`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Мидфрейм

0 
 

Мы не очень часто пишем о так называемой тяжелой технике и Unix-платформах. В силу совершенно понятных причин: во-первых, такие решения отнюдь не массовые, во-вторых, как правило, их сложно взять на тестирование в редакцию. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию небольшой обзор системы класса "мидфрейм " Sun Fire 4800, недавно установленной в банке "Аваль". Но прежде чем приступить к описанию самого решения, несколько слов о тех задачах, которые потребовали его внедрения.

МидфреймУспех бизнеса, а особенно в финансовой сфере, ныне во многом определяется наличием гибкой интегрированной инфраструктуры, легко трансформируемой в зависимости от текущих потребностей рынка. В условиях, когда банки активно осваивают все новые области деятельности, возникает необходимость периодического масштабирования используемых информационных систем. В результате финансовая структура начинает напрямую зависеть от используемого аппаратнопрограммного комплекса, что заставляет ее предельно взвешенно подходить к выбору серверов, устройств хранения, операционных систем и прикладного ПО.

АППБ "Аваль", внедривший решение, о котором пойдет речь, работает на рынке Украины уже двенадцать лет и является одним из крупнейших банков страны. Его услугами сегодня охвачены около 190 тыс. корпоративных клиентов и более 3,2 млн. частных лиц. С учетом областных дирекций и специализированных отделений "Аваль" насчитывает 1276 структурных подразделений по всей стране. Банк обслуживает значительную часть украинского рынка операций с электронными картами различных платежных систем.

Стоит отметить, что с 2001 г. количество корпоративных клиентов банка увеличилось на треть, внедрено несколько новых сервисов, благодаря чему число операционных транзакций существенно возросло. Даже несмотря на то что информационные системы "Аваль" имели определенный запас производительности, исходя из темпов роста за последние годы и прогнозов, банк принял решение провести модернизацию. В связи с высоким ростом количества обслуживаемых пластиковых карт и, соответственно, счетов клиентов был запланирован апгрейд одной из крити чных составляющих ИС -- подсистемы обработки операций с кредитными картами. Имеющееся аппаратное обеспечение (6-процессорный сервер RISC-архитектуры c 3 GB ОЗУ, две корзины жестких дисков общим объемом 450 GB и 100-мегабитные сетевые карты) к этому времени уже с трудом справлялось с потоком операций. Так, ежемесячный биллинг длился более десяти часов.

Несколько слов необходимо сказать о специализированном ПО для работы с кредитными картами. В качестве такового в банке "Аваль" используется система Transmaster (Transmaster payment card system), созданная и внедряемая шведской компанией TietoEnator. Данный программный комплекс, сертифицированный Visa, Europay/MasterCard, Diners Club и American Express, построен по модульному принципу и охватывает базовые функции фронти бэк-офиса для выпуска и обработки бизнес-карт.

Не секрет, что все банки в той или иной степени страдают от мошенни- чества с платежными картами, что порой приводит к ощутимым финансовым потерям. В бизнесе платежных карт, где такой риск неизбежен, подсистема Transmaster Risk Management System увеличивает степень безопасности операций, применяя специальные средства обнаружения и прослеживания подозрительных сделок.

Для использования Transmaster уже в начале 2003 г. была поставлена зада ча внедрения современного оборудования, которое бы позволило в дальнейшем масштабировать аппаратно- программный комплекс без полной замены серверов и устройств хранения информации. Вместе с тем к новой системе предъявлялись требования высокой начальной производительности, отказоустойчивости, модульности, а также наличия полноценного сервисного обслуживания на территории Украины.

МидфреймВ результате изучения многих вариантов банком был принят проект, основу которого составил серверный комплекс на базе оборудования Sun Microsystems.

Аппаратная часть решения АППБ "Аваль" включала сервер класса "мидфрейм" Sun Fire 4800, функционирующий совместно с интегрированной дисковой системой хранения Sun StorEdge 6320 под управлением ОС Sun Solaris 9. Важной для банка особенностью сервера оказалась возможность его динамического реконфигурирования "на лету", что позволяет удалять или переустанавливать оборудование, не вызывая необходимости в перезагрузке ОС.

Sun Fire 4800 рассчитан на одновременную работу до двенадцати 64-разрядных CPU в режиме SMP (симметричной многопроцессорной архитектуры) с возможностью микширования процессоров различной частоты. Сервер способен содержать до трех процессорных модулей и до 96 GB ОЗУ.

В устройстве реализовано первое в отрасли полностью дублированное межкомпонентное соединение с возможностью "горячей" замены. Доступно также динамическое реконфигурирование, обновление ОС без остановки сервера, "горячая" замена процессоров и обслуживание "на ходу". Монтаж сервера осуществляется в стойку.

Поставку решения, его запуск и обслуживание выполнила корпорация "Инком", а предложенная система вобрала в себя опыт нескольких предыдущих внедрений на основе Sun Fire 4800.

Мэйнфреймы и мидфреймы

Как отмечалось в одной из статей предыдущего номера, название вычислительных машин IBM System/360 говорило об их универсальности -- 360° обзора, полный спектр возможностей. Мэйнфреймами же они стали потому, что монтировались в стандартный стоечный конструктив, принятый в компании. В семействе System/360 была впервые реализована концепция конфигурирования вычислительной системы с помощью большого количества взаимозаменяемых блоков, благодаря чему оказалось возможным собирать компьютеры, различающиеся по производительности на два порядка. Объявленный несколько лет назад компанией Sun Microsystems класс серверов Sun Fire получил название "мидфрейм" (Mid Frame), подразумевая на порядок более низкую цену при сохранении легендарной надежности и расширяемости больших машин.

"Для рабочих нагрузок, которые характерны для OLTP-, CRM-, ERPи других сетевых приложений в крупных организациях, платформа SPARC/Solaris, по нашему опыту, является наиболее оптимальной", -- отмечает Иван Тюрин, директор по технической политике компании "Информационные компьютерные системы".

Обычно при переходе на оборудование нового поколения принято рассчитывать значения общей стоимости владения им (ТСО) и коэффициента возврата инвестиций (ROI). Однако в данном случае основной результат внедрения -- ликвидация потенциально проблемного участка в информационной инфраструктуре банка. Приобретение надежного аппаратного обеспе- чения "на вырост" позволяет устранить технические ограничения как при планировании выхода на новые сегменты рынка финансовых услуг, так и при резком росте транзакционной нагрузки по внешним причинам. По мнению Андрея Бегунова, заместителя директора департамента IT АППБ "Аваль", новый сервер SunFire 4800 в текущей конфигурации (8 процессоров Ultra- SPARC III, 16 GB ОЗУ) загружен не более чем на четверть своих сегод няшних возможностей. При необходимости он может быть дополнен еще четырьмя CPU и 80 GB оперативной памяти, а в перспективе возможна постепенная замена процессоров на UltraSPARC IV (на уровне плат). Пока же время обработки по бэк-офисным задачам сократилось в четыре раза.

Используемое совместно с сервером устройство хранения Sun Store- Edge 6320 имеет на сегодня общий объем дискового пространства около 5 TB. Каждая пара дисковых корзин организована в RAID-массивы. Востребована и возможность подключения к единому устройству хранения нескольких различных систем, причем для всех предусмотрено применение набора дисков с соответствующими характеристиками для получения оптимальных объема и производительности.

Если говорить о длительности самого проекта, он занял всего несколько недель. После установки, запуска и тестирования нового комплекса на него в течение двух дней были перенесены все записи о клиентах и договорах, относящихся к обслуживанию операций с пластиковыми картами, и он начал функционировать в режиме промышленной эксплуатации.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT