`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Кем быть?

0 
 

Юноше, обдумывающему житье...
В. Маяковский

Слова "компьютеризация", "информатизация", "информатика", "информационные технологии" и подобные им употребляются сегодня практически по любому поводу, к месту и не к месту и в таком количестве, что прежде, чем говорить об обучении в этом направлении, следует более ясно определить область знаний, которую они охватывают, и потенциальные возможности на рынке труда, которые эти знания дают выпускникам соответствующих факультетов.

Термин "информатика" (informatics) был введен французскими учеными примерно в начале 70-х годов для обозначения науки о преобразовании информации, и его смысловое содержание за прошедшие 30 лет неоднократно уточнялось и дополнялось. Сегодня одно из наиболее современных его определений можно найти в проекте "Информатизация и Россия -- 2001", иначе называемом "Белой Книгой информационных технологий", который подготовлен рабочей группой Экспертного совета по информационным технологиям при Администрации Президента РФ:

Под информационными и коммуникационными технологиями предлагается понимать комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы.

В своих проявлениях IT воздействуют на экономику ("информатизация"), социальную структуру ("информационное общество"), государство ("электронное правительство"), образование, культуру и т. д.

Сегодня выделяют четыре самостоятельных и независимых направления, являющихся основой для соответствующей профессии: информатика (computer science), разработка аппаратных платформ (сomputer engineering), программная инженерия (software engineering) и информационные системы (information systems).

С точки зрения этих положений мы и будем рассматривать перспективы отечественного рынка труда для IT-специалистов, современные тенденции в области специального образования и их реализацию в Украине.

В отличие от многих классических дисциплин информатика продолжает быстро развиваться. Практически важными становятся те ее области, которые еще недавно только ожидались, -- Web и сетевые технологии, встроенные системы, человеко-машинное взаимодействие, надежность программного обеспечения, безопасность и криптография и другие. Многие из них через несколько лет могут стать определяющими для ведения бизнеса в различных отраслях. Именно поэтому так важны обучающие программы, которые учитывают этот фактор.

В США, где в отрасли IT работают миллионы человек, раньше других стран назрела необходимость пересмотра и упорядочения подобных программ, прежде всего, с целью добиться соответствия знаний выпускников требованиям организаций, в которых они будут работать. Результатом стал вышедший в 2001 г. документ Computing Curricula (СС2001), что приблизительно можно перевести как "Рекомендации по преподаванию информатики в университетах".


Как видится IT-специальность в США

Кем быть?Не секрет, что на протяжении всей истории компьютерного образования структура курса по информатике была предметом горячих споров, а типовые учебные планы разрабатывались начиная с 60-х гг., с организацией первых IT-факультетов. Однако ни одной "идеальной" стратегии обучения так и не было найдено, а преподаватели сошлись на том, что какой-либо универсальный подход не может быть успешным во всех институтах.

Зато с точки зрения здравого смысла были определены общие недостатки существующих учебных курсов. Так, отмечалось, что если, например, преподавание программирования сконцентрировано на синтаксисе и особенностях какого-либо языка программирования, то студенты больше внимания уделяют этим относительно неважным деталям, чем овладению базовыми алгоритмическими навыками, проектированием, анализом и тестированием ПО.

Сегодня ясно, что учебные программы должны быть построены прежде всего на основании последних идей и представлений, а не на ставших классическими курсов, таких, как "Создание компиляторов" и "Операционные системы", которые авторы СС2001 называют "артефактными динозаврами программирования". Вообще, специализация на конкретных приложениях, производителях либо реализациях делает знания студентов уязвимыми и быстро устаревающими. Теория же информатики важна как основа для практики, фундамент знаний, остающихся актуальными, несмотря на постоянное совершенствование технологий.

Обязательной становится профессиональная практика, дающая студенту знания и навыки менеджмента, этики, письменного и устного общения, работы в команде и т. д. Авторы Computing Curricula формулируют свою позицию следующим образом: "Овладение навыками информатики включает в себя не только глубокое знание и понимание дисциплины, но и умение применить ее концепции к проблемам реального мира".

Учебные заведения (по крайней мере, в США) испытывают сильное давление со стороны работодателей, желающих видеть у выпускников какие-либо конкретные навыки. Казалось бы, стремление выпускать профессионалов с необходимыми для рынка труда умениями -- тенденция положительная. Но что будет завтра, когда технологии изменятся и их знания устареют? Выход видится в следующем: предприятия должны рассматривать выпускников IT-факультетов как специалистов, приносящих с собой в организацию новые, ценные для ее бизнеса знания, навыки и технологии. Студенты также должны осознавать это и приходить в организации не скромными исполнителями, но лидерами прогрессивных изменений в используемых технологиях. Соответственно, задача преподавателя -- облегчить процесс перехода из учебного заведения в мир реального бизнеса.

Так, наиболее популярной моделью проектной работы, завершающей обучение, сегодня в США является коллективная разработка ПО, в ходе которой студенты проектируют решение информационной проблемы и объединяются в команды для его реализации. Альтернатива для студентов, желающих в дальнейшем поступить в аспирантуру, -- самостоятельная исследовательская деятельность.

Следует отметить, что в США многие студенты начинают свое обучение в области информатики не с четырехлетних программ институтов, а с двухлетних программ колледжей, которые ориентированы либо на дальнейшую карьеру, либо на дальнейшее обучение. В первом случае студент должен получить конкретные знания, навыки и способности и после окончания сразу приступить к работе. Во втором -- после некоторого опыта практической работы они поступают в четырехлетние институты.

Еще одна тенденция -- сближение уровней квалификации выпускников колледжей и сертифицированных специалистов. Bureau of Labor and Statistics США обнародовало результаты исследований: согласно им, три четверти IT-вакансий, которые появятся до 2010 г., будут требовать от претендентов четырехлетнего образования и наличия степени бакалавра. Сегодня это относится к двум третям вакансий в большинстве отраслей. Таким образом, пропасть между сертифицированным узким специалистом и выпусником бакалаврата сужается. Колледж фактически становится местом, готовящим сертифицированных специалистов.

Уже сегодня многие колледжи США предлагают программы переподготовки и IT-сертификации, сочетая широкий спектр актуальных курсов с достаточной глубиной профессионального преподавания. В таком колледже, например, могут проводиться обучение и сертификация по программам A+, Network+, i-net+, MCSE, Windows 2000, Cisco и другим.

Признавая актуальность подобных преобразований и на территории бывшего СССР, в течение последних лет пересматривали учебные программы и ведущие российские вузы.

Так, анализ программ по прикладной математике показал завышенный объем часов по классической математике. Объем курсов программирования, наоборот, недостаточен, а некоторых актуальных дисциплин вовсе нет (например, таких, как программная инженерия, Web-технологии, информационная безопасность, сетевое управление, анализ производительности и др.). Не предусмотрена для отечественного бакалавра и профессиональная практика/стажировка, хотя в аналогичных западных программах студент к концу обучения имеет, как правило, до 16 месяцев реального опыта, получаемого во время летних каникул.

Другое широко распространенное направление "Информатика и вычислительная техника" грешит излишне емкой образовательной частью по инженерным дисциплинам и физике, слишком прикладным содержанием программистских курсов и, как и в предыдущем случае, нехваткой некоторых важных курсов и недостатком практики.

Выход преподаватели вузов видят в создании образовательного направления "Информационные технологии" ("Computing") и разработке новых образовательных стандартов для подготовки бакалавров и магистров с учетом рекомендаций СС2001, что и было реализовано приказом по Министерству образования РФ в ноябре прошлого года. Инициатива принадлежит двум ведущим вузам России -- МГУ и Санкт-Петербургскому университету. Начиная с 2003/2004 учебного года экспериментальная программа "Информационные технологии" будет читаться еще в нескольких российских учебных заведениях. В рамках этого направления предусмотрены 24 аннотированные магистерские программы, охватывающие практически все актуальные IT-специальности.


Чему и как учат в украинских вузах

Сайты Министерства образования и науки Украины (education.gov.ua и www.mon.gov.ua) содержат немало интересной, в том числе аналитической информации. Хотя большинство сводных таблиц относятся к прошлому учебному году, образовательные тенденции в Украине просматриваются достаточно четко.

Сколько у нас студентов? После абсолютного минимума 1993/94 учебного года наблюдается экспоненциальное увеличение их числа для вузов высших уровней аккредитации и небольшое снижение учащихся техникумов и колледжей I--II уровней. Исходя из того, что в большинстве столичных вузов в этом году конкурс составлял 3--4 человека на место (а в некоторых из них достигал 7 и более), следует ожидать дальнейшего увеличения количества учащейся молодежи, если только государство не ограничит прием.

Следующий вопрос -- чему учат сегодня в украинских вузах? Ответ на него дает таблица "Количество высших учебных заведений (включая филиалы) по специальностям", которую мы приводим в сокращении (см. диграмму). Из 310 перечисленных в ней специальностей, которым можно обучиться в Украине, мы оставили первую десятку и те, которые имеют отношение к информационным технологиям. При рассмотрении диаграммы можно сделать два основных вывода. Первый -- предприятия и организации Украины сейчас, видимо, особенно остро нуждаются в руководителях, бухгалтерах, экономистах, юристах и специалистах по продажам. Трудно также представить, откуда возьмется необходимое количество рабочих мест для психологов и экологов, которых готовят, соответственно, 43 и 53 вуза. По сравнению с этими специальностями IT представлены гораздо скромнее, причем чем сложнее специальность в техническом плане, тем меньшее количество учебных заведений готовы ею заниматься.

Второй -- явно недостаточная упорядоченность IT-специальностей, смысловая размытость их наименования и наследуемость учебных курсов 90-х и даже 80-х гг. по сравнению с гораздо более современными и хорошо структурированными программами СС2001 и российского курса "Информационные технологии".

Не менее очевиден и тот факт, что при равных уровнях аккредитации вузов уровень преподавания IT-дисциплин может существенно отличаться. На наш взгляд, он определяется прежде всего соответствующей квалификацией преподавателей и проводимой ими научно-педагогической работой. Как правило, чем больше научных кадров -- кандидатов и докторов наук -- готовится в учебном заведении, тем сильнее его научная школа и тем качественнее и современнее будут обучены студенты.

Если исходить из этого критерия, то лучшие IT-вузы страны можно определить по данным таблиц "Сеть постоянно работающей аспирантуры и докторантуры...", хотя эти сведения также несколько устарели.

В существующей классификации научных специальностей имеется три группы, в той или иной степени относящиеся к IT. Первая из них связана в основном с их теоретическими и математическими основами -- вычислительная математика и моделирование, системный анализ, теория принятия решений и т. д. Наиболее сильны позиции здесь у НТУУ "КПИ", Харьковского государственного института радиоэлектроники, Национального аэрокосмического университета им. Н. Е. Жуковского "ХАИ" и Севастопольского государственного технического университета. Вообще же подготовку научных кадров высшей квалификации в этой области ведут 30 вузов, а наиболее популярное направление -- математическое моделирование и вычислительные методы.

Вторая группа специальностей -- разработка, внедрение и эксплуатация собственно информационных технологий. Пальму первенства здесь держат традиционные бывшие политехнические институты -- Киевский, Харьковский, Львовский и Одесский, а также некоторые машиностроительные и транспортные учебные заведения. Чаще всего встречается специальность "Автоматизированные системы управления и прогрессивные информационные технологии" -- в 28 вузах.

Наконец, третья группа -- экономические специальности, которые становятся все теснее связанными с IT. Нетрудно догадаться, что и здесь самые сильные школы у ведущих вузов страны -- Киевского, Харьковского и Одесского экономических университетов.

Представление о профессиях дает "Перечень направлений и специальностей...", дата последнего утверждения которого -- январь этого года, т. е. прошедший набор в вузы соответствует этому перечню.

В нем, в частности, выделена группа IT-специальностей, предельное образование по которым отвечает уровню младшего специалиста. К ним относятся обслуживание и эксплуатация различных компьютерных систем, обработка текстовой и графической информации, а также программирование. Фактически это значит, что формирование областей знаний и навыков для этих специальностей, по мнению Министерства образования и науки, в целом выполнено, они признаны относительно несложными и могут успешно исполняться выпускниками техникумов и колледжей.

Для многих IT-специальностей предусмотрено обучение до более высокого уровня -- вплоть до магистра. К ним относятся экономическая кибернетика, различные типы информационных систем, средства телекоммуникации, АСУТП и робототехники и т. п. Наконец, для таких специальностей, как "Качество, стандартизация и сертификация" и "Управление проектами" предусмотрены квалификации только специалиста и магистра.

Если говорить о стоимости контрактного высшего IT-образования, то в ведущих государственных вузах она обычно составляет 3--4,5 тыс. грн в год. В экономических (например, на специальности "Экономическая кибернетика") оплата может быть вдвое выше. И уж совсем неоправданными представляются суммы, которые запрашивают отдельные учебные заведения (как правило, непрофильные) за обучение на специальности "Информационные управляющие системы и технологии". Впрочем, по международным меркам, это не слишком много. Для сравнения -- стоимость обучения IT-специальностям в колледжах и университетах США составляет в большинстве случаев 20--25 и более тыс. долл. в год, включая расходы на проживание и питание. В Европе -- вдвое-втрое меньше, а если вуз государственный, то вообще 500--1500 долл. в год. Однако престижность европейского образования в этой области ниже американского.


Спрос на IT-специалистов в Украине

Где потенциально могут применить себя выпускники отечественных IT-факультетов сегодня и в ближайшие годы?

В СНГ развитие IT происходило в значительной степени стихийно, и в существующих экономических условиях эффективными оказались только низкозатратные производства -- такие, как сборка компьютеров из импортных комплектующих и разработка программного обеспечения. Определились некоторые весьма узкие рыночные ниши, в которых отечественное ПО заняло довольно сильные позиции (бухгалтерия, автоматизация перевода, распознавание текстов). Имеется положительный опыт работы системных интеграторов над крупными проектами, существуют успешно реализованные проекты отдельных сайтов и Internet-магазинов. Вообще, системная интеграция быстро развивается и переходит сегодня от создания "систем под ключ" к разработке "решений под ключ". То же относится и к Web-дизайну. Базовые технологии электронной коммерции постепенно проникают в другие сферы дистанционного взаимодействия организаций и населения -- телемедицина, дистанционное обучение и т. д.

Потенциальное место стран СНГ в мировом разделении труда на рынке IT видится прежде всего в низкозатратных производствах, нуждающихся в очень высокой квалификации персонала и не требующих жесткой технологической дисциплины. К таким производствам относятся разработка ПО или информационных ресурсов, проектирование аппаратуры, услуги в области IT и не относится, например, изготовление микропроцессоров. Наиболее выгодной сферой приложения аутсорсинга сегодня являются услуги заказного программирования.

Следует, однако, учитывать, что темпы развития IT приводят к существенным изменениям сегментации каждые 5 лет, причем имеется тенденция к сокращению этого срока, поэтому сегодняшняя сегментация будет реально соответствовать действительности только в течение ближайших 2--3 лет.

Спрос на IT-специалистов как в целом по СНГ, так и в Украине постоянно увеличивается. По данным агентства Golden Staff, стабильным спросом пользуются системные администраторы. Причем, если раньше чаще требовались системные администраторы со свободным графиком, то теперь работодатели предпочитают иметь "системщика" всегда "под рукой", на постоянном месте работы. Немного ниже спрос на программистов. В первую очередь, требуются программисты и внедренцы "1С". IT-компании, расширяющие штат сотрудников, подают заявки на руководителей проектов и ведущих программистов.

Наибольшие зарплаты предлагаются руководителям IT-отделов (700--1500 у. е.), ведущим программистам (600--1000 у. е.). Отмечается, что за последние два года зарплаты значительно возросли. Если в 2001 г. системный администратор получал около 250 у. е., то теперь 450--600, а средняя заработная плата программиста составляет 400--500 у. е. Зарплаты, которые работодатели готовы платить по некоторым IT-специальностям, представлены в таблице.

В целом создается парадоксальная ситуация -- полно выпускников соответствующих вузов, которые не могут найти работу, и вместе с тем существует ощутимый дефицит кандидатов высокой квалификации, удовлетворяющих запросам работодателя.

Зарплаты, предлагаемые работодателями IT-специалистам в Украине
Наименование должности "Чистая" зарплата у.е.
Минимум Средняя Максимум
Руководитель департамента информационных систем 1000 1046 2568
Лидер проекта 600 756 1200
Сетевой администратор LAN/WAN 250 422 1138
Менеджер по программному обеспечению 150 687 1295
Администратор базы данных 250 586 1200
Программный аналитик 300 624 999
Инженер по поддержке пользователей 300 390 643
Сервисный инженер по ИС 150 437 650
Инженер-программист 150 434 809
Ведущий специалист по внедрению и тестированию ПО 140 379 434
Специалист по внедрению и тестированию ПО 150 155 230
Источник: Агентство "Анкор-СВ"


Последний сегодня выдвигает свои требования в следующем порядке -- опыт, образование, сертификаты. Приветствуется начало карьеры еще в студенческие годы. Очень важны полнота опыта и спектр вопросов, которые решал соискатель на прежнем месте работы. Оптимальный опыт для выпускника вуза -- 3--5 лет. По утверждению Александра Грицыны, специалиста по подбору IT-персонала агентства Golden Staff, наиболее престижным в Киеве считается IT-образование, полученное в НТУУ "КПИ", хотя, в общем, это не так важно для получения работы. Зато большое значение имеют отзывы от прошлых работодателей, сотрудников, преподавателей и наличие сертификатов.

Средняя продолжительность работы IT-специалиста в одной организации составляет около двух лет. Системные администраторы меняют работу чаще, специалисты по ERP-системам и начальники IT-отделов -- реже. Это, как правило, связано с одним из двух факторов -- потребностью в профессиональном росте и материальной заинтересованностью. На своей первой работе IT-специалисты, как правило, задерживаются на год-полтора. С возрастом они начинают искать другое место с бoльшим окладом.

Что касается карьеры, то в IT-компании, особенно растущей, у специалиста существуют неплохие перспективы для того, чтобы со временем возглавить бизнес. В крупных компаниях, для которых IT не является основным направлением, предел их роста -- начальник IT-подразделения.

Таким образом, идеальный для работодателя специалист должен уметь решать поставленные задачи, обладать необходимым практическим опытом и уникальными знаниями в предметной области -- ради чего его, собственно, и принимают на высокооплачиваемую работу далекие от идеализма бизнесмены.


Что такое хорошо...

В соответствии с Национальной доктриной развития образования в Украине в XXI веке, информатике будет уделяться повышенное внимание. Декларируется, что качество и структура образования должны обеспечить мобильность выпускников вузов на рынке труда. При этом особо подчеркивается, что образование должно продолжаться на протяжении всей жизни каждого специалиста.

К сожалению, пока эти пожелания, вполне соответствующие общемировым тенденциям в обучении специалистов по информационным технологиям, весьма далеки от действительности.

Положительным моментом следует считать то, что Украина в целом сохранила и совершенствует свою систему образования, в том числе и в области IT. Учебные программы многих вузов постепенно становятся более практичными и включают перспективные направления. Достаточно большой конкурс свидетельствует о желании молодых людей работать в отраслях IT. И все же остается разрыв между содержанием учебных программ и требованиями работодателей.

Хотя кафедры информационных технологий имеются сейчас практически во всех вузах, существует значительная разница в преподавании ими IT-дисциплин. Это направление находится на подъеме, достаточно модно, и многие учебные заведения, в том числе непрофильные и частные, пытаются привлечь студентов, добиваясь разрешения на открытие IT-специальностей. Можно допустить, что они попробуют заполучить и лучших преподавателей, предложив им хорошие условия. Однако в этом случае качество обучения будет высоким только до тех пор, пока такие преподаватели есть. Учебные курсы при этом часто заимствованы в других вузах и не совершенствуются. Формальное подтверждение полученных знаний дипломами таких вузов -- слабое утешение для студентов (если это -- не единственное, что им требуется). В крупном же государственном учебном заведении преподавателей достаточно, и реализуется своеобразная "индустриальная" система подготовки, слабо зависящая от конкретных личностей, а учебные курсы пересматриваются довольно часто.

Не секрет, что привлекательность той или иной IT-специальности для студента (если не принимать в расчет легкость или трудность поступления) часто определяется ее красиво и загадочно звучащим названием. Как правило, он стремится стать или "компьютерщиком", подразумевая под этим увлекательную возню с аппаратным обеспечением, или "программистом", который однажды будет работать в инофирме, получая приличную зарплату. На слуху сейчас и "аналитики", волшебным образом увеличивающие доходы нанявших их компаний.

Какие знания получит студент, выбравший IT-специальность? Например, учебный план базового образовательного направления "Компьютерная инженерия" в НТУУ "КПИ" для бакалавров предусматривает довольно большой общематематический и специальный математический циклы, а также обязательное изучение английского языка и нескольких гуманитарных дисциплин на протяжении всех 4 лет обучения. Специальная подготовка состоит из цикла программирования, структурно-схемотехнического и архитектурно-системного циклов.

Впрочем, как правило, студенты не слишком интересуются перечнем учебных курсов своего четырех--шестилетнего обучения, узнавая о них только в начале очередного семестра. Но даже при наличии учебных планов (к сожалению, доступных на сайтах далеко не всех вузов) самое интересное, то, что и определяет будущую специальность, обычно прячется за строкой "Специальные курсы", состав и содержание которых могут изменяться довольно часто. Поэтому выпускнику трудно рассчитывать на получение заранее известного рабочего места. В большинстве случаев он будет более или менее свободно ориентироваться в IT, но все же главное, что он должен получить в вузе, -- это умение учиться своей специальности в течение всей жизни. Скорее всего, реальным специалистом он станет после двух-трех сертификаций и трех--пятилетнего опыта работы, и это, в общем, слабо зависит от выбранного им в свое время IT-направления. На наш взгляд, гораздо большее значение имеет выбор "серьезного" вуза, рейтинг которого определяют должностями и зарплатами его выпускники.

Бытует также мнение, что студентам следует стараться достичь максимально возможного уровня образования в своей области. Часто оно навязывается родителями и школьными преподавателями, имеющими прежние представления о высшем образовании. Реально же для многих IT-специальностей вполне достаточно минимального уровня, а дальнейшее обучение может носить узкоспециальный прикладной характер. С точки зрения работодателя более привлекательным вполне может стать бакалавр или даже младший специалист с несколькими дополнительными сертификатами и знающий "все о немногом", чем магистр, знающий "понемногу обо всем".

Еще одна, на наш взгляд, очень важная проблема, которая сегодня еще не решена в Украине, -- обучение стыковым IT-специальностям, затрагивающим две и более области наук.

Особенно важна связка "IT-экономика" для грамотного внедрения и эксплуатации корпоративных информационных систем. В настоящее время даже в лучших экономических вузах если и есть факультет информационных технологий, то выпускает он все-таки бухгалтеров и экономистов, имеющих представление о компьютере только как о своем будущем рабочем месте. В технических вузах курс бухгалтерского учета читается только для магистров и в сокращенной программе.

Специальности, получив которую, выпускник хорошо бы знал экономику предприятий, современные технологии информационного обмена и документооборота, стандарты MRP и ERP, владел бы технологией управления проектами и т. д., и при этом получил бы опыт практической работы с несколькими распространенными системами, сегодня в Украине не существует.

А спрос на таких специалистов ожидается очень большой. Более того, можно предположить, что именно их нехватка сдерживает внедрение современных методов управления предприятиями. Перечисленный набор знаний и умений сегодня получают только энтузиасты-самоучки, буквально по крупицам собирающие необходимые знания.

Пожалуй, единственный выход -- получать два различных образования, экономическое и техническое, в разных вузах и затем самостоятельно пытаться объединить их в нужной пропорции. При этом, учитывая высокую степень проработанности технической стороны корпоративных систем, определяющими являются экономические знания, необходимые для понимания принципов их логического построения и эффективной эксплуатации. Это, в частности, значит, что разрабатывать прикладные учебные курсы по КИС должны скорее экономические, чем технические вузы.

Отдельный вопрос -- учебная литература по IT-специальностям. Несколько сотен "компьютерных" книг, вышедших в последние два года, можно условно разделить на две основные категории: почти развлекательные издания типа "Обо всем на свете за 24 часа" и узкоспециальные практические руководства по тем или иным продуктам. Переводные качественные учебники по IT для высшей школы встречаются редко, а литература отечественных авторов в этом направлении, мягко говоря, малоэффективна и по большей части представляет собой кальки или компиляции зарубежных источников и руководств пользователя.

Таким образом, в области обучения IT в Украине необходимы серьезные изменения, которые приведут программы в соответствие с мировым уровнем, обеспечат сегодняшним студентам востребованность и дадут им возможность способствовать развитию информатизации в различных отраслях хозяйства. Первый шаг для этого -- использование СС2001, в переводе которого, кстати, участвовали представители украинской компании.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT