`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Андрей Зубинский

MIPS возвращается, а KNX получает весь Китай

+77
голосов

Совершенно случайно, просматривая статистику сохранения всяких интересных фрагментов в нескольких используемых сервисах (Evernote, Pocket, WizNote), пришёл к подозрению - или меня слишком интересует совсем низкий уровень происходящего в IT-мире, или из-за всяких кризисов активность действительно "съехала" на уровень компонентов и сейчас период накопления опыта и базы для какого-то нового изменения в IT. Первое, конечно, справедливо. Но ради интереса проверил количество отслеживаемых rss каналов разной тематики. И оказалось, что "компонентный" уровень в них очень незначительный, но именно он сейчас является источником, говоря дворовым языком, "движухи". Это уже само по себе забавно, но я не о том.

Наконец-то полностью затихшая история с приобретением очень хорошего разработчика синтезируемых микропроцессорных ядер,  систем на чипе и даже микроконтроллеров, MIPS, полностью завершилась, потому что объявлены первые её плоды. MIPS возвращается Warrior'ом - 32-битовым многоядерным семейством систем на чипе. Но прежде чем о доступных деталях, следует упомянуть один очень важный нюанс.

Британская компания Imagination Technologies, как-то тихо (и очень недорого по меркам индустрии) купившая MIPS в конце прошлого года - вовсе не случайный игрок на компонентном уровне для всевозможного мобильного (и не только). Специализацией Imagination Technologies была и есть графика, и лицензируемые синтезируемые PowerVR графические акселераторы были и есть во множестве систем на чипе (например, в OMAP от Texas Instruments). Но всё меняется - графические подсистемы теперь появляются у слишком многих свои (у ARM - Mali, у Nvidia - адаптированная к платформе Tegra GeForce, у Qualcomm - Adreno). Причины очевидны - поставщики IP (интеллектуальной собственности, синтезируемых описаний) систем на чипе стремятся увеличить свои доходы, производители стремятся уменьшить свои расходы. Положение Imagination Technologies в таких условиях оказалось очень рискованным. И, похоже, в компании решили сыграть ва-банк, используя все козыри MIPS и собственных технологий. А их у обеих компаний есть, можно не сомневаться.

Основным достоинством MIPS всегда было очень хорошее соотношение показателей производительности, энергопотребления и площади кристалла. Warrior в этом смысле не исключение, и в Imagination Technologies "нажимают" на 30% меньшую площадь кристалла, по сравнению с неназванными конкурентами. Косвенные достоинства MIPS куда интереснее - у MIPS огромный практический опыт разработки 64-битовых архитектур, в своё время бывших де-факто стандартными в мире рабочих станций. И у разработчиков системного ПО громадная база накопленного опыта с MIPS-архитектурами (очень приятными, к слову). Я совершенно не случайно это напоминаю, потому что пришла пора присмотреться к скупым известным о Warrior фактам. А они презабавные.

Анонсированное семейство систем на чипе Warrior P5600 позволяет создавать конкретные многоядерные микросхемы (до шести ядер), с востребованным диапазоном тактовых частот (от одного до двух гигагерц), с поддержкой 128-битовых SIMD инструкций. Всё это по заявлению Imagination Technologies обеспечивает производительность на уровне 3,5 DMIPS на мегагерц тактовой частоты, но при этом площадь кристалла обещается на 30% меньшей, чем у аналогичных по показателям разработок. Эта часть анонса больше интересует производителей систем на чипе, ориентированных на мобильные приложения и всякие мультимедийные комбайны. Но есть вторая часть анонса, которая заставляет хорошенько задуматься. Для семейства Warrior заявлены две очень "несмартфонные" особенности. Во-первых, Warrior'ы способны адресовать 1 TB физической оперативной памяти (шина адреса - 40 бит). Во-вторых, они аппаратно поддерживают виртуализацию (унаследованную от семейства MIPS r5 и усовершенствованную). Весьма забавная специфика в "мобильном" контексте. В-третьих, поддержка виртуализации и большого адресного пространства взаимосвязаны, второе, насколько я понял из краткого описания, сделано в интересах первого (и, похоже, вообще реализовано прозрачно).

(Кому интересна блок-схема Warrior'ов - можно взглянуть по этой ссылке, в ней, например, видны и характерные для MIPS приметы чистой RISC архитектуры, например, раздельные кэши для команд и данных).

Похоже, что в Imagination Technologies за дело взялись всерьёз, и Warrior'ы - очень хорошая попытка вернуть MIPS былую славу, для чего есть все основания. Если заявленное уменьшение площади кристалла соответствует действительности (а это не потребительский мир, где можно делать подобные голословные заявления, здесь такое не прощается) и показатели производительности окажутся адекватными аналогам - Warrior'ы выглядят очень привлекательно. В первую очередь - для лицензиатов. Меньше кристалл - больше произведенных микросхем, больше микросхем - больше обороты. Ну а готовые системы на чипе, безусловно, заинтересуют разработчиков малопотребляющих серверов. Тем более, что 64-битовая версия заранее объявлена, и что 32-битовая с поддержкой виртуализации и связанной с ней поддержкой большого адресного пространства - это очень "вкусно" (32-битовый код пока ещё нисколько не утратил актуальности).

В общем, всё это совершенно замечательно. Если агрессивные азиатские производители, всё больше обращающие внимание на собственный компонентный уровень, возьмутся за Warrior'ы - будет ещё лучше. Ну и вообще, красивые хорошо сделанные вещи должны жить долго, а MIPS всегда делала красивые хорошо сделанные вещи.

Теперь о китайском национальном выборе единого стандарта для "умных домов" и "умных зданий" (это разные масштабы). Китай окончательно определился с выбором на государственном уровне. И теперь мы знаем, кому повезло - около трёхсот производителей, в своё время принявших за основу своих разработок стандарт ISO/IEC 14543, более известный как KNX, получают весь пакет преференций в доступе к громадному рынку Китая. Эти "триста спартанцев" - очень хитрые люди, бойтесь их (смеюсь).  В общем, в Китае создаётся свой локализованный комитет своего собственного стандарта KNX, свои сертификационные центры, и начинается очень большая игра. Впрочем, нам всем это разве что для удовлетворения любопытства годится. Ассоциация KNX отличается трепетным отношением к своей трейдмарке, поэтому просто налепить её на условно "KNX-совместимое" можно в том же смысле, в каком и все грибы съедобны. Один раз. Очень у них там в ассоциации серьёзно всё устроено для получения свидетельства о KNX-совместимости. Короче, для Китая теперь будет многоступенчатая система KNX сертификации. И правильно. Потому что управление зданиями - это серьёзно.

Вот такое "неформатное" в мире творится.

Откланиваюсь.

+77
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT