`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Microsoft Commerce Server 2002: комплексная платформа для e-commerce

0 
 
О сценариях использования Commerce Server 2002

Commerce Server 2002 является интегрированной платформой для организации корпоративных Web-узлов с поддержкой разнообразных функций электронной коммерции (e-commerce). С помощью этого продукта компании могут использовать инфраструктуру современного Internet и свое присутствие в Сети для ведения и расширения бизнеса. Он предоставляет широкий набор функций для осуществления бизнес-операций с помощью специализированного Web-узла, а также позволяет эффективно задействовать свое "Internet-представительство" при проведении маркетинговых акций, позиционировании товаров и услуг в определенных сегментах рынка, изучении спроса и пр. В частности, с его помощью можно создавать и управлять электронными каталогами товаров и услуг, осуществлять торговые операции через Internet, проводить опросы, собирать маркетинговую и демографическую информацию о посетителях, сегментировать рынки и выделять группы потребителей, анализировать динамику продаж тех или иных категорий товаров в различных целевых группах, организовывать электронные почтовые рассылки и т. д.

Commerce Server 2002 идеально подходит для быстрой разработки "коммерческих" (т. е. реализующих функции e-commerce) Web-узлов крупных и средних торговых организаций, а также производителей и поставщиков товаров или услуг. В состав этого пакета входят шаблоны готовых к использованию начальных версий подобных сайтов, которые при необходимости адаптируются разработчиками под специфические потребности и конкретный корпоративный стиль.

Кроме того, Commerce Server 2002 может использоваться и в "некоммерческой" ипостаси в качестве маркетингово-аналитической надстройки над Web-узлами (как наделенными функциями e-commerce, так и самыми "обычными" сайтами). Благодаря мощным средствам анализа журналов посещений и сбора маркетингово-демографических сведений о потребителях (Commerce Server Data Warehouse и пр.), управления показами рекламы и пр. этот пакет позволяет фирмам оперативно изучать потенциальные целевые группы клиентов и использовать свой Web-узел для формирования спроса на те или иные товары и услуги. В этом случае сайт компании превращается в эффективное и органичное продолжение ее традиционных (офлайновых) маркетинговых акций и рекламных кампаний. В связи с негативными тенденциями, наблюдающимися в IT-индустрии в течение последних двух лет, и определенным застоем "электронной экономики" в целом этот сценарий становится сейчас наиболее актуальным.

Для конечных потребителей Commerce Server 2002 доступен в двух редакциях -- Standard (рассчитана на средние предприятия и коммерческие решения небольших масштабов) и Enterprise (для крупных организаций и сайтов со значительными объемами информации для аналитической обработки). Имеется и традиционная версия для разработчиков (Developer edition).


Структура, архитектура и системная платформа

Компания Microsoft позиционирует Commerce Server 2002 не только как средство для быстрого создания и удобного сопровождения коммерческих Web-узлов, но и как один из восьми серверных продуктов, составляющих фундамент новейшей технологической платформы .NET. При этом он достаточно тесно взаимодействует с другими компонентами, в частности устанавливается на Windows 2000 Service Pack 3, в качестве Web-сервера использует Internet Information Server 5.0, а как сервер баз данных -- SQL Server 2000.

Microsoft Commerce Server 2002 комплексная платформа для e-commerce
Рис. 1
Со структурной точки зрения каждая инсталляция Commerce Server 2002 манипулирует четырьмя категориями объектов (рис. 1).

Сайты являются наборами Web-приложений на базе классических ASP и компонентной модели Commerce Server либо ASP.NET и элементов .NET Framework из Primary Interop Assembly (PIA) или Base Class Library (BCL). Сайты предоставляют единый интерфейс администрирования, механизмы обеспечения безопасности и разграничения прав доступа для всех входящих в них Web-приложений.

Ресурсы -- некоторые технологические сущности, предоставляющие информацию или бизнес-логику для работы сайтов (например, хранилища данных, коммуникационные системы, специализированные серверные программы и пр.). Как правило, с каждым из ресурсов ассоциирован один или несколько COM-объектов, обеспечивающих интерфейс для приложений Commerce Server 2002. С точки зрения области видимости ресурсы подразделяются на две большие категории -- ресурсы сайта (доступны приложениям какого-то одного сайта) и глобальные ресурсы (доступны приложениям всех сайтов данной инсталляции Commerce Server 2002).

Приложения -- собственно программное обеспечение, разрабатываемое для конкретных реализаций коммерческих и некоммерческих сайтов, управляемых Commerce Server 2002. С точки зрения Internet Information Server приложения могут находиться либо в корневом каталоге, либо в виртуальных подкаталогах.

Web-серверы представляют собой реальные компьютеры, на которых работает Internet Information Server 5.0. Каждая инсталляция Commerce Server 2002 может взаимодействовать с одним или несколькими Web-серверами.

Microsoft Commerce Server 2002 комплексная платформа для e-commerce
Рис. 2
Архитектура решения для сайта, построенного с помощью Commerce Server 2002, показана на рис. 2. На самом высоком уровне рассмотрения она включает пять взаимосвязанных систем:
  • бизнес-аналитики (Business Analytics System);
  • сбора маркетингово-демографической информации о потребителях (Profiling System);
  • каталогов товаров и услуг (Product Catalog System);
  • персонализации информации (Targeting System);
  • каналов бизнес-процессов (Business Processing Pipelines System).
При развертывании шаблона решения для сайта автоматически создаются его базы данных, а также появляется специализированное Web-приложение Commerce Server Business Desk, с помощью которого бизнес-менеджеры работают с упомянутыми выше системами.

Для построения B2B-решений Commerce Server 2002 тесно интегрирован с другим продуктом Microsoft для поддержки электронной коммерции -- MS BizTalk Server 2002 ("Компьютерное Обозрение", # 35, 2002). Благодаря этому можно наладить автоматическое обновление каталогов товаров и услуг от различных производителей и поставщиков, автоматизировать отправку им заказов, отслеживать статус обработки конкретных заказов на их стороне и пр.

Microsoft Commerce Server 2002 комплексная платформа для e-commerce
Рис. 3
Администрирование ресурсов, сайтов, приложений и Web-серверов Commerce Server 2002 производится из единого центра управления -- Commerce Server Manager (рис. 3), что позволяет снизить затраты на управление всей системой.


Построение Web-узла для электронной коммерции

Как упоминалось выше, создание любого сайта для Commerce Server 2002 начинается не на голом месте. При развертывании шаблона создается достаточно сложный и многофункциональный каркас, а разработчикам остается лишь адаптировать его под специфические нужды и корпоративный стиль конкретных организаций (это справедливо даже для "пустого" шаблона -- Blank Site). Различные шаблоны были предусмотрены для разных типов и сценариев функционирования сайтов. Разработчики Microsoft создали достаточно большой их набор, доступный для загрузки по адресу www.microsoft.com/commerceserver/solutionsites. В частности, там имеются шаблоны типовых сайтов розничной торговой фирмы и компании--оптового поставщика.

Благодаря хорошо продуманной архитектуре сайта Commerce Server 2002 очень многие разделы могут заполняться нетехническими специалистами (бизнес-менеджерами, менеджерами по продажам, маркетологами, копирайтерами и пр.), использующими его как средство повышения продуктивности собственной деятельности. Кроме того, благодаря наличию развитого инструментария импорта данных возможно организовать автоматическую загрузку различных массивов информации из внешних источников (например, журналов посещений Web-узлов, баз данных потребителей, складских программ и других информационных систем как внутри корпорации, так и в пределах сообщества ее бизнес-партнеров) в базы данных Commerce Server 2002 для последующего анализа и обработки. При этом действия бизнес-специалистов по поддержанию и актуализации информационного наполнения таких разделов не будут напрямую зависеть от действий IT-специалистов, которые ответственны за поддержку и развитие программных оболочек и механизмов функционирования сайта Commerce Server 2002. Впрочем, такое разделение сайта на "технологический" и "проблемно-ориентированный" уровни характерно для многих современных Web-продуктов, поскольку оно позволяет эффективно организовать их сопровождение и развитие.

С помощью панели Commerce Server Business Desk бизнес-специалисты могут формировать каталоги товаров и услуг, которые являются стержневой частью любого коммерческого Web-узла -- не случайно в Commerce Server 2002 этому аспекту уделено особое внимание. Кроме собственно создания базовых каталогов любой структуры и сложности, куда заносятся отдельные товары и услуги вместе с характеризующими их сведениями (например, цены, артикулы, единицы измерений и пр.) и индексными данными, облегчающими поиск, поддерживаются разнообразные виртуальные каталоги, управление большими группами товаров посредством категорий, обеспечиваются возможности по регулированию ценовой политики и системы скидок для категорий и отдельных товаров.


Каналы бизнес-процессов

Для поддержания различных автоматизированных бизнес-транзакций (например, оформления заказов на поставку товаров, осуществления покупки, рассылки рекламных сообщений и пр.) Commerce Server 2002 предусматривает специализированные механизмы -- каналы бизнес-процессов (Business Processing Pipelines). Каждый такой канал представляет собой последовательность действий, которые должна выполнить система при осуществлении бизнес-транзакций конкретного типа (например, при оформлении заказа это могут быть задание способов доставки, предоставление скидок в зависимости от суммы заказа или определенного статуса, пересчет суммы заказа в той или иной валюте и пр.). Эти механизмы являются "нервной системой" коммерческого сайта, благодаря им и реализуются бизнес-процессы компании.

Созданные один раз разработчиками каналы бизнес-процессов функционируют затем в автоматическом режиме, не требуя вмешательства и "ручных" операций со стороны IT-специалистов. Эта черта делает коммерческие решения на базе Commerce Server 2002 очень удобными и производительными.

Microsoft Commerce Server 2002 комплексная платформа для e-commerce
Рис. 4
Создание и редактирование каналов производится специализированным средством разработки -- Commerce Server Pipeline Editor (рис. 4). Эта программа, являющаяся высокоуровневым визуальным конструктором, позволяет специалистам, сопровождающим коммерческий Web-узел, в считанные минуты организовать или перестроить существующий канал в соответствии с изменениями в бизнес-операциях. Вместе с Pipeline Editor поставляются наборы шаблонов для реализации наиболее типичных бизнес-процессов. Все это экономит трудозатраты как разработчикам новых решений, так и конечным потребителям, эксплуатирующим их в производственных условиях.

При формировании канала этапы моделируемого бизнес-процесса представляются стадиями, а выполняемые на них операции -- компонентами реализации. В качестве таковых указываются методы различных COM-объектов с соответствующими параметрами. Кроме этого, компонентами реализации могут быть программы, написанные на языках сценариев JScript и VBScript, а также XML-преобразования.


Сбор и анализ информации о потребителях, проведение рекламных кампаний

Неотъемлемой чертой Web-узлов с функциями электронной коммерции является пристальное внимание к своей аудитории. Это позволяет лучше определить маркетингово-демографические характеристики потенциальных потребителей продаваемой или продвигаемой продукции, а также изучить индивидуальные вкусы и предпочтения каждого посетителя. Все это в комплексе будет служить достижению главной цели любой коммерческой инициативы -- увеличению объемов продаж товаров и услуг.

Для реализации указанных функций в Commerce Server 2002 предусмотрена достаточно развитая инфраструктура. Журналы посещения сайтов могут быть импортированы в важнейший компонент системы бизнес-аналитики -- хранилище данных. Затем подсистема отчетов, включающая в себя как широкий спектр предустановленных форм, так и возможности по созданию пользовательских, представляет бизнес-менеджерам различные срезы этой информации на страницах Business Desk (выделение и сегментирование рынков и целевых групп посетителей, статистика посещений определенных ресурсов и пр.).

Предсказательный компонент (Predictor) на основе истории посещений коммерческого сайта пользователем персонализирует содержимое показываемых ему страниц в соответствии с его предпочтениями и вкусами. Например, при отображении списка новых товаров в первую очередь приводятся те, которыми этот пользователь интересовался наиболее часто; при показе рекламных баннеров акцент также делается на ранее посещаемые товарные группы, историю его активности в прошлые посещения и пр.

Система сбора маркетингово-демографической информации о потребителях дополняет эти данные посредством вовлечения посетителей в заполнение различных гибко настраиваемых и адаптируемых опросников и форм обратной связи. С помощью этих инструментов анонимные посетители сайта персонифицируются, что позволяет более точно учесть их вкусы и предпочтения в будущем.

После того как данные о посетителях собраны и обобщены, а целевые группы и сегменты рынков выделены, бизнес-менеджеры могут создавать списки пользователей, для которых будут проводиться целевые рекламные акции и кампании с использованием электронных средств (рекламные рассылки, целевые показы баннеров и пр.) В этом им помогают развитые сервисы системы персонализации информации (как упоминавшийся выше Predictor, так и системы предоставления целевых скидок, служба электронных почтовых рассылок Direct Mailer, инфраструктура для показа персонализированной информации Content Selection Framework и пр.).


Потенциал Commerce Server 2002 на украинском рынке

Нельзя сказать, что Commerce Server 2002 является terra incognita для корпоративных потребителей IT-решений в нашей стране. Еще в 1997--1998 гг. некоторые украинские партнеры Microsoft стали предлагать комплексные решения для коммерческих Web-узлов на основе Site Server 3.0. Однако в то время эти решения не обрели должной популярности. По субъективному мнению автора, это произошло из-за того, что тогда Web-технологии лишь только прокладывали себе путь к признанию на украинском рынке. Многие руководители предприятий и компаний либо совсем не видели пользы в создании корпоративных Web-узлов, либо рассматривали их только с информационно-презентационной точки зрения (в качестве визитной карточки организации в Internet).

Сейчас ситуация на рынке несколько иная. Прежде всего произошли определенные мировоззренческие изменения. Сегодня многие бизнес-менеджеры различных производственных и торговых организаций вполне уверены в том, что Web-сайты их компаний должны выполнять, наряду с презентационными, те или иные бизнес-функции (например, предоставлять возможности для оперативного взаимодействия с дилерами в разных регионах, поддержки рекламных и маркетинговых акций и пр.). Кроме того, крупные и средние финансовые организации, которые традиционно являются "локомотивами" внедрения и принятия новых технологий на нашем рынке, начали проявлять все больший интерес к B2B-решениям (в частности, об увеличении заинтересованности в этой сфере высших руководителей украинских банков свидетельствуют данные консалтинговой компании "Экстра-Консалтинг").

Да и аудитория украинских пользователей Internet стала более широкой и структурированной по сравнению с концом 90-х годов (см. "Компьютерное Обозрение", # 35, 2002).

На фоне вышеуказанных тенденций Commerce Server 2002 может заинтересовать крупные и средние организации, стремящиеся наделить свои "Internet-представительства" бизнес-функциональностью. Привлекательность этого ПО, как и большинства аналогичных продуктов Microsoft, в первую очередь состоит в комплексности предоставляемого решения для коммерческого или маркетингового сайта.

Безусловно, на рынке (в том числе и украинском) есть много продуктов, автоматизирующих тот или иной аспект электронного бизнеса. Например, различное ПО для электронных магазинов (среди украинских поставщиков таких продуктов стоит упомянуть INT и Miratech International) может выполнять функции управления каталогами, осуществления бизнес-транзакций, поддержки рекламных и маркетинговых акций производителей или оптовых продавцов. Продукты для персонализации информации (например, Predictive Algorithm Components, созданные компанией Tessart Ukraine) позволят организовать представление данных на Web-страницах с учетом индивидуальных вкусов и потребностей конкретного посетителя. Системы интеллектуального анализа посещений Web-сайта (вроде Intellimeter от компании X-Tend) обеспечат эффективный сбор и анализ информации о посетителях сайта. Бесплатные программы для организации электронных рассылок могут оказаться полезными и при проведении рекламных акций с применением электронной почты. Однако если есть потребность в использовании всех этих функций вместе, то интеграция разрозненных продуктов различных производителей в единый комплекс может потребовать значительных затрат и усилий.

В то же время Commerce Server 2002, сочетающий в себе все вышеуказанные функции, заведомо лишен этого недостатка и особенно эффективным окажется в корпоративной среде, где уже имеется налаженная инфраструктура серверов на базе системного ПО Microsoft. Кроме того, поддержка целостного решения на основе одного продукта менее трудоемка, чем поддержка решения на базе большого числа разнородных продуктов.

Некоторым ограничением Commerce Server 2002 является необходимость участия в его развертывании и обслуживании не только квалифицированных системных администраторов, но и Web-разработчиков с хорошими навыками использования технологий Microsoft. Ведь сам характер некоторых операций, доступных в Commerce Server 2002 (например, организация новой рекламной или маркетинговой акции), подразумевает максимально сжатые сроки, из-за чего привлечение сторонних интеграторов может оказаться менее эффективным по сравнению с содержанием собственных программистов.

В то же время мелкие бизнес-структуры вряд ли захотят использовать этот продукт ввиду больших начальных затрат на системную платформу и при внедрении каких-то элементов B2B-решений будут пользоваться индивидуальными услугами мелких Web-студий и компаний-разработчиков.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT