`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

«Лопата» – новая норма

+66
голосов

Тема со все растущими экранами смартфонов интересна – не то, чтобы есть особая потребность в этом росте, но производители, как будто сговорившись или соревнуясь друг с другом, выпускают смартфоны со все большей и большей диагональю экрана. Как будто им нужно чем-то выделяться друг перед другом, и размер экрана – это как раз тот параметр, который легко нарастить. Engadget делает хороший исторический экскурс и рассказывает как это все происходило.

***

Когда-то любой смартфон с экраном крупнее 3 дюймов по диагонали считался большим – и ведь они и были большими для той аудитории, которая еще не отошла от «раскладушек» и КПК. Но промотайте время на несколько лет вперед и вы попадете в период, когда никто даже не рассматривает устройство с экраном диагональю менее 4 дюймов, а казавшиеся когда-то сумасшедшими 5-дюймовые дисплеи быстро становятся стандартом для топовых карманных устройств. Ясно, что многим из нас нравится, когда наши телефоны огромны, вспомните первые «кирпичи» Motorola. Но когда 6,1-дюймовый Ascend Mate становится реальностью, а Mobile World Congress и последующие мероприятия могут еще больше увеличить пределы размеров экрана, начинаешь задумываться о том, что упор на постоянно увеличивающиеся экраны мог зайти настолько далеко. Не слишком ли сильно мы просили больше стекла? Или, может быть, мы наблюдаем уход от смартфонов в классическом их понимании? Оба утверждения по-своему верны. Ниже мы постараемся разобраться в том, как со временем росли смартфоны, и как мы научились любить (или мириться) с их габаритами.

До 2007 г.: «Лучше меньше, да лучше»

«Лопата» – новая норма

Не каждый вспомнит, что основная часть разработки смартфонов до 2007 г. была направлена на уменьшение телефонов, а не на их увеличение. Желание уменьшить корпус иногда затрагивало и экран, что не приводило, однако, к возражениям со стороны покупателей, которым тогда зачастую достаточно было просто получить смартфон. Экраны BlackBerry уменьшились по диагонали с 3-дюймов в 5810 до 2,6 дюйма в устройствах линейки 6200, но продажи заметно не сократились. Были и исключения наподобие 3,7-дюймового HTC Universal. Раз уж даже у TyTN был экран с диагональю 2,8 дюйма, можно смело утверждать, что размер экрана не имел такого большого значения, как сейчас.

В какой-то мере это было обусловлено технологически. Более крупные экраны были дороже в производстве, чем сейчас, и они требовали таких батарей, которых тогда просто не было для телефонов. Более того, резистивные экраны того времени вовсе не делали сенсорный ввод конкурентным преимуществом – каждый, кому случалось по несколько раз тыкать в неотзывчивый экран, знает, о чем идет речь. Добавьте сюда интерфейсы, которые были в большинстве своем не оптимизированы к управлению пальцем, и вовсе не удивительно, что производители телефонов иногда решали, что проще совместить экран меньшего размера с джойстиком, клавиатурой или и тем, и другим. Это был расцвет BlackBerry, N-серии Nokia и Palm Treo, когда многие из нас только привыкали к электронной почте на телефоне.

2007-2009: iPhone и ранний Android

«Лопата» – новая норма

Вне зависимости от вашего платформоисповедания, сложно переоценить значение анонса iPhone в январе 2007 г. в плане изменения ожиданий от экрана смартфона. Не обращайте внимания на тот факт, что Стив Джобс (Steve Jobs) описывал 3,5-дюймовый LCD-экран устройства эпитетом «гигантский» – уже спустя несколько лет он будет выглядеть старомодным; поддержка в iPhone емкостного мультитач-сенсора и более интуитивного пользовательского интерфейса оправдывали замену аппаратных кнопок на более крупный экран. Apple также делала акцент на полноценном интернет-браузинге и продвинутом воспроизведении медиа-файлов, и обе эти задачи только выигрывали от большего экрана.

В 2007 г. какая-то мгновенная реакция на это событие отсутствовала, разве что потому, что у большинства конкурентов в разработке уже находились какие-то устройства. HTC Touch был ограничен 2,8 дюймами по диагонали, а Palm – и того меньше, экран Centro был с диагональю 2,2 дюйма. В 2008 и 2009 гг., однако, началась ранняя гонка больших экранов, так как компании стремились выкатить собственные сенсорные телефоны. И BlackBerry Storm, и T-Mobile G1 обладали 3,2-дюймовыми экранами. Nokia сменила классическую 2,8-дюймовую N96 на 3,5-дюймовую N97 с фокусом на сенсорном управлении. Другие производители даже делали ставку выживания собственного бренда на большие экраны, запуская переработку своих операционных систем с фокусом на по-настоящему нативные сенсорные интерфейсы. Motorola отказалась от своей похожей на BlackBerry линейки Q9 на Windows Mobile ради 3,7-дюймового Droid, а Palm Pre перескочила на 3,1 дюйма после многих лет с 2,5-дюймовым Treo. HTC к концу этого периода расширила рамки своим 4,3-дюймовым HD2 – устройством, которое в 2009 году выглядел как выскочка-переросток, но это задало тон последующего, 2010 г. Можно смело утверждать, что каждый производитель смартфонов сделал все возможное, чтобы вступить в новое десятилетие с 3-дюймовой или более крупной моделью.

2010: Android-взрыв размеров экранов

«Лопата» – новая норма

Android начала набирать популярность с выходом Motorola Droid, а программная поддержка сенсорного управления и разнообразных разрешений открыли двери для компаний, стремящихся переплюнуть друг друга более крупными экранами своих новых устройств. HTC противопоставила Motorola 3,7-дюймовый Desire, Nexus One и Droid Incredible в начале 2010 г., и увеличила диагональ экрана до 4,3 дюйма, выпустив в октябре того же года Desire HD. Motorola не уступала в борьбе, выпустив 4,3-дюймовый Droid X. Samsung в то время не был так агрессивен, как остальные, но вне всяких сомнений 4-дюймовый Galaxy S послужил де-факто стандартом для всей индустрии, пусть даже и всего лишь благодаря своей вездесущности. Когда он стал доступен практически у любого сотового оператора и был тепло принят за свой огромный красочный дисплей и высокую производительность, все указывало на то, что каждый покупатель, по меньшей мере, рассматривал Galaxy S как вариант, если только не был 100% сфокусирован на другом устройстве. Samsung смог продать к началу 2011 г. 10 миллионов единиц своего флагманского смартфона, доказав, что 4-дюймовые и более крупные аппараты могут быть популярны.

У нас даже появилась возможность представить, как будут выглядеть смартфоны два года спустя, хотя поначалу мы и не осознавали этого. 4,8-дюймовый прототип LG GW990 с Intel-процессором получил описание «мобильное интернет-устройство», потому что был сильно крупнее своих современников; едва ли можно было поверить, что так будет выглядеть смартфон, даже не смотря на наличие в устройстве сотовых компонентов. Несмотря на наспех сваянный дизайн, это устройство послужило неофициальным образцом того, как в будущем должны выглядеть смартфоны, так как оно явно демонстрировало, как от более крупного дисплея выигрывают веб и видео. А кто может забыть 5-дюймовый Dell Streak? Хотя толстая рамка, сотовый модуль не во всех моделях линейки и нелепый упор на планшето-подобное ПО не дали Streak свести мир с ума, он оказался определенно пророческим устройством. Предполагалось, что телефоны постепенно превратятся в крупно-экранные устройства для работы с данными, которые к тому же могут использоваться для приема звонков. Пусть мы и передразнивали тех, кто настаивал, что комбайн от Dell – это карманное устройство, они определенно предвидели то, что будут так ценить производители сотовых телефонов.

Не все дизайнеры, однако, запрыгнули в этот экспресс. Apple, Nokia, Palm и RIM сохранили курс 2010 г. Но такой консерватизм не воспринимался как недостаток в то время. У Apple не не было проблем с продажей iPhone 4 с ультра-четким 3,5-дюймовым экраном, и они могли оправдать такой выбор: Джобс известен как человек, который настаивал на том, что телефоны должны быть удобны для пользования одной рукой, а совместимость ПО обеспечивалась сохранением размеров и соотношения сторон экрана. При исчезающе малой рыночной доле Palm со-товарищи имели кучу проблем и помимо увеличения габаритов, даже если не пользующиеся особой популярностью устройства типа Pre 3 и обозначили намерение догнать конкурентов. Тем не менее разработки того года подготовили благодатную почву для дебатов на тему размеров экранов. На рынке было уже немало устройств, для работы с которыми требовалось две руки, а тенденции к замедлению роста размеров все не было видно.

2011: Расцвет эры громадных смартфонов

«Лопата» – новая норма

И вот трубу прорвало. С наступлением 2011 г. 4,3-дюймовые аппараты планировались к выходу у большинства крупных производителей, включая Samsung и их знаковый Galaxy S II. Но конца им не было видно: мы наблюдали как 4,5-дюймовый Samsung Infuse 4G затмил 4,65-дюймовый Galaxy Nexus, а HTC выкатила на рынок 4,7-дюймовые устройства Sensation XL и Titan. Гонка за еще более крупным размером экрана иногда была обусловлена потребностью в установке более крупной батареи из-за экстремального энергопотребления ранней реализации LTE, как и профессиональное стремление превзойти других – просто поговорите с любым владельцем HTC Thunderbolt – но это привело к тому, что телефоны, выглядевшие необъятными всего год назад, стали выглядеть вполне скромными.

И все это даже не затрагивает оригинального Samsung Galaxy Note. Его 5,3-дюймовый экран и стилус были настолько далеки от смартфонных традиций, что он привел к популяризации нового термин – нравится вам или нет, слово «phablet» (phone + tablet) начало становиться популярным именно после выхода Note в октябре 2011 г. Он безусловно был слишком велик для комфортной работы одной рукой, как и Streak, но более быстрое «железо», более качественный экран и грамотно оптимизированное ПО удержали его от превращения в нишевое устройство. Note ожидала судьба одного из наиболее продаваемых смартфонов Samsung того периода, и он в итоге породил множество клонов.

Но у этой ошеломительной гонки за самым большим экраном были и исключения (добровольные или нет), и они все больше выделялись на фоне остальных. В то время как Apple не испытывала недостатка покупателей своего iPhone 4S, разница между 3,5-дюймовым LCD-экраном iPhone и экранами конкурентов становилась все более очевидна для тех, кому хотелось максимально большого экранного пространства. В случае линейки BlackBerry эта разница была еще более очевидна, когда 3,2 дюйма все еще оставались максимумом. В то же время Nokia спасло молниеносный переход на Windows Phone, когда временный откат с 4-дюймовых Symbian-аппаратов до 3,7-дюймовой Lumia 800 сопровождался переходом на более сложную платформу, вполне возможно, спас компанию. Какие бы аргументы в пользу большего размера экрана ни приводились, точка отсчета для массовых размеров менялась.

2012: Огромное стало нормой

«Лопата» – новая норма

К 2012 г. даже те, кто не спешил приветствовать огромные экраны, стали их производить. Nokia доказала, что она может расти с помощью 4,3-дюймовой Lumia 900, а позднее и 4,5-дюймовой Lumia 920. Apple также ответила на давний вызов 4-дюймовым экраном iPhone 5 – достаточно скромное увеличение, но признание, что с момента выхода iPhone рынок изменился. Консервативный рост диагонали вновь оправдывался подходом Apple, что телефон должен быть удобен для пользования одной рукой.

Повсеместно, размеры экранов не столько выросли, сколько повзрослели. Дисплеи, кажущиеся когда-то огромными, теперь появлялись в довольно обычных аппаратах. Помните, как 4,8-дюймовый экран GW990 казался невозможно огромным в 2010 г.? К 2012 г. Samsung Galaxy S III сделал такой размер нормой. Многие другие, в большинстве своем Android-смартфоны, такие как HTC One X, LG Optimus G и Sony Xperia T, также подтягивались с диагоналями 4,6-4,7 дюйма. 4,3-дюймовые дисплеи, которыми мы восхищались в 2010 г., стали прерогативой устройств среднего класса, вроде HTC One S и Motorola Droid RAZR M. К счастью, многие компании, использующие большие экраны, все больше стали осознавать ограничения дизайна. Большой экран должен был хорошо работать, а не просто служить мерилом хвастовства. Motorola и Samsung выпустили соответственно Droid RAZR HD и Galaxy S III, делая упор на том, как эффективно они использовали экранное пространство, лишь на немного, если вообще, увеличив габариты аппаратов-предшественников.

Категория экстра-больших устройств следовала похожей тенденции. LG не сильно преуспела в соперничестве с Galaxy Note со своим 5-дюймовым Optimus Vu, но 5,5-дюймовый Samsung Galaxy Note II оказался еще «умнее». Хоть он и был дороже своего предшественника, Note II оказалось проще держать, его стилус оказался удобнее и в нем были настройки, позволяющие упростить выполнение некоторых задач одной рукой. Иногда улучшенная эргономика нового дизайна оказывалась основной продающей характеристикой, как и в случае с Pantech Vega R3 – одноручное использование оказалось новизной там, где оно когда-то было стандартом.

К концу года наметилась тенденция, которая продолжилась в 2013 г.: 5-дюймовые FullHD-смартфоны. HTC Droid DNA оправдывал огромный экран не при помощи стилусов или прочих трюков, а только с помощью разрешения экрана. Сложно отрицать внешнюю привлекательность телефона, на экране которого столько же пикселей, сколько и на экране 55-дюймового телевизора, даже с учетом того, что это устройство даже меньше, чем выпущенный за год до того Galaxy Note.

2013: Что дальше?

«Лопата» – новая норма

Хотя на момент написания статьи прошло всего несколько недель 2013 г., тенденция формируется весьма быстро. Редкие когда-то 5-дюймовые смартфоны возникают повсеместно с появлением Huawei Ascend D2, Sony Xperia Z / ZL и ZTE Grand S. LG Optimus G Pro выходит в 5-дюймовой и конкурирующей с Samsung 5,5-дюймовой версиях. А еще есть 5,7-дюймовый ZTE Grand Memo и 6,1-дюймовый Huawei Ascend Mate – устройства настолько крупные, что они всего на дюйм отстают от полноценных планшетов, таких как Nexus 7. Если и есть момент, когда производители остынут, то мы его еще не достигли.

Таким образом, сомнительно, что мы услышим другую песню от многих из тех, кто еще готовит на этот год свои ключевые устройства. Apple и BlackBerry являются единственными производителями, диагонали устройств которых не превысили 4,3 дюйма, но они сознательно провели черту, которую не собираются переступать, по крайней мере, не в ближайшем будущем. Они объясняют относительно скромные диагонали преимуществами перед другими операционными системами и престижностью бренда. Другие бренды, однако, не могут себе такого позволить, так как они конкурируют в основном с помощью аппаратных характеристик. Тезис «стань крупным или вали отсюда» в этой сфере весьма правдив.

«Лопата» – новая норма

Однако, мы бы не стали утверждать, что эта гонка вооружений стала проблемой. Большинство из протестированных нами смартфонов включают дизайнерские уловки, которые скрадывают огромность экранов, например узкие рамки и закругленные задние панели. Мы бы ни за что не поверили бы, что Xperia ZL может быть сколько-нибудь удобен в использовании, если бы вы сказали нам об этом, к примеру, год назад. ПО, оптимизированное Samsung под использование одной рукой, может считаться признанием того, что дизайн их устройств выходит за рамки возможностей человеческой руки, но это также способ получить преимущество от большого экрана без необходимости пользования устройством двумя руками.

К тому же предназначение смартфонов определенно изменилось. Изначально они были в первую очередь телефонами, а уже во вторую устройствами для работы с данными. Разнообразные современные знаковые приложения, интернет-браузинг и мультимедиа достаточно сместили фокус, что голосовые звонки стали практически случайностью. Наши смартфоны сегодня – это карманные компьютеры, к тому же они являются еще и камерами, и GPS-навигаторами. До тех пор, пока носимая электроника (wearable computing) не вытеснит смартфоны, большой экран продолжит помогать нам справляться с огромным количеством информации, с которой мы ежедневно сталкиваемся, и будет часто представлять собой средство развлечения, когда выдается время отдохнуть. Несомненно существует предел, достигнув которого, производители смартфонов будут вынуждены сдаться: никто даже не станет пытаться засунуть Galaxy Tab в свой карман. Точно также, есть неплохой шанс, что мы будем видеть устройства размером поменьше у тех, кто не может (или не хочет) перейти на телефон, который слишком велик для его рук или карманов. В то же время последние несколько лет ясно показывают, что нельзя делать много предположений – из-за развития технологий и смены предпочтений тот экран, который кажется экстраординарным сегодня, часто оказывается обычным делом в следующем году.

P.S. Перевод Алексея Филонова, за что ему большое спасибо (плюс небольшие правки от меня).

«Лопата» – это новая норма

+66
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Все-таки, исходя из волнообразной динамики, должен появиться 2-2.9" телефон и, возможно, коммуникатор без экрана, по типу гугловского "Стекла" (или "Очков"). Очень многим не хватает устройства, которое бы было очень компактным, имела отличные характеристики времени ожидания и времени разговоров и имело бы подключаемый 5-8" дисплейный модуль или очки. Косвенно об этом говорит растущая популярность часов с полноценным телефоном или цифровым ассистентом для более крупного устройства или группы устройств.

Итальянцы выпускают часофоны уже несколько лет. А кое-кто уже и в Украине продает нечто подобное. Только вот ажиотажа пока что-то не видать. Посмотрим удастся ли Apple создать моду на такой аксессуар

Это не совсем то. У часофонов, которые мне довелось тестировать малый ресурс в режиме разговора и весьма неоднозначная эргономика. Но популярность подобных проектов на KickStarter говорят об ожиданиях потребителей. Так что ждем-с :)

Представить себе нормальный смартфон в виде часов, очков и т.п. проблематично именно из-за автономности. Мне кажется, что Apple выпустит скорее что-то вроде продвинутого Jawbone Up

Возможно, но мне кажется, что речь может идти о комплекте из нескольких взаимно-совместимых устройств.

большой экран -> большие габариты -> возможность установки большого аккумулятора. и наоборот. при прочих равных, естественно. т.е. мечта о компактном долгоиграющем устройстве неосуществима без прорыва в технологиях элементов питания.

Что-то пока увеличение диагонали экранов никак не улучшает автономности смартфонов :) Сами же экраны, вкупе с более мощными чипами, и съедают всю прибавку емкости аккумулятора

так я же сказал - при прочих равных, к примеру, из недавнего: Lumia 620 (3.8", 1300 мАч) и 720 (4.3", 2000 мАч)
как раз в свете отмеченной в статье тенденции: прихода больших диагоналей в средний сегмент.

А время автономной работы и длительность звонков - примерно одинаковое...

вами движет дух противоречия?
http://www.nokia.com/ru-ru/products/phone/lumia620/specifications/
http://www.nokia.com/ru-ru/products/phone/lumia720/specifications/
330 ч и 520 ч - ну никак не одинаково. что вполне предсказуемо, т.к. аппаратная база идентичная.

Сорри, сравнивал 620 с 920.

+1. Очень хотелось бы что-то, типа mini-iPhone в 3"-3,5". Так сказать, back to the basics. Т.к. 5-й "длиннофон" многие не любят, как раз, из-за его размеров/пропорций. С удовольствием взял бы "бюджетный" иПхон, с предложенными Вами 3". К сожалению, функционал у них, скорее всего, будет сильно порезан.

кто понимает неизбежное - тот не дёргается понапрасну...

Здравствуйте Александр,
Спешу поделиться самыми положительными отзывами о чтении сайта КО и вашего блога с экрана моего мобильного телефона.
3" 400*240, опера-мини и только касание одним пальцем.

Это очень положительная динамика в размерах экранов, всем следует ее возродить и продолжить.

Да, а еще у меня есть Нокия 3410, там вообще 96*64 пикслея, но по читабельности он засунет под плинтус любой из сегодняшних смартфонов с самым последним OLED экраном., Но я этим телефоном не пользуюсь, там браузер только wap поддерживает, а WEB.2+ нет. Поэтому мне неудобно на нем "фапать" на картиночки с apple.com

"Тема со все растущими экранами смартфонов интересна – не то, чтобы есть особая потребность в этом росте, но производители, как будто сговорившись или соревнуясь друг с другом, выпускают смартфоны со все большей и большей диагональю экрана"

Новое - хорошо забытое старое:
http://images.yandex.ua/yandsearch?text=PDA

"Наши смартфоны сегодня – это карманные компьютеры, к тому же они являются еще и камерами, и GPS-навигаторами".

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT