`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Москалюк

Как Калифорния становится лидером на рынке солнечной энергетики

+11
голос

Bloomberg Business Week сообщает, что в плане роста установок солнечных панелей США впервые за долгое время обогнали нынешнего мирового лидера – Германию. И если в Германии набор правительственных субсидий только идет на спад, то в Калифорнии он получил серьезный толчок на фоне как федеральных, так и собственно штатовских программ – Калифорния импортирует электричество из других штатов, и не так давно штат был на грани энергетического кризиса.

Первой позитивной новостью для солнечной энергетики стало банкротство Solyndra. Компания, руководство которой было замечено в финансовом интересе к Демократической партии США, получила федеральные финансовые инъекции после победы Обамы в 2008 г., после чего благополучно обанкротилась, став предметом критики энергетической политики Обамы со стороны республиканцев. После того, как другой получатель федеральных энергетических ссуд – компания Tesla Motors – укрепила свои позиции на рынке, а потом и вовсе вернула кредит в $465 млн за 9 лет до официального срока погашения, критика слегка подутихла, и версия о банкротстве Солиндры получила рыночную окраску – производство солнечных панелей стало настолько дешевым, что рынок захватили китайские компании.

Для борьбы с энергетическим кризисом Калифорния прибегла к целому арсеналу мер. В 2008 г. губернатор Шварценеггер обязал естественные энергомонополии штата к 2020 году генерировать 33% энергии из источников, альтернативных сегодняшним тепло- и гидро-электростанциям. Параллельно штат запустил набор субсидий для владельцев солнечных систем, привязав объем субсидии к производительности. Помимо этого естественные энергомонополии в результате легкого лоббирования теперь обязаны выкупать остатки солнечной энергии по розничным, а не оптовым, ценам. И если первоначально энергомонополии сумели добиться законодательного ограничения объема киловатт-часов, которые они были обязаны покупать, то два месяца назад калифорнийский Сенат убрал эти ограничения, к радости представителей солнечной энергетики и к недовольству представителей энергокомпаний и их акционеров.

На фоне ситуации, где 30% стоимости солнечных панелей субсидируют федералы, определенные киловатт-часы субсидирует Калифорния, а остаток можно перепродать энергокомпаниям по их же ценам, установка панелей и генерация электричества могут принести весьма неплохой доход.

Я после небольшого раунда исследований остановился на SolarCity (партнерская ссылка, налетай-торопись), председателем правления которой является Элон Маск (экс-PayPal, Tesla Motors, SpaceX), не понаслышке знакомый с федеральными и штатовскими программами альтернативной энергетики.

Компания требует контракта (в моем случае это 48 месяцев, что вроде как является стандартной практикой), согласно которому я обязуюсь выкупать определенный объем электроэнергии, сгенерированной солнечными панелями компании. Владельцем панелей является и продолжает являться Solar City, т.е. со своей стороны я предоставляю место на своей крыше.

Со своей стороны SolarCity обязуется производить минимальный набор киловатт-часов, оговоренных в контракте. Размер установленной системы зависит от потребностей клиента, но для пущей уверенности сайт (либо торговый представитель) смотрит на счета от энергокомпании за последние несколько месяцев, после чего предлагает некий минимум киловатт-часов, который и заносится в контракт. Клиент обязуется ежемесячно покупать именно это количество киловатт-часов – не меньше и не больше. На практике система гарантированно сгенерирует больше электроэнергии, чем это необходимо -  излишки перепроизводства SolarCity продает энергокомпании, не отходя от крыши клиента.

Цена за киловатт-час в Калифорнии формируется как рыночным механизмом, так и вмешательством со стороны законодателей, которые не особо заинтересованы в историях с бабушками, которых выкинули на улицу за неспособность оплатить счет за электроэнергию. Четырехуровневая система тарифов предполагает законодательное закрепление первого и второго уровня, киловатт-часов в которых должно хватить на обогрев и электрообеспечение небольшой квартиры или домика. Третий и четвертый уровни сформированы рынком и от первых двух могут отличаться в разы. SolarCity по ценам старается быть конкурентноспособной с третьим уровнем. После установки панелей первые киловатт-часы будут покупаться у SolarCity, по достижению же оговоренного контрактом лимита тарификация уже будет происходить на стороне энергокомпании, с тем лишь исключением, что там отсчет киловатт-часов начнется с нуля, т.е. первого и второго уровня тарифов.

Задача не в том, чтобы перевести свой дом на стопроцентное потребление солнечной энергетики, а в том, чтобы какой-то гарантированный минимум генерировать с помощью панелей, докупая нужное электричество у своего нынешнего провайдера. Из-за ценовой разницы между солнечными киловатт-часами и киловатт-часами третьего у четвертого уровней от энергомонополий объем расходов практически всегда будет ниже. Единственное исключение – если куда-то уехать на длительный срок, отключив в доме все электроприборы, то в случае энергообеспечения “по старинке” деньги получилось бы сэкономить, в случае же SolarCity объем выкупаемых киловатт-часов и, соответственно, размер счета не изменится. При этом стоимость системы, стоимость ее установки, стоимость визита со стороны городских инспекторов (установка солнечных панелей – это “модификация” недвижимости), страховку, стоимость обслуживания и демонтажа системы (4-летний контракт подойдет к концу) для клиента составляет $0 – весь риск SolarCity берет на себя, планируя покрыть расходы за счет как субсидий, так и киловатт-часов, перепроданных вначале клиенту, а затем энергокомпании.

Поскольку капитал для закупки солнечных панелей и найма соответствующих сотрудников при такой конфигурации все-таки нужен, Solar City вышла на IPO в декабре прошлого года, за год проделав путь с $12 до $50 (акции достигли уровня за $65, но затем спустились на землю) и показав первую прибыль в третьем квартале этого года.

Как Калифорния становится лидером на рынке солнечной энергетики

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT