`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Мировой рынок TFT-панелей

0 
 

Не прошло и двух месяцев с момента публикации отчетов, как новостные ленты запестрели прямо противоположными по смыслу сообщениями. Рядом со ссылками на источники -- IDC, iSuppli и DisplaySearch -- появились слова "кризис", "падение цен" и "реорганизация производства". Что же заставило маркетологов резко изменить оценки?


Немного новейшей истории

Мировой рынок TFT-панелей
Как уже говорилось ранее, во второй половине прошлого года и зарубежные, и отечественные дистрибьюторы начали испытывать острый недостаток в 15 дюймовых ЖК-мониторах. Причиной столь неожиданного дефицита (маркетинговые агентства спохватились уже после его возникновения) стал небывалый рост производства ноутбуков. За IV кв. 2003 г., по информации DisplaySearch, объем их реализации превысил 12,5 млн. шт. -- на 2 млн. больше, чем в относительно спокойный второй квартал того же года.

В подобной ситуации вопрос о том, кому отдать приоритет относительно отгрузки панелей, как правило, не стоит. Дело в том, что в стоимости портативного ПК TFT-матрица занимает существенно меньшую долю (до 30%), чем в цене настольного монитора (до 70%), и производители последних борются за каждый доллар закупочной цены. Неудивительно, что разработчики панелей предпочитают иметь дело с менее чувствительными к ценовым колебаниям заводами по выпуску лэптопов.

Производителям же настольных дисплеев не оставалось ничего другого, кроме как смириться с возросшими закупочными ценами. Вскоре они отразились и на розничной стоимости мониторов, но проблему с дефицитом это, по большому счету, не решило. Оказалось, что фабрики уже успели составить планы на загрузку своих мощностей в соответствии с заказами, полученными от производителей ноутбуков. В результате многие фирмы, выпускающие дисплеи, так и не получили зарезервированные TFT-матрицы в полном объеме, а на рынке поползли слухи о том, что азиатским компаниям невыгодно изготавливать мониторы с диагональю 15".

Как и следовало ожидать, ажиотаж вокруг 15 дюймовых панелей изменил структуру спроса. Он сместился в сторону продукции с большей диагональю, так что в сезон рождественских продаж наблюдался дефицит (правда, кратко-временный) еще и на 17 дюймовые ЖК-дисплеи. Общее же соотношение предложения и спроса стало выравниваться лишь в межсезонье, в конце января, когда на складах поставщиков начал появляться долгожданный товар.


Вернемся к настоящему

Мировой рынок TFT-панелей
Поскольку дефицит TFT-панелей наблюдался фактически всю первую половину 2004 г., июньские данные маркетологов, обещавших сохранение тенденции до конца года, никого не удивили. Более того, помимо ноутбуков, чей сбыт продолжал расти, весьма активно стал увеличиваться и спрос на ЖК-панели со стороны производителей LCD TV малых диагоналей.

Фактически одновременно с версткой маркетинговых прогнозов, в Китае, Южной Корее и на Тайване были введены в промышленную эксплуатацию сразу несколько новых фабрик по выпуску панелей 5 го и 6 го поколений. Каждая из них начала изготовлять ежемесячно до 300 тыс. 15 и 17 дюймовых TFT-матриц, так что во II кв. объемы поставок этих изделий на мировой рынок выросли на 17%, а в III кв. еще на 13,5%.

С помощью новых мощностей производители рассчитывали покрыть традиционный дефицит матриц в начале сезона. Но в августе рынок стал развиваться по несколько иному сценарию -- спрос на панели со стороны разработчиков и мониторов, и ноутбуков, и LCD TV рос значительно медленнее, чем ожидалось.

Поначалу аналитики отнеслись к этой тенденции спокойно: многие из них предполагали, что снижение стоимости TFT-матриц, следующее за ростом их выпуска, позволит производителям мониторов уменьшить цены на свою продукцию и подхлестнуть продажи в рождественский период. Однако в конце июля в Азии разразился жесточайший кризис перепроизводства TFT-матриц. Цены на 17 и 15 дюймовые панели, по данным iSuppli, за два месяца упали на 18--19% и составили $205 и $173 соответственно. Стремясь высвободить склады для закупки матриц по столь привлекательным ценам, разработчики ЖК-мониторов снизили стоимость уже изготовленных дисплеев. Таким образом, средняя розничная цена 17 дюймовых бюджетных устройств в августе уменьшилась с $400 до $350, а 15 дюймовых -- с $325 до $300. Однако эта мера не принесла радикальных изменений: спрос остался почти на июльском уровне, а в целом в течение третьего квартала на мировой рынок TFT-панелей было выпущено на 9,3% продукции больше, чем приобретено.

Как менялась цена на ЖК-мониторы в Украине в 2004 г.?

Владимир Болотников, маркетинг-менеджер IT-направления Samsung

Ежемесячное снижение стоимости всей линейки наших мониторов началось в конце II кв. 2004 г. Значительное же удешевление произошло в августе -- наш рынок все же подвержен общемировым тенденциям. Что касается наличия мониторов в Украине, то дефицит обошел нас стороной: не считая недостатка или переизбытка отдельных моделей, локальным покупателям была доступна вся линейка. В четвертом квартале, по нашим расчетам, небольшой дефицит ЖК-дисплеев будет наблюдаться из-за традиционного новогоднего сезона продаж. Этот фактор должен повлиять и на розничные цены -- они окончательно стабилизируются.


Евгений Легкоступ, менеджер IT-направления LG Electronics

В начале года мы наблюдали рост цен на наиболее востребованные в Украине 15- и 17-дюймовые мониторы: в марте они увеличились в среднем на $30 по сравнению с январем. Однако уже в мае стоимость начала падать и к сентябрю снизилась в общей сложности на $60 от мартовского уровня.

Дефицита мониторов LG в Украине практически не наблюдалось, однако подчеркну, что украинские дистрибьюторы получают их от нескольких фабрик, работающих на наш рынок. Мои коллеги из Западной Европы отмечают перенасыщенность ЖК-мониторов в подотчетных им странах.


И снова прогнозы

Осознав, что дальнейшее промедление смерти подобно, почти все крупные производители TFT-матриц были вынуждены реорганизовать свои фабрики и задействовать их для выпуска менее зависимой от кризисов продукции. В сентябре Samsung объявила о переориентации сразу двух своих заводов 3 го поколения на выпуск матриц с диагоналями менее 10" (в этой категории фактически отсутствуют стандарты по размерам, что упрощает диверсификацию бизнеса). Аналогичные шаги предприняли LG.Philips, некоторые заводы которой оказались загруженными лишь на 70% мощности, AU Optronics (AUO), Chi Mei Optoelectronics (CMO) и Chunghwa Picture Tubes (CPT). HannStar Display приостановила наращивание производства 17 дюймовых матриц и полностью переключилась на выпуск панелей 19" и 23". Кроме того, компания отложила запуск фабрики 6 го поколения до 2 й половины 2005 г., хотя ранее собиралась сделать это в феврале.

Комплекс антикризисных мероприятий корейских и тайваньских компаний замедлит рост производства TFT-панелей, и за IV кв. 2004 г. он должен снизиться до 5,7%. Однако в глобальном смысле это вряд ли что-то изменит, по крайней мере в ближайшее время. К концу нынешнего года iSuppli прогнозирует удешевление наиболее востребованных TFT-матриц еще на 10--15% от текущего уровня. Таким образом, мировые розничные цены на мониторы бюджетного класса с диагоналями 17" и 15" упадут в среднем до $320 и $280 соответственно, что не может не радовать покупателей.

Размеры подложек TFT-панелей, выпускаемых на фабриках различных поколений 
Поколение фабрики  Размеры подложки, мм  Площадь подложки*, мм2 
Третье (3G)                550x650  357500 
550x650  363000 
550x670  368500 
590x670  395300 
600x720  432000 
610x720  439200 
620x720  446400 
620x750  465000 
Четвертое (4G)  730x920  671600 
Пятое (5G)        1000x1200  1200000 
1100x1250  1375000 
1100x1300  1430000 
1200x1300  1560000 
Шестое (6G)      1500x1800  2700000 
1500x1820  2730000 
1680x1820  3057000 
Седьмое (7G)      1800x2000  3600000 
1800x2100  3780000 
1870x2200  4114000 
Восьмое (8G)  2160x2400  5184100 
* Как видно из таблицы, наибольший скачок в размере стеклянной подложки (и следовательно, самое сильное снижение ее себестоимости) произошел при переходе от поколения фабрик 4G к 5G. Стоит обратить внимание и на разницу в площади подложки, которая начнет выпускаться фабрикой 8G в 2006 г., и первым вариантом 3G: она увеличилась более чем в 14 раз.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT