`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Тарас Олейник

Конвергировали-конвергировали, да не выконвергировали...

+77
голосов

Довелось намедни заняться решением интересной задачи -- нужно было выбрать аппаратуру для предметной фотовидеосъемки. Задача облегчается тем, что требуемый уровень качества относительно невысок -- "для интернет", однако осложняется, разумеется, ограниченным бюджетом. В идеале предполагалось, что будет применяться одно, пусть и относительно дорогостоящее устройство, которым можно будет снимать короткие ролики и делать фотографии разрешением хотя бы 5-6 МП.

Начал я с того, что было под рукой -- Canon PowerShot S5 IS. Выяснилось, что у меня почти нет претензий к качеству получаемых фото (еще бы чуточку шума поменьше на ISO 80, но все же Neat Image справляется).

Конвергировали-конвергировали, да не выконвергировали...

Однако с видео не все так гладко. Разрешения в 640х480 хоть и впритык, но достаточно для выкладки на YouTube и тому подобные флэшевые видеохранилища, однако основным препятствием стало то, что в режиме видеосъемки невозможно зафиксировать экпозицию на каком-то одном значении для всего клипа. Камера постоянно подстраивает ее в зависимости от яркости картинки в кадре, и в ряде случаев это чертовски мешает. Да и MJPEG-сжатие корежит картинку довольно сильно.

Ладно, подумал я, если снимать приличное видео фотоаппаратом не получается, зайдем-ка с другой стороны. И по совету друзей взял «на попробовать» JVC Everio HD GZ-HD5 – камкордер с записью на жесткий диск. И на коробке, и на самой камере красовалась многообещающая надпись «Full HD 1080p/50», а на словечко «Output», приписаное рядышком мелкими буквами, я поначалу внимания как-то и не обратил.

Конвергировали-конвергировали, да не выконвергировали...

Как оказалось, напрасно. Выяснилось, что камера умеет сохранять видеофрагменты только в чересстрочном (interlaced) режиме, вне зависимости от установок качества и формата, с кадровой частотой 30 fps. Это серьезно затрудняет дальнейший монтаж, так как проведение операции deinterlace – задача всегда нетривиальная, а когда еще и количества кадров меньше чем 50 fps, она неминуемо приводит к падению качества либо разрешения видео. Ну, а последней каплей стало отсутствие в камере за $800 ручных режимов работы (или хотя бы средств фиксации экспозиции). А функция ограничения выдержки затвора «снизу» (скажем, не более 1/30, 1/50 т.д.) работает странно – даже при ее задейстовании смазывание движущихся объектов очень хаметно. Что же касается вышеупомянутой надписи, обещающей 1080р, то, по видимому, это значит, что электроника камеры способна выдать такой поток непосредственно с матрицы на HDMI-выход. А вот сохранять – не умеет. Выяснив это, до съемки фотографий с помощью камкордера я даже не добрался...

На следующем заходе я опять сменил тактику. Давно хотел посмотреть, что из себя представляет возможность записи видеороликов в зеркальной камере Nikon D90, и вот наконец подвернулся случай – фотоаппарат попал ко мне в руки.

Конвергировали-конвергировали, да не выконвергировали...

Первое впечатление от камеры было восторженное, особенно когда я опробовал в деле очень недешевый микро-объектив Nikkor 105/2.8 VR ED Micro. Объектив этот оказался просто шедевром; что же касается камеры, то ощущения снова-таки раздвоились. Причем не только в том, что касалось видео, но и в отношении фото…

Не поймите меня неправильно. Nikon D90 – это действительно отличная зеркалка. Замечательный инструмент -- для тех, кому нужен именно зеркальный фотоаппарат. Но с точки зрения предметной съемки – я боюсь, это совсем не то что нужно.

Проблема в следующем: большой сенсор зеркалки, кроме всего прочего, позволяет легко получить на открытой диафрагме малую глубину резкости на снимке, тем самым при съемке портретов либо других сцен достигается художественный эффект. Но если такой задачи нет, и нужно просто адекватно сфотографировать, скажем, ноутбук, то для достижения сравнимой с компатной камерой глубины резкости (чтобы четким оказалось изображение всего ноутбука, а не только какой-то его части) приходится закрывать диафрагму до значений F/16 и меньше. При этом надо увеличивать выдержку или поднимать чувствительность (а значит, растет шум), но главное – далеко не все 35-миллиметровые объективы способны нормально работать на «закрытой диафрагме», сохраняя адекватными резкость изображения, аберрации, виньетирование и другие параметры. Комплектный 18-105/3,5-5,6 VR, например – не способен. И результаты в итоге получаются заметно хуже, чем у того же Canon S5 IS.

К тому же. Качество изображения хоть и важно, но это еще не все. Это может прозвучать еретически, но, по моему мнению, эеркалкой банально неудобно пользоваться в студии для предметной съемки, как минимум если не задействовать режим LiveView с комплекте внешним монитором. А у компактной камеры есть очень удобный поворотный экран, которого более чем достаточно. Далее – при необходимости макросъемки компактная камера с ней отлично справится, снимая хоть и с 1 см от объекта – а зеркалке для этого требуется дорогостоящий макро-объектив, причем для получения большой глубины резкости желательно еще и с системой tilt&shift...

И наконец касательно видео с Nikon D90. О его ограничениях, таких как 720p/24 fps, 5-минутной максимальной длине и невозможности автоматической фокусировки наверняка помнят все интересующиеся вопросом. Но это еще не все – как оказалось, снимаемое D90 видео страдает от довольно существенных артефактов. Первый – бегущие горизонтальные «волны» на изображении, которые могут появляться при съемке с любыми искусственными источниками освещения (мы использовали галогеновые лампы 1,5 КВт). Закономерность их появления сходу прояснить не удалось, но когда они  есть, их отлично видно. И вторая проблема – очень заметные «ступеньки» на прямых контрастных линиях, особенно если угол наклона линии в кадре меняется. Это связано либо с некорректной работой алгоритма пересчета, либо с особенностями выборки live-изображения с матрицы, либо с настройками компрессии – здесь она также MJPEG, и жмется картинка очень сильно, из-за чего очень заметен «пиксельный шум». А регулировать степень сжатия, увы, нельзя.

Как и в предыдущих случаях, в D90 не предусмотрено ручное управление экспозицией при съемке видео, хотя есть приоритет диафрагмы. Но, хвала богам, экспозицию можно фиксировать, нажав кнопку AE Lock (переведя ее предварительно в режим AE Lock Hold), поэтому проблема кое-как решается.

Поразмыслив, я пришел к выводу, что ни одно из опробованных устройств меня не устроит. Даже для такой, казалось бы, простой задачи, как съемка видеороликов формата YouTube, средства конвергенции фото и видео оказались неспособными удовлетворить мои запросы в полной мере. И если это можно понять с точки зрения бизнеса тех компаний, кто выпускает одновременно и фотоаппараты, и видеокамеры, но та же Nikon как минимум могла бы подойти к реализации видеорежима в D90 более тщательно. Впрочем, наверняка их следующая зеркалка будет делать это лучше.

А пока что, похоже, мне ничего не остается, кроме покупки отдельного полупрофессионального камкордера для видео и компактного аппарата такого же класса для фото. И хотя у меня еще сохраняется призрачная надежда на Canon PowerShot S1 IS, в котором заявлено видео 1080р, но пока что преобладает скепсис. Сэкономить, при всем желании, не очень получается – в полном соответствии с общеизвестной поговоркой. :)

Продолжение следует.

UPD: Полезно, черт возьми, читать инструкции хоть иногда. В Canon S5 IS в роли кнопки AE Lock используется кнопка ISO, и фиксация экспозиции отлично работает в режиме съемки видео. Все, проблема решена. :)

+77
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

У виробників давно істотні проблеми з конвергенцією: досі не створили автокомп'ютер зі підтримкою як музичних форматів будь-якого формату, так і відео не лише різних форматів, а й із наявністю входів для зовнішніх камер, крім того пристоний убудований GPS...

Так Вам Ехать или как?
Или Блоггер со стажем до сих пор верит, что "комбо" лучше разрозненных (специализированных) устройств? Кстати, касательно вышеупомянутых аппаратов, то у меня возникала схожая дилемма. Долгое время я присматривался к S5 IS, но после выхода D90, вопрос разрешился сразу. И зеркальный "девайс" покупается естественно не для видео съемок. Да, кстати, в "нэте" полно картинок D90, неужели так не хватает времени?...

Да ведь в том-то и дело, что мне не надо "лучше"!

Я сознательно иду на уступки по всем фронтам в угоду стоимости и возможности иметь все в одном флаконе. Мне нужен компромисс, но такой, который бы меня устроил. Мне надо "удовлетворительно", но дешевле, чем два корпуса. Мне не надо качество фоток D90 + 105/2.8 VR Micro при цене комплекта под $3000, мне не надо качество видео 1080р от какой-нибудь полупроф Sony или Canon за $3000. Мне надо приличное видео с ручным управлением до 720р, и приличное фото с ручным управлением до 6 МП и возможностью умеренного макро. И желательно ценой до $1000. И все!

С картинкой промахнулся, каюсь, не заметил даже в полемическом запале :) Ща исправлю.

Canon PowerShot S5 (у меня S3) IS хорошо сбалансированный аппарат. Но все равно я чаще беру маленький Canon PowerShot A510 на прогулки. Видео он (S3 IS) снимает хорошо, но не долго. Видеокамеры пока нет (аналоговая не в счет), но беру его когда надо видео снимать.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT