`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

iPad непобедим

–725
голосов

Я несколько раз подходил к этой статье с желанием перевести ее и вот наконец решился. Для тех, кому лениво читать, и кто хочет ломануться комментировать сразу, не читая, краткое содержимое статьи: iPad круче всех, Apple использует стратегию, однажды сработавшую с iPod, у конкурентов нет возможности его победить, мы все умрем. Последняя часть – правда, но к оригиналу статьи никакого отношения не имеет.

А вообще, как мне показалось, эта статья – одна из лучших, которую я переводил за последнее время. Чего стоит только подзаголовок: «Почему у конкурентов Apple по планшетам нет ни единого шанса – и, возможно, никогда не будет». Flame mode: on.

***

Представьте себе, что вы управляете большой технологической компанией, название которой – не Apple. Допустим, вы Стив Баллмер, Майкл Делл, Мег Витман, Ларри Пейдж или Пол Отеллини. Как у вас ощущения, спустя несколько дней после того, как генеральный директор Apple Тим Кук представил новый iPad? Вы сбрасываете устройство со счетов как небольшое улучшение, все тот же блестященький планшет, но с более лучшим экраном и более быстрым доступом через мобильную сеть? Или же вы стали плохо спать по ночам? Вы ворочаетесь туда-сюда, переживая, что новое устройство от Apple представляет собой оглушающий удар, шаг, который укрепит позиции компании как бесспорного лидера на крупнейшем и наиболее разрушительном технологическом рынке с момента появления веб-браузера? Может быть, последние пару дней были даже хуже. Возможно, вы парализованы замешательством, боитесь, что вас полностью загнали в угол этим iPad, и не видно нормального способа победить его.

Для вашего же блага, мой гипотетический CEO-друг, я надеюсь, что вы испуганы.

Прислушайтесь; есть вполне высокая вероятность того, что у меня закончатся имена прилагательные для того, чтобы описать то огромное, удивительное, важнейшее, невероятное и растущее положение Apple на рынке планшетов. Но я думаю, что преувеличение здесь оправдано, так как я переживаю, что конкуренты Apple не до конца осознают масштабы потенциального провала, который простирается перед ними. С середины 2010 года, когда стало очевидно, что еще новый на то время iPad станет хитом продаж, я набросал два возможных сценария развития планшетного рынка. Во-первых, все могло пойти так, как на рынке смартфонов – там, где Apple контролирует нормальную долю продаж и большую часть прибыли, но на котором успехи компании ограничиваются конкурентами, чьи продукты воспринимаются в качестве приемлемой альтернативы. Если рынок планшетов сформируется так, как рынок смартфонов, это станет не самой лучшей ситуацией для Microsoft, Dell, Intel, HP, Samsung, HTC или Google, но и не станет катастрофой.

Другой потенциальный сценарий, однако, куда менее оптимистичен для конкурентов Apple. Это – модель iPod. В этой истории, Apple начинает, выпуская новый, определяющий категорию продукт. Затем, по мере того, как конкуренты кое-как собираются с ответом, Apple безостановочно выпускает постепенно улучшаемую версию продукта каждый год, при этом каждый раз оставаясь вне досягаемости конкурентов. Одновременно с этим компания снижает цену на продукт и расширяет продуктовую линейку, делая устройство еще более доступным для широкой публики. Затем, чтобы завершить игру, Apple находит способ улучшить свое положение с помощью сетевых эффектов и привязки покупателей. (В случае с iPod, компания достигла этого с помощью приложения iTunes и встроенного музыкального магазина). Соберите эти факторы вместе – и вы получите непобедимое устройство. В 2011 году, через 10 лет после анонса, iPod по-прежнему занимает невероятные 78% доли рынка музыкальных плееров.

Вот уже два года, как планшет Apple поступил в продажу. Конкуренты выпустили десятки альтернатив, но iPad по-прежнему контролирует более 60% рынка. Более того, остальная часть рынка большей частью состоит из двух устройств, которые продаются в убыток – Amazon Kindle Fire и Barnes&Noble Nook. На мероприятии по запуску нового iPad, Apple сделала все, что нужно, для того, чтобы повторить историю iPod. Во-первых, новый экран Retina в iPad и поддержка сети 4G улучшают устройство достаточно, чтобы с ним нельзя было сравниться, не говоря уже о том, чтобы его обогнать. Более важно то, что Кук расширил продуктовую линейку и снизил цены. Новый iPad стоит от 499 долларов, как и изначально iPad 2, но предыдущая версия теперь стоит от 399 долларов. Видите, что получается? Рынок iPad все больше выглядит как продолжение того, что случилось с iPod. Как и в большинстве сиквелов, в этом все будет еще более масштабней и куда страшнее для всех причастных.

Давайте еще раз представим, что вы – один из конкурентов Apple. Как вы можете победить iPad? Ну, точно не ценой. Даже до нового iPad, конкурентам было сложно бороться с Apple ценой, получая еще при этом прибыль. Теперь же самый дешевый iPad стоит 399 долларов, и им будет еще сложнее. Поскольку Apple использовала свои запасы наличности, чтобы зарезервировать себе ключевые компоненты – например, сенсорные экраны, многие конкуренты обнаружат себя в ситуации, где единственный способ выпустить планшет со сравнимыми возможностями, но с более низкой ценой – это продавать его, теряя деньги. Но это сложно делать, если у вас нет другого способа зарабатывать деньги, например, с помощью большого магазина контента.

Ок, значит, ценой не потягаешься. А как насчет возможностей устройства? Что, если вы можете выпустить планшет, в котором будет все, что Apple не добавила в iPad? Это именно то, что большинство конкурентов пыталось делать последние два года, и этот вариант не сработал. Часть проблемы в том, что никому особенно и не нужны эти якобы улучшения iPad – Flash и дополнительные разъемы, к примеру. Но более серьезная проблема в том, что с технологической стороны, у конкурентов есть серьезные сложности в том, чтобы победить Apple в даже самых важных возможностях устройства. Специально разработанный для iPad процессор и технология аккумуляторов означает, что устройство становится все более мощным без ущерба для времени работы от аккумулятора. Никто из конкурентов Apple так и не смог хотя бы обеспечить такое же время работы от аккумулятора, как у iPad.

Ладно, если нельзя победить iPad лучшим железом, может быть, это можно сделать с помощью лучшего программного обеспечения? Как я писал на прошлой неделе, я страстно жажду увидеть планшеты с новой версией Microsoft Windows в этом году. Но даже если планшеты с Windows 8 окажутся замечательными – большое «если», учитывая, что мы пока не видели достойных планшетов для новой операционной системы – у них все равно будет не хватать оптимизированных для планшетов приложений, которыми забит магазин App Store. Я подозреваю, когда люди выбирают планшет, количество приложений окажется более важным фактором, чем когда люди выбирают телефон; телефон вполне можно использовать без дополнительных приложений, а какой смысл в планшете, если для него нет отличных приложений?

Microsoft может оказаться на противоположной стороне цикла сетевого эффекта, в том же положении, в которое компания уже однажды загнала Apple на рынке ПК: покупатели будут выбирать iPad вместо планшета Microsoft, потому что там есть 200 тысяч приложений для iPad, и только малая часть этого – для Windows. Это будет подталкивать разработчиков в сторону iPad вместо Windows как основной платформы – там ведь основное количество покупателей – что, в свою очередь, приведет только к увеличению продаж iPad. В какой-то момент привязка клиента становится крайне важной: если ваш последний планшет – это iPad, ваш следующий планшет тоже будет iPad, потому что там – все ваши приложения.

Есть один потенциальный вариант для конкурентов Apple, но он настолько маловероятен, что кажется безумием его даже упоминать: а что, если весь этот планшетный бизнес окажется всего лишь мимолетной прихотью? Я слышал эту теорию от читателей, которые озадачены предсказаниями, что планшеты и телефоны вырастут в замену ПК как основным вычислительным устройствам нашей жизни. Есть шумная группа пользователей, которые считают, что iPad никогда не будет достаточно хорошим для чего-то большего, чем просто ленивое потребление контента; да, люди расхватывают их сейчас, но как только мы осознаем их ограничения, мы продолжим покупать и использовать обычные компьютеры.

Я сомневаюсь, что это так – все тренды в отрасли говорят о том, что многим людям хочется небольшой, простой и более легко управляемый компьютер для дома и работы, и это означает «планшеты». Но мне интересно, не пытаются ли втихаря конкуренты Apple ставить на этот сценарий «планшеты-как-прихоть».

Ведь если они действительно считают, что планшеты затмят персональные компьютеры, и если они видят, насколько непобедимым становится iPad, разве они не должны были бы бегать в панике? Если iPad станет будущим компьютеров, доходы Microsoft, Intel, Dell и в какой-то мере Hewlett-Packard начнут падать «стремительным домкратом». В то же время Google, которая зарабатывает деньги на показе рекламы, окажется в ситуации, в которой она дотягивается до своих клиентов через устройство, которое выпускает враждебный конкурент. Как я уже говорил: опасайтесь.

–725
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Хорошая статья, отлично написано. Ну и как вброс, годится ;)
Немного сгущены краски, может быть, но тенденция подмечена верно. Пока все Apple-хейтеры брызжут слюной и желчью, паровоз с яблоком на борту гребет вперед, подгребая под себя рынок*. (* - рынок - это самое вкусное - это там, где деньги, где можно заработать. Ареалы безбашлевого распространения китайских "планшетов" на Android, где купившие их принципиально не готовы платить за софт - не рассматриваем в принципе. Они, эти ареалы, называемые "рынками" не дают ничего - ни уму ни кошельку, ни программистам, ни продавцам планшетов).

Как же не дают, - они замещают собой возможные iPadы и не дают apple расшириться и в эту нишу. Так что не надо, - "ничего не дают". А раз рынок с низкой покупательной способностью, то этот эффект еще сильней, - тут цикл замены оборудования может идти не год-два, а 5 и более лет использоваться однажды купленное устройство, так что эти рынки весьма важны, но увы для Apple почти недоступны, в отличии от Amazon, который умеет распространяться и в таких условиях.

>в отличии от Amazon, который умеет распространяться и в таких >условиях.

Не находите, что "распространяться" и "зарабатывать на продажах" - разные по эффективности вещи ? Как оно там у Амазона с Fire и Kindle на самом деле обстоит - никто не знает, кроме них самих. И кто даст гарантии, что эта стратегия "продаж в минус ради захвата" через год не закончится пшиком и треском ?

Я ставлю на Windows 8 и на Apple. Андроид, как клиентская платформа, с самого начала, вызывал у меня лишь недоумение.

Статья конечно хорошая, но все это серьезно только если считать что планшеты это будущее компьютеров. Но это очень сомнительно, т.к. они все же приспособлены для потребления, а не созидания контента, и мы пока не видим работодателей выдающих своим сотрудникам планшеты, вместо ПК. А на счет сравнения с iPod, - так оно тоже обоюдо остро, - ведь рынок плееров сейчас сокращается не так ли? Кому нужен аппаратный плеер, когда телефон даже за 50$ умеет проигрывать музыку? Так что все эти, сетевые эффекты, привязки покупателей и недостающие разъемы играют как на одну, так и на другую сторону, - я например, никогда не куплю устройство, которое нельзя подключить, как обычную флешку, без всяких драйверов и тюнсов, подключить к телевизору без переходников за 50$ и напрямую подключить к нему клавиатуру, что б не тыкать жирными пальцами в экран, как дикий абориген. Думаю, что я не одинок, и iPad хоть и захватит 60% рынка, но не больше, - дальше продвинуться ему не дадут его же достоинства.

1) думается, что планшеты обрастут док-станциями, которые позволят Вам создать такую конфигурацию рабочего окружения, какую захотите. Хотите вариант "лаптоп" - в стиле Asus transformer, хотите - вариант "десктоп" с нормальной клавиатурой и большим монитором. Появление подобной периферии - вопрос времени и распространенности того или иного вида планшетов. На роль вычислительного ядра (core) современного post-PC планшеты уже давно тянут - тут вам и процессоры многоядерные и память и видеоускорители и многозадачные эффективные ОС.
2) бепроводное подключение периферии и других частей бытовых или деловых "вычыслительных" комплексов - вопрос времени и доминирования того или иного устройства на рынке. DLNA, NFC, wireless USB еще недавно были нишевыми стандартами, а теперь - отраслевые. То же касается и разъемов - тут процесс в другую сторону, но идет (т.е. Apple прогибает производителей аудио/видео/автомобильной техники делать продукты совместимыми с планшетами/смартфонами). Те, кто хоть раз пробовал AppleTV в связке с iPad - могут представить как это все красиво будет работать в единой эклосистеме.
3) с 60% согласен в принципе.

вот в тему как раз
http://www.artlebedev.ru/strip/2012/03/16/

iPad не перемогти доки намагатися його перемагати. Той хто доганяє, завжди другий. Треба просто намагатися зробити щось корисне. Корисне для споживача.
І просто п'ять копійок. Платоспроможність не головний критерій вибору ай-цяцьок. Мені вони не потрібні не лише через ціну. Хоча і переплачувати за яблуко я теж не згоден. :)

Основное содержание статьи прозрачно: "iPad, вероятно, преуспеет из-за т. наз. сетевого эффекта, обеспечившего некогда преуспевание Microsoft на рынке ПК". Форма, однако, несколько тенденциозна: преуспеваине iPad'а названо "непобедимостью", а преуспевание Microsoft не названо никак:)

Ну так це добре зрозуміло. Оспівують же тут не МС... :)

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT