`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Черников

Люди и машины: началось!

+99
голосов

«С каждым годом в обслуживание Машины вкладывалось все больше умения и все меньше разума. Чем лучше человек знал собственные обязанности, тем меньше он понимал, что делает его сосед, и во всем мире не оставалось никого, кто разбирался бы в устройстве чудовищного механизма в целом».

Эдвард Морган Форстер
Машина останавливается (1909 г.)

Медленно, но верно роботы (и их «душа» — программное обеспечение) занимают наши рабочие места. Согласно одному из прогнозов, через девяносто лет 70% сегодняшних должностей будут заменены автоматами. Должны ли мы беспокоиться? Пока ситуация описывается старой поговоркой «у страха глаза велики». Двести лет назад 70% американских рабочих жили на фермах. Сегодня их там не более 1%. Большинство операций с растениями и животными заменили машины.

Тем не менее, стараниями газетчиков, падких на сенсации, явлению придается неизбежный налет сенсационности и апокалипсиса (сколько их уже прогнозировалось). В декабре 2012 г The New Yorker поинтересовался «Вашу работу получит робот?». В январе текущего года Daily News дала статью под заголовком «Рабочие места среднего уровня все более заменяются технологиями».

Однако в начале марта предсказания начались сбываться. Британская сеть бакалейных супермаркетов Morrisons объявила, что 687 рабочих мест будут сокращены. Компания уже начала четырехнедельные консультации с кандидатами, которые должны быть заменены машинами, принимающими наличные деньги в 490 ее магазинах.

 началось!

Это — ответ ритейлера, на которого работает более 130 тыс. сотрудников, на спад отрасли. Он составил 11,7% только за 12 недель (до 17 марта, согласно финансовым аналитикам Kantar Worldpanel) и вынужден сокращать издержки. Следует отметить, что розничные бакалейные продажи в Великобритании относятся к разряду наименее прибыльных бизнесов. Конечно, полпроцента служащих — невелика утрата, но, как говорится, лиха беда начало.

В прошлом году уже была опубликована история сотрудника-луддита из Frost and Sullivan (между прочим, занимающейся консультациями по глобальному развитию), который регулярно заливал компьютеры компании известной жидкостью для чистки поверхностей «Силит Бэнг». Он хотел повышения заработной платы и, по своему разумению, точно определил своих соперников. Как пишет Нельсон Филипс (Nelson Phillips), профессор стратегии и тактики поведения в лондонском Imperial College, «Этот захватывающий пример указывает и на уязвимость организаций сегодня, и на хрупкость наших условий человеческого существования».

Серьезность человеко-машинных проблем выдвинута на первый план в недавнем исследовании SunGard Availability Services. Оно довольно неожиданно показало, что 80% организаций Великобритании, Франции и скандинавских стран просто не могут привлечь столько людей, сколько необходимо для полноценного управления своим бизнесом. Из-за этого ощутимое количество потенциальных контактов между компанией и клиентом не реализуется.

Потоки «Силит Бэнг» вызвали системные отказы и убытки, оцененные в достаточно скромные 32 тыс. фунтов. Однако они подняли вопрос о том, что сегодня является наиболее ценным активом бизнеса — вычислительная мощность машин или «живые сотрудники». Кстати, в последнем случае я затруднился с определением — как нужно писать: «живые сотрудники», «сотрудники-люди» или использовать какой-то иной термин. Это уже что-то по Брэдбери и Азимову.

Айзек Азимов полвека назад хорошо сказал: «Я не боюсь компьютеров. Я боюсь их нехватки». Это было верно тогда и имеет даже больший вес теперь, когда мы становимся все более зависящими от IT в бизнесе и личной жизни. Очевидно, что IT приносят нам потенциальные выгоды, такие как доступность 24/7, мобильные операции и новые методы работы. Но сейчас как раз начинается давно предсказанный период более существенных изменений и перехода, к чему мы все должны приспособиться. Именно так — «примириться», а не «быть готовыми».

Любопытно, что появляется множество публикаций по поводу намечающегося конфликта «человек-машина», причем написанных с полярных точек зрения. Вот заставки двух статей, вышедших с разницей буквально в пару недель. На мой взгляд, они достаточно хорошо характеризуют происходящее — «и хочется, и колется». Конечно, будут и успехи, и неудачи, и даже потрясения, но, думаю, в конечном итоге все обойдется.

 началось!

За...

 началось!

...и против.

В заключение приведу еще два мнения — с точки зрения всемирной экономики и с точки зрения умудренных опытом техников (из комментариев к публикации Нельсона Филипса).

1. Мы входим в новую эпоху, золотой век изобилия, за счет того, что можем автоматизировать производство почти чего угодно (включая производство и обслуживание самих производственных машин). Однако классический рынок не работает в условиях изобилия. Яркий пример — воздух, несомненно, самый ценный товар для обеспечения человеческой жизни. Однако он ничего не стоит на рынке (см. А.Беляев, «Продавец воздуха», 1929 г. — А.Ч.). Нет никакого стимула в системе денежных отношений для создания «изобилия всего». Напротив, можно назвать ряд препятствий для этого. Поэтому мы, как общество, должны учиться жить вне денег и рынков (и это пишет американец! — А.Ч.).

2. Все более сложные IT уменьшают прозрачность происходящих процессов, одновременно увеличивая вероятность отказов и более тяжелых последствий. Принцип KISS — Keep It Simple, Stupid! (делай это проще, дурачок) — простой и здравый совет инженеров, выработанный опытом тысячелетий.

+99
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

>>«С каждым годом в обслуживание Машины вкладывалось все больше умения и все меньше разума. Чем лучше человек знал собственные обязанности, тем меньше он понимал, что делает его сосед, и во всем мире не оставалось никого, кто разбирался бы в устройстве чудовищного механизма в целом».
И не могло остаться, т.к. была бы нарушена "безопасная выполнимость".

Также необходимо различать аппаратное и программное обеспечение; по темпам развития "интеллектуальность" ПО отстаёт от аппаратной части.
Уже не хватает людей, понимающих чего они в итоге хотят получить, не могущих это объяснить, или не знающих в какую сторону развивать продукт дальше; R&D по карману единицам.
Корпоратизация с требованиями "покупаем вот это", или "исключительно этот бренд", или "заказываем только там" окончательно добивает развитие ПО.

по темпам развития "интеллектуальность" ПО отстаёт от аппаратной части.

а зачем? Главное ведь гламур и птички :)

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT