`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Худшее осталось позади?

Статья опубликована в №15 (681) от 28 апреля

+22
голоса

После того как отраслевые эксперты огласили предварительные итоги развития мировой индустрии ПК в первой четверти года, стержневой ИТ-сегмент получил несколько довольно неожиданных поводов для оптимизма. Похоже, вопреки сохранению тенденции к сужению традиционных каналов сбыта ключевым вендорам удалось приспособиться к работе в кризисный период, преуспев в оперативной оптимизации расходов и освоении новых ниш.

Опровергая прогнозы

Первый позитивный сигнал прозвучал из стана Intel. Комментируя откровенно слабые результаты деятельности за первые три месяца года, по итогам которых квартальная прибыль крупнейшего чипмейкера сократилась более чем в два раза, CEO компании Пол Отеллини прямо указал на то, что в марте поставки ПК наконец-то достигли своей низшей точки. Отныне кривая спроса будет постепенно возвращаться в привычное русло, реагируя на естественные сезонные колебания. Косвенное подтверждение оценок Отеллини не заставило себя ждать – в профильных отчетах IDC и Gartner аналитики признали свои прогнозы падения рынка явно завышенными.

Согласно расчетам IDC, по параметру «I квартал к I кварталу прошлого года» негативная динамика продаж ПК составила 7,1%, что в натуральном выражении соответствует 63,4 млн отгруженных устройств. В то же время еще в январе эксперты из Стэнфорда прогнозировали падение сбыта более чем на 8%. По данным Gartner, учитывающей также продажи серверов х86, отрицательная динамика не превысила 6,5% при отгрузке в канал 67,2 млн систем.

Активное продвижение недорогих портативных систем в авангарде с нетбуками поспособствовало минимизации негативных рыночных тенденций. Нацеленные преимущественно на потребительский сектор web-ориентированные устройства привлекают относительно низкой стоимостью все больше потребителей. Так, на крупных рынках США и Западной Европы по итогам квартала разрыв между ASP традиционно более дорогих ноутбуков и настольных решений уже сократился до рекордных $20. Причем в Северной Америке по состоянию на начало апреля средняя отпускная цена нетбука оказалась на 20% ниже, нежели в середине весны 2008 г.

К не менее эффективным стимуляторам рынка следует отнести ощутимое снижение отпускных цен на настольные решения, ставшее причиной заметного сокращения товарных запасов. Связанное с этим стремление вендоров укрепить существующие цепочки поставок ближе к концу года способно привести к нормализации объемов производства с соответствующим ростом продаж. Отчасти это можно связать и с кризисным формированием отложенного спроса.

Эконом-класс наступает

После бума покупательской активности, подкрепленной наличием недорогих кредитных ресурсов, в роль главного аутсайдера вживаются развивающиеся рынки. Впервые после 2001 г. реализация ПК в регионе EMEA уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на довольно ощутимые 10%. Причем если зрелые экономики Западной Европы благодаря агрессивной ценовой политике в розничном канале и стимулированию продаж нетбуков операторами беспроводного доступа снизили потребление ПК лишь на 0,5%, то в Центральной и Восточной Европе этот показатель упал катастрофически – на 41%.

Следствием уменьшения спроса в странах APeJ стало сокращение квартальных поставок ПК на 5%. И если раньше подобную ситуацию можно было списать на традиционное сезонное затишье, связанное с продолжительным празднованием китайского Нового года, то сейчас это вряд ли получится – на аналогичную величину зафиксировано падение продаж в годовом сравнении. Здоровое развитие мобильного сегмента в Китае, Гонконге и на Тайване нивелировалось низким спросом на настольные решения со стороны корпоративного сектора, а также политической нестабильностью в Таиланде.

После затяжного пике, начало которому было положено еще во II квартале 2008 г., промежуточные итоги продаж в США сюрпризов не принесли. Реализовав свыше 15 млн ПК, участники рынка продемонстрировали незначительное, около 0,3%, сокращение поставок относительно I квартала прошлого года. Удержать рынок от более глубокой депрессии удалось недорогим версиям нетбуков, приобретение которых зачастую субсидировали сотовые операторы. Что интересно, лишь Apple и Dell показали падение продаж по сравнению с аналогичным периодом минувшего года – в размере 1,2% и 16% соответственно. Если Apple подвела ориентация на средний и высший ценовые диапазоны, то многолетний бич Dell – жесткая привязка к корпоративным заказчикам.

Ведущие мировые поставщики ПК в I квартале 2009 г. (за вычетом серверов х86)
Позиция Компания I квартал 2009 г. I квартал 2008 г. Изменение, %
Поставки, тыс. шт. Рыночная доля, % Поставки, тыс. шт. Рыночная доля, %
1 HP 13 001 20,5 12 634 18,5 2,9
2 Dell 8 651 13,6 10 383 15,2 -16,7
3 Acer 7 333 11,6 6 863 10,1 6,8
4 Lenovo 4 427 7,0 4 811 7,0 -8,0
5 Toshiba 3 447 5,4 3 090 4,5 11,6
  Другие 26 601 41,9 30 494 44,7 -12,8
  Всего 63 460 100,0 68 274 100,0 -7,1
По данным IDC.

Накануне рокировки

Реализовав свыше 13 млн устройств, HP взяла под контроль пятую часть мирового рынка ПК. Успех был развит благодаря домашним пользователям США и Японии, обеспечившим взрывной, описываемый двузначным числом, рост продаж ноутбуков. Параллельно с результативным продвижением семейства недорогих моделей серии Mini вендор активно внедрял партнерские программы, направленные на улучшение работы с каналом в сегменте профессиональных решений. В итоге впервые за последние восемь лет HP наконец возглавила рейтинг продаж в США.

Несмотря на удержание второй строчки рейтинга, аутсайдером квартала вновь оказалась Dell. Отсутствие признаков восстановления спроса со стороны корпоративного сектора сильно сказывается на доходах компании, около 70% которых приносил именно бизнес-сегмент. Впрочем, это обстоятельство не удерживает Dell от серьезных денежных вливаний в разработку и продвижение новых серверов и рабочих станций. Неоправданно высокое внимание она уделяет и потребительским ноутбукам люкс-класса, в то время как рынок переориентируется на недорогие портативные решения. Тем не менее Dell имеет довольно высокий потенциал для ускорения продаж. Уверенность в этом подкрепляется недавним заключением выгодных соглашений с крупнейшими в мире дистрибьюторами – американскими Ingram Micro и Tech Data. Кроме того, компания ведет масштабное наступление на безграничный китайский рынок, сбыт на котором за последний год увеличился на 28%, позволив вендору получить в образе Поднебесной второй по объему выручки рынок после США. Последняя серьезная победа на этом фронте – крупный контракт на поставку нетбуков Inspiron Mini 10 для сотового оператора China Mobile.

Так или иначе, но все идет к тому, что в грядущем полугодии вторая строчка Топ 5 обретет нового хозяина. Свои претензии на повышение в рейтинге достаточно давно высказывает Acer. Добившись рекордного роста продаж в пределах 27%, за рассматриваемый период компания максимально приблизилась к поставленной цели. Не омрачились намерения и тем, что на фоне стремительного расширения присутствия в Северной и Латинской Америке замедлились темпы продаж в регионе EMEA, все еще приносящем компании около 60% доходов. Усиление позиций в Китае также входит в число приоритетных задач тайваньского вендора. Именно ключевой потребитель региона APAC должен сыграть решающую роль в достижении весьма амбициозных целей – реализовать по итогам года 26 млн ноутбуков и 10 млн нетбуков. На пути к намеченному рубежу во II квартале компания рассчитывает запустить в серию 20–30 ультратонких легковесных моделей семейства Aspire Timeline, а также приблизиться к завершению разработки третьего поколения нетбука Aspire One с сенсорным экраном.

После вынужденных корректировок ранее сделанных прогнозов во второе полугодие аналитики вглядываются с осторожным оптимизмом. Уверенно можно сказать лишь одно – благодаря недорогим нетбукам в количественном выражении отчетность рынка ПК стабилизируется. С другой стороны, ввиду низкой маржинальности ультрапортативных бюджетных систем вряд ли стоит ожидать скорого возвращения доходности участников рынка к прошлогодним показателям.

Ведущие поставщики региона EMEA в I квартале 2009 г. (за вычетом серверов х86)
Позиция Компания I квартал 2009 г. I квартал 2008 г. Изменение, %
Поставки, тыс. шт. Рыночная доля, % Поставки, тыс. шт. Рыночная доля, %
1 HP 4 625 21,5 4 847 20,2 -4,6
2 Acer 3 788 17,6 3 654 15,3 3,7
3 Dell 2 102 9,8 2 815 11,8 -25,3
4 Toshiba 1 455 6,8 1 353 5,6 7,6
5 ASUS 932 4,3 1 061 4,4 -12,2
  Другие 8 646 40,1 10 221 42,7 -15,4
  Всего 21 548 100,0 23 949 100,0 -10,0
По данным IDC.
+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT