`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Когда главное -- участие

0 
 

"Чтобы финишировать первым, сперва нужно финишировать".
Рон Деннис, генеральный директор McLaren Group

Организатором Grand Challenge выступило Defense Advanced Research Project Agency (DARPA), что совершенно недвусмысленно указывает на военную направленность мероприятия -- впрочем, она и не скрывалась. Одной из основных задач состязания являлся сбор информации для разработки автономных транспортных средств, ведь согласно нынешним планам Пентагона к 2015 г. они должны составлять треть всего парка боевых машин армии США. Более того, пустыня Мохаве для проведения гонок автомобилей-роботов тоже была выбрана не случайно -- по своему рельефу она напоминает Афганистан и Ирак.

Надо заметить, что главный приз Grand Challenge -- 1 млн. долл. -- кажется большим только на первый взгляд. Согласно ряду оценок, всего DARPA потратило на данное мероприятие 13 млн. долл., а стоимость самих машин порой исчислялась несколькими миллионами.

Заявок на участие в гонке было подано более сотни, однако DARPA отобрало только 25 команд, из которых на четырехдневную квалификацию на овал California Speedway 8 марта вышла лишь 21. В ходе квалификации проверялась способность автомобилей к навигации и маневрированию между препятствиями, и уже тут прозвучали первые тревожные звоночки: выполнить в полном объеме все задания сумели лишь семь команд, но в целом к старту, намеченному на утро 13 марта, их было допущено 15.

Перед участниками лежала 142-мильная (около 230 км) дистанция между городами Барстоу в Калифорнии и Примм в Неваде. Конечно, часть ее составляли дороги общего пользования, однако легкой жизни ждать не приходилось: впереди были и развилки, и большие перепады высот, и слепые повороты, и обрывы, причем на прохождение всего пути отводилось не более 10 ч. За три часа до старта командам раздали компакт-диски с описанием маршрута, содержащие координаты приблизительно 2 тыс. контрольных точек (т. е. эти точки размещались фактически каждые 100 м), и информацию об ограничении скорости на различных участках. Допустимые курсовые отклонения варьировались от нескольких десятков метров до примерно полутора километров (в случае их превышения предусматривалось дисквалификация участника). После программирования бортовых компьютеров обмен данными между инженерами и автомобилем запрещался -- можно было только отправить команду на аварийную остановку в случае возникновения опасной ситуации. Таким образом, "механическим участникам" оставалось полагаться на свои датчики (оптические, радиолокационные и т. д.), глобальную систему позиционирования и компьютерные "мозги".

О том, что Grand Challenge закончился, так практически и не начавшись, вы, наверное, уже знаете. Дальше всех -- на 7,4 мили -- смог уехать автомобиль Sandstorm (на базе Humvee) команды Red Team из университета Карнеги-Меллон, построенный при участии Intel, Boeing и Caterpillar и снабженный бортовыми компьютерами на основе процессоров Intel Xeon и Itanium, -- к слову, его фотографию вы могли видеть в недавнем репортаже с конференции Intel Developer Forum ("Компьютерное Обозрение", # 9, 2004). На одной из развилок Sandstorm сбился с курса, наехал на препятствие и его шины загорелись. Уперся в ограждение через 6,7 мили и "багги" Avidor2004 команды SciAutonics II. Ну и 6 миль смог пройти пикап на базе Toyota, принадлежащий команде Digital Auto Drive. Упомянем еще, что две команды в последний момент отказались от участия в гонках, а некоторые автомобили заблудились уже на стартовой площадке.

Фиаско? Вряд ли это слово употребимо в данном случае. Вероятно, для первого раза просто планка была установлена чересчур высоко.

"Это был очень сложный маршрут и очень серьезное испытание. И сейчас мы уже довольны, что некоторые автомобили смогли пройти пять, шесть и даже семь миль", -- заявил представитель DARPA Ян Уолкер (Jan Walker).

Ну и, кроме того, можно попенять на 13-е число -- всем ведь известно, насколько живучи в автоспорте разного рода суеверия.

Что ж, теперь будем ждать следующей гонки, которая предположительно состоится в 2006 г. А узнать подробнее о перипетиях минувшей вы сможете на Web-узле www.grandchallenge.org.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT