`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

История предательства Google

+1113
голосов

А начиналось все так хорошо… Дружба между Apple и Google выглядела именно тем альянсом, который должен был ускорить прогресс в мире компьютеров и интернета, а также противостоять монополии Microsoft. Однако, что-то в пути сломалось, и теперь битва между Apple и Google обещает стать одним из самых захватывающих зрелищ десятилетия.


© Daniel Adel

Какая битва, спросите вы? Ведь внешне Apple и Google вроде как дружат, да и Google недавно публиковала пресс-релиз, уверяя всех в том, что они с Apple — партнеры. Однако, за кулисами происходит такой “движняк”, что мало не покажется. И большая, но интереснейшая статья из New York Times немного приоткрывает завесу над тем, что происходит за кулисами.

————-
Битва за будущее переходит в личную плоскость
Три года назад Эрик Шмидт, руководитель Google, вышел на сцену в Сан-Франциско, чтобы обменяться рукопожатиями со Стивом Джобсом, со-основателем Apple, и чтобы помочь ему представить трансформационный чудный гаджет — iPhone — толпе журналистов и фанатов на ежегодном MacWorld Expo.

Google и Apple работали вместе над тем, чтобы поиск Google и служба карт появились на iPhone, рассказали они аудитории, и Шмидт пошутил, что сотрудничество было настолько тесным, что им можно было бы просто объединить обе компании и назвать ее “AppleGoo”.

“Стив, мои поздравления”, сказал Шмидт своему корпоративному союзнику. “Это будет популярный продукт”. Джобс принял комплимент с улыбкой от уха до уха.

Сегодня тепла того времени как не бывало. Джобс, Шмидт и их компании нынче вовлечены в изматывающую королевскую битву за будущее и форму мобильных вычислений и телефонов, с последствиями, которые сотрясают весь цифровой ландшафт.

За последние 6 месяцев Apple и Google соперничали в приобретении компаний, в патентах, директорах, советниках и приложениях для iPhone. Джобс и Шмидт обменивались выстрелами по компаниям друг друга в СМИ и в частном общении с сотрудниками.

В этом месяце Apple подала иск против HTC, тайваньского производителя мобильных телефонов, которые работают под управлением операционной системы Android от Google, обвинив HTC в нарушении патентов iPhone. Этот шаг воспринимается как начало юридического марша Apple против Google, так и попытка замедлить планы Google по расширению своего влияния на мобильные устройства.

Apple считает, что устройства вроде смартфонов и планшетов должны тесно контролироваться, быть построены на проприетарных стандартах и что потребители должны расширять возможности этих гаджетов приложениями из магазина Apple App Store.

Google, с другой стороны, хочет, чтобы смартфоны были открытыми, непроприетарными платформами, чтобы пользователи могли свободно находить приложения, которые будут работать на разных устройствах. Google давно опасалась, что конкуренты вроде Microsoft или Apple, или мобильные операторы вроде Verizon могут заблокировать доступ к ее сервисам на смартфонах, что приведет к тому, что компьютеры станут основным выходом в сеть. Усилия Google по продвижению Android, по сути — это попытка контролировать свою судьбу в мобильном мире.

И хотя разногласия между Apple и Google частично философские, но при этом вовлекают огромные финансовые ставки, сама битва также содержит и глубоко личные нотки и напоминает эгоцентричные кулачные бои, которыми длительное время характеризовались конфликты в технологической отрасли (Например, Intel против AMD, Microsoft против всех, и так дальше).

И все же, согласно интервью двух десятков аналитиков, инвесторов Кремниевой Долины и текущих и бывших сотрудников обеих компаний — большинство которых попросили оставаться анонимными, чтобы сохранить свою работу или бизнес-отношения — битва между Шмидтом и Джобсом носит непривычно яркий характер вражды и амбиций.

В центре их конфликта — чувство предательства: Джобс считает, что Google нарушила альянс между компаниями, выпустив телефоны, которые физически, технологически и по духу напоминают iPhone. Короче говоря, он чувствует, что его бывшие друзья из Google оказались карманниками.

“Мы не входили в поисковой бизнес. Они вошли в телефонный бизнес”, сказал Стив Джобс сотрудникам Apple во время общей встречи недолго после публичного представления iPad в январе, по информации от двух сотрудников, которые были там и слышали презентацию. “Не ошибитесь: Google хочет убить iPhone. Мы не дадим им этого сделать”.

Один из этих сотрудников сказал, что Джобс обращался к теме Google несколько раз за выступление, и даже принизил их слоган “Не будь злом”, добавив туда ругательство, чем вызвал громогласные аплодисменты со стороны своих сотрудников.

Apple отказалась дать комментарий для этой статьи. Ларри Пейдж и Сергей Брин, со-основатели Google, открыто выражали свое восхищение Стивом Джобсом, и Google заявляет, что она не ведет войны со своим бывшим союзником. “Apple — ценный партнер, и мы глубоко уважаем все, что они сделали для технологии за более чем 30 лет”, сказала Джилл Хезейлбейкер, пресс-секретарь Google.

В своем заявлении Шмидт соглашается: “Я продолжаю считать, как и многие, что Стив Джобс — лучший руководитель в мире на сегодняшний день, и я чрезвычайно восхищаюсь Apple и Стивом”, написал он.
Несмотря на эти нежности, технологический мир наблюдает битву между Apple и Google, ощущая потрясение и страх.

“Я уверен, что будет хуже”, говорит Давид Йоффи (David B. Yoffie), профессор из бизнес-школы Гарварда, который десятилетиями изучает технологическую отрасль. “Чтобы победить Apple, Google надо стать намного более агрессивной. Если они будут успешными, это создаст дополнительное ценовое давление на Apple и iPhone”.

Один инвестор из Кремниевой Долины с хорошими связями, который предпочел остаться анонимным, говоря о конфликте Apple и Google, сказал, что он шокирован уровнем злобы, которую он наблюдал.
“Это — Третья Мировая Война. Удивительная вражда мотивирует двух самых могущественных людей в отрасли”, говорит он. “Все основывается на эмоциях. Это — самая большая битва эго в истории. Это ненависть”.

Эта битва между двумя ветеранами Долины, стили которых радикально отличаются. Шмидт — мозговитый технолог, который вырос до руководителя. Он сдержан и похож на профессора, когда выступает публично, но гордится своей жесткостью.

Вместе с Пейджем и Брином, он наполнил Google крепким стремлением к конкуренции, и почти евангелической убежденностью, что разработчики компании могут делать практически все лучше, чем ее конкуренты.

А Джобс, конечно же, гениальный маркетолог и инноватор, который использует авторитарное управление во всех аспектах Apple. С тер пор, как он помог основать компанию в 1976 году, он также продвигал битвы с конкурентами — сначала против IBM и Microsoft, а затем Dell — на уровне корпоративных призывов к битве, используя призрак врага, чтобы мотивировать сотрудников и улучшать образ Apple в глазах публики.

Но в последней битве с Google, его действия выглядят непривычно эмоционально. В иске по поводу телефонов Android, он позиционирует свою компанию как обиженную жертву, которая наконец-то восстала против хулигана. “Мы можем сидеть и смотреть, как конкуренты воруют наши запатентованные изобретения, или же мы можем что-то по этому поводу сделать,” заявил Джобс при подаче иска. “Мы решили что-то сделать”.

Google в тот же день заявила, что хотя она и не является частью этого иска, но она “поддержит” HTC. А лично некоторые руководители Goole говорят, что они волнуются, что этот иск может задержать Android, который также разрабатывается для планшетов, которые могут конкурировать с iPad.

Шмидт тоже не стесняется публично пинать Apple. В январе на Мировом Экономическом Форуме, когда его спросили, что он думает о новом iPad от Apple, который должен поступить в продажу в начале апреля, он пошутил: “Кто-то должен объяснить мне разницу между большим телефоном и планшетом”.

И хотя Джобс и Шмидт оба начали работать в Кремниевой Долине в конце 70-х, их пути редко пересекались. Но к 2001 году, когда Джобс вернулся в Apple, а Шмидт руководил Google, у них была общая цель: ограничить гегемонию Microsoft среди персональных компьютеров и убедиться, что Билл Гейтс не будет доминировать в онлайн-сервисах и на мобильных устройствах.

Когда Шмидта пригласили в Совет Директоров Apple в 2006 году, он и Джобс щедро хвалили друг друга.
Вне глаз публики, формировались более тесные связи между двумя компаниями. Основатели Google, Пейдж и Брин, считали Джобса своими ментором, и, по словам бывшего директора Apple, регулярно посещали офис Джобса в Купертино в начале пути Google.

Брин также часто гулял с Джобсом рядом с его домом в Пало Алто, и среди холмов, прилегающих к горам Санта Круз. Говорят, что они обсуждали будущее технологии и планировали совместные начинания, которые так и не созрели — например, совместные усилия по разработке Safari для Windows.

Еще один из бывших руководителей Google говорит, что Пейдж и Брин “открыто говорили о своем восхищении Джобсом, и о том, что он является примером для них по мере их роста”. Пейдж и Брин отказались от интервью. Люди, близкие к компании, говорят, что они разочарованы ухудшением отношений с Apple.

И все же, они и другие руководители в Google, считают, что усилия компании для того, чтобы расшевелить отрасль и преуспеть в мобильных вычислениях слишком важны, чтобы жертвовать ими лишь для того, чтобы успокоить Джобса.

В любом случае, Шмидт и Джобс никогда не были близкими друзьями. Но они несколько раз ужинали вместе по разным поводам, говорит бывший заместитель Шмидта, и Джобс никогда не стеснялся позвонить Шмидту напрямую и высказать свое мнение. Шмидт, по словам друзей, наслаждался своей позицией в Совете Директоров Apple и близостью, которую она давала, к одной из наиболее известных фигур в американском бизнесе.

Но сложности не заставили себя ждать. Когда Apple начала продавать iPhone в 2007 году, Google уже потихоньку раскручивала усилия по разработке Android, своей собственной операционной системы для смартфонов.

За два года до этого, Google приобрела стартап, который разрабатывал Android. В то время этот шаг был больше нацелен на Microsoft и должен был сделать так, чтобы компания не контролировала рынок мобильных устройств. Но когда Microsoft споткнулась на растущем рынке смартфонов, и другие компании, вначале Research In Motion, а затем Apple, начали на нем доминировать, Google продолжала продвигаться дальше с Android и со своим видением более открытой экосистемы мобильных телефонов.

По мере формирования плана Google, руководители Apple и Google неоднократно либо встречались лично, либо обсуждали по телефону растущее беспокойство по поводу Android, говорят с обеих сторон.

Многие из этих встреч превращались в споры, говорят люди, знакомые с этими обсуждениями, где Джобс часто обвинял Google в воровстве возможностей iPhone. Руководители Google отвечали, что возможности Android основывались на давно существующих идеях, которые давно циркулируют в отрасли, и что некоторые прототипы Android появились еще до iPhone.

На одной особенно горячей встрече в 2008 году на кампусе Google, Джобс в гневе заявил руководству Google, что если они используют версию мультитача — популярной возможности iPhone, которая дает возможность пользователям управлять устройством с помощью движений пальцами — он подаст на них в суд. Два человека, которые были в курсе этой встречи, описали ее как “интенсивную” и “напряженную”.

И хотя Google прислушивалась к Apple, она редко уступает. “Я не думаю, что они особо подстраивались”, говорит бывший руководитель Google, который в курсе этих обсуждений. “Google — это не та компания, которая кого-то боится, в том числе и Apple”.

В случае с Android Google была осторожной, по крайней мере, в начале. Первые версии ПО, которое появилось на устройствах в 2008 году, не содержали возможностей мультитач. Телефоны были медленными и громоздкими, и сотрудники Google шутили, что они выглядят как кирпичи.

Но по мере улучшения устройств с Android, Apple стала больше волноваться. Когда Джобс вернулся на работу после длительного отпуска по состоянию здоровья, он столкнулся с целой кучей телефонов на Android, в частности, Motorola Droid, с более приятным корпусом, улучшенной производительностью и, как и другие телефоны с Android, возможностью запуска нескольких приложений одновременно.

Подчеркивая растущую конкуренцию, Verizon запустил рекламу для Droid, которая была нацелена на iPhone, со слоганом “Все, что яНемогу… Droid может”. (“Everything iDon’t … Droid Does.”)

По мере роста напряжения между Шмидтом и Джобсом, их соперничество становилось все более публичным. Когда Google попыталась выпустить свою программу для управления голосовой почтой, Google Voice, на iPhone, Apple заблокировала эту попытку в июле прошлого года, заявив о проблемах с безопасностью личной информации. Затем, в августе прошлого года, Шмидт ушел из Совета Директоров Apple, частично из-за обеспокоенности регулирующих органов о связях двух компаний, но частично и из-за заявления Apple, что его позиция стала неподходящей.

Когда Стив Джобс объявил об уходе Шмидта из Совета Директоров, он отметил, что с Android и планами на операционную систему для компьютеров, Google “к сожалению, входила все больше в “ключевые рынки” Apple”.

А затем началась борьба на рынке приобретений.

Осенью Apple сделала формальную попытку приобрести AdMob, быстро растущую компанию мобильной рекламы, за 600 млн долларов. AdMob специализируется в разработке рекламы, которая работает внутри приложений для мобильных телефонов, например, таких, которые работают на iPhone.

Пока Apple проводила проверку состояния компании перед сделкой, AdMob согласилась на условие 45-дневного моратория на продажу, правило, которое означает, что компания не предлагает приобрести себя другим компаниям на протяжении этого периода. Но после истечения этого 45-дневного периода, когда Apple почему-то не сделала предложения, внезапно возникла Google.

Их интерес, возбужденный вниманием Apple к стартапу, привел к тому, что Шмидт, Пейдж и Брин, а также другие руководители Google, начали активно обхаживать Омара Хамуи (Omar Hamoui), молодого гендиректора AdMob. Они утверждали, что AdMob естественно подходит корпоративному семейству Google, потому что Google — в отличии от Apple — является давним профессионалом в рекламе. Они обещали, что сотрудники AdMob смогут обналичить свои опционы с акциями раньше, чем это позволила бы сделка с Apple. Ну и не мешало то, что Google была готова заплатить на 25% больше, чем предлагала Apple.

Через три дня после окончания срока моратория, Google согласилась купить AdMob — выложив огромные 750 млн долларов за четырехлетнюю компанию со скромными доходами. Брошенный и разозленный, Джобс предположил, что AdMob могла нарушить свои юридические обязательства с помощью Google, по информации от двух людей, знакомых с провалом переговоров.

(Ни AdMob, ни Google не дали комментариев по любым аспектам процесса. Эта сделка сейчас рассматривается Федеральной Торговой Комиссией на предмет возможных монопольных проблем).

Один из руководителей, знакомых со стратегией приобретений Google, сказал, что компания была готова переплатить за AdMob только для того, чтобы компания не попала в руки Apple. “AdMob ни за что не получила бы 750 млн долларов, если бы не было риска, что она окажется в руках Стива. Получат ли они 750 млн дополнительных доходов? Нет, конечно”.

Apple быстро нанесла ответный удар, приобретя Quattro Wireless, конкурента AdMob, за примерно 300 млн долларов, в январе этого года — подав сигнал, что Apple и Google будут бороться за превосходство на рекламном рынке мобильных устройств.

В СМИ, однако, анонс Apple затмила более крупная новость. В тот же день Google представила Nexus One, свой телефон, разработанный в сотрудничестве с HTC, который содержал некоторые определяемые элементы, безошибочно ассоциируемые с iPhone.

В том же месяце, через несколько дней после того, как Джобс высмеял мантру Google “Не будь злом”, Google избавилась от видимости примирения: компания выпустила программное обновление для Nexus One, добавив возможности мультитача и, таким образом, открыто перешла ту линию, что нарисовал Джобс.

Внутри Apple и Google, говорят сотрудники, дух соперничества очень интенсивен, и крайне нужен миротворец. “Я никогда не видел ничего подобного в моей жизни”, говорит один сотрудник Apple. “Я был на огромном количестве встреч, где постоянно звучат пинки в сторону Google. Даже как-то странно”.

В Google, в растущем списке соперников которой числятся Microsoft, Facebook и Yahoo, вражда с Apple пока так не распространилась. В конечном итоге, iPhone помог росту популярности мобильных услуг и рекламы Google.

Размолвка из-за Google Voice, вместе с другими конфликтами, обострила один из худших страхов Google: что конкурент может ограничить миллионам людей использование услуг компании. Руководитель Google призвал выпустить Google Voice “так или иначе”, и компания быстро разработала обходной путь для того, чтобы обойти блокировку Apple.

Если кто-то и может договориться о перемирии, то это может быть Билл Кемпбелл (Bill Campbell), хорошо известный бизнес-советник из Кремниевой Долины, которого также называют Тренер.

Кемпбелл, бывший тренер футбольной команды в колледже, и бывший генеральный директор Intuit, играл важную роль в Google. Он участвовал во встречах в компании на высшем уровне, консультировал Эрика Шмидта лично раз в две недели, помогал сформировать управленческую структуру компании, и также участвовал в первоначально бурных отношениях между Шмидтом и основателями Google.

Кемпбелл также активно участвует в Apple, где он является со-председателем Совета Директоров, и он — один из нескольких людей, кому доверился Джобс во время проблем со здоровьем.

Хотя Кемпбелл и пытался быть дипломатом и смягчать проблемы между Джобсом и Шмидтом, это было непросто. Кемпбелл отказался давать комментарии для этой статьи, но люди, знакомые с ситуацией, говорят, что всю прошлую осень Джобс и Шмидт по очереди уговаривали Кемпбелла разорвать связи с другой компанией, иногда даже выставляя ему ультиматумы.

В конечном итоге, Кемпбелл был вынужден выбрать, и по словам человека, знакомого с ситуацией, он оставил свои формальные обязанности в Google, хотя он по-прежнему неформально приглядывает за руководителями компании.

Митч Капор (Mitch Kapor), основатель Lotus Development, а сейчас — инвестор, описывает такой конфликт как “старое вино в новой бутылке”, и вспоминает множество корпоративных битв в Кремниевой Долине. Он рассматривает это как повторение ситуации между Apple и Microsoft, где Apple по-прежнему пытается контролировать каждый аспект впечатлений пользователя, а Google, как Microsoft до этого, работает с множеством партнеров, чтобы заполнить рынок большим количеством устройств.

Хотя мобильные разработчики предпочитают iPhone на данный момент, “они все спешат разрабатывать и для Android”, говорит Капор. “Плотный контроль помогает в начале, но в долгосрочной перспективе он только сдерживает”.

Apple и Google продолжают оставаться партнерами в определенных направлениях. Google платит Apple миллионы долларов в год за то, что ее поисковик устанавливается по умолчанию в веб-браузере Apple на iPhone, а скоро, возможно, и на iPad.

Но уже давно циркулирует слух, что Apple планирует публично “дать Google в глаз”: сделав поисковик Microsoft, Bing, по умолчанию поисковиком на iPad, и, возможно, даже на iPhone. Один сотрудник Apple говорит, что Ки Лу (Qi Lu), президент подразделения онлайн-сервисов Microsoft, недавно посещал кампус Apple в Купертино, чтобы обсудить такую сделку. Microsoft отказалась от комментариев.

Сделка с Microsoft может не стать большим ударом по Google в финансовом плане, потому что многие пользователи iPhone и iPad будут, без сомнений, заходить на поисковик Google из браузера устройства. Но поддержка Джобсом окажется очень ценным одобрением продукта для Microsoft, которая в вопросах поиска пока сильно отстает.

И это будет невероятной картиной: Стив Джобс и Apple, убегающие от Эрика Шмидта и Google, прямо в объятия Стива Баллмера и Microsoft.

Apple’s Spat With Google Is Getting Personal

+1113
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

компании, продолжая противостояние, только проиграют. Они великолепно могут дополнить друг друга и предоставить пользователям уникальный продукт/услугу, которые будут опережать и время, и конкурентов. Надеюсь, что такие личности как Стив, с одной стороны и Эрик, Лари и Сергей, с другой, смогут прийти к компромиссу. Я очень на это надеюсь!!!

Вражда часто иррациональна.
А Яблочники становятся даже жестче, чем в свое время были МелкоМягкие. Те руки всем выкручивали, за что не раз были биты антимонопольным комитетом, теперь Apple хочет станцевать на тех же граблях. Парадокс...

Лавры "империи зла" давно уже перешли от майкрософт к гуглю.

Хотя на самом деле сейчас это Apple с его неадекватными притязаниями контролировать все и вся на уже проданных им устройствах... А также патентных претензиях на изобретение своего велосипеда ;-)

Всегда восхищался Apple. Но сейчас понял, что это подлючая компания. Прочитал MacWorld. Рекламка - многим не нравится глянцевый экран. Мы заботимся о Вас. Купите за 39 usd специальную накладку на экран (Мака). Такую как в 90-х. Это как. Сейчас у Google тяжелые времена: Apple, суд в Европе,
уход из Китая, Xerox ... Но думаю они выстоят.

вы ошибаетесь. во-первых, накладку продает не Apple, а производитель аксессуаров. Во-вторых, накладка не такая, как в 90х. В третьих, для тех, кто хочет ноутбук с матовым экраном, есть такая опция при его заказе в магазине.
---------------
"Computers are not intelligent. They only think they are."

Я смотрю. что многие авторы ругающие Apple совершенно не представляют себе сути политики этой кампании.
Сейчас Apple продает не просто компьютер или телефон. она фактически продает решение или если хотите образ жизни или входной билет в клуб.
Ведь компьютер без программ и содержимого для программ никому не нужен.
Многим не нравится, что Apple распространяет приложения для своего телефона только через своий магазин, но это ведь в неоторм роде гарантия, что поользователь не подхватить какую то заразу.
Вирусописакам это не нравится, вот они и визжат как свиньи недорезанные.
Особо меня умиляет писаки, обвиняющие Apple в дороговизне.
Господа, Вам не не нравится дорогой магниевый корпус ноутбука или дюралюминиевый iMac за 1200 у.е.? Так кто мешает Вам покупать китайский одноразовый хлам?
Продукция Apple предназначена для тех, кто согласен платить за качество.

А что касается претензий Стива на его интелектуальную собственность, то кто из нас не без греха.
Кроме того мне бы было например неприятно, если бы через месяц после выхода моей программы славные китайские программисты скопировали мой продукт и продавали под своим брендом.
Или к примеру еще до релиза на хакерском сайте уже выкладывается версия моей программы. Это я воплям о жестким требованиям Джобса об утечках информации.

Продукция Apple предназначена для тех, кто согласен платить за качество.
Ага, меня всегда умиляли их цены на USB-шнурки и зарядники для iPhone/iPod. Там, наверное, магниевые сплавы и палладиевые вставки, чтобы было, за что платить... Для сравнения, мой "одноразовый хлам" за 26 гривен без проблем заряжает мой iPod уже несколько лет...

Вы знаете, я уже несколько месяцев работаю на iMac и могу много пунктов найти к чему прицепиться можно.
Например у меня клава дюралевая и не ней даже не притупили ленивые китайцы острую крому- порезаться можно. Неужели конструктор забыл указать в чертеже как обычно в ССР делали острые кромки притупить.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT