`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Черников

Эпоха доткомов: странные должности гуру

+22
голоса

Все-таки удивительно, как быстро новое в отрасли ИТ становится далеким прошлым. Сегодня мало кто помнит, что в начале тысячелетия специалисты, которые были уже достаточно взрослыми, чтобы играть определяющую роль в отрасли – и вместе с тем достаточно молодыми, чтобы не воспринимать это слишком серьезно, часто получали должности с довольно странным названием и весьма неопределенной областью деятельности.

Джош Фрулингер (Josh Fruhlinger) из ITWorld раскопал несколько примеров, которые довольно забавны и вместе с тем хорошо характеризуют происходящее в доткомах 15-20 лет тому назад. Приведу только некоторые из них. Желающие могут поразбираться в обязанностях (и, заодно, в сленговом американском английском), по указанной ссылке.

Серьезный, в общем, сайт Fast Company тогда выискивал и регулярно публиковал интервью с людьми, имеющими работу с необычными названиями в разделе «Job Titles of the Future».

Как пишет Фрулингер, «просматривая сегодня архивы тех лет, удивляешься смеси причудливости и высокомерия названий должностей». Вот некоторые из них.

Digital Yenta

Эпоха доткомов странные должности гуру

В 2000 г. Кристина Хармел (Christine Harmel), руководитель одной из консалтинговых фирм, определяла свою должность как «Digital Yenta». Перевод здесь довольно сложен. Если учесть разные дополняющие друг друга толкования, это что-то вроде назойливой крестной, которая вмешивается во все дела, даже если ее об этом не просят. Разумеется, в цифровом мире.

The Big Kahuna

Эпоха доткомов странные должности гуру

Возможно, романтика тех лет лучше всего выражается нарочито театральной должностью, которую выбрал для себя Ричард Ю (Richard Yoo), соучредитель Rackspace. Он оставил эту компанию, чтобы создать услугу хостинга, нацеленную на более низкий уровень рынка.

Он назвал новую компанию ServerBeach, и ясно дал понять его собственное место, объявив себя «Big Kahuna».

Здесь тоже не все так просто. Эта должность, очевидно, связана с умным фильмом 1999 г. – с одноименным названием и Дени ДеВито в одной из главных ролей. Для полного понимания весьма рекомендую посмотреть сам фильм, который определяется как комедия, но на самом деле гораздо глубже и очень хорош для понимания беспощадных правил бизнеса.

Впрочем, для Ричарда Ю эта идиллия продолжалась не слишком долго, поскольку компания была продана уже в 2004 г.

Big Buddy

Эпоха доткомов странные должности гуру

Изобретатель Дин Кэймен (Dean Kamen), казалось, искал чего-то такого же привлекательного и одновременно нечеткого в 2001 г., когда готовил выпуск Segway. Его двухколесный суперсамокат называли Ginger и даже просто It (вспомните персонаж по имени Что из «Семейки Адамсов»).

Никто толком не мог сказать, что именно он изобрел. Поэтому, во избежание лишних расспросов о том, что придется делать, он искал себе исполнительного директора, но на должность не CEO, а «Big Buddy» – «большого приятеля». Этого, впрочем, так и не произошло.

VP of Consumer Connection

Эпоха доткомов странные должности гуру

Газета Chicago Tribune в 2001 г. заметила, что введение очень странных должностей характерно не только для скороспелых и сумасшедших Fast Company, но даже для таких солидных и уравновешенных фирм, как, например, Coca-Cola.

Несмотря на свой скучный, как будто затянутый в деловой костюм, офис, Coca-Cola утвердила для работавшего тогда на нее Ника Бишопа (Nick Bishop) пышную должность «Vice President of Consumer Connection» – вместо обычного «начальник рекламного и коммерческого отделов».

Это, конечно, не предел. Говорят, в Fathom Studios была должность «Леди благородного влияния и убеждающего рассказа» (Lady of Noble Influence and Narrative Persuasion).

Примечание. В Украине я однажды лично столкнулся с должностью «Эксклюзивного Менеджера Креативного Департамента», что на поверку оказалось примерно старшим комплектовщиком на складе.

Marketig Mechanic

Эпоха доткомов странные должности гуру

И все-таки – почему рубеж двух тысячелетий оказался эпохой должностей с глупыми названиями? Донна Хоффман (Donna Hoffman), профессор менеджмента в Vanderbilt University, отвечая на этот вопрос, ссылалась прежде всего на психологические особенности того времени.

«Это было время отказа от всего, что пахло нафталином», – сказала она в интервью журналу Businessweek в 2001 г., – «У нас было такое чувство, что мы совершенно не похожи на папу. Интернет требовал иной реакции на него, чем все предыдущие информационные технологии. Поэтому мы отличались от предыдущего поколения специалистов и собирались устанавливать новые, свои правила».

В результате молодые компании придумывали самые необычные названия должностей. Например, в штатном расписании контакт-центра PeopleSupport числились «Customer Care Manager», «Production Supervisor» и даже загадочный «Marketing Mechanic». Звучало неплохо, но точно определить круг обязанностей для них не брался никто. Да никто и не хотел. Это было время веселой игры, когда старое уступало место новому и было позволено практически все.

Позже PeopleSupport была продана и теперь является подразделением крупной компании Aegis, которая занимается аутсорсингом бизнес-процессов (Business Process Outsourcing, BPO), что и показано на фотографии – вместе с самой Донной Хоффман. Интересно, сохранились ли описанные удивительные должности до нынешнего дня?

Chief Internet Evangelist

Эпоха доткомов странные должности гуру

А это уже рецидив – в конце 2005 г. «отец интернета» Винсент Серф (Vint Cerf) получил в Google должность «главного интернет-евангелиста». И действительно – ну чем не бог на фоне земного шара?

Правда, злые языки говорят, что эту должность он получил только потому, что в компании не предусмотрен титул эрцгерцога. А один из аналитиков отрасли назвал это кукольным театром и корпоративным детским садом.

Похоже, Серф пока последний, кого наняли на странную должность. Но своей цели Google достигла. Сегодня мало кто в ИТ не знает и не хихикал по этому поводу. Однако паблисити дороже денег. Вряд ли Серф испытывает чувство стыда, а Google лишний раз оказалась на слуху у всего мира.

И все же – скорее исключение, чем правило

«Я так и не смог найти современные примеры реальных должностей в реальных компаниях, которые сегодня называются по описанным выше правилам», – отмечает в заключение Фрулингер.

Странные и непонятные занятия сегодня тщательно вымарываются из резюме и профилей социальных сетей, чтобы не навлечь на соискателей работы позора и избежать отношения к себе как к не совсем адекватной личности.

Но вот вопрос: действительно ли такие должности были только легендой (или шуткой), созданной двадцать лет назад тогдашним коллективным бессознательным восприятием «пузыря доткомов», без прочной основы здравого смысла? Или все это повторится во время очередного бума какой-либо новой технологии?

Если вы знаете примеры подобной экстравагантности в отечественном секторе ИТ, напишите, плз, в комментариях.

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT