`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

MIX10: под знаменами Silverlight и Windows Phone 7

Статья опубликована в №12 (723) от 6 апреля

0 
 

Традиционная ежегодная конференция для веб-дизайнеров и разработчиков, организуемая Microsoft в Лас-Вегасе, прошла в этом году с 15-го по 17-е марта. Основными ее темами были Silverlight и несколько нехарактерная для мероприятия разработка для мобильных устройств. Впрочем, этого стоило ожидать, учитывая скорый выход Windows Phone 7 – радикально обновленной ОС для смартфонов, на которую Microsoft возлагает особые надежды.

MIX10 под знаменами Silverlight и Windows Phone 7
Скотт Гатри: «В Windows Phone 7 используется не какой-то специальный, урезанный Silverlight, а самый обычный»

Тон нынешнему мероприятию был задан в первый же день Скоттом Гатри (Scott Guthrie), вице-президентом .NET Developer Platform, и Джо Бельфиором (Joe Belfiore), вице-президентом Windows Phone Program Management, которые рассказали о текущих достижениях и планах по развитию Silverlight, а также раскрыли основные детали грядущей платформы Windows Phone 7 (WP7). Большинство остальных тематических сессий трехдневной конференции были посвящены именно этим двум направлениям.

Silverlight – наше все

Характерно, что первой темой мероприятия стала именно Silverlight, а не интригующая WP7. В своем вступительном слове Скотт Гатри озвучил данные, в соответствии с которыми этот браузерный модуль в настоящее время установлен уже почти на 60% устройств, подключенных к Интернету, причем данный показатель продолжает стремительно расти. Прямо на конференции была представлена RC-версия Silverlight 4 (ko.com.ua/46997), финальный релиз должен увидеть свет в ближайшее время. Партнеры Microsoft показали свои проекты с применением Silverlight, аплодисменты вызвала демонстрация приложения eBay для упрощения создания листингов на аукционе, причем основные этапы процесса разработки продолжительностью восемь недель – от набросков прототипов интерфейса до готового решения – были представлены прямо в ходе выступления.

Далее открывающий конференцию доклад продолжил Джо Бельфиор, перешедший к демонстрации возможностей WP7, впрочем, как оказалось, тема Silverlight не была исчерпана: собственно, первым громким анонсом MIX10 стало объявление этой, ориентированной на браузеры, технологии в качестве основы для создания решений под новую мобильную ОС. Сложно сказать, делали ли в Microsoft ставку на Silverlight в подобной роли изначально, когда только приступали к работе над проектом, но сейчас, в то время как развитие технологии идет невероятными темпами и она уже завоевала определенное признание у разработчиков, решение выглядит логичным. Особо подчеркивается, что среда исполнения Silverlight в WP7 будет ускорена аппаратно и полностью совместима как с модулем для настольной Windows, так и с кросс-платформенными реализациями для Mac OS X и Linux (MoonLight). Для разработчиков, уже знакомых с Silverlight, подобный подход позволяет без лишних усилий начать программировать для WP7 либо перенести уже существующие проекты на новую платформу. Однако куда более интересной является информация (впрочем, пока еще циркулирующая на уровне слухов) о том, что Microsoft готовит реализацию Silverlight также для Android и iPhone – и если это окажется правдой, то в итоге данная технология будет единственной платформой, позволяющей создавать приложения для всех наиболее современных смартфонов.

Разработка для WP7

Как известно официальный анонс новой ОС состоялся несколько ранее – на Mobile World Congress 2010, и читатели нашего журнала уже знакомы с общим описанием интерфейса и возможностей Windows Phone 7 (ko.com.ua/48242). Вкратце отметим, что модифицированная мобильная платформа будет обладать совершенно новым интерфейсом Metro, напоминающим Zune, ориентированным на управление пальцами, в том числе и с поддержкой multi-touch, отличительной чертой которого является наличие «хабов» (тематических информационных центров), а также «живых плиток» (live tiles), из которых компонуются пользовательские экраны. Программное ядро ОС значительно переработано, поддерживает самое современное оборудование, что, впрочем, накладывает определенные ограничения на минимальные аппаратные требования, равно как и разрывает в плане обратной совместимости связи со всеми предшественниками линейки Windows Mobile.

MIX10 под знаменами Silverlight и Windows Phone 7
Джо Бельфиор раскрывает секреты разработки для Windows Phone 7

Разработчикам, планирующим создавать игры для WP7 (а аппаратные возможности будущих устройств, в частности поддержка DirectX 9, к этому вполне располагают), также не придется осваивать новые инструменты – достаточно будет XNA, знакомого по Xbox 360. Соответственно и с переносом множества игр для популярной консоли на мобильную платформу не должно возникнуть больших сложностей (представители Microsoft утверждают, что объем общего кода в играх на ПК, Xbox 360 и WP7 будет составлять не менее 90%), что позволяет предположить о скором выходе WP7 в лидеры по числу и зрелищности доступных развлекательных приложений.

Наряду с прояснением деталей относительно разработки для WP7 были предложены и предварительные версии инструментальных средств, доступные для загрузки с сайта корпорации. В первую очередь речь идет о бесплатном наборе Windows Phone Developer Tools, который включает CTP-версии Visual Studio 2010 Express for Windows Phone, эмулятор устройств, Silverlight и XNA Game Studio 4.0. Также была представлена четвертая версия ориентированного на WP7, Silverlight 4 и WPF 4 инструментального средства Expression Blend, которое, в силу возросшего круга обязанностей, значительно прибавило в функциональности. Среди особенно востребованных возможностей отметим улучшенную поддержку быстрого прототипирования интерфейса с применением SketchFlow, чья первая демонстрация широкой публике состоялась еще на прошлогоднем MIX.

Отметим, что выбор среды разработки между Silverlight или XNA может быть не всегда очевиден, и в текущей реализации программистам следует руководствоваться следующим принципом: первая технология более распространена (в перспективе ожидается, что Microsoft добавит поддержку Silverlight в Xbox и Zune – если не в текущем, то в следующем поколении устройств), тогда как вторая обеспечивает лучшую производительность, особенно по части графики, за счет близости к собственно оборудованию. В будущем Microsoft обещает устранить принципиальные различия, и разработчикам стоять перед подобным выбором не придется.

MIX10 под знаменами Silverlight и Windows Phone 7
Associated Press продемонстрировала приложение для чтения новостей на платформе WP7

На MIX10 были озвучены и обязательные требования к аппаратному обеспечению будущих мобильных устройств – они довольно высоки, соответствовать им смогут только наиболее совершенные современные продукты верхнего ценового диапазона, что может не слишком понравиться производителям. В то же время разработчикам программных решений подобный ход, наоборот, играет на руку, поскольку теперь они могут рассчитывать на фиксированное разрешение экрана (планируется поддержка всего двух вариантов – 800×480 и 480×320), определенный уровень производительности CPU (не хуже ARMv7 Cortex/Scorpion) и GPU (обязательна поддержка DirectX 9), доступный объем памяти от 256 Мб ОЗУ и от 8 Гб встроенной, емкостный сенсорный экран с поддержкой считывания как минимум четырех одновременных касаний, физические кнопки на корпусе устройства с определенным предназначением, наличие камеры с разрешением от 5 МП, приемника GPS, акселерометра и т. д. В итоге создание и отладка решений для WP7 будет не сложнее, чем для iPhone, и заметно проще, чем, к примеру, для Android, разнообразие устройств на котором и фрагментация самой программной платформы уже сейчас вызывают недовольство.

Ложка дегтя в бочке меда

Довольно неожиданной оказалась проскочившая и подтвержденная на MIX10 новость о том, что Windows Phone 7, по крайне мере в первом релизе, не будет обладать совершенно стандартной для смартфонов на Windows Mobile функцией копирования и вставки данных. Заменить ее призван специальный API, посредством которого сторонние приложения могут регистрировать себя в качестве провайдеров определенных услуг в системе. К примеру, корректно зарегистрированный редактор изображений будет автоматически вызван, когда соответствующие возможности понадобятся пользователю. Впрочем, судя по реакции как разработчиков, так и потенциальных пользователей, полноценно заменить ставший привычным буфер обмена подобным образом вряд ли удастся, поэтому представители Microsoft поспешили заявить, что вовсе не исключают его появление в будущем.

MIX10 под знаменами Silverlight и Windows Phone 7
Пример кросс-платформенной 3D-игры, созданной с помощью XNA и работающей на WP7, ПК и XBOX 360

По пути, проторенному Apple своим iPhone, пошла Microsoft и в отношении многозадачности: известно, что в привычном по Windows Mobile и настольным Windows виде для сторонних приложений ее не будет – это сделано ради повышения продолжительности работы от батарей и производительности устройства. Взамен будут предложены механизмы push-уведомлений и управления состоянием приложения самой ОС, которые должны обеспечить пользователю примерно такое же восприятие, как и прежде. Однако разработчикам придется несколько пересмотреть свои подходы к проектированию программ, ориентированных на многозадачную среду.

Еще одна неоднозначная особенность WP7, подтвержденная на MIX10, состоит в отказе Microsoft от предоставления сторонним разработчикам Native Development Kit (NDK), который позволял бы строить приложения, обращаясь к вызовам ядра и низкоуровневых API ОС напрямую. В то время как сама Microsoft применяет NDK для создания пользовательского интерфейса WP7 и комплекта предустановленных программ, а также (по слухам) позволяет его применять поставщикам самих устройств, сторонним разработчикам он будет недоступен. Для многих прикладных решений подобное ограничение не является существенным, так как возможностей Silverlight/XNA будет вполне достаточно. Однако некоторые разработчики, создающие ресурсоемкие решения либо инвестировавшие значительные усилия в нативный код для Windows CE (в основе WP7 лежит шестая, наиболее актуальная версия этой платформы), будут явно не в восторге от такого решения. К примеру, именно по этой причине и из-за неготовности Microsoft идти на уступки вскоре после завершения конференции было объявлено о прекращении разработки Firefox для Windows Mobile/Phone – по крайней мере до изменения официальной позиции по NDK. Сложно сказать, повлияют ли подобные факты на решение Microsoft, но стоит отметить, что такая политика вовсе не случайна – вспомним, что одной из основных причин недостаточной стабильности Windows Mobile (и, как следствие, общей неудовлетворенности пользователей) были проблемы, вызванные сторонними приложениями, обладающими излишней свободой действий.

Internet Explorer 9 и Windows Azure

MIX10 под знаменами Silverlight и Windows Phone 7
Seesmic – функциональный кросс-платформенный twitter-клиент, созданный на Silverlight, получил поддержку WP7

Одно из немногих событий конференции, не связанных напрямую с WP7, – представление предварительной версии браузера Internet Explorer (IE) 9. Среди наиболее значимых его нововведений следует назвать поддержку HTML5 и ряда сопутствующих веб-стандартов: CSS3, SVG, синтаксического анализа XHTML и тегов для внедрения мультимедиа на основе кодеков H.264/MPEG4/MP3/AAC. Особое внимание разработчиками было уделено производительности – реализация HTML5 предусматривает акселерацию посредством GPU, а усовершенствованный движок JavaScript оптимизирован для многоядерных процессоров. Нельзя не отметить стремление улучшить общий уровень соответствия веб-стандартам – как утверждается, тест на соответствие CSS3 нынешняя версия IE проходит на 100%, а в достаточно сложном Acid3 набирает 55 баллов из 100 возможных. Пусть это далеко не лучший на сегодняшний день показатель, но большой шаг по сравнению с IE8, который получает всего 20 баллов. К тому же разработчики обещают существенно улучшить результат IE9 к финальному релизу. К сожалению, доступен новый браузер будет только для Windows Vista/7, пользователям Windows XP придется довольствоваться альтернативными решениями. Загрузить ознакомительную сборку IE9 можно с сайта ietestdrive.com.

Конечно, не обошлось на конференции и без Windows Azure – с февраля нынешнего года эта технология облачных вычислений от Microsoft вошла в стадию полноценной коммерческой эксплуатации, и, по словам представителей корпорации, в настоящее время наблюдается повышенный интерес к ней со стороны потенциальных заказчиков, а многие компании отказываются от собственной серверной инфраструктуры и полностью мигрируют в облако.

Разумеется, состоялись и сессии по многим другим интересующим дизайнеров и разработчиков вопросам, но они в большинстве носили обучающий характер, а их записи можно найти на официальном сайте live.visitmix.com.

Сайт автора: koldovsky.com

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT