`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

life:). Пять лет борьбы

Статья опубликована в №9 (720) от 16 марта

+37
голосов

На прошлой неделе «Астелит» провела пресс-конференцию, посвященную пятилетию своей работы в Украине. История этой компании и GSM-сети life:), оператором которой она является, – отражение истории целой эпохи в развитии рынка мобильной связи в Украине. Чего же удалось добиться этой амбициозной команде за 5 лет, чего – не удалось, и что ждет ее впереди?

life). Пять лет борьбы
Тансу Еэн – генеральный директор «Астелит» с 2007 г.

Компания «Астелит» вышла на рынок Украины под маркой life:) в самом конце 2004 г. в условиях устоявшейся дуополии «Киевстара» и тогда еще UMC (ныне «МТС»). На тот момент повременные тарифы на мобильную связь в Украине считалась самыми высокими в Европе, ставка $0,54 за минуту держалась на протяжении пары лет. Сражаться было за что, и новый игрок ринулся в бой. С самого начала сеть life:) выбрала для себя формат дискаунтера и повела жесткую политику, направленную на снижение уровня цен. Результат этой деятельности не замедлил проявиться: уже в 2005 г. среднеукраинский ARPU обрушился на 37% – с $13,5 в предыдущем году до $8,5. Мобильная связь начала стремительно дешеветь, а количество новых подключений – нарастать.

В 2005 и 2006 гг. темпы роста суммарной абонентской базы в стране просто поражали воображение. В life:) они были еще выше среднерыночных, так как компания первой применила неведомое до тех пор оружие – «нулевые» тарифы, позволяющие бесплатно общаться внутри сети. Это средство дало возможность по максимуму использовать потенциал кластерного метода привлечения абонентов: в life:) переходили целыми семьями, группами и компаниями друзей, чтобы бесплатно общаться с постоянными собеседниками. В те годы подобная тактика была оправдана, поскольку интерес инвесторов заключался главным образом в росте численности абонентской базы, качество же ее отходило на второй план.

Однако к концу этого этапа жизни компании все острее становился вопрос о достижении операционной прибыльности, так как инвестиции осваивались колоссальные, а ориентация на нижний сегмент рынка и постоянный демпинг отодвигали перспективу их возврата в неопределенное будущее. К 2007 г. созрело решение менять стратегию оператора с целью повышения его прибыльности. На новом этапе было решено сменить главу компании. Так, на этот пост в феврале 2007 г. пришел ее нынешний руководитель Тансу Еэн, на тот момент сделавший отличную карьеру в турецких представительствах ИT-компаний – DEC, HP, Microsoft, Apple.

Новому руководителю удалось достаточно быстро переломить ситуацию. Первым делом был положен конец ценовым войнам и оптимизированы тарифные предложения. Визуально они остались не менее привлекательными, но чрезмерная щедрость ушла в прошлое. В результате, продемонстрировав в 2006 г. минимальные значения ARPU – $1,9 (!!!) по всей абонентской базе и $4,1 по активной ее части, life:) начал уверенно их наращивать. В итоге в 2008 г. эти цифры удалось приблизить к среднерыночным – действующий абонент стал в среднем приносить $6,1 в месяц. Также кардинально улучшилась ситуация с глобальными показателями: если в 2006 г. доход «Астелита» составил всего $88 млн, то в 2007 г. он взлетел до $256 млн (почти в 3 раза!), а EBITDA – c –$83,8 до –$20,5. В следующем, 2008 г., доход вырос до $438 млн (почти вдвое), и компания впервые стала прибыльной. В общем, достижениям обновленной команды можно было только аплодировать, а путь в будущее казался чистым и широким.

Те тенденции, которые воплощал новый курс life:), были, по сути, характерны для всего украинского рынка мобильной связи. Массовый приток новых абонентов, достигнув пика в 2006 г., тут же резко оборвался, и количество первичных подключений в 2007 г. упало втрое. Рынок вошел в стадию зрелости, поэтому вопросами удержания абонентов и увеличения доли дополнительных услуг в структуре доходов озаботились все. В 2008 г. среднеукраинский ARPU снова начал расти. И тут в страну пришел экономический кризис.

С доходами операторов произошло явление, хорошо знакомое почитателям творчества Ильфа и Петрова, – «курс превратил эти деньги в порошок». Без всяких «усилий» со стороны компаний и абонентов вчера еще благопристойные $7,2 с человека в месяц превратились в $4,8, с которыми при имеющейся структуре собственности и уровне расходов операторов жить еще можно, но развиваться уже проблематично. Выручка со среднестатистического частного абонента в гривнах изменилась минимально – если до кризиса основная масса (41%) пользователей, по данным GfK, платила менее 30 грн/мес, то в 2009 г. 53% опрошенных тратили на связь 30–35 грн/мес, что соответствует росту расходов в среднем на 5 грн. В процентах эта сумма довольно велика, но в абсолютном исчислении для человека практически неощутима. Такой рост среднемесячного счета был достигнут путем агрессивного маркетинга и изменений условий тарифных планов, часть из которых, в том числе и из практики life:), абоненты и пресса посчитали предосудительными. Впрочем, для «Астелита» эти изменения оказались еще не очень болезненными – гривневая выручка компании в 2009 г. выросла до 2,74 млрд грн, почти на 20%, тогда как у остальных операторов – упала, поскольку их «тяжелые» корпоративные абоненты, которых у life:) не много, урезали расходы на связь капитально.

На первый взгляд, итоговые финансовые показатели life:) за 2009 г. выглядят оптимистично. Доход в долларах упал на 20% (курс национальной валюты – на 40%), до $351 млн, а вот показатели прибыльности остались в плюсовой зоне, хоть и незначительно уменьшились. Зато выросла доля «Астелит» на украинском рынке мобильной связи в денежном исчислении – до 11,7%, увеличилась также абонентская база – до 12,2 млн чел., что соответствует 22,7%-ной доле рынка. Компания оказалась единственным GSM-оператором, сумевшим увеличить количество пользователей (пусть и не единственным среди телеком-компаний – у Utel и CDMA-операторов тоже наблюдался рост). В общем, она твердо держится на третьем месте в национальном зачете.

Однако перспективы развития компании в случае ужесточения конкуренции (а это наверняка произойдет) дают достаточно поводов для волнения. Показатель ARPU имеет крайне низкие значения – $2,5 по всей абонентской базе и $3,7 – по активной ее части. Мероприятия по оптимизации тарифных планов, проведенные в 2009 г., судя по всему, дали компании все, что можно выжать из голосовой связи, а продажи VAS (дополнительных услуг) вряд ли имеют в нынешних условиях большой потенциал. У основных конкурентов life:) в руках есть сильнейшие козыри – инфраструктура для предоставления широкополосного доступа в Интернет, мобильного и стационарного: эти рынки все еще высокодоходны и находятся в стадии роста. У «Астелита» ничего подобного нет. Наиболее реально было бы противопоставить соперникам мощную сеть WiMAX, которую планировалось развернуть совместно с «ММДС», обладающей соответствующей лицензией. Но этот проект требует крупных инвестиций, а коммерческий потенциал технологии – под большим вопросом, поэтому на сегодня возобладало решение от него отказаться.

Поэтому основные надежды в компании возлагают на 3G. Тансу Еэн рассчитывает, что тендер все же будет проведен в этом году, и оптимистическим прогнозом его сроков считает май-июнь, а взвешенным – сентябрь. В случае дальнейших задержек тендера вариант с пропуском третьего поколения и переходом сразу к LTE уже начинает казаться вероятным, тогда как прошлой осенью его полностью исключали. В этом случае обнадеживает тот факт, что при выделении необходимых для работы LTE частотных диапазонов (2,5–2,6 ГГц) не нужно проводить конверсию – они уже распределены под коммерческие сервисы, и часть их отведена «ММДС», правда, для другой технологии связи.

Также компания считает, что находится в невыгодной конкурентной ситуации по причине несовершенства регуляторной среды в Украине, и уже достаточно давно и активно выступает за изменение некоторых положений. Так, она ожесточенно сражается за введение переменной ставки интерконнекта, благодаря чему ей бы удалось сбалансировать поток средств по этой статье, и законодательное признание института Significant Market Power (значимого игрока рынка), что позволило бы государству более жестко влиять на политику крупнейших операторов. Кроме того, много внимания уделяется вопросу переносимости мобильного номера (MNP) – в «Астелите» считают, что устранение «номерного» барьера позволит абонентам крупных операторов более активно мигрировать в сеть life:).

Есть основания надеяться, что ситуация в этом году сложится для компании более благоприятно, чем в предыдущем. В любом случае, итогом ее пятилетней деятельности является не только завоевание заметной доли рынка, но и коренное изменение всего его ландшафта, и это, безусловно, заслуживает уважения.

+37
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Жалко что в Украине нельзя сохранять номер при переходе от оператора к оператору. Это просто не выгодно для лидеров рынка.

+ еще за переход с номером. У меня роздано ~5000 визиток. UMC/MTS достало неотключаемым спамом. Давно бы ушел на KS/UT но не могу ;-(((

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT