`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Как Apple меняет DRM

–13
голоса

У нас тут недавно на страницах блога возник спор про iTunes, DRM и прочее всемирное зло, которое распространяет Apple по планете (не говоря уже про высокие цены на технику в России). И хотя я лично не являюсь сторонником Digital Rights Management (DRM), технологии, которая разрабатывалась для предотвращения незаконного распространения музыки, я примерно представляю себе мотивы, которые стоят за использованием подобных изобретений.

Тем более интересной и актуальной мне показалась статья из Guardian о том, как Apple меняет DRM, поэтому я взял на себя немножко труда ее перевести.
—————
Когда Apple пришла к рекординговым компаниям по поводу продажи их музыки в цифровом формате 5 лет назад, «они отнеслись к этому очень осторожно, и потребовали от Apple защитить их музыку от незаконного копирования», согласно воспоминаниям Стива Джобса о процессе. Это означало использование системы DRM — программной оболочки — для защиты песен от неограниченного копирования. Джобс говорит, что это было обязательным пунктом в контракте: «Если наша система DRM взломана и музыка будет воспроизводиться на неавторизованных устройствах, у нас есть всего пара недель для исправления проблемы или же музыкальные компании могут отозвать весь свой музыкальный каталог из нашего iTunes Store.»

Но какой настоящий эффект DRM? В прошлом году EMI начала продавать свои песни без DRM через iTunes. «Индустрия наконец-то смогла получить убедительное подтверждение, как отказ от ограничений DRM с законно приобретенных песен влияет на пиратство,» говорит Билл Розенплатт, специалист по DRM и президент GiantSteps Media Technology Strategies. «Cтатистика показывает, что это никак не влияет на уровень пиратства.»

Никакого эффекта. Убедительное утверждение. Если DRM никак не влияет на снижение пиратства, тогда это как минимум неудобство для пользователя. Теперь Guardian ожидает, что большинство электронных магазинов начнет продавать музыку без DRM. «Мы будем продавать музыку без DRM, начиная с лета,» говорит Дейв Элстон (Dave Elston), менеджер цифрового контента HMV, добавляя, что это решит «очевидные проблемы интероперабильности» — в основном, совместимость с Apple iPod. Amazon объявил, что их музыкальный MP3 магазин без DRM, работающий в США, начнет выход на международный рынок в этом году. Napster в США также переходит на MP3 для сгружаемой музыки без подписки, и источники, близкие к компании, говорят о том, что сервис в Великобритании поддержит эту инициативу. Apple тоже предлагает все больше музыки без DRM.

По иронии судьбы, музыкальные компании уходят от DRM, потому что система сработала слишком хорошо. Apple не лицензировала свою версию конкурентам, что вывело iTunes Store с помощью iPod на лидирующую позицию — третье место по продаже музыки в США. Розеблатт говорит, что музыкальные компании «в отчаянии пытаются найти достойного конкурента Apple и iTunes». По данным исследований, iTunes занимает в Великобритании более 70% рынка скачиваемой музыки, и продолжает расти. «Рекординговые компании не любят иметь дело с Apple, потому что Apple находится на позиции, где она может диктовать экономические условия и бизнес-модель,» говорит Розенблатт. «Что отвлечет людей от iTunes? Один из вариантов — отказ от DRM.»

Отзыв лицензий
Тем временем, некоторые первопроходцы страдают от последствий провала DRM. В прошлом месяце бывшие клиенты теперь уже несуществующего MSN Music Store в США получили нерадостное письмо. «С 31 августа 2008 года мы больше не сможем поддерживать получение лицензионных ключей для песен, приобретенных в MSN Music или авторизацию дополнительных компьютеров», сказано в письме.

Что это означает? Защищенная музыка зашифрована и закрыта ключом. Чтобы воспроизвести файл, программа-плеер должна получить цифровую лицензию на конкретный PC или портативное устройство, на котором воспроизводится этот файл. Лицензия может позволить скопировать музыку на другой компьютер или устройство, но каждое устройство должно индивидуально быть авторизовано онлайн сервером лицензий. Без такого сервера, бывшие клиенты MSN Music не смогут проиграть свою защищенную DRM музыку на любом новом компьютере или портативном плеере, который они купят.
Проблема даже хуже, чем кажется, так как «новым» устройством может оказаться ваш текущий PC. Некоторые пользователи по привычке переустанавливают Windows, чтобы система работала без проблем, но такой процесс удаляет авторизацию; даже добавление или изменение аппаратных компонентов может сломать DRM, как уточняет Microsoft в аннотации по поддержке. И еще хуже, компонент DRM в Windows может сломаться без очевидных причин.

Это довольно частая проблема для пользователей, которые устанавливают программу iPlayer от BBC, которая тоже использует Microsoft DRM. Решает проблему, согласно детальному описанию на странице поддержки iPlayer, удаление всех файлов в скрытой папке DRM в Windows. Побочным результатом становится тот факт, что все лицензии удаляются — так что уже имеющиеся файлы DRM невозможно воспроизвести. Другими словами, есть много сценариев, в которых клиенты, купившие музыку, предположительно на всю жизнь, должны повторить авторизацию. А если сервер лицензий выключен, эту музыку больше никогда в жизни нельзя воспроизвести. А если сделать резервную копию лицензий? Это можно было сделать через Windows Media Player. Но в версии 11, которая вышла с Vista, Microsoft убрала эту опцию. Адам Андерсон (Adam Anderson) из Microsoft рассказал нам, что резервное копирование все равно никогда толком не работало.

Получение резерва
«Возможность сделать резервную копию контента предоставлялась не всеми службами, что привело к путанице и разочарованию», говорит Адам. «Сторонние службы поставки цифрового контента лучше всего спозиционированы для обеспечения потребностей в резервном копировании и восстановлении для своих клиентов». Так что след ведет обратно к серверу лицензий, который Microsoft выключает для своих клиентов. Почему они так делают? Согласно Робу Беннету (Ron Bennet), который написал шокирующее письмо, его было слишком сложно поддерживать. «Каждый раз с выходом новой версии операционной системы возникали вопросы к поддержке. Люди звонили, потому что они не могли скачать лицензии. Нам каждый раз приходилось писать новый код, новые конфигурации,» сказал он CNet.

Есть пара смягчающих факторов. Один из них — как правило, у клиентов есть возможность записать скачанную музыку на CD — таким образом удали DRM, и обеспечив правильный формат. И хоть это не идеальный вариант: большинство скачиваемой музыки поставляется в сжатом формате. CD будет звучать точно также, как скачанный файл — но если его оцифровать обратно на PC в формате с потерями (например, MP3), еще раз сжатый файл не будет звучать так хорошо.

Клиенты вне США напрямую шагом Microsoft не затронуты. Хотя несколько сервисов в Великобритании использовали Microsoft DRM — в том числе MSN Music (которым управляет Nokia), у Napster и HMV свои лицензионные сервера. И тем не менее, если Microsoft так поступила, и DRM для этих покупок находится «на выходе», значит потребители с инвестициями в музыку в цифровом формате должны быть осторожней. На всякий случай запишите ее на CD. Некоторые сервисы не позволят вам этого сделать. Службы подписки, такие как Napster To Go, которая предоставляет временный доступ к примерно 5 млн песен, будет продолжать использовать DRM. Но бизнес-модель подписки на музыку пока не получила большого распространения.

И все равно Розенблатт считает, что подписка может стать ответом Apple конкурентам с музыкой без DRM — потому что компания уже заложила основу с фильмами, лицензия на которые истекает через определенное время после скачивания или просмотра. «Вы можете взять фильм на прокат на iPod. Функциональность iPod, которая обеспечивает это — это часть функциональности, которая может понадобиться для поддержки службы музыкальной подписки,» говорит Розенблатт.

Все те же проблемы
И это может означать, что музыкальные лейблы опять столкнутся с теми же проблемами. Они убирают DRM из своих продуктов, а Apple опять их применяет. Клиенты Apple с подпиской вряд ли будут покупать у сторонних служб, даже несмотря на то, что компании вроде Amazon могут конкурировать с iTunes и при этом быть совместимыми с iPod.

Марк Маллиган (Mark Mulligan), аналитик по цифровой музыке в Jupiter Research, тоже ожидает, что Apple изменит свой подход. «Очень вероятно, что Apple начнет игру сервиса нового поколения. Это может быть возможность продажи iPod с предустановленным неограниченным доступом к музыке, или же «нагрузка» с предложением о подписке,» говорит он. Маллиган видит, как рынок эволюционирует в несколько уровней. На самом верху — меньшинство, которое готово платить больше за более высокое качество музыки без DRM. Средний уровень будет «субсидированные предложения вроде Nokia «Comes With Music» («Поставляется с музыкой»), когда при покупке устройства стоимость музыки заложена в устройстве; а внизу будут службы, поддерживаемые рекламой, такие как Qtrax, SpiralFrog и We7, где бесплатная музыка оплачивается встроенной рекламой.

У Apple остается верхний уровень с загрузками в iTunes и модель подписки. Но поддержит ли ее Джобс? В январе 2007 года, Рейтерс спросили у него, будет ли заниматься этим Apple. «Никогда не говори никогда, но не похоже, что клиенты в этом заинтересованы», сказал Джобс. «Модель подписки на музыку пока что провалилась.» Что вряд ли списывает ее навсегда. DRM может и не останавливает пиратов, но останавливает конкурентов. И в бизнесе, второе может быть большей угрозой, чем первое.

Оригинал

Эта запись размещена  в блоге alexmak.net

–13
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT