любого иного основанного на этих
ОС "гэджета") как завершенного продукта очень незначительны, и даже
факт бесплатности операционной системы перестает интересовать конечных производителей.
Для них куда важнее сегодняшняя популярность платформы в своей нише и перспективы,
обещаемые разработчиком ОС.
Естественно, говоря о двух противостоящих сторонах, мы подразумеваем платформы
Microsoft Pocket PC и Palm OS. Достигшие ценового паритета, эти две без сомнения
лидирующие разработки вошли в новую фазу соревнования -- уже не столько за первенство
и свое "место под солнцем", сколько за "право на будущее".
Сюжет этого соревнования обостряется и благодаря некоторым важным "изменениям
правил". Так, до прошлого года отстававшая в показателях производительности
Palm OS (максимальная частота процессоров 66 MHz, отсутствие аппаратной реализации
вычислений с плавающей точкой) наконец получила быстродействующее аппаратное
обеспечение, адекватное стратегическим замыслам, о которых мы говорили в начале
статьи. То есть платформа Palm становится весьма привлекательной для мультимедийных
приложений -- спорных для КПК (вспомним результаты исследований Hewlett-Packard),
играющих роль пусть неплохого, но все же временного маркетингового стимулятора.
Факт отсутствия радикальных изменений в операционной системе Palm OS и кросс-средствах
проектирования ПО для нее этот тезис только подтверждает. В целом, стратегия
Palm в ушедшем году идеально точно укладывается в рамки сценария "старому
испытанному пользователю -- новый проверенный КПК". Хочется надеяться,
что такой план приведет компанию к успеху в будущем -- именно хочется надеяться.
Потому что противник не просто "не дремлет" -- платформа Pocket PC
тоже "изменила правила" и в ушедшем году буквально взорвала рынок.
Конечные производители, традиционно далекие от "наладонных игр", врывались
на "гэджетные прилавки" с совершенно неожиданными и столь же нетрадиционными
предложениями -- ViewSonic и Dell чуть ли не разом предложили КПК бюджетного
ценового диапазона (до $300), но с характеристиками весьма пристойного бизнес-класса,
смартфоны (гибриды КПК и мобильного телефона) появлялись как грибы после дождя.
Что интересно, в отличие от истории с Palm OS, где оживление возникло благодаря
радикальному совершенствованию аппаратных средств, в мире Pocket PC бурное действо
происходит на фоне де-факто отсутствующих или совсем незначительных изменений
аппаратной части платформы. Объяснение этому может быть только одно -- столкнувшиеся
с проблемами "гэджетной разношерстности" и производители, и потребители
хотят порядка. А в области упорядочивания IT-безобразий авторитет Microsoft
исключительно высок. Кроме того, в росте популярности Pocket PC сказываются
и удачное сочетание результатов "атаки на всех фронтах", предпринимаемой
Microsoft в последнее время, и свойств КПК как элемента информационной инфраструктуры.
Собственно, это сочетание очевидно -- речь идет о платформе .NET, сателлитном
характере КПК (или практически любого "гэджета") и ОС Windows CE .NET.
Действительно, многообещающая комбинация, интерес к которой подогревается успешными
результатами построения масштабных intranet-сетей с использованием КПК и беспроводного
доступа. Так что преподнесенные в прошедшем году платформой Pocket PC сюрпризы
-- это, похоже, только начало. А если учесть и продемонстрированный проведенной
Microsoft конференцией Mobius 2002 весьма интересный новый подход к продвижению
Pocket PC, в будущем платформы уже можно не сомневаться -- ведь на Mobius были
приглашены именно влиятельные "отборные противники", причем поддерживающие
самые острые противостоящие направления -- Palm OS, Linux и embedded Linux.
Забавно, но по мнению большинства участников конференции (несмотря на "кулуарный
характер", весьма значительной для Microsoft, что подтверждается неофициальностью
ее посещения Биллом Гейтсом с супругой), до Mobius являвшихся чуть ли не ярыми
врагами "всего от Microsoft", платформа Pocket PC "вдруг"
оказалась весьма интересной и многообещающей.
В целом же, ушедший год дал мобильной индустрии главное -- долгожданную передышку
после больших потрясений. Потребители от него получили новые товары и приемлемые
цены. К сожалению, эту почти безмятежную картину нарушили пассивностью и неспособностью
быстро адаптироваться к потребностям и производителей устройств, и потребителей
поставщики услуг, но это не горе. К счастью, кризисы доткомов и e-business не
означают кризиса информационных технологий в целом.
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365