Интерактивные доски в школах: воз впереди лошади?

10 сентябрь, 2013 - 13:52Сергей Шегеда

Вчера мне попалась на глаза статья о том, что некоей столичной школе в честь начала учебного года были подарены планшеты. Для учеников. И даже в придачу интерактивная доска. Имея некоторый опыт использования этих гаджетов в учебном процессе, я, честно говоря, усомнился в целесообразности такого подарка. Не уверен, что они принесут пользу современной украинской школе. И причиной моему сомнению вовсе не моя консервативность, а реалистичный взгляд на вещи. И еще — вера в то, что детей-таки хотят выучить, а не занять чем угодно, лишь бы не мешали учителю.

Так вот. Поговорим об интерактивных досках. Вовсе не сомневаюсь в способностях нынешних юношей и девушек к быстрому освоению всевозможных устройств. Но, тем не менее, очень сомневаюсь в наличии желания и времени у наших уважаемых преподавателей. Времени, в первую очередь, на подготовку материалов.

Те из нас, кто хотя бы иногда использует приложения MS Office, знает, что изучить интерфейс PowerPoint 2010, например — плевое дело. И также прекрасно мы понимаем, что даже при регулярной работе используем возможности этого приложения в лучшем случае наполовину. Но те, кто отлично владеет искусством создания слайдов, знают, что главное в презентации — это даже не виртуозное владение интерфейсом приложения. Это, в первую очередь — контент. Тщательно отобранный, выверенный и убедительно представленный. Станет ли школьный учитель в его нынешнем положении тратить многие часы на такую подготовку?

В еще большей степени мое сомнение относится и к другим способам создания наглядных материалов. Например, к презентациям Диска Гугл. Конечно, отчасти решается проблема поголовного отсутствия лицензионного ПО, но лишь отчасти. Зато возникает другая, практически непреодолимая — отсутствие интернета. Если в селе нет оптики, то ее нет. И это — не решаемая проблема ни для школы, ни для кого другого во всей округе.

Но здесь еще следует отметить важную особенность. Для демонстрации таких слайдов интерактивная доска и не нужна вовсе. Достаточно телевизора или проектора. И чтобы писать на экране разного цвета буквы дорогое оборудование не обязательно покупать. . Интерактивную доску стоит применять в тех случаях, когда доклад сопровождается принудительным перемещением объектов по полю экрана рукой или стилусом. Например, чтобы показать, как из атомов собирается молекула. Для этого используются специальные программы, они немного отличаются от привычных программ создания слайдов своим функционалом. Можно еще поиграть с вебом. Найти сайт, где обучение чему-нибудь реализовано в формате квеста. Но это — для малышей. И, опять же, нужен интернет. Но, самое главное — нужен тематический сайт. Который, с точки зрения чиновников от образования, можно использовать. И в этом есть определенная доля справедливой целесообразности — работа чиновников как раз в том, чтобы обучающие материалы были проверенными и качественными.

Мне кажется, что к задаче осовременивания учебного процесса подошли, мягко говоря, не с той стороны. Следовало бы начать не с закупки оборудования, а с создания единой базы контента. Я прекрасно отдаю себе отчет, насколько это большой и кропотливый труд. Но, имея понимание, сколько часов в каждом учебном курсе будет вычитано не просто с использованием новой техники, а вычитано эффективнее, чем ранее, можно хотя бы оценить целесообразность капиталовложений. Как это понять без контента?

На сайте Министерства образования в разделе Программы и в разделе Методические рекомендации мне не удалось найти ссылок на подобные ресурсы. И в этом нарушении логики последовательности действий я вижу ошибку. Ошибку, которая заморозит в школах железа на очень приличную сумму. Если оно, конечно, будет закуплено.

А вот вопрос, по каким дисциплинам в первую очередь было бы разумно подготовить такие материалы, думаю, обсудить было бы интересно.