`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Как Apple “катает” продукты

+22
голоса

Я долго думал, как правильно перевести название этой статьи — This is how Apple roll. Дело в том, что в английском языке есть устоявшееся выражение “this is how I roll”, которое примерно можно перевести как “вот такой вот он я” или “вот так я живу”. Автор же статьи (Джон Грубер, автор известного Мак-блога Daring Fireball), использовал игру слов, потому как в статье еще идет речь о “катании снежков”, когда из небольшого снежка можно сделать снеговика. Однако, в русском языке слово “катать” имеет еще и другой смысл — это представители воровской профессии, применяющие жульнические методы в игре в карты.

Подумав, я все равно решил использовать этот термин, поскольку поведение Apple, о котором пойдет речь в статье, многими воспринимается как жульническое. В частности, многие считают, что урезанность возможностей iPad и других устройств Apple — это ни что иное, как попытки Apple заставить пользователей позже покупать устройство еще раз, уже с новыми возможностями. Однако, в статье Джон показывает и другую точку зрения, что такое постепенное добавление возможностей — это именно подход Apple к развитию платформы, где постепенно добавляются именно востребованные возможности, а не все, что в голову взбредет и технически возможно.

Я подозреваю, что в случае с Apple истина на самом деле где-то посередине: то есть и то, о чем идет речь в статье, имеет место быть, и умышленное ограничение возможностей устройства с целью привлечения апгрейдов пользователей тоже вполне присутствует. С точки зрения пользователя всегда хочется все сразу и желательно подешевле, а лучше бесплатно, но хорошие продукты в один миг не появляются, и, как мне кажется, то, как делает это Apple, в целом себя вполне оправдывает.

——-
Вот как дизайнеры и инженеры в Apple разрабатывают продукты: они “катают”.

Они берут нечто маленькое, простое, и хорошо продуманное. Затем они безжалостно урезают возможности, чтобы добиться абсолютно минимальной ключевой функциональности, с которой они могут начинать. Они полируют эти возможности так, что они начинают сверкать. Потом, на ожидаемом всеми мероприятии, Apple показывает этот базовый продукт как Нечто Невероятное, и объясняют — нет, погодите, они просто показывают — насколько тщательно продуман и разработан продукт. Затем компания выпускает продукт в продажу.

А затем все возвращаются в Купертино и начинают “катать”. То есть, они начинают с нескольких плотных снежков, а затем катают их в снегу, набирая массу, до тех пор, пока у них не получится снеговик. Именно так Apple создает свои платформы. Это медленный и стабильный процесс постоянных и постепенных улучшений — настолько медленный, что этот процесс легко не заметить, если наблюдать за ним в режиме реального времени. Только в ретроспективе становится очевидно, насколько выдающимся является процесс разработки в Apple.

Примером может быть один из старейших ключевых продуктов Apple — Mac OS X. Apple потребовалось 4 сложных года с момента покупки NeXT в 1997 году до выхода Mac OS X 10.0 в марте 2001 года. Не стоит и говорить, что эти 4 года были… ну, скажем так, это были сложные роды. Но с того момента, основные обновления Mac OS X выходят регулярно (особенно по стандартам основных коммерческих операционных систем для ПК), и каждый — лучше предыдущего, но ни один из них особо не выделялся по сравнению с предыдущим. Snow Leopard при этом во всех смыслах лучше, чем 10.0. Он быстрее, лучше проработан, больше умеет, и выглядит лучше. (И работает на совершенно другой архитектуре процессоров, чем 10.0). Но при этом между ними не было какого-то релиза, который бы существенно превосходил тот, который он заменял.

Или же можно взять iPod. Его представили осенью 2001 года — совместимый только с Маками, только с Firewire, цифровой аудио-плеер с маленьким черно-белым экраном и диском на 5ГБ за 399 долларов. iTunes Store не существовал до апреля 2003 года. Windows-версия iTunes появилась только в октябре 2003 года — два года после выхода iPod! Два года, прежде чем он полноценно стал поддерживать Windows. Подумайте об этом. Если бы Apple выпустила iPod сегодня, который бы продавался теми же объемами, как продавался iPod в 2002 году, такой продукт считался бы невероятным провалом.

Сегодня можно купить iPod nano за 179 долларов, который в несколько раз меньше первого iPod в плане веса и размеров, с два раза большим объемом памяти, с цветным экраном, с воспроизведением видео, и встроенной видео-камерой. Apple провела iPod с 2002 года до этого момента шаг за шагом. Каждый год Apple объявляла новые iPod осенью, и каждый год СМИ это воспринимала с коллективным зеванием.

Не было ни одного обновления линейки платформы iPod с колесом управления, который бы радикально отличался от предыдущего поколения, и даже первая модель воспринималась многими критиками как “не впечатляющая”. iPod показывает, в том числе, как постепенный процесс разработки в Apple не просто добавляет, но и адаптирует. Помните iPod третьего поколения из 2003 года, с 4 отдельными кнопками над колесом? Оказывается, это была не очень хорошая идея. Так что год спустя их убрали. Помните iPod mini? У него не было новых возможностей, и он был даже не особо дешевле — но он был значительно меньше.

iPhone следует той же модели. В 2007 году он появился без сторонних приложений, поддержки сетей 3G, и максимальный объем памяти был 8ГБ. Год спустя Apple удвоила количество памяти, добавила 3G и GPS, и открыла App Store. Еще год спустя Apple добавила более быстрый процессор, компас и улучшенную камеру, и еще раз удвоила количество памяти. Модель повторяется. Мы можем никогда не увидеть iPhone, который поразит всех по сравнению с моделью предыдущего года, но мы скоро получим модель, которая однозначно “порвет на части” первый iPhone.

И тут мы подходим к iPad. Первая реакция на него была неоднозначная, как это часто бывает с продуктами Apple. Кто-то говорит, что это большой iPod touch. Другие говорят, что это начало революции в персональных компьютерах. Как эксперт, я должен объяснить, что правда находится где-то посередине между двумя крайностями. Но я не могу. iPad на самом деле — Нечто Большое: переосмысление компанией Apple персональных компьютеров.

За последние 10 лет Apple выпускала много новых продуктов. Только некоторые из них были началом новой платформы. Остальные — это итерации. Дизайнеры и инженеры в Apple не волшебники: они ремесленники. Они достигают невероятных результатов раз в год. Вместо расширения возможностей нового продукта в надежде на то, чтобы поразить кого-то, они обрезают все лишнее, оставляя лишь крепкую основу, на которой можно строить дальше. В 2001 году нельзя было смотреть на Mac OS X или первый iPod и предвидеть, что из них получится в 2010 году. Но можно смотреть на Snow Leopard и iPod nano и видеть то, чем они когда-то были. Потому что у Apple получилось создать правильную основу.

Так и iPad — тот, который мы через несколько лет будем называть “первый iPad” — может меньше, чем мы надеялись. Именно так люди в Apple и работают. Пока мы тут его пинаем, они в Купертино продолжают работать. У них в руках есть самоцвет, с которого они могут начать. И вот они начинают катать.

This is how Apple rolls

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Це все дуже гарно, якщо не дивитися на поступ решти індустрії за той самий час.

Точно, если их не покупать, то вполне нормально. Но они это делают за счет пользователей, которые получают "недоделанные/недокатанные" продукты за полную цену... Причем они обрезают не избыточную функциональность, а реально используемую, разве люди не пользуются картридером или usb, что их изъяли из iPad? Аналогично было и с iPhone. Плюс к этому, у них очень узкая продуктовая линейка, если человек не любит сенсорных телефонов, а любит кнопочные с более менее адекватной функциональностью то он вряд ли купит продукцию Apple... Потому что у Apple нет другой модели телефона, которую она могла бы предложить. Если бы новые/улучшенные модификации устройств они продавали со скидкой существующим пользователям, то это было бы справедливо, а так все выходит, прямо как у Nokia, которая тоже так же "улучшает" свои модели, но не всем радостно от такого "прогресса".

Вы так говорите, как будто Эпл вот просто заставляет пользователей покупать "недоделанные" продукты. Пользователи делают это по доброй воле, потому что даже тот минимум, который им предлагают в первых версиях, настолько вылизан, что дает фору продуктам с большей функциональностью. Кстати, еще не известно, какой продукт больше "недоделан" - с ядром функций, "выкатанных" до состояния близкого к идеалу, или с большой кучей полусырых-полуюзабельных фич.
И кстати, что там за проблема с ЮСБ/кардридером на айпаде? Есть же переходник и для того и для другого.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT