`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Кому в Украине необходимо процессное управление?

+55
голосов

Идеи процессного управления компанией (Business Process Management) и их программной поддержки начали проникать в нашу страну в начале 2000-х. Сегодня это уже сформировавшийся сегмент украинского ИТ-рынка со своими особенностями. Мы поинтересовались у представителей ведущих игроков о перспективах его развития, о компаниях, лидирующих по потреблению программных решений класса BPM, а также о том, на что стоит обратить внимание, приступая к ВРМ-проекту.

Михаил Бейрак

руководитель отдела корпоративных продаж компании «ABBYY Украина»

Кому в Украине необходимо процессное управление?

Рынок растет и развивается, есть успешные проекты, есть на что посмотреть потенциальным заказчикам – формируется компетентная экосистема, позволяющая заинтересованным компаниям понять «что, как и для чего».

Как и на всяком зарождающемся рынке, происходили первые проекты. Понятно, что было тяжело и исполнителям, и заказчикам. Но теперь уже первые результаты достигнуты и есть на что посмотреть.

По темпам потребления BPM лидируют компании финансового сектора – у них наиболее остра потребность в быстром выводе новых продуктов на рынок, а значит, и быстром изменении своих территориально-распределенных бизнес процессов. И речь скорее идет о финансовых компаниях, ориентированных на розничную часть рынка.

Существует такая легенда, что кто-то где-то может сделать ИТ-проект, результат которого совпадет с ожиданиями клиентов… Для этого необходимо не только квалифицированное ведение проекта со стороны исполнителя, но и квалифицированное управление требованиями со стороны заказчика. И второе встречается даже реже, чем первое… В целом, речь может идти о проценте соответствия, и если он более 80%, то все хорошо. В известных ВРМ-проектах именно так – 80% или более. Возможно, такая ситуация из-за того, что сама по себе постановка задачи неочевидна и требует интегрального квалифицированного взгляда на бизнес-процессы организации в целом.

Так же, как и в других ИТ-проектах, приступая к BPM-инициативам, стоит обратить внимание на опыт коллег и «правильное» управление проектом, как на стадии подготовки, так и во время реализации.

Думаю, в нынешнем году потенциальных заказчиков станет меньше (изменятся бизнес-стратегии), но у оставшихся потребность станет более рельефной, т.е. число проектов не сократится.

Борис Старинский

управляющий партнер ГК «Инталев»

Кому в Украине необходимо процессное управление?

Сегодня у компаний поубавилось энтузиазма описывать и автоматизировать все и вся, как это было, когда процессное управление в Украине только получало свое развитие. Компании автоматизируют ключевые процессы, которые создают добавочную стоимость для клиента. И это правильный подход.

Еще одна положительная тенденция – это стремление компаний интегрировать основные области управления (в том числе и бизнес-процессы) в одну систему. Т.е. BPM-системы рассматриваются не как отдельный продукт, а как функциональность корпоративной информационной системы, созданной на единой платформе. Выросли требования к качеству системы: высокоинтеллектуальное поведение процесса, интеграция с финансовым модулем, KPI и т.д. К примеру, новая седьмая версия продукта «ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент» объединяет в себе возможность автоматизации таких областей: управление финансами, стратегией, бизнес-процессами, персоналом, документами, проектами, контроллинг (KPI) и др.

При этом, несмотря на возможности современных автоматизированных систем, не стоит забывать об одном из основных и первоочередных этапов внедрения процессного управления – оптимизации процессов. Если компания минует фазу оптимизации и приступает к автоматизации, то разочарования наступают почти всегда. Здесь же стоит предостеречь от другой крайности: если компания слишком «закапывается» в детализацию процессов, доводит ее до абсурда, то разочарований еще больше.

Также рекомендуем придерживаться методологии и философии процессного управления. Если она нарушена – например, не выделен владелец процесса или показатели по бизнес-процессу не собираются, или мотивацию на показатели бизнес-процесса не «завязали», – то какие могут быть вообще ожидания? Ну, и еще я бы рекомендовал для оптимизации и автоматизации первых, наиболее важных процессов, привлекать экспертов. Пройдя первый этап вместе с консультантами, команда внедрения в дальнейшем сможет самостоятельно без лишних граблей внедрить систему управления.

Олег Головенко

заместитель директора Практики консалтинга и бизнес-приложений компании Software AG СНГ

Кому в Украине необходимо процессное управление?

Рынок каждой страны по-своему уникален, и в тоже время все рынки в некотором роде однообразны, то есть подвержены одним законам. Украинский рынок BPM развивается, компании растут, становятся больше и, соответственно, менее управляемы. Руководители начинают искать пути снижения издержек, увеличения скорости разработки продуктов, повышения прибыли, улучшения качества. И, так или иначе, порой различными путями, но компании приходят к тому, что необходимо внедрять процессный подход или BPM. Одни делают это правильно, то есть начинают именно с внедрения управленческой системы процессного управления, другие стремятся получить так называемые немедленные результаты за счет автоматизации определенной области бизнес-процессов и такие проекты, как правило, не очень успешны. Ведь как можно автоматизировать бизнес-процесс, не понимая его границ, какие персоны задействованы в нем, на какой инфраструктуре он базируется? Хотя есть и положительные примеры, что не может не радовать. Особенно это касается процессов, которые в силу своей специфики структурированы и понятны.

Что касается отрасли, в которой чаще всего инициируют BPM-проекты, то это энергетика – крупные, сложно управляемые компании, для которых быль прибыльными очень большая проблема, розничные и FMCG-предприятия, для которых, чтобы выжить на конкурентном рынке, необходимо внедрять новые подходы к продажам, улучшать качество, увеличивать скорость логистики и так далее. А это все вопросы, которые лежат в области управления процессами.

Для BPM сейчас хорошее время. С одной стороны, ERP-эйфория научила заказчиков не требовать и не ждать невозможного, и объективно оценивать свои требования, с другой стороны, нельзя же просто остановиться в развитии. Рынок требует движения, и сейчас оно изменилось со стороны «все под одной ERP-платформой» на эффективные бизнес-решения, использующие в качестве основы уже существующую ИТ-архитектуру, а это ни что иное, как внедрения платформ автоматизации бизнес-процессов.

Но прежде чем приступить к проекту по внедрению BPM, необходимо, как в одном анекдоте, сначала определиться с терминами. Что именно хочет получить заказчик – платформу автоматизации или же управленческую систему? А если и платформу автоматизации, то понимает ли заказчик, что именно автоматизировать? Прежде чем приступить к каким-либо реальным проектам, стоит провести несколько BPM-семинаров для руководства компании, рассказать, что такое процессное управление, какие проблемы оно решает и как. Ведь в некоторых случаях достаточно просто воссоздать процесс в графических моделях для того, чтобы заказчик начал светиться от счастья.

Сергей Олишевский

директор по работе с корпоративными клиентами компании «ЛАН Сервис»

Кому в Украине необходимо процессное управление?

Несмотря на доминирующую позицию BPM в классическом цикле Деминга, сферу применения в Украине такого класса систем по-прежнему можно считать довольно узкой. Далеко не в полной мере бизнес-потребитель ощущает максимальные возможности использования BPM-систем. Отчасти такая тенденция складывается от недопонимания руководителем важности BPM-технологий для своего конкретного бизнеса, отчасти от недостаточности обращения внимания на позитивный опыт зарубежных бизнесменов в рамках использования процедур и систем процессного управления. Статистические данные четко отмечают повышение эффективности любого бизнеса на 15-20% при переходе на процессное управление.

На сегодня в Украине возможно выделить несколько бизнес-направлений, которые наиболее интенсивно используют системы класса BPM. К таким структурам, на мой взгляд, относятся структуры банковского сектора, структуры, предоставляющие в полной мере Customer Service и, в большинстве случаев, структуры ИТ-сектора, производящие или внедряющие программные продукты. Повышенный интерес к BPM-системам также проявляют компании, в которых время прохождения тех или иных бизнес-процессов является критичным.

Довольно частой ошибкой является недопонимание бизнесмена истинных масштабов использования BPM. Зачастую возникает потребность применить оптимизацию к очень «узкому», но крайне важному для бизнеса участку отдельно взятого бизнес-процесса. При этом во внимание не принимается, что весь бизнес в целом необходимо рассматривать как сложную систему, с массой точек зависимостей. Оптимизация бизнес-процессов с использованием системы BPM для любого предприятия – это большой комплекс процедур, связанных с организационной перестройкой, изменением процедур мотивации персонала, собственно, и с «выращиванием» заинтересованности каждого члена команды предприятия в начале процесса внедрения процедур процессного управления.

Проблемами распространения продуктов BPM на рынке также можно считать инертность бизнес-заказчика и недопонимание им необходимости использования таких систем. На практике в небольших компаниях бизнес-заказчиком BPM является, как правило, сам собственник (или их группа). В крупных компаниях зачастую не могут принять консолидированного решения о необходимости применения BPM-технологий. В обоих случаях это сводится к «осторожному» выделению довольно небольших средств на покупку систем BPM и их внедрения.

На сегодня настоящим прогрессом является проявляемый бизнесом интерес не только к системам BPM, но и к комплексному использованию с системами расчета себестоимости бизнес-процессов и системами принятия решений. Полагаю интерес к BPM-системам продолжит расти.

Василий Григорьев

генеральный директор компании Lizard Soft

Кому в Украине необходимо процессное управление?

Несмотря на то, что современный бизнес давно оценил преимущества процессного управления, рынок систем класса BPM в нашей стране находится на начальном этапе формирования. Процессы автоматизируются, как правило, системами класса ECM, ERP или системами автоматизации, разработанными под заказ.

Из позитивных факторов в тенденциях последних лет я бы отметил массовое появление в корпоративном сегменте подразделений, отвечающих за описание и оптимизацию бизнес-процессов (процессных офисов) или ответственных за описание процессов отдельных сотрудников, а также постепенное проникновение процессного управления в компании сегмента SMB.

Все больше руководителей разных уровней приходит к пониманию того, что возможность измерения показателей процессов и оперативной их модификации является серьезным конкурентным преимуществом на всех развивающихся рынках.

Как правило, потребляют BPM компании из корпоративного сегмента, которые уже имеют процессный офис и отвечают хотя бы одному из следующих критериев:

  • публичные компании или компании, которые готовятся к продаже или выходу на IPO;
  • компании, заинтересованные в максимально оперативной модификации своих бизнес-процессов;
  • компании, которые реализуют сквозные процессы;
  • компании, которым требуется измерение показателей эффективности.

С точки зрения отраслей экономики наиболее активными потребителями BPMS я назвал бы финансово-кредитный сектор, производство, ТЭК и торговлю.

К сожалению, как и при внедрении любых систем автоматизации, покупка решения класса BPM часто воспринимается как панацея от всех бед и проблем. На практике это часто оказывается неверным представлением. Из других проблем, которые не позволяют добиться ожидаемой эффективности от автоматизации, я бы выделил следующие:

  • незаинтересованность ТОП-менеджмента;
  • недостаточная заинтересованность (непонимание сути) персонала во внедрении BPM;
  • неготовность к трансформации бизнес-процессов в проекте по внедрению BPM;
  • недостаточный уровень внимания, уделяемого вопросам обучения персонала;
  • слабая готовность ИТ-инфраструктуры к внедрению;
  • неправильное формирование требований к BPM-системе перед ее выбором.

Не секрет, что правильно сформулированная задача – это две трети успеха любого проекта по автоматизации.

Учитывая, что путь от постановки целей до принятия решения о выборе системы для большинства компаний может оказаться слишком длинным, я бы порекомендовал прибегнуть к помощи сторонних бизнес- и ИТ-консультантов. Именно такой комплексный подход, от консалтинга и бизнес-анализа до разработки и внедрения решения, мы предлагаем нашим клиентам.

С каждым годом рынок BPM-систем будет существенно расти. Этому будут способствовать удачные примеры внедрений, повышение компетенций компаний-внедренцев, появление все большего числа квалифицированных консультантов, повышение конкуренции на рынках и ряд других факторов.

Отдельно я хотел бы отметить, что на рынке будут хорошо чувствовать себя как функциональные и дорогие BPM-системы, так и более простые, которыми активно будет пользоваться средний и малый бизнес.

Иван Страшилин

руководитель проектов компании «Оптима-Украина»

Кому в Украине необходимо процессное управление?

Так случилось, что технологически Business Process Management, BPM и BPMS неоднородны. Первый отождествим с процессным управлением, которое от локальных процедур к бизнес-процессам покрывает до 100% задач компаний. Создав из него аббревиатуру для разжигания интереса клиентов, прагматичный западный маркетинг из отдельно практичных оргпроектирования, workflow и бизнес-анализа сотворил BPM. Его «веселые картинки» нотаций остались хороши только для экспертов, но ограничились включенными технологиями. Реализуя BPM в софте, BPMS продолжают тенденцию искусственности и, не решая конкретных задач предприятий, втягивают в себя уже все подряд, ухудшая при этом и так страдающее «качество/цена». Из BPMS делают процессный ERP – монстра, который, как-то выживая в больших богатых компаниях, приходя в средние и малые, кушает их изнутри.

В Украине этот рынок далеко не насыщен. Компании, недавно осознав реальную угрозу глубоко автоматизированного Запада, начали уделять внимание операционной эффективности на всех участках. Но позитив есть. Ранее их движение вперед начиналось своим описанием процессов и разработкой регламентов. Теперь пришло понимание, что вербально можно договориться и без понятий, бумага стерпит любое несоответствие, даже утвержденное ISO, но только прописывание живой деятельности непосредственно в системе, ее автоматизирующей, обеспечивает как однозначное толкование, так и качественное исполнение: «What you model is what your run!»

Процессная автоматизация – одна из немногих сфер, где ожидания клиентов можно превзойти и существенно. Ведь практически в работу запускаются значительные ресурсы предприятия до этого вообще неведомые. Сразу получить предельную отдачу не удается – она по нарастающей выделяется уже от участия пользователей, которым кроме инструмента не забыли дать умения и навыки развития, не сдерживающегося совершенствованием.

Но мало что и близко процессным проектам по сложности для внедренцев, работающих не с постобработкой данных, а «здесь и сейчас». Представить в простой интерфейс работника через сквозные процессы видение хозяев компании возможно только через глубокий системный подход. От анализа онтологии деятельности до воплощения поддержки принятия решений приходится задействовать не менее десятка разноплановых, незаурядных технологий и методов еще до разговора в понятиях BPM. Основная тенденция – процессы и проекты сводим в адаптивное управление.

Год для продавцов BPMS непрост – доля щедрых компаний, позволяющих себе такую закупку, сразу отложив 80% функциональности на полку, сокращается. Интерес к BPMS ощутим, например, в банковской сфере. Адептам BPM проще – его рамки все же позволяют быть полезным предприятиям, где хотя бы 20% не финансовых процессов могут досконально собрать, запустить и померять внешние консультанты. Хорошо себя будут чувствовать специалисты гибкой процессной автоматизации и их заказчики – ее рост сейчас всем украинским предприятиям, для выживания на международной арене, нужен, по меньшей мере, кратный.

Андрей Фомичев

директор компании Galantis Ukraine

Кому в Украине необходимо процессное управление?

Рост интереса рынка к подобным решениям присутствует. К сожалению, просыпающийся интерес не конвертируется в поток проектов. Тем не менее, положительная динамика налицо. Ждем стабилизацию экономической ситуации, когда заказчики будут смелее идти в проекты.

Безусловно, основной интерес клиентов – это автоматизация бизнес-процессов, которые или зарабатывают для клиентов деньги или существенно их экономят. Например, автоматизация процессов кредитования или валютного контроля для банков, урегулирования убытков для страхового рынка, аудита точек продаж для рынка розничной торговли, согласования договоров или проведение заявочных компаний.

Тон на рынке задают крупные финансово-промышленные группы и финансовый сектор. Полагаю, тенденция в текущем году сохранится.

Конечно же, ожидания клиентов совпадают с результатами проекта не всегда. Существуют риски ошибочной постановки целей, неверной оценки трудоемкости проекта, отсутствие внутренней команды, охлаждения к проекту со временем. Ведь внедрение BPM-решения – это не разовая акция. Это планомерная программа, цепочка внедрений, каждое из которых должно приносить экономический эффект.

Предупредить их можно, подключая исполнителя на самых ранних этапах проекта. И еще важный момент – несмотря на то, что многие крупные системные интеграторы предлагают BPM-платформы в своих продуктовых портфелях, реальная компетенция есть не у всех. Наличие у поставщика опыта и команды квалифицированных специалистов существенно повышает вероятность успешной реализации проекта. Особенно если речь идет о сложных проектах, реализуемых на промышленных платформах: IBM FileNet, Documentum, Oracle, OpenText, Microsoft.

Как обычно, нынешний год для поставщиков решений по управлению проектами будет непростым, но новые проекты в Украине обязательно появятся.

+55
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT