`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Искусство скрывать искусство


Что мы знаем о серверах Sanmina-SCI, мобильных телефонах Jabil, маршрутизаторах Hon Hai? Практически ничего. Зато имена Sun – Nokia – Ciscoзнакомы всем. Просто одни компании – это Бренды, а другие – непубличные контрактные производители, воплощающие разработки в железе. Свои собственные - как ODM (Original Design Manufacturer), или сторонние в качестве EMS (Electronic manufacturing services). ODM-модель подразумевает, что заказчик приобретает изделие, которое не только произведено, но и разработано поставщиком, он же является владельцем прав интеллектуальной собственности. EMS- контрактник получает заказ на сборку вместе с пакетом конструкторской документации и представлениями заказчика о дизайне изделия.

Удобно всем. Как говорит латинское крылатое выражение, Ars est celare artem («Искусство – в умении скрыть искусство»). В том смысле, что результат интересен сам по себе, а не как итог пролитого на тренировках пота. Большие белые Бренды давно не занимаются непосредственным изготовлением продукции, которая носит их имена. Сегодня производитель может вообще ничего не выпускать, кроме бизнес-планов и отчетов перед акционерами. Роль Бренда – формировать продуктовые линейки, рекламироваться, предугадывать тенденции на рынке, или, при достаточном весе на нем, продавливать нужные тенденции. Большинство контрактных производителей носят неброские имена – все равно до конечного покупателя их продукция доходит под чужими торговыми марками. Однако этот бизнес имеет безусловные преимущества. На производственные услуги, которые они предлагают, есть спрос и он будет увеличиваться с расширением круга заказчиков, работающих на глобальных рынках. Выгода Бренда – в создании конкурентной среды между поставщиками, быстром выходе с новыми изделиями на рынок, высвобождении рабочего капитала, избавлении от проблем организации производства и логистики компонентов. Выгода Контрактника – в гарантированном объеме заказов, работе на специализированных рынках, поддержании высокой профессиональной компетенции, снижении бизнес-рисков.

По данным iSuppli, из всех серверов, проданных в мире в 2006 г., только 11% были собраны на собственных производственных мощностях владельцев торговых марок. Около 34% внесли производители EMS, 55% составила продукция ODM. По ноутбукам соотношение того пуще: 13% свои – 3% EMS – 84% ODM. На карте контрактников EMS есть и Украина. Киевская «Фабрика АЛС» уже около двух лет собирает ПК Hewlett-Packard, Jabil Circuits выпускает компоненты для телефонов Nokia на заводе в Закарпатье, а Flextronics содержит в столице команду разработчиков. При таком расползании аутсорсинга по миру, включая нашу страну,  хочется видеть активное разделение IT-труда между участниками внутреннего рынка, но его что-то не заметно. Зато не прекращаются жалобы на нехватку IT-кадров. Понятно почему. При устойчивом годовом приросте рынка 30–50% жажда захвата новых территорий блокирует способность к оптимизации бизнес-процессов и сравнительному анализу эффективности направлений (с последующим отказом от наименее прибыльных из них в пользу внешних поставщиков услуг и оборудования). Когда все занимаются всем, никаких кадров не хватит. Могли бы и сообразить, что утоление кадрового голода – один из немедленных эффектов аутсорсинга.

В 30-е годы телефонная связь развивалась в США такими темпами, что специалисты по вопросам занятости всерьез беспокоились, что вскоре все население страны должно будет превратиться в телефонных операторов. Обошлось. Развитие технологии уменьшило необходимость участия человека в процессе соединения абонентов. За два послевоенных десятилетия автоматические телефонные станции накрыли всю территорию страны. К середине 60-х те, кто все еще хотел профессионально реализоваться «у аппарата», нашли себе место в появившихся call-центрах – объединениях профессиональных переговорщиков, занятых установлением контактов посредством телефонной связи.

Обойдется и у нас. Пройдет несколько лет, рынок стабилизируется и перестанет демонстрировать сводящие с ума показатели роста. Вероятно, тогда и соберутся руководители оперировать выгодой, а не амбициями. Вот смогут ли?

+46
голосов

Напечатать Отправить другу

Молодец, Андрей.
Идею со скрытием искусства и пролитием пота на тренировках я, правда, так и не понял ;-)
Но все остальное прочел с интересом и удовольствием.

Про "скрывать искусство". Слава богу, успех на рынке давно не пропорционален инвестициям в оборудование и физическим трудозатратам. На мой взгляд, создание собственных производственных цепочек полного цикла - глубокий анахронизм. Лепи себе брэнд, найди ему место на рынке и сделай так, чтоб твоя табуретка всем казалась троном. Но при этом браться за всё, от дистрибуции до консалтинга - какой-то очень затратный и долгий путь. Кого сегодня можно напугать сообщением про то, что твои производственные мощности позволяют произвести 120...180... тысяч ПК в год? На память приходит пятилетней давности целевой кредит ЕБРР $8 млн на создание фабрики Квазар-Микро по выпуску ПК. Пользу акционеры КМ конечно получили, но в другом: сперва качественно аудировав самих себя перед получением кредита, а через несколько лет козырнув фабрикой как активом при продаже контрольного пакета. Но при чем тут производство ПК?

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT