`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Тарас Олейник

Эпоха Hi-Fi-звуковоспроизведения закончена. MP3 победил

+610
голосов

Новость о том, что новый физический формат звукозаписи для музыкальной сферы примет столь необычную форму, на самом деле не стала сюрпризом практически ни для кого из экспертов. Однако и после анонса slotMusic остается масса вопросов, давать ответы на которые пока никто не спешит...

Начнем "за здравие". В наше время стремительного удешевления флэш-памяти было бы по меньшей мере неразумно полагать, что новый формат аудионосителя будет основан на каком-либо другом физическом принципе. Оптические диски, как SACD так и DVD-Audio, безнадежно устарели морально как технология. В современных цифровых системах никому не нужна точная механика, как потенциальный источник проблем и сбоев. Да и габариты этих носителей не позволяют им быть по-настоящему универсальными. Поэтому оставим оптику (Blu Ray) для видео, а для аудио флэш-память действительно кажется единственно верным решением.

Радует также и то, что на роль стандарта избрали наиболее распространенный на сегодняшний день формат карт памяти -- microSD. Он совместим как с прочими SD-форматами (посредством адаптера), так и с огромным количеством потребительской электроники, поэтому проблем совместимости ожидать не приходится, и слава богу.

А вот дальше возникают вопросы. Прежде всего, предполагаемый объем носителя, спецификации говорят об 1 ГБ. Учитывая копеечную стоимость флэш-памяти, по моему мнению, останавливаться на каком-то одном, но фиксированном объеме для всего формата slotMusic довольно нелепо. Уж во всяком случае, стоит предусмотреть возможность его дальнейшего увеличения, ведь очевидно, что свободного места много не бывает, и чем его заполнить, всегда найдется.

С этим же связан и следующий, очень важный вопрос -- кодировании аудио. В угоду потребительской аудиотехнике в качестве базового был выбран формат... МР3!

Еще раз, по слогам: в качестве базового аудиоформата будущего для воспроизведения музыки избран формат сжатия с потерей качества. Иначе как безумием назвать такое решение не поворачивается язык -- да, конечно, считается, что при записи в 320 Кбпс звучание МР3 не слишком отличается от CD-качества, однако это впервые на моей памяти новый адиоформат привносит на рынок намеренное ухудшение качества аудио вместо его совершенствования. Для которого, казалось, есть еще столько неизведанных путей...

Интересно, что же помешало грандам индустрии предусмотреть возможность воспроизведения со slotMusic старого доброго формата PCM Wave, т.е. 16 бит/44,1 КГц стерео? Учитывая достаточно большой доступный объем в 1 ГБ, какой смысл "экономить на спичках" и подвергать аудио сжатию с потерями, если деградация качества звучания при этом все же заметна?

Я уже не говорю о том, что намного более перспективным было бы избрать в качестве базового формата несжатое аудио с более высоким разрешением -- к примеру, 24-бит/48 КГц, ведь этот формат является оптимальным исходя сразу из многих точек зрения, в том числе и совместимости со студийной аппаратурой.

Единственная моя надежда -- что в будущем этот вопрос все же возникнет, и благодаря универсальности физического носителя -- флэш-памяти -- хранение на slotMusic несжатого аудио (а также многоканального аудио, аудио высокого разрешения и т.д.) все же будет дозволено. Ведь любителей хорошего звука все еще довольно много, и в качестве косвенного свидетельства можно привести хотя бы популярность lossless-форматов FLAC и APE в p2p-сетях. 

Надеюсь, к данному вопросу мы в скором будущем еще вернемся -- когда спецификации slotMusic станут доступны всем желающим.Но на данном этапе приходится констатировать победу МР3, а значит, и окончательный  закат эпохи высококачественного звуковоспроизведения (Hi-Fi).

+610
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Полность согласен с автором! Зачем при практически свободном выборе емкости флеш-носителя, урезать качество? Непонятно.
Хотя, если придратся к написаной фразе "в качестве базового аудиоформата будущего для воспроизведения музыки избран формат сжатия с потерей качества", то получается есть и не базовый аудиоформат? Надеюсь без потери качества :).

Слух молодого поколения будет привыкать к некачественному звуку и скоро будет считать это за норму.

Молоде покоління ВЖЕ практично звикло до неякіснонго звуку: перерважна більшість слухає музику з мобільників та мп3-плеєрів.

Vbondare, простите, а каким образом вы слушаете музыку вне дома?

Вони слухають її так навіть вдома. До того ж мало хто з молодих слухачів чув дійсно якісні записи, бо купити хороший ліцензійний диск коштує недешево, а mp3-файлів можна накачати з інету майже задарма. А от якість...

Ну из информации на http://www.slotmusic.org/what_is.php я, например, сделал вывод, что этот формат ориентирован на мобильные устройства и мобильных любителей музыки. Так что для ценителей звука все не так уж и страшно...

Да нет, не только. Пишут, якобы, "универсальный". Да и во всей профильной прессе его встретили как наследника CD.

Вот только есть твердая уверенность, что на прилавках мы его так и не увидим. Мертворожденный формат получился, имхо.

Різничю між MP3 і CD можуть почути лише музиканти, і вони дійсно плюються на MP3. Мені наприклад однаково, тобто я різниці не чую.

А для звукозаписуючих компаній мабуть пріоритет массовості продаж, а значить прибутку, стоїть набагато вище ніж збереження культурної спадщини людей в макс. недоторканому вигляді.

Разница отлично слышна большинству простых смертных, не тоьлко звукорежиссеров и музыкантов. Более того, иногда она просто бросается в уши -- например, в виде треска (клиппинга) особо громких участков фонограммы, в то время как на CD этого нет (о том, почему так получается, надо бы написать отдельную заметку).

Другое дело, что большинство людей не придают значения этой разнице, так как уровень звуковоспроихзводящей аппаратуры ее практически нивелирует. Снизилась культура прослушивания. Если раньше сесть, приглушить освещение и послушать хорошую музыку было распространенным времяпрепровождением, то сейчас большинству меломанов этим просто некогда заниматься. Вот и слушают айподы -- своеобразный музыкальный фаст-фуд...

Я слушаю музыку только в несжатых форматах - AudioCD/PCM, DVD-Audio, WMA Lossless (в плеере). Все остальное - от лукавого. MP3 использую сугубо для ознакомления с новинками - если нравится иду и покупаю AudioCD либо, если есть DVD-Audio - к сожалению этот формат мало популярен.

однако это впервые на моей памяти новый адиоформат привносит на рынок намеренное ухудшение качества аудио

Каак впервые? А дауншифтинг с винила на CD?!

Не согласен. При проигрывании виниловых дисков соотнешение сигнал/шум было в лучшем случае порядка 70 дБ, что на 26 дБ хуже, чем при проигрывании музыкального компакт-диска, соответственно в случае винила количество полезной информации в звуковом тракте было меньшим. С другой стороны, у винила присутствовали четные гармоники в сигнале, в отличие от нечетных на компакт-дисках, поэтому первые для человеческого уха были приятней.

Гармоники -- дело тонкое. :)
И потому если точно не знаешь, шо оно такое, о них лучше помалкивать :)

Я что-то не так сказал? Просто, если я ошибаюсь, то предпочитаю знать в чем, чтоб больше не допускать ошибок.

Появление в моногармоническом сигнале гармонических искажений -- т.е., собственно четных и нечетных гармоник -- в принципе, не связано с типом носителя. В идеале искажений возникать не должно, и гармоник, соответственно, тоже.

Четные гармоники преобладают в сигнале в том случае, если сигнал претерпевает ассиметричное ограничение -- т.е. одна полуволна "подрезается", вторая -- нет, или же не так выраженно. Такое наблюдается в любых однотактных каскадах усиления, например, в популярных однотактных ламповых усилителях.

Нечетные гармоники преобладают в том случае, когда сигнал ограничивается симметрично, и "сверху", и "снизу". Любой двухтактный каскад, загнанный в ограничение, покажет такой спектр -- будь он ламповый, будь он транзисторный/интегральный.

Однако полупроводниковые усилительные устройства обычно всегда выполняют с отрицательной обратной связью (ООС), чтобы исправить их "врожденную болезнь" -- нелинейную передаточную характеристику. В результате этого спектр искажений сильно изменяется, и сказать с уверенностью, какой тип каскада -- однотактный либо двухтактный -- был использован, не всегда возможно (в 99% случаев используются двухтактные).

А вот лампы, а именно вакуумные триоды, благодаря своей исконно высокой линейности (прямонакальный вакуумный триод является наиболее линейным усилительным элементом), не требуют обязательного применения ООС. В результате разница в спектрах между однотактным и двухтактным каскадами хорошо заметна, и хорошо фиксируется на слух. По итогам прослушиваний и был вынесен вердикт, что преобладание в спектре искажений каскада четных гармоник более предпочтительно для слуха, чем нечетных, так как они эффективно маскируются основным тоном (это в наибольшей степени касается второй и четвертой гармоник).

Но, повторюсь, это явление практически не зависит от свойств самого носителя. Искажения вносятся при снятии и усилении сигнала, но там уже нужно анализировать конкретные схемные решения, поскольку их -- легион, и многие отличаются как ночь и день. :)

Спасибо за детальное объяснение. Хотя хочу еще напомнить, что для записи на виниловые диски еще очень часто использовался на студиях компрессор звука, чтобы лучше воспроизводилось на не очень качественных акустических системах. Соответственно, имело место сужение динамического диапазона, что тоже не могло улучшить качество звука.

Ну, там спорно. По крайней мере, формальные параметры от этого перехода по большей части улучшились.

Я вважаю що онлайн магазини повинні надавати вибір формату, комусь mp3, а комусь якийсь lossless-формат. В ідеалі міг би бути формат контейнер, який містить і те і те, або софт який на льоту трансформує при заливанні музики на плеєр.

Мені від магазинів потрібен формат AudioCD, а ще краще, якщо DVD-Audio. А, до речі, формат, який дозволяє зберігати декілька потоків є - WMA, і софт, який трансформує на льоту, теж є - Windows Media Player, при цьому працює з усіма плеєрами за винятком iPod зі зрозумілих причин.

автор пишет:
>Ведь любителей хорошего звука все еще довольно много, ...

любители хорошего звука могут использовать старые добрые носители. Типа пластинок и т.п.
Всем не угодишь.

Говоря о типе носителя, динамическом диапазоне, о спектре мы забываем САМОЕ главное! Качественную музыку нужно слушать на КАЧЕСТВЕННОЙ АППАРАТУРЕ. Если вы запустите CD на бумбоксе у мамы в кухне, то он будет играть заведомо хуже, чем MP3128 на хорошей аудиосистеме. А объяснять ценителям лампового звучания, сколько стоит такой усилитель (а может еще и многоканальный) я думаю, не стоит. Добавим к этому еще акустическую систему. Для точного отображения можно купить мониторы ближнего или среднего поля, хотя слушать на них музыку обычному человеку будет далеко не так приятно, как на обычной акустике HI-FI (которая внося искажения, кажется нам более "живой и реалистичной"). Итого, суммарная цена приблизится к стоимости недорогого авто.
Поэтому не стоит гнаться за суперкачественным звучанием, не имея соответствующей аппаратуры. Например, на студиях вообще используют глубину оцифровки 24, а то и 32!!! бита, а частоту дискретизации 96 kHz, а иногда и 192 kHz. И если увеличение битовой разрядности еще имеет смысл (улучшается воспроизведение НЧ, т.к. именно они кодируются в спектре низшими битами), то увеличение частоты дискретизации делают исключительно из технических соображений, которые тут не место описывать. А теперь заходим на сайт звуковой аппаратуры и смотрим, что нам могут предложить из акустики с правильными АЧХ и ФЧХ в диапазоне от 30 до 200 Гц. Цены уходят в космос.
По моему мнению, использование флэш-карт ориентирована в большей мере на мобильный сегмент рынка, и паниковать здесь совершенно неуместно. Или вы думаете, что когда фильмы выпускают на BluRay с дорожками DTS, музыку будуть гнать в MP3 с непонятным битрейтом?))) Появление флэш-карт не стоит расценивать как замену Audio-CD и DVD-audio, а как еще одну возможность заработать на продаже музыки

Сам по себе переход на флеш-карты, как носитель музыки не удивляет и вполне предсказуем. Но выбор в качестве эталона MP3... Как то не укладывается в мозгу...

Вообще, обидно, что mp3 заморозился в своем развитии - могли бы "довинтить" поддержку lossless или очень высокого битрейта к mp3, чтоб можно было минимизировать потери. Тогда бы еще такой выбор можно было принять.

А в чём вопрос ? Всё вполне логично.

Еще раз, по слогам: в качестве базового аудиоформата будущего для воспроизведения музыки избран формат сжатия с потерей качества.

Перевожу на русский: гранды индустрии приняли решение использовать МР3 для массового рынка, среднетипичный представитель которой не заморачивается разницей между МР3 и действительно высококачественным воспроизведением, и скорее всего, не знает(воспитан, чтобы не интересоваться и т.д.) о существовании последнего.

Обычный маркетинг. Обычное сегментирование. Обычное аккуратное навязывание(приучение) нужных ценностей целевой группе. Обычное усреднение, вышелушивание куолитифилии и приведение характеристик рыночной ниши к характеристикам, скажем, рынка жвачки, тобто типичного FMCG. Воспитание потребностей нужной ЦА позволяет точней планировать бизнес. Так что тут удивительного ?

Ну а сегмент высококачественного воспроизведения никто не отменял. Просто он, сегмент, небольшой, а контент и аппаратура переползут ещё выше в ранг эксклюзивщины и будут стоить дороже.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT