`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

IP-телефония: лед тронулся?

0 
 

В конце прошлого года группа отечественных телекоммуникационных предприятий, осознавая перспективность технологий, позволяющих передавать голос по Интернету, решила создать совместного виртуального оператора. Данный проект получил название «точка обмена IP-телефонным трафиком» (UA-VoIX), развивать который принялись около двух десятков компаний под эгидой интернет-ассоциации Украины (ИнАУ).

«Голосовая» надстройка

В ИнАУ уже довольно давно и успешно функционирует одна «точка» – дочернее предприятие (ДП) «Украинская сеть обмена трафиком» (UA-IX). Идея создать аналог, но уже для коммутации «голоса», на первых порах в пределах украинского сегмента Интернета родилась несколько лет назад в ходе конференций, проводимых этой ассоциацией, а окончательно оформилась осенью 2004 г.

В отличие от творцов широко известного Р2Р-сервиса Skype отечественные энтузиасты, представляющие собой инициативную группу, изначально ориентировались на операторское решение. Таким образом, UA-VoIX – это точка обмена IP-телефонным трафиком для украинских провайдеров.

На практике это выглядит следующим образом. Непосредственно вблизи UA-IX размещаются два сервера (точка уже работает в резервированном кластерном варианте) c соответствующим ПО (его автор – украинская компания IXC, победившая в тендере ИнАУ). Оборудование и «софт» для подключения к IP-точке устанавливаются и у провайдера. Пользоваться таким видом связи имеют право только абоненты компаний, участвующих в данном проекте. Они могут звонить друг другу без «захода» в телефонную сеть общего пользования (ТФОП), без создания прямых коммутируемых соединений и без посещения зарубежных серверов интернет-телефонии.

Необходимая осторожность

Создатели UA-VoIX называют ее «ведомственной сетью обмена мультимедийной информацией», не предполагающей использования ТФОП. Согласно действующему законодательству такая деятельность не подлежит регулированию и лицензированию.

Столь осторожной формулировке предшествовали события трехлетней давности. Тогда операторы, обладающие лицензиями на международную связь, договорились между собой пресекать любую попытку не оговоренного терминирования IP-телефонного трафика в собственных сетях. В свою очередь, этому «договору девяти» (по числу тогдашних лицензиатов) предшествовало давление со стороны Укртелекома и ряда других операторов по выявлению «нарушителей», а затем по отключению их от своих сетей.

После указанных событий количество желающих заниматься столь ненадежным бизнесом, как IP-телефония, существенно сократилось.

Преодолевая сопротивление

Являясь ведомственной сетью, UA-VoIX ориентирована на провайдеров, которые сами решают, каким образом использовать данный сервис, включая установление цен на услуги, определяя состав абонентского оборудования и ПО («софтфонов», USB-, IP- и Wi-Fi-телефонов, VoIP-шлюзов). Таким образом, для конечных пользователей данная схема более гибкая, ведь каждый провайдер ориентируется на нужды и предпочтения своих абонентов, и в этом заключается еще одно отличие от того же Skype. Кроме этого, для многих пользователей весомым аргументом окажется удобство оплаты за услугу – в гривнях и в пределах страны.

Наконец, и это, наверное, одна из самых важных проблем, создатели сети обмена IP-трафиком намерены обеспечить взаимодействие с ТФОП и мобильными сетями, для чего ДП «Украинская сеть обмена трафиком» планирует получить сетевой код по примеру сотовых операторов. Он позволит обеспечить взаимодействие между сетями и взаиморасчеты по приемлемой для всех сторон схеме. Здесь, правда, многое зависит от Национальной комиссии по вопросам регулирования связи, указ о создании которой был подписан не так давно.

Нужно отметить, что участники UA-VoIX ощущают настороженное отношение к себе со стороны традиционных операторов. Руководитель проекта интернет-группы компаний «Воля» Вадим Гарбуз объясняет подобную реакцию «телефонистов» не опасениями, что кто-то отберет у них долю рынка, а самим фактом появления на рынке альтернативной сети со своей нумерацией и правилами.

Впрочем, реальные перспективы взаимодействия с ТФОП у UA-VoIX есть, так как в число создателей точки обмена IP-трафиком входят не только интернет-провайдеры, но и компании, предоставляющие традиционную голосовую связь, в частности «И.П.С.» и «Укомлайн». Если первая работает только на столичном рынке, то вторая – оператор международной и междугородней связи в структуре телекоммуникационного холдинга «Фарлеп». Она же самостоятельно оказывает услугу IP-телефонии.

Кроме указанных фирм, в данном проекте принимают участие «СтарКом», «Технологические системы», «Диджитал Дженерейшн», «Адамант», «Интерком» – всего 18 компаний.

Способы применения

По прогнозам Вадима Гарбуза, необходимость во взаимных подключениях IP-телефонистов и операторов фиксированной и мобильной связи возникнет тогда, когда услуги на базе UA-VoIX станут востребованными критической массой абонентов – по разным оценкам, она находится на уровне 3–10 тыс. пользователей.

В настоящее время «Воля» тестирует данный проект внутри компании с целью отработки технологии и тиражирования для своих абонентов, в первую очередь корпоративных. Являясь оператором кабельного телевидения и предоставляя по своим сетям высокоскоростной доступ к Интернету, компания планирует расширить ассортимент сервисов за счет голосовой связи на базе уже работающей услуги по передаче данных. Оборудование для этого – кабельные модемы, оснащенные портами для подключения обычных аналоговых телефонов, – выпускают, в частности, Terayon и Motorola.

IP-телефония лед тронулся?
Так выглядит Софтфон от Di@ll

Есть и другие, реально действующие проекты, использующие UA-VoIX. Услуги IP-телефонии под торговой маркой DI@LL начала предоставлять компания «Квалифора». Чтобы воспользоваться ими, достаточно приобрести скретч-карту, загрузить с сайта провайдера программу «софтфона» и подключить к компьютеру наушники с микрофоном. Данный сервис также поддерживает протоколы Н.323 и SIP, доступен пользователям аппаратных IP-телефонов и VoIP-шлюзов от Cisco, Dynamix, Planet, iPowerTime. Руководитель «Квалифора» Игорь Дядюра подчеркнул, что свои услуги компания ориентирует как на массовый, так и на корпоративный рынок. Среди главных характеристик DI@LL – низкий тариф на звонки внутри сети DI@LL (5 коп./сутки) и своего рода мобильность, так как номер IP-телефона не привязывается к какому-либо конкретному месту, необходимо лишь подключение к Интернету.

Входной билет

IP-телефония лед тронулся?
Схема подключения провайдеров и абонентов к UA-VoIX

Комитет по вопросам интернет-телефонии ИнАУ разработал правила присоединения к UA-VoIX. В рамках данной «точки» компании договорились использовать внутреннюю нумерацию и выделять участникам трехзначные префиксы – от 110 до 189. Размер единоразовой оплаты для получения такого «кода» составляет 1620 грн, а ежемесячные платежи за использование – 270 грн. С 1 января 2006 г. планируется ввести единый тариф для операторов – 0,03 коп./с внутрисетевого трафика через UA-VoIX, хотя не исключено, что данный пункт будет пересмотрен. Много это или мало – судить тем, кто захочет подключиться. На сайте ИнАУ сказано, что участником проекта может быть любое юридическое лицо, готовое соблюдать «Правила UA-VoIX» и условия договора.

Перспективы распространения

Наступление новых технологий на рынок традиционной голосовой связи ощущается все сильнее. Несмотря на то что в Украине IP-телефония по разным причинам до сих пор не имеет широкого распространения, не замечать ее уже невозможно.

Нетрудно догадаться, что инициаторы создания UA-VoIX заинтересованы в привлечении к участию в проекте как можно большего числа провайдеров. Многое будет зависеть и от сроков получения собственного сетевого кода, что, по оценкам ИнАУ, произойдет уже в текущем году. После этого можно надеяться на достижение договоренностей с операторами фиксированной и мобильной связи об общем доступе к сетям и о взаиморасчетах, что значительно повысит привлекательность IP-телефонии для конечных пользователей, прежде всего корпоративных. Возможно, вскоре на визитках наших соотечественников станет нормой указывать номер своего «воикс-фона».

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT