`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Андрей Зубинский

"Корпоративные" планшеты, Android 4.3

+1414
голосов

Это планировалась большим, вообще в виде статьи, но, по некоторому разумению, решил его оформить в виде нескольких записей в блог - слишком быстротекущее всё в мобильном мире, чтобы "фиксировать" его в статье - ценность утратится очень быстро. А размазывать по мелким записям - утрачивается целостность. Так что, будет две записи приличного формата.

Начнём с пресловутого "корпоративного". Заметно, что тема эта не даёт покоя :) Но беспокойство - не лучшее подспорье рассудительности. Так что давайте попробуем порассуждать немного. Чтобы расставить точки над "i".

И потому начнём с того, что основной "недостаток" планшетного и вообще мобильного мира - сегментация, - имеет место. Он бесспорен. Есть две когда-то противостоящих платформы - iOS и Android, вполне возможно, что в этой картине появятся и третья-четвёртая стороны. Кстати, "когда-то противостоящие" - не для красивого словца, противостояние уже фактически завершено, Google умудрилась превратить локальную войну за локальный "мобильный" сегмент рынка в мировую, с не заставившим себя ждать неизбежным результатом (специально сошлюсь на сайт AppleInsider) :

"Корпоративные" планшеты, Android 4.3

Спорно другое - а недостаток ли это, или это просто факт, отражающий специфику сегмента рынка, нечто из области "ни  хорошо, ни плохо, так есть"? Очень интересный вопрос, я считаю. И очень непростой. Потому что если считать "сегментацию" сугубо недостатком и одновременно отталкиваться в рассуждениях от двух явных особенностей всего, что мы ёмко называем "мобильным", а именно, - от фактически полной персонализации и постоянной "носимости" с собой, то получается небольшая нескладушка.

Что мы знаем давно устоявшееся характерно персональное и постоянно носимое с собой? Правильно, - одежду. Вот в ней сегментация ужасная просто. Не хотят "пользователи одежды" ходить в одинаковых серо-синих френчах и ботинках. Могут некоторое время кое-где, но и там это проходит. И, понимаете, ничего страшного с производством одежды не происходит. Вот не происходит - и всё. Вьетнамцы за доллар в день не успевают строчить для элитных брендов архидорогую ахинею, на неё есть свой покупатель (особенно в периоды экономической нестабильности, кому кризис, кому мать родная), маститые производители "одежды для народа" вообще оттачивают сегментацию, переходя к кройке-шитью "персонализированных моделей", например, джинсов (Levi's, например).

Я это потому пишу, что вдруг мы допустим страшное. Вдруг рынок "мобильного" вообще требует эту сегментацию? Вдруг она действительно востребована? Самый забавный товар на этом рынке - всевозможные чехлы и подвесные к ним бирюльки, - он ведь как бы настойчиво нам показывает, что пользователи своих персональных  мобильных цацек действительно хотят для этих цацек чего-то, что "не у всех". И выбирают такое. Стараются, по возможности, что удовлетворяется, опять же по возможности и разумению, бесчисленными китайскими кооперативами. И наверняка качает весьма серьёзную денюжку, если говорить о рынке в целом.

Есть ещё одна сторона этой сегментации. Тоже весьма забавная, такого не было раньше. Популярность альтернативных "прошивок" и глубоких системных модификаций. Не помню я такого всплеска. Даже во времена, когда деревья были большими, а "железо" и системные программы - маленькими. Не помню я, что-то, сторонних операционных систем для ZX Spectrum, для Atari, для Apple II. И, тем более, никто не помнит взрыва популярности "альтернативщины". А Android внезапно открыл ящик Пандоры. И вот уже вполне солидные издания перепечатывают хакерские блоги и причёсанным текстом разъясняют как деактивировать блокировку загрузчика, получить права суперпользователя, установить стороннюю "прошивку". Всё это уже автоматизировано, уже поддержаны даже режимы "многопрошивочности", "заливай" хоть каждый день новую прошивку прямо с карты памяти одним "тырцем" в экран. И, что характерно, потеря гарантийных прав в этом мире любителей глубоких модификаций никого не пугает (тоже очень забавный факт, кстати, очень, я бы его в отдельный материал выделил - какой смысл в продолжительной гарантии на дешёвое устройство, морально устаревающее за три месяца максимум, но и после устаревания остающееся фактически актуальным?).

Всё это было ради одного вывода - да, сегментация есть, но мы не знаем - хорошо это или плохо.

И вот, стало быть, это сегментированное разношёрстное безобразие втаскивается в корпоративный сегмент. Нет, конечно, крупная богатая компания просто закупает что ей нужно, раздаёт пользователям, и процесс закрыт. Но. Если бы мир жил в такой идиллии - никто бы не использовал аббревиатуру BYOD. Но её используют все. И в этом смысле о локальной специфике вообще смешно говорить. Можно, конечно, предложить какому-нибудь крупному "Горводоканалу" закупить нашим спасителям - ликвидаторам протечек проложенных при Царе Горохе труб, - упоительно прекрасные планшеты с 4G, GPS и ретина-дисплеями, подключенные к Bluettoth 4.0 течеискателям, а также программы оценки затрат земельных работ, а также интеграцию с данными от, например, городских электриков, чтобы случайно не перебить какой-нибудь кабель, а там уже ERP, CRM, и так далее, но, вы же понимаете, какую справку надо предварительно получить и у какого профильного врача :)

Так я вот о чём (наконец-то). Если BYOD - данность кризисного времени, которое уже становится привычным, а "разношёрстность" (сегментация) - данность специфики мобильных платформ вообще, и, наконец, если "персональное" и "носимое" означает ограниченность вычислительных ресурсов (да хотя бы потому что батарейное питание), то что из этого следует в отношении этих самых корпоративных платформ? Очевидное. Что, неужели никто не видит?

Ладно. Скажу открытым текстом.

BYOD и сегментация мобильных устройств с производительностью терминалов (а не самостоятельных вычислителей) означает, что в корпоративных приложениях должен наступить логичный взрыв популярности intranet-систем, "заточенных" под специфику мобильных терминалов.

Тчк.

У меня нет другой цепочки логических рассуждений, к сожалению. И я не вижу никакой перспективы в "специализированных корпоративных приложениях для мобильных платформ". Желающие могут, конечно, помучиться в этом странном сегменте, но. Вы много видите этих желающих? Sic.

Тенденция, однако ©.

По логике, - web-сайты "затачиваются" под мобильные терминалы, web-программисты пыхтят, руководства по всему этому пишутся, уже до низкоуровневых сетевых протоколов добрались, чтобы в итоге мобильному пользователю было "плавно и красиво", а очевидный корпоративный intranet - чуть ли не забытое ругательство. Я понимаю, конечно, что intranet-серверок для небольшой фирмы, исполненный на каком-нибудь безвентиляторном Atom-компьютерчике под управлением "безголовой" (headless) Linux и распространённых популярных отработанных программных систем - это не те деньги. Да, не те. И понимаю, что в условиях сокращения рынка всем хочется кусать пусть реже, но хотя бы большими кусками :) Но тех-то денег от того виртуального "мобильного корпоративного" вообще как-то того-с, не шибко видно и слышно :) Полтора специализированных приложения в Google Play, какие-то смутные кейсы в стиле "если где-то кое-кто у нас порой", да и всё.

Смутное время мобильных бизнес-заклинаний, короче. На том и завершу эту спокойную эскападу (что-то я сегодня мирный совсем, да).

Теперь в контексте "корпоративности" - Android 4.3. "Обкатываю" систему буквально с первого для появления официальной прошивки для Nexus 7 на сайте "империи добра" ( обновлялся вручную, потому что пока автоматическое обновление доберётся до наших широт, уже 4.3.2 выйдет :) ).

Так вот. Android 4.3 не так уж много принесла не вдающемуся в детали работы системы конечному пользователю (разве что стала пошустрее, за что в ней поломали кой-какие механизмы работы с буфером копирования, и теперь, если несколько программ его перехватывают, получается очень нехорошо, ошибка выявлена, но, как я понимаю, заметят её реально очень немногие, потому что по моим наблюдениям содержание планшета большого дяди на должности и 9-летней девочки в среднем примерно одинаковое, хихи, я не выдумываю ничуть).

Впрочем, достаточно посмотреть на официальное описание версии 4.3, чтобы понять - не так там и много "пользовательского", радикальные изменения произошли на системном уровне, и нацелены они как раз на то, что называется "корпоративной безопасностью", там целый раздел непосредственно этому посвящён, ну и есть косвенно касающееся. Причём, если хорошо вчитаться и вдуматься в этот раздел "Enterprise and Security", то в сочетании с новым тонким механизмом управления профилями пользователя, получается весьма очевидная картина - Google всеми силами пытается поддержать BYOD, но так, чтобы не "прищемить" требуемую пользователями мобильных платформ "разношёрстность".

То есть, в рамках BYOD Android 4.3 позволяет пользователю и оставаться со своим собственным устройством, и переключаться на ограниченный профиль "корпоративного" пользователя, при этом введенное в Android 4.3 использование механизмов SELinux в ядре Linux (принудительное управление доступом, Mandatory Access Control, MAC, и основанное на роли управление доступом, RBAC) даже по идее существенно улучшает безопасность, тем более, когда мы говорим о терминале. Если же говорить и об intranet-модели, то в данном случае ограниченный корпоративный пользователь - это фактически браузер, почтовый клиент, коммуникация и несколько мелких общеполезных утилит (вроде калькулятора). Ограничения доступа здесь напрашиваются сами собой, потому что локального в такой модели крайне мало. И, по моему мнению, это прекрасная модель. Реалистичная (что доказала её реализация) и реально работающая.

Кстати, о MAC. Android 4.3 позволяет тонко управлять правами каждого приложения, и если вам не нравится, что какая-то бесплатная утилита страстно желает отправлять SMS (что иногда используется как "насос" во всяких хитромудрых схемах вебдванольного обогащения), просто отключите ей эту возможность (как это сделать, и не только это - будет в отдельной записи).

Само собой, ничего идеального не бывает, любые механизмы защиты "ломаются" (некоторые - даже очень быстро). Так, по идее, введенные в Android 4.3 модификации подсистем безопасности нивелируют полезность получения прав суперпользователя и вообще сильно затрудняют саму возможность этого получения. С первым всё верно - смысла "рутить" Android 4.3 ровно никакого нет (я не обнаружил признаков этого смысла, времена целесообразности хаков Android прошли), а вот со вторым вышло как обычно - несмотря на логичную и правильную системную модификацию, предотвращающую эскалацию привилегий приложений (технически, для линуксоидов и им сочувствующим - в Android 4.3 системный каталог /system теперь монтируется с флагом nosuid для зиготных процессов, то есть, фактически, для запущенной в момент загрузки виртуальной машины Dalvic и дальше уже - для всего, что на этом же уровне), "выуживание" прав суперпользователя в Android 4.3 всё же получено, но "обходным путём". Впрочем, всё это требует серьёзных модификаций устройства, из "просто программки" такого не сделать.  А чтобы ваше устройство не перекачивало кому-то шибко умному вашу денежку всякими sms-посланиями - не устанавливайте всякую, простите, чудовищную гадость на него ( типа сломанных версий маркета :( ), и не обращайте внимания на сайты из домена "ru", назойливо предлагающие "Срочно! Обновить! Браузер!" или что-нибудь ещё срочно обновить, вообще, лучше всего не посещать домен "ru", потому что это негигиенично что ментально, что фактически.

Как бы подводя итоги.

В этом самом "мобильным" секторе, похоже, мы сталкиваемся с феноменом. Никогда прежде не существовало массово-популярной открытой операционной системы, сопровождаемой целой инфраструктурой для разработчиков, ещё и разваивающейся эволюционно. Закрытые - да, были. Открытые - нет, таких не было. Никогда мы не видели таких темпов роста популярности открытых систем. Никогда мы не видели виртуализированных пользовательских систем, ещё и работающих на далеко не самых мощных вычислителях. Никогда и никто не мог предположить, что система с полностью виртуализированным userspace внезапно начнёт замахиваться на игровой рынок. Да сказать такое кому-то пять лет назад - засмеяли бы. А теперь это не смешно, это большой игровой рынок. Еще пару лет назад владелец упоительного единственного тогда планшета как бы говорил миру - "я самый модный и передовой, и мне ничего за это не жалко" (в 2010-м ведь iPad вышел, да?), и его слушали, он ведь был самым передовым и модным, но вот уже в 2013-м году совершенно нормально увидеть на скамеечке под домом пенсионеров с планшетами, а смешные замёрзшие в 2010-м "самые модные и передовые" теперь пытаются сказать всё то же самое, только слышат их уже совсем по-другому :) Всего 2 с небольшим года отделяют первую и единственную коммерческую модель планшета от сегодняшнего неисчислимого количества на все вкусы, взгляды, во всех ценовых диапазонах, и теперь это доступно всем. несмотря на заметно улучшившуюся жизнь по сравнению с 2010-м годом :) Кто-то помнит что-то подобное? Чтобы с такой вот скоростью? С таким разнообразием в результатах? С таким разбросом в масштабах производителей - от гигантов индустрии до каких-то совершенно кооперативчиков?

Ничего такого не было ещё.

Это феноменальное явление.

Так почему всё время этот феномен все пытаются обрубить со всех сторон под унылую стандартную корпоративную койку?

Всё хорошее, что есть для корпоративного потребителя в планшетах - это BYOD (наличие персональных планшетов у работников) + мобильность + браузер в каждом планшете. А что там всё разношёрстное - так вы извините, господа управляющие бизнесами и делающие ставку на BYOD, - вы хотите чтобы нанятые вами для работы на вас за свои средства всё закупили, сами его освоили и ещё чтобы это всё было однообразным, для снижения ваших затрат на фоне снижения доходов ваших работников? :D

Это высокая цель, конечно.

Как говорят в этих ваших интернетах - это так толсто, что уже совсем тонко.

В следующем андроидном - немного о моём стиле использования планшета, любимых программах, их настройках и всяких противных нюансах, как же без этого.

Откланиваюсь.

PS

Только сейчас заметил, что написал нечто сформировавшееся в голове, но с трудом высказываемое словами (я как собака - всё понимаю, но многого сказать сразу и быстро не могу). А именно, - что вот все эти чехольчики-побрякушки для всего мобильного, - это такой же товар и сегмент мобильного рынка, как и, например, мобильные игрушки. Никакой разницы нет. Разве что игрушку можно и не покупать - не убудет, а вот салфетки для экрана и чехол купить необходимо. Так что выше - не аналогия, а вполне закономерное сравнение. По-моему, это весьма важное соображение.

+1414
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Хорошая аналогия одежды и сегментации рынка. Вот только в случае с мобильными устройствами работает только до определенного предела. Когда нужно застегнуть пуговицы, а они в экран, то есть в петли не влазят. И выходит, что только решения на уровне броузера работают. А "нативные" приложения теряют меню, часть экрана уходит в глубокую виртуальность и т.п. Причем этим страдают абсолютно все платформы, не только андроид. То есть если следовать логике автора - в корпоративных решениях на фоне BYOD предлагается довольствоваться убогим функционалом, который предлагает броузер? Тогда почему конкретно "броузерная" ChromeOS не получила пока такого развития в корпоративном секторе?

Что касается "похожести" всех iOS - устройств, то есть великое множество способов "отличаться от других", особенно в корпоративном секторе. Имел возможность протестировать некоторое количество копроративных решений, которые как раз эти отличия замечательно элиминировали. Умные ходят строем :) (по мотвам армейского юмора)

Хроменька ось не получила развития наверное потому, что её пока реально нет. И это очень заметно, что её нет. Или не пришло её время, или же... или же не факт, что она вообще будет, так как Android де-факто приобретает все её свойства. Google, конечно, умеет вытворять чудеса логичности :) но дело своё знает без сомнений. Посмотрим.

По поводу сегментации, кстати, из первых рук, от создателей действительно немаленькой штуковины - http://blog.instabridge.com/post/57424346106/dealing-with-android-fragme...

в корпоративных решениях на фоне BYOD предлагается довольствоваться убогим функционалом, который предлагает броузер?
Чем приложения для современного браузера проигрывают в GUI десктопным(нативным)? А все, что не GUI, по большому-то счету не важно где считать. Особенно в наше время :-).
Тогда почему конкретно "броузерная" ChromeOS не получила пока такого развития в корпоративном секторе?
Потому что в концепцию BYOD не укладывается. Вот кто себе, для личного постоянного использования, приобретет нечто на ChromeOS? И много таких?
А без BYOD есть устройств на других, "традиционных", платформах :-)

Чую, придется писать еще один пост, созрела тема ;)
А пока что, гляньте на вот это: http://www.motorolasolutions.com/US-EN/Business+Product+and+Services/Sof...
Позволяет строить платформеннонезависимые приложения на базе Web 2.0, с интеграцией периферии (сканеры, gps, etc), синхронизацией и другими корпоративными плюшками. Есть даже заготовка для построения корпоративного App Store, правда, довольно простенького. Ну, и о том, что эта штука хорошо уживвается с современной моделью MDM и обеспечения непрерывности рабочего процесса, думаю, говорить не надо.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT