`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Сергей Шегеда

Интерактивные доски в школах: воз впереди лошади?

+77
голосов

Вчера мне попалась на глаза статья о том, что некоей столичной школе в честь начала учебного года были подарены планшеты. Для учеников. И даже в придачу интерактивная доска. Имея некоторый опыт использования этих гаджетов в учебном процессе, я, честно говоря, усомнился в целесообразности такого подарка. Не уверен, что они принесут пользу современной украинской школе. И причиной моему сомнению вовсе не моя консервативность, а реалистичный взгляд на вещи. И еще — вера в то, что детей-таки хотят выучить, а не занять чем угодно, лишь бы не мешали учителю.

Так вот. Поговорим об интерактивных досках. Вовсе не сомневаюсь в способностях нынешних юношей и девушек к быстрому освоению всевозможных устройств. Но, тем не менее, очень сомневаюсь в наличии желания и времени у наших уважаемых преподавателей. Времени, в первую очередь, на подготовку материалов.

Те из нас, кто хотя бы иногда использует приложения MS Office, знает, что изучить интерфейс PowerPoint 2010, например — плевое дело. И также прекрасно мы понимаем, что даже при регулярной работе используем возможности этого приложения в лучшем случае наполовину. Но те, кто отлично владеет искусством создания слайдов, знают, что главное в презентации — это даже не виртуозное владение интерфейсом приложения. Это, в первую очередь — контент. Тщательно отобранный, выверенный и убедительно представленный. Станет ли школьный учитель в его нынешнем положении тратить многие часы на такую подготовку?

В еще большей степени мое сомнение относится и к другим способам создания наглядных материалов. Например, к презентациям Диска Гугл. Конечно, отчасти решается проблема поголовного отсутствия лицензионного ПО, но лишь отчасти. Зато возникает другая, практически непреодолимая — отсутствие интернета. Если в селе нет оптики, то ее нет. И это — не решаемая проблема ни для школы, ни для кого другого во всей округе.

Но здесь еще следует отметить важную особенность. Для демонстрации таких слайдов интерактивная доска и не нужна вовсе. Достаточно телевизора или проектора. И чтобы писать на экране разного цвета буквы дорогое оборудование не обязательно покупать. . Интерактивную доску стоит применять в тех случаях, когда доклад сопровождается принудительным перемещением объектов по полю экрана рукой или стилусом. Например, чтобы показать, как из атомов собирается молекула. Для этого используются специальные программы, они немного отличаются от привычных программ создания слайдов своим функционалом. Можно еще поиграть с вебом. Найти сайт, где обучение чему-нибудь реализовано в формате квеста. Но это — для малышей. И, опять же, нужен интернет. Но, самое главное — нужен тематический сайт. Который, с точки зрения чиновников от образования, можно использовать. И в этом есть определенная доля справедливой целесообразности — работа чиновников как раз в том, чтобы обучающие материалы были проверенными и качественными.

Мне кажется, что к задаче осовременивания учебного процесса подошли, мягко говоря, не с той стороны. Следовало бы начать не с закупки оборудования, а с создания единой базы контента. Я прекрасно отдаю себе отчет, насколько это большой и кропотливый труд. Но, имея понимание, сколько часов в каждом учебном курсе будет вычитано не просто с использованием новой техники, а вычитано эффективнее, чем ранее, можно хотя бы оценить целесообразность капиталовложений. Как это понять без контента?

На сайте Министерства образования в разделе Программы и в разделе Методические рекомендации мне не удалось найти ссылок на подобные ресурсы. И в этом нарушении логики последовательности действий я вижу ошибку. Ошибку, которая заморозит в школах железа на очень приличную сумму. Если оно, конечно, будет закуплено.

А вот вопрос, по каким дисциплинам в первую очередь было бы разумно подготовить такие материалы, думаю, обсудить было бы интересно.

+77
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Спасибо за статью, но я про портфель. Ведь с той ношей за спиной тоже нужно что-то делать. Почему не планшет?

Про портфель тоже важно. Уточню - вы озвучили два разных вопроса.

Не планшет - потому что в нем нет смысла ввиду отсутствия интернета. Более того - он вреден по причине возможности установки ненужного софта - игрушек и прочего. При наличии интернета- вреден на уроках категорически из-за доступа к соцсетям и интернет-пейджерам.

Теперь про портфель. Отличное решение - электронные книжки. Тем более, что уже есть с цветными дисплеями. Отличное во всех отношениях.

Это две хорошие темы, их стоит развивать в отдельных блогах.

Разве планшет не может работать без инета? Ок, пусть будут эл. книжки, хотя я принципиальной разницы не вижу.
PS. По поводу доски - я же написал - спасибо за статью. Вместо доски лучше бы денег дали. В школе им нашли бы лучшее применение. Правильно?

Спасибо вам за отзыв. Есть масса незакрытых вопросов - от баскетбольных мячей до ремонта. Так что вы правы тысячу раз.

Что до устройств. Книжки дешевле планшетов. В пересчете на страну - ого-го какие деньги!От бумажных версий можно в принципе отказаться. Покетбуки в рознице по 150 долл. Сделай госсаказ - цена будет еще ниже. Как учебник он легко проживет свои 11 лет.Скорость обновления контента по сравнению с бумажной версией - мгновенная. Историю Украины можно будет после каждых выборов переписывать :)

Следовало бы начать не с закупки оборудования, а с создания единой базы контента

Вот когда создадут эту базу, тогда выбор между читалкой и планшетом будет второстепенным. Этим планшеты даем, а этим читалки. А со следующего года наоборот ;)

Сергей, спасибо за статью. Прямо в яблочко! Только сегодня жена пришла с родительского собрания, на котором был поднят вопрос о покупке в класс "чего-то компьютерного, например, интерактивной доски или проектора" :-) ну, а поскольку среди родителей не оказалось более подготовленных в ИТ сфере, чем наша семья, то выбор нужного решения был единогласно скинут на вашего покорного слугу.

Оставим в стороне дискуссию о том, как могла бы быть организована работа Минобразования и связанных структур (того же проекта Открытый мир) - тут очевидна их некомпетентность и мотивы, и я не вижу способа заставить чиновников начать думать о детях. Тем не менее, есть две вещи, с которыми необходимо считаться: 1) ИТ будут проникать в школу хотим мы того или нет, и 2) финансировать этот процесс будут родители. Соответственно, раз речь идет о наших детях и наших деньгах, необходимо сразу поступать максимально мудро, чтобы: а) избежать глупых трат, и б) принести хоть какую-то пользу детям.

Сформулирую вопрос следующим образом (вопрос ко всем): На что бы вы потратили N-ную сумму денег, если бы вас попросили заняться техническим оснащением класса в обычной рядовой украинской школе?

Ограничения (продиктованы администрацией школы):
- первоначальная сумма не должна превышать 8000 грн;
- это должно быть оборудование (или комплекс), т.е. создание контента и/или Интернет не рассматриваются;
- оборудование не должно быть персональным, т.е. индивидуальные средства (планшеты, книжки) не рассматриваются.

(мрачно шучу) на патроны

Если серьёзно и если в школе уже сделан хороший ремонт - то освежить оборудование классов физики, химии и труда. Целевое. Не IT. Чтобы детки могли с чем-нибудь реальным руками повозиться. Виртуального им хватает в достатке вне школы.

Ах, да.
Единственное реально полезное - в каждый класс джаммер GSM и всяких 3G.
Чтобы во время урока учитель мог его включить.
А то чатящиеся как психи тинейджеры - страшная сила :)
Кстати, у буржуев в учебных заведениях это норма.
Как и тотальный контроль за WiFi траффиком во время экзаменов. И не приведи Б-г, уйдёт какой-то пакет на подозрительный сервер. Гарантированная в лучшем случае пересдача и пропесочивание.

Так и хочется посоветовать купить сервер ;)
Какой это класс?

7-й. Оборудовать нужно кабинет географии. В прошлом году сделан хороший ремонт. Заменены окна. Думали поменять парты и стулья, но нужна намного большая сумма, чем способны выделить родители. Вот и возникла идея про ИТ в пределах указанного бюджета. Меня на собрании не было, поэтому некому было сдерживать фантазии мам :-)

Возможно, есть какие-то специализированные обучающие комплексы по географии. Это тоже рассматривается. Но непонятно, где искать, времени нет.

ага.
так точнее.

мало программ обучающих для географии.
есть немного интерактивных глобусов, есть Google Earth.
есть ещё культовое от NASA - http://en.wikipedia.org/wiki/NASA_World_Wind , http://worldwind.arc.nasa.gov/java/

можно поставить недорогой проектор и им выводить, например World Wind и Earth. получится очень красиво и полезно.
но.
тут же надо, чтобы учитель это освоил.
а оно немаленькое, и не локализовано.

в принципе, тут ничего существенного не сделать.
что-то посложнее не потянут сами учителя, да и не нужно оно ни учителям, ни детям.

да, если бюджет 8000 - это примерно заурядный ПК, лишь бы тянул Java (что-нибудь на дешёвом AMD), + проектор среднего класса (1024x768) + экран, ещё останется немного денег.

остальное - приличный труд руками и головой.
готового решения типа "виртуальный класс географии", насколько я информирован, нет, есть попытки, кое-что здесь:
http://www.curator.ru/e-books/g2.html

если у родителей есть знания и время, а учителя - желание, на этот приличный труд, то можно браться.

если этих составляющих нет - лучше истратить на что-нибудь другое.

вот я и спрашиваю - на что "что-нибудь другое"? :-)

купить квадрокоптер с камерой.
и пусть детишки с учителем выползают из душного класса и снимают ролики "география родного края".
выкладывают их в ютьюб, например.
у каждого класса будет свой канал.
можно ездить во всякие интересные места.
появится целая история у каждого класса.
которая сохранится.
дети будут пищать от восторга.
пусть сами планируют вылазки, не учитель, раскапывают что-то интересное, где оно есть в радиусе разумной досягаемости.

но это, ты же понимаешь, целая программа.
и она не должна превратиться в чисто учительски-родительское начинание.
тут главное - чтобы сами дети были как можно больше задействованы, главное - их активность. всё должно быть на них. учитель и родители только поддерживают начинания и следят за тем, за чем детки не следят (хотя это очень недооценено).

или вертолёт, без разницы, лишь бы из класса outdoor.
и тренажер.
в бюджет помещается с приличным запасом.

Локальные вливания денег пост-советской школе не помогут.

То есть, нужно, конечно, очевидное - человеческие ремонты, эргономичные парты, избавление детей от сквозняков, человеческие чистые туалеты.
Это ведь тоже часть обучения.
Если вообще не главная.
Ребёнок, приученный за 11 лет к, простите, грязному сортиру с "очком", твёрдо выучит одно - так должно быть.
Всё остальное очень сомнительно, что выучится твёрдо, но это - без всяких сомнений.
И цикл грязного сортира им замкнётся.
Так и формируются поколения.

Остальное же...
Нужна тотальная реформа образования.
И тотальная реформа подготовки учителей.
И тотальная реформа учительской работы.

Фактор первый - с советских в ремён в пединституты шли те, кто не мог поступить никуда больше. Потому что впереди - грошовая зарплата и долгие годы непрестижной работы.

Фактор второй - школьная программа несколько раз "обрабатывалась напильником" под нужды времени, причём всегда в гуманитарной части, причём всегда неудачно. А когда неудачное от рождения ещё и подпиливают...

Короче, всё это пустое.
Задачи невыполнимых масштабов, требующие несуществующих денег.
Никто этим заниматься не будет, не та экономическая ситуация, нет тех реальных сил, кто бы взялся, потому что, опять же, простите, здесь трудно "иметь свой интерес", а без этого у нас ничего не делалось, не делается и не будет делаться, как показывает практика.

Так что пусть балуются. Доски, планшеты, проекторы. Без разницы. Планшет не проживёт 11 лет, например. Даже у самого аккуратного школьника. Просто по циклам перезарядки аккумулятора, а большинство планшетов - с несменным аккумулятором. Не факт и что поставщик планшета проживёт эти 11 лет. Не факт и что сервисный центр, подвязанный на обслуживание этого планшета, проживёт 11 лет. Всё это не факты. Потому эти локальные всплески в пафосных школах (ну какие, простите, интерактивные доски и планшеты в школах "на раёне"?) - блажь. Можно ещё на физкультуру пару харли дэвидсонов купить. Тоже дело.

Разумнее, конечно, нормальное экспериментальное оборудование классов физики и химии, но это не модно.
Да и сама разумность не в моде очень давно.

Вообще, это очень грустная тема.

Андрей, все что ты предлагаешь (ремонты) - уже давно сделано! Естественно, за деньги и руками родителей. Ребенок учится в 7 классе. В начале года всегда стоит вопрос: либо отдавать эту N-ную сумму в фонд школы (без контроля их дальнейшего использования), либо потратить на класс (отчитавшись администрации). Мы предпочитаем второе.

Я сразу попросил уйти от бесполезных дискуссий о судьбе образования в масштабах страны! Есть конкретная задача и ее надо решить. Если хочется выплеснуть негатив и дать министру ценные советы про туалеты и реформу - сделай на сайте Минобразования, пожалуйста.

выше написал. и ещё раз тогда -

нормальный комплект оборудования для классов химии, физики и труда. чтобы детки могли ставить натурные эксперименты, а не возились с виртуальным.

и джаммеры во всех классах.

у классов физики, химии и труда - свои родительские комитеты :-(
там, наверное, проще что-то придумать

джаммеры - не позволит ставить администрация
ну, и как-то это... не созидательно :-)
хотя для учебного процесса, наверное, полезно

да ладно, не созидательно.
очень даже правильно.
культура - это вообще не когда по головке гладят.
это часто ещё и палка.
сколько просят на концертах и перед ними - выключайте телефоны, - столько же и зудит их всё равно.
джаммер - нормальный элемент современной культуры.
учит целесообразности и рациональному поведению в социуме.

впрочем, это действительно не по сути. это так, в целом и основном.

нет здесь никакого негатива, только реализм чистой воды.

от этого легче не станет :-(

Практически во всех сферах каждый последующий министр деградирует с точки зрения интеллектуального и нравственного уровня. Вспомните всех поименно в Минздраве, Минобороны, МинАПК, Минкультуры... Министр сегодня — это заглушка, директор парника, создающий условия для обеспечения работы "смотрящих", которые водят рукой чиновников, ставящих подписи под финансовыми документами

http://zn.ua/columnists/sos-ili-lisapetna-moya-ukraina-125094_.html

не, спасибо, Володя, я себя берегу от такого, даже открывать не стану :(
сохранить рассудок во всём этом - большая и почётная задача, ггг

"не читайте советских газет..." - наше жизненное кредо :-)

Я бы предложил, если речь идет о конкретном классе (то есть детях, с именами и фамилиями) и конкретном предмете - географии, силами и под контролем (!) родителей организовать детям серию мастер-классов, куда пригласить спикерами профессионалов в этой области. Запланировать на весь год. Пусть немного, но не для галочки.

Хотя, думаю, разнарядка поступила именно собрать кошты и потратить на нечто вещественное. Чтобы можно было отчитаться.

ну это же дети.
зачем им "спикеры" и "мастер-классы"?
тем более, в географии.

вообще, смысл школы - научить учиться.
я так думаю.
и мне мой ребёнок сказал трагическое, став студентом и проучившись год - "папа, меня в школе не научили учиться".

от того, что придут в класс какие-то мутные дядьки, не умеющие разговаривать с детьми и не факт вообще что знающие что-то всерьёз (регалии и титулы подозрительно часто не совпадают с наполнением, об этом ещё Козьма Прутков говаривал), ничего не изменится.
увы.

ходили уже.
десятилетиями.
пользы - строго ноль, разве что увековечен образ в фильме "ДМБ".

нужен увлекающий детей стимул к самостоятельной работе.
какой-то смысл этой работы тоже нужен, значит, должен быть какой-то результат, которого дети добиваются сами, только с помощью учителя, а не из-под его палки.

я как-то так думаю.

Возможно, я использовал не вполне уместные термины. Но, уверяю вас, яркая встреча с человеком, который реально где-то побывал и которому есть что рассказать - лучший мотиватор. Уж здесь-то я знаю, о чем говорю.

Не приглашайте мутных дядек, не умеющих разговаривть с детьми и ничего не знающих. Таких предостаточно среди учителей. Приглашайте путешественников и исследователей. А чтобы не стратить, вопросом этим следует заниматься родителям. За их деньги. Для блага их детей.

Впрочем, это предложение. Ответ на вопрос.

Про разнарядку вы угадали :-)

Может я какой-то неправильный, но я не могу себе представить, как планшет (e-book), с его сугубо последовательным доступом к страничкам книги c возможностью в один момент видеть только одну страницу книги может заменить учебник, который иногда нужно хаотически листать, делать закладки (ну да, в e-book это можно, но, блин, не так удобно!), открыть и положить рядом еще один (два, три...) учебника -- это что, на каждый учебник отдельную книжку????
Научите меня, гуру, как все это удобно сделать на 7" Нексусе, или на e-ink книжке?
А экраны e-ink уже небьющиеся? Жил был у меня lBook, горя не знал, мышка бежала сынок пробежал, и нет экранчика... Какие 11 лет срока службы? Вы давно вживую школьный класс видели? (учителя жалуются, что видишь ли, дети пошли сейчас гиперактивные, ах, это экология виновата....)
А порисовать на полях учебника?

всё совершенно верно.

Ага. Но с пудовым портфелем все равно что-то делать нужно. Предложите свой вариант.

Да, дети дряхлеют от поколения к поколению :-(
Ведь количество и толщина учебников за 25 лет не изменились

У сына со спортом все впорядке. Он горнолыжник если что. А вот вес портфеля меня беспокоит не на шутку :(

А с этим придется смириться. Мы думали о замене, нашли несколько учебников в pdf и djvu и записали на планшет, но использовать для учебы оказалось возможным только алгебру - списывать в тетрадь задачи. От всего остального сын отказался в первую же минуту - сказал: "Уж лучше буду таскать портфель".

Предложите свой вариант

Я в школе в последний раз 20 лет назад был, современных реалий не знаю, т.е за глупость прошу прощения сразу, но как минимум:
- иметь два набора учебников (один - дома, второй - в школе) и не таскать с собой "пудовый портфель" - не вариант?
- носить не все книги, а половину, а вторую пусть носит сосед "по парте"/друг - не вариант?

А кто будет платить за второй комплект? И где его хранить в школе? :-)
Насчет кооперации с соседом - это работает, если сосед разделяет такую точку зрения. Но как правило, большинство детей (особенно те, у которых есть планшет) тяжелые учебники не носят, надеясь на соседа (который поступает таким же образом)

Платить, наверное, должен тот, кто обеспокоен весом "портфеля" - т.е родитель. Не думаю, что оба комплекта книг стоят дороже, скажем, планшета уровня яПада.
Хранение в школе - отдельный вопрос, который можно сразу разбить на две части:
- если за неким классом закреплено "свое", отдельное помещенение, то хранить в книжных шкафах там, под замком.
- вообще же, если говорить о хранении в школе, то есть смысл централизовано хранить набор тематических учебников в тематических же классах - т.е класс физики должен обеспечивать своих учеников учебниками физики, класс литературы - хрестоматией и т.д.
Первый вариант вполне решаем на уровне классного руководителя/род. комитета, второй - на уровне школы и выше.

Повторюсь, не знаю текущего положения дел в школе - потому все вышесказанное - чистое спекулирование.

Простите, но вряд ли, если вы будете так эмоционально предъявлять незнакомым людям претензии (ваше "научите меня, гуру") кто-то захочет вам что-то пояснять. Скорее всего в ответ вы получите такую же резкость.

На электронные книжки переходить экономически целесоообразно. Вот и все. Лучше иметь неудобную читалку со всеми учебниками, чем не иметь удобную традиционную. Опять же, есть желание -купите и то, и то. Никто не запрещает. Но обеспечить оперативно новыми материалами проще в цифре.

Вопрос о сохранности считаю надуманным. Если ребенок разобъет книжку, папа должен поступить так же, как и в случае, если он разобьет окно или порвет штаны - купить новые и объяснить, как вести себя впредь.

Но, подчеркну, до тех пор, пока нет цифровой версии учебников, нет инфраструктуры и процедур их распространения - ваша правота несомненна.

Пока одни ждут инфраструктуру, другие сканируют и выкладывают на обменники. Спрос рождает предложение.

Что касается "экономической целесообразности", то у половины детей в классе планшетики и так есть, для развлечений. Другое дело, что найти и записать в них те же учебники, составляет проблему для неайтишных родителей.

Дмитрий, Вы пробовали учиться по скан-копиям учебников?

Да, крайние лет 10-15 работаю только с электронными копиями. В начале этого года успешно прошел несколько онлайн-курсов.

Мы говорили об официальной версии учебников. Насчет половины класса с планшетами - все зависит от школы. В Украине ведь школы не только в городах. Да и в городах не у всех детей телефоны есть, не то что планшеты.

Тут дело добровольное - у кого нет планшета, тот может взять книги в школьной библиотеке и ходить на уроки с чемоданом. Но по факту, то что выдают бесплатно, часто оказывается каким-то устаревшим изданием, либо не соответствующим "официальной версии", и родителям предлагают купить другие учебники, напечатанные на туалетной бумаге, по экономически необоснованной цене. Потом "официальная версия" меняется, и родителям предлагают купить учебники еще раз.

Но по факту, то что выдают бесплатно, часто оказывается каким-то устаревшим изданием, либо не соответствующим "официальной версии", и родителям предлагают купить другие учебники, напечатанные на туалетной бумаге, по экономически необоснованной цене. Потом "официальная версия" меняется, и родителям предлагают купить учебники еще раз

Один ребенок закончил школу и ВУЗ, второй - в 7-м классе. С описанной вами ситуацией никогда не сталкивались. Школа - самая обычная. Есть учебники, рекомендованные МО, их в конце года перед летними каникулами и предлагают либо купить, либо выбрать из пользованных. Мы покупаем. Бумага нормальная и цена (особенно, если покупать весной) - адекватная.

"Никогда" жирным шрифтом - очень сильное утверждение, для выборки из 2-х человек. Мой пример тоже из самой обычной школы, в "престижном" районе Киева.

На современном этапе развития электронных книжек и планшетов они могут быть дополнением обычных учебников и только если есть досткп в интернет. Как справочник, расширение учебника. Это мое скромное мнение, всего лишь, не обижайтесь. Для более-менее адекватной замены нужена многооконность, а это тянет за собой большой экран. Интерактивный стол бы подошел, но по цене это неприемлимо.
О цифровых версиях и т.д. можно думать после того, как в минобразе будут хоть немного отвлекаться от подсчета прибыли за печать учебников сомнительного качества. Сейчас учитель (и директор школы) получает выговор за то, что ученики пользуются неутвержденными учебниками лучшего качества, оксфордским английским, например.

"На электронные книжки переходить экономически целесоообразно"

это крайне спорное утверждение, требующее детального доказательства.

мне, например, оно не кажется очевидным.

я, конечно, "друг леса", но прекрасно понимаю, что учебники давным-давно печатаются на recycled-бумаге.
и ещё понимаю чем оборачивается производство пластмассы, её утилизация, знаю о проблеме утилизации печатных плат, например.
хорошо понимаю ограниченный ресурс аккумуляторов разных типов.
потребность в зарядке устройств.
особенно армией школьников.
риски понимаю тоже. это же дети. им ruggered нужно. а оно стоит как средний танк.

так что утверждение об экономической целесообразности - крайне не факт. если посчитать количество школьников, учесть, что им нужны не e-ink книги, а планшеты (просто потому, что школьные учебники богато иллюстрированы, а e-ink и весёлые цветатстые картинки очень плохо сочетаются), принять, что каждый школьник должен раз в сутки зарядить планшет, установить некоторой процент "потерь" этой электроники, посчитать затраты на её утилизацию, на замену, и всё это в течение 11 лет...
ох, кажется мне, что "экономическая выгода" будет сугубо советской, вроде "экономически выгодного" централизованного отопления.
КПД паровоза покажется сказкой.

пока что понятно, что такой подход выгоден, конечно, поставщикам железа.
а ещё кому?
вот реально - кому ещё?

Возможно, вы правы. Я не знаю. Оценивал исключительно глядя на стоимость в рознице.

Но тогда, если сопоставлять, посчитайте логистику для варианта печатных книг. В общем, согласен с тем, что считать нужно с учетом всей цепочки.

Розничная цена - не показатель вообще. Кстати, она не может быть низкой и для электронных версий учебников. Потому что часть денег в ней - жиденький доход по сути убыточной системы образования. А деньги ей нужны. Именно ей, а не поставщикам железа - те и так свои цацки продадут, без всей этой мороки.

И тут Остапа понесло (с) Причем здесь "друг леса"?
Эл.книга дешевле бумажной?
Читалки дешевые в рознице?
Это вопрос простой арифметики. Экология здесь не причем.

"Экология здесь не причем."
для простого родителя, ведь он будет оплачивать, не причем. Но если это будут госзакупки (опять же фактически за деньги родителей), то будут проблемы как минимум с утилизацией (много у нас по стране утилизируюжих организаций). А ведь есть и другие моменты в непрограмной сфере использования, например с тем же сервисом (как говорили выше) и т.д.

Вопрос о выгоде не случайно был задан. И не в качестве обвинения, упаси бог. Просто не существует сейчас никакой системы, которая бы превращала "планшетизацию" среднего (да и высшего) образования в некую инфраструктуру, открывающую возможности как для учеников и учителей, так и для производителей контента.

Просто накупить планшетов и загнать в них сканированные учебники - это бессмысленно. Потому что дико дорого, чудовищно затратно в эксплуатации etc.

Так что вы правы были, когда говорили о контенте. Он нужен. А чтобы он появился - нужна система, в которой он будет иметь смысл.

Нужны интерактивные учебники, современные, в которых, например, можно ставить виртуальные эксперименты. Нужно новое оборудование для классов, способное взаимодействовать с этими планшетами. Всё это не rocket science и вполне реально.

Но.
Для этого нужны совершенно иные форматы электронных книг, которых нет. Нужны иные словари, справочники, учебные базы. Нужно иное оборудование.
Даже пользовательские оболочки планшетов нужны иные.
Надо согласовать всё это со специалистами по эргономике.
Надо проверить, не будет ли у деток портиться зрение.
Как конструктивные особенности планшетов повлияют на осанку, например?
Как виртуальные клавиатуры повлияют на моторику?
Как вообще это всё повлияет на психику.
Это же очень серьёзная область. Это дети. Причём не один-два. А миллион.

Всё это - море труда.
Который не может быть бесплатным.
Ну хорошо, энтузиасты могут что-то сделать, но на голом энтузиазме ничего не строится.

В общем, это задача совершенно иного масштаба, что очевидно.
Ведь речь идёт об общегосударственной системе.
В которой задействованы миллионы людей.

Лучше эту тему вообще закрыть, я считаю.
Мы все в ней дилетанты, а дилетантам в таких делах не место.

Закрывать тему или нет - вопрос спорный. Быть может, мы, дилетанты, как раз хоть на йоту подтолкнем к решению этого вопроса профессионалов.

Собственно, пост мой был вовсе не о планшетах и читалках. Была мысль обсудить эту тему в будущем. Но в этот раз я поделился сомнениями в целесообразности приобретения школами интерактивных досок. А дальше - "так получилось". :)

Чтобы подытожить, очерчу свою позицию:

Я считаю, что товарищам из министерства образования давно пора выделить ресурсы для формирования цифрового контента, предназначенного для использования в качестве интерактивных наглядных пособий. В соответствии с программами обучения. Обеспечить онлайн-доступ преподавателей к этому контенту. И только после этого настаивать на приобретении школами оборудования.

В противном случае имеем воз вперед лошади.

это благое пожелание, конечно.
но совершенно не реалистичное.
учебные программы - продукт дивной эволюции ещё со сталинских времён.
эволюция заключалась в выпиливании в виртуальной реальности учебного курса всяких витражей с видами миражей, в зависимости от текущей самой главной партии и её курса.

судя по прошедшим 20-ти годам, ничего не изменилось.

стало быть, и не изменится.

а что мы тут пар выпускаем - так нас не читает Министр Образования.
не факт что он вообще умеет читать.

Андрей, ты не вполне прав.
полновесная инфраструктура и иже с ней, да в нашей-то стране, конечно, дело весьма отдаленного будущего. однако процесс цифровизации учебных пособий исподволь уже идет. особенно в высшей школе, где их обновляемость выше, чем в средней.
многие методички, сборники задач и пр. вузы уже сегодня выкладывают в PDF и иногда это единственный доступный вариант (нет денег на печать и пр.). к сожалению, не всегда они удачно смакетированы под маленькие экраны, но это как раз решаемо.
моя дочь, к примеру, охотно пользуется такими пособиями на киндле, хотя я как раз возражаю - слишком мелко. но опять же решаемо - надо не 6-7, а 10".

да это локальные начинания, то же самое в нархозе, только не pdf, а word (для нархоза pdf слишком сложно, ггг).
больше того, сами студенты это делают. в студенческих форумах такого валом.

это не система.
не принцип.
и даже не подход.
это "голь на выдумки хитра".

тоже дело, конечно.
но, справедливости ради, - бессистемное и сугубо локальное.

Поделитесь ссылкой пожалуйста

на pdf-пособия?
пожалуйста: http://www.mechmat.univ.kiev.ua/u/node/67

по ссылкам оттуда можно добраться на разные кафедры и пр. реально очень много материалов.

Спасибо за указанную страничку.

моя дочь, к примеру, охотно пользуется такими пособиями на киндле, хотя я как раз возражаю - слишком мелко. но опять же решаемо - надо не 6-7, а 10"

Игорь, это от безысходности. У нее нет другого выбора. И происходит стихийно. Таким же образом оно придет и в среднюю школу (о чем я и говорил в самом начале).

Ну, и высшая школа - это уже другой возраст, другие мотивы для работы с электроникой.

не совсем. во многих случаях она именно предпочитает киндл бумажным материалам. удобно, компактно.
стихийное явление - да. но это и говорит о том, что не полностью бессмысленное.
да. я специально уточнил, что вуз. в обычных школах это не так наглядно в силу относительной стабильности учебников.

Готов подписаться под каждой фразой!

Да не лопатят дети на уроках по сто страниц из разных учебников! Открывают в начале урока на странице N и заканчивают на N+4. Ну может задачки с предыдущего урока проверяют (N-2). Если нужно две книжки рядом, то можно кооперироваться с соседом по парте. Рисовать тоже можно, если пользуешься нормальным вьювером. И зачем Nexus 7", если есть вполне приличные 10" планшеты за $200.

Попробуйте посидеть на паре уроков и понаблюдайте за детьми - сколько раз они листают учебник, как работают с учителем, как ищут материал. Эргономика традиционной книги пока недосягаема для планшета, а pdf-версии лишь усугубляют проблему, ИМХО. :-(

Просто я хочу сказать, что поведение детей часто иррационально и не соответствует логике взрослого. В этом смысле традиционные бумажные книги/учебники еще долго нечем будет заменить. Особенно в младшей и средней школе!

Я это наблюдаю по своим детям, которые по меркам сегодняшнего времени читают неприлично много. Так вот, несмотря на наличие Киндла, сын все же предпочитает бумагу (когда есть альтернатива). Например, Графа Монте Кристо он выбрал в бумажном варианте и даже собирался взять полуторакилограмовую книгу в отпуск :-)

Мы же говорим об учебниках О носителях, которые как раз и используются по формуле стр.N - стр. (N + 4). А книги - они всегда будут . Их можно читать дома, можно в школьной библиотеке.

Но необходимоси печатать одновременно сотни тысяч экземпляров нет. А потом выбрасывать за ненадобностью.

– Вовочка, ты почему не выучил уроки?
– Марь Иванна, у меня планшет заглючил... поэтому я сделал Format C: , а учебники не забекапил. 3G покрытия небыло, поэтому пришлось тянуть с торрента .pdf версию на 200 мегов по gprs :( , а из сидов был только Петька из 9-Б.
– Садись, два!

Некоторые вещи в этом мире никогда не меняются. :)
Кстати, хороший сюжет для ералаша, лет через 10.

Уже нужно снимать. Через 10 лет, все эти термины будут только специалисты знать и редакторы музейных сайтов.

Термины изменятся, суть останется :)

добрый день!
Сам столкнулся с такой проблемой в этом году.

Ключевой вопрос - зачем ПК в школе? Я лично хочу, чтобы ребенку показали больше качественных материалов по теме, но не хочу соовершенно сделать его придатком компьютера, не воспринимающим реальный окружающий мир, его многообразие, особенности, сложности и красоту. Также хочу, чтобы ребенок не перешел на виртуальное общение, но продолжал общаться с одноклассниками, учителями.

Итак, я начал с того, что учу преподавателя, что можно делать с ПК, как найти картинки для темы, где взять аудио-сказки, мультфильмы на английском (Thomas the tank Engine, Fireman Sam, Mazzy...) и пр. материалы. Далее дойдем до презентаций и пр.

Даже при желании учителей использовать ПК в обучении (а они его часто просто боятся) остается вопрос наличия материалов и их адаптация к требованиям школы Украины.

Что-то можно найти по "ЭОР" - подборки материалов, но из России.
Например, http://www.openclass.ru/dig_resources
http://fcior.edu.ru/

Также нашел интегратора, который ставит комплекс оборудования в школу и проводит обслуживание. Договорился о презентации для директора школы, посмотрим на результат.

Вспомню и о программе Intel Teach (to the Future). Когда-то она была передана МО. Как оказалось, сейчас для прохождения этих курсов учителям частных школ нужно заплатить. Не всякий учитель потратит свое время на собственное обучение - у них собственная беговая дорожка без кнопки "Стоп".

Буду признателен за комментарии о Ваших полезных практиках информатизации школы.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT