Мобильные итоги

15 январь, 2003 - 00:00Андрей Зубинский
Относительно спокойный год ушел в прошлое. Производители залечивали раны, потребители заняли выжидающие позиции. Это -- факты бесспорные. Мы же попробуем порасcуждать о фактах спорных (не в фактическом смысле, а в смысле их трактовки), и потому без попытки построения каких-либо выводов или прогнозов на будущее. Попытка ответа на вопросы "что будет" и "что может быть" в этой статье оставляется читателю.

В конце концов,
победу одерживает сытый.
С.Кинг

Пытаясь кратко и емко "подвести итоги" событий в области компактных мобильных электронных вычислительных устройств, невольно хочется пошутить -- "мобильность начала шевелиться". И причины этой, пока не то чтобы робости, но все-таки недостаточной динамичности на самом деле являются теми осями координат, в которых сегодня измеряется "вектор индустрии".

Восстанавливая в памяти дела не так давно минувших дней, можно и нужно вспомнить кризис, наблюдавшийся полтора года назад. Резкий спад объемов продаж у ведущих производителей фактически всех видов наладонных ПК, мобильных телефонов и прочих "гэджетов" заставил многих игроков на этом рынке серьезно задуматься о будущем. Учитывая сателлитный характер продукции (для полноценного использования которой наличие "стационарного" ПК де-факто обязательно) и обострившуюся чувствительность посткризисного рынка к уровню цен, многие производители кардинальным образом пересмотрели свою политику. Стратегические планы перекраивались на основе принципа "пытаться не столько привлекать новых потребителей, сколько стимулировать уже созданную базу к приобретению новых устройств с новыми возможностями". Несомненно, для некоторых "ветеранов мобильной отрасли" с исчисляемой десятками миллионов пользователей, формировавшейся годами потребительской базой такая политика была оптимальной, что предопределило отсутствие наблюдаемых существенных изменений как в модельных рядах, так и в технических показателях отдельных устройств.

Второй отголосок кризиса оказался куда более сложным -- ведь если первая рассмотренная нами "ось координат" лежит в плоскости потребительского рынка, то в перпендикулярной к ней корпоративной плоскости в очередной раз стала ярко выраженной линия интереса к пресловутой оценке TCO (Total Cost of Ownership -- полная стоимость владения). Резкое увеличение количества PDA в больших корпорациях и функционально-программный "разнобой" различных PDA привели к тому, что накладные расходы на содержание всего этого "зверинца" стали достигать более чем малоприятных значений. Так, аналитики Gartner на основе сопоставления данных о количестве проданных за год в США PDA (более 13 млн.), распределении их по типам и оборотах нишевых компаний -- производителей ПО для PDA этих типов -- пришли к весьма насторожившим корпоративных менеджеров оценкам -- стоимость владения одним PDA, оказывается, достигает 3 тыс. долл. в год, а с учетом администрирования, поддержки и оплаты услуг беспроводной связи может "зашкаливать" за отметку $4500. Низкая закупочная цена PDA в этой ситуации играет роль "детонатора", инициирующего все последующие проблемы, в списке которых интеграция разнотипных PDA в корпоративные сети и сложности управления информационной безопасностью занимают первые места по важности. В общем, корпоративная реакция на "мобилизацию" оказалась, мягко говоря, более сдержанной, чем ожидалось. Если же не смягчать акценты и вспомнить реалии прошедшего года, то на примере знаменитой родины Микки-Мауса -- корпорации Walt Disney -- можно наблюдать яркий образчик жесткого административного подхода к наведению порядка. В Disney в один "прекрасный" день просто-напросто приказным порядком установили правило -- новые PDA несоответствующих корпоративным требованиям типов просто не будут подключаться к корпоративной сети, а для уже накопившегося "разнобоя" предусмотрен строго определенный срок "достижения гомогенности". Вероятнее всего, подобные жесткие административные методы в новом году будут применяться не раз -- PDA слишком быстро перестают быть экзотикой и игрушкой для интеллектуалов, с ними и их владельцами приходится уже не просто считаться.

И наконец, третий "орт", который в ушедшем году начал вносить серьезные коррективы в направление результирующего "вектора индустрии". Речь идет о несоответствии между возможностями, обеспечиваемыми техническими характеристиками современных PDA, и уровнем предлагаемых информационных услуг. Малопонятная идея 3G-телефонии (третьего поколения) так пока и остается идеей, в своем сегодняшнем состоянии названной уже совсем загадочным "дробным поколением" 2,5G, но суть от этого не меняется -- пока беспроводные услуги дороги и не блещут разнообразием. Проблема эта на самом деле настолько болезненная, что заслуженно уважаемые аналитические компании, всерьез озабоченные спасением рынка информационных услуг, начинают панически рекомендовать повторять усвоенные в период кризиса "доткомов" приемы -- например, распространение "взрослого" (adult) контента. Впрочем, не все так плохо -- голоса действительно сильных игроков остаются властными и спокойными. Научный центр Hewlett-Packard на основе ряда интересных исследований, в которых изучалось поведение "в Web" представителей наиболее заинтересованных в мобильных вычислительных устройствах профессий (так называемых knowledge workers), пришли к ряду наводящих на здравые мысли выводов. Оказывается, наиболее подготовленные к использованию Сети люди тратят всего... 5% времени на разнообразные "бытовые нужды" -- удаленные покупки, оплату счетов и прочую "основу основ e-бизнеса". Еще меньше времени затрачивается ими на общение посредством Сети -- всего 4%. Зато броузинг, поиск и сбор информации в сумме отнимают у них 86% проведенного в Web времени. Под "броузингом" здесь понимается бесцельное посещение сайтов, представляющих персональный и профессиональный интерес, а "поиск" и "сбор" информации означают целенаправленные действия, причем на "бесцельное" персонально-профессиональное любопытство времени затрачивается в два раза меньше, чем на целенаправленную деятельность. Печально только, что подобные исследования проводятся "после того" -- после "неожиданного" кризиса идей тотального e-бизнеса...

Пока мы говорили только о далеких от технологий аспектах, на самом деле куда более важных для развития индустрии. Узкоспециальные вопросы в ушедшем году отошли на второй план. Этому немало способствовали два факта -- во-первых, противостоящие лагеря "бойцов за наладонный рынок" фактически уравняли возможности своих сторонников -- лицензионных производителей -- низкой стоимостью отчислений за самый главный "компьютерный" элемент -- операционную систему, во-вторых, сама стоимость отчислений (находящаяся в узком диапазоне $8--10 с одного устройства) буквально "смела" с рынка все попытки внедрить какие-либо альтернативные разработки. Этот эффект "смерча" объясняется очень просто -- низкие отчисления в совокупной себестоимости КПК (или любого иного основанного на этих ОС "гэджета") как завершенного продукта очень незначительны, и даже факт бесплатности операционной системы перестает интересовать конечных производителей. Для них куда важнее сегодняшняя популярность платформы в своей нише и перспективы, обещаемые разработчиком ОС.

Естественно, говоря о двух противостоящих сторонах, мы подразумеваем платформы Microsoft Pocket PC и Palm OS. Достигшие ценового паритета, эти две без сомнения лидирующие разработки вошли в новую фазу соревнования -- уже не столько за первенство и свое "место под солнцем", сколько за "право на будущее". Сюжет этого соревнования обостряется и благодаря некоторым важным "изменениям правил". Так, до прошлого года отстававшая в показателях производительности Palm OS (максимальная частота процессоров 66 MHz, отсутствие аппаратной реализации вычислений с плавающей точкой) наконец получила быстродействующее аппаратное обеспечение, адекватное стратегическим замыслам, о которых мы говорили в начале статьи. То есть платформа Palm становится весьма привлекательной для мультимедийных приложений -- спорных для КПК (вспомним результаты исследований Hewlett-Packard), играющих роль пусть неплохого, но все же временного маркетингового стимулятора. Факт отсутствия радикальных изменений в операционной системе Palm OS и кросс-средствах проектирования ПО для нее этот тезис только подтверждает. В целом, стратегия Palm в ушедшем году идеально точно укладывается в рамки сценария "старому испытанному пользователю -- новый проверенный КПК". Хочется надеяться, что такой план приведет компанию к успеху в будущем -- именно хочется надеяться. Потому что противник не просто "не дремлет" -- платформа Pocket PC тоже "изменила правила" и в ушедшем году буквально взорвала рынок. Конечные производители, традиционно далекие от "наладонных игр", врывались на "гэджетные прилавки" с совершенно неожиданными и столь же нетрадиционными предложениями -- ViewSonic и Dell чуть ли не разом предложили КПК бюджетного ценового диапазона (до $300), но с характеристиками весьма пристойного бизнес-класса, смартфоны (гибриды КПК и мобильного телефона) появлялись как грибы после дождя. Что интересно, в отличие от истории с Palm OS, где оживление возникло благодаря радикальному совершенствованию аппаратных средств, в мире Pocket PC бурное действо происходит на фоне де-факто отсутствующих или совсем незначительных изменений аппаратной части платформы. Объяснение этому может быть только одно -- столкнувшиеся с проблемами "гэджетной разношерстности" и производители, и потребители хотят порядка. А в области упорядочивания IT-безобразий авторитет Microsoft исключительно высок. Кроме того, в росте популярности Pocket PC сказываются и удачное сочетание результатов "атаки на всех фронтах", предпринимаемой Microsoft в последнее время, и свойств КПК как элемента информационной инфраструктуры. Собственно, это сочетание очевидно -- речь идет о платформе .NET, сателлитном характере КПК (или практически любого "гэджета") и ОС Windows CE .NET. Действительно, многообещающая комбинация, интерес к которой подогревается успешными результатами построения масштабных intranet-сетей с использованием КПК и беспроводного доступа. Так что преподнесенные в прошедшем году платформой Pocket PC сюрпризы -- это, похоже, только начало. А если учесть и продемонстрированный проведенной Microsoft конференцией Mobius 2002 весьма интересный новый подход к продвижению Pocket PC, в будущем платформы уже можно не сомневаться -- ведь на Mobius были приглашены именно влиятельные "отборные противники", причем поддерживающие самые острые противостоящие направления -- Palm OS, Linux и embedded Linux. Забавно, но по мнению большинства участников конференции (несмотря на "кулуарный характер", весьма значительной для Microsoft, что подтверждается неофициальностью ее посещения Биллом Гейтсом с супругой), до Mobius являвшихся чуть ли не ярыми врагами "всего от Microsoft", платформа Pocket PC "вдруг" оказалась весьма интересной и многообещающей.

В целом же, ушедший год дал мобильной индустрии главное -- долгожданную передышку после больших потрясений. Потребители от него получили новые товары и приемлемые цены. К сожалению, эту почти безмятежную картину нарушили пассивностью и неспособностью быстро адаптироваться к потребностям и производителей устройств, и потребителей поставщики услуг, но это не горе. К счастью, кризисы доткомов и e-business не означают кризиса информационных технологий в целом.