После того как отраслевые эксперты огласили предварительные итоги развития мировой индустрии ПК в первой четверти года, стержневой ИТ-сегмент получил несколько довольно неожиданных поводов для оптимизма. Похоже, вопреки сохранению тенденции к сужению традиционных каналов сбыта ключевым вендорам удалось приспособиться к работе в кризисный период, преуспев в оперативной оптимизации расходов и освоении новых ниш.
Первый позитивный сигнал прозвучал из стана Intel. Комментируя откровенно слабые результаты деятельности за первые три месяца года, по итогам которых квартальная прибыль крупнейшего чипмейкера сократилась более чем в два раза, CEO компании Пол Отеллини прямо указал на то, что в марте поставки ПК наконец-то достигли своей низшей точки. Отныне кривая спроса будет постепенно возвращаться в привычное русло, реагируя на естественные сезонные колебания. Косвенное подтверждение оценок Отеллини не заставило себя ждать – в профильных отчетах IDC и Gartner аналитики признали свои прогнозы падения рынка явно завышенными.
Согласно расчетам IDC, по параметру «I квартал к I кварталу прошлого года» негативная динамика продаж ПК составила 7,1%, что в натуральном выражении соответствует 63,4 млн отгруженных устройств. В то же время еще в январе эксперты из Стэнфорда прогнозировали падение сбыта более чем на 8%. По данным Gartner, учитывающей также продажи серверов х86, отрицательная динамика не превысила 6,5% при отгрузке в канал 67,2 млн систем.
Активное продвижение недорогих портативных систем в авангарде с нетбуками поспособствовало минимизации негативных рыночных тенденций. Нацеленные преимущественно на потребительский сектор web-ориентированные устройства привлекают относительно низкой стоимостью все больше потребителей. Так, на крупных рынках США и Западной Европы по итогам квартала разрыв между ASP традиционно более дорогих ноутбуков и настольных решений уже сократился до рекордных $20. Причем в Северной Америке по состоянию на начало апреля средняя отпускная цена нетбука оказалась на 20% ниже, нежели в середине весны 2008 г.
К не менее эффективным стимуляторам рынка следует отнести ощутимое снижение отпускных цен на настольные решения, ставшее причиной заметного сокращения товарных запасов. Связанное с этим стремление вендоров укрепить существующие цепочки поставок ближе к концу года способно привести к нормализации объемов производства с соответствующим ростом продаж. Отчасти это можно связать и с кризисным формированием отложенного спроса.
После бума покупательской активности, подкрепленной наличием недорогих кредитных ресурсов, в роль главного аутсайдера вживаются развивающиеся рынки. Впервые после 2001 г. реализация ПК в регионе EMEA уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на довольно ощутимые 10%. Причем если зрелые экономики Западной Европы благодаря агрессивной ценовой политике в розничном канале и стимулированию продаж нетбуков операторами беспроводного доступа снизили потребление ПК лишь на 0,5%, то в Центральной и Восточной Европе этот показатель упал катастрофически – на 41%.
Следствием уменьшения спроса в странах APeJ стало сокращение квартальных поставок ПК на 5%. И если раньше подобную ситуацию можно было списать на традиционное сезонное затишье, связанное с продолжительным празднованием китайского Нового года, то сейчас это вряд ли получится – на аналогичную величину зафиксировано падение продаж в годовом сравнении. Здоровое развитие мобильного сегмента в Китае, Гонконге и на Тайване нивелировалось низким спросом на настольные решения со стороны корпоративного сектора, а также политической нестабильностью в Таиланде.
После затяжного пике, начало которому было положено еще во II квартале 2008 г., промежуточные итоги продаж в США сюрпризов не принесли. Реализовав свыше 15 млн ПК, участники рынка продемонстрировали незначительное, около 0,3%, сокращение поставок относительно I квартала прошлого года. Удержать рынок от более глубокой депрессии удалось недорогим версиям нетбуков, приобретение которых зачастую субсидировали сотовые операторы. Что интересно, лишь Apple и Dell показали падение продаж по сравнению с аналогичным периодом минувшего года – в размере 1,2% и 16% соответственно. Если Apple подвела ориентация на средний и высший ценовые диапазоны, то многолетний бич Dell – жесткая привязка к корпоративным заказчикам.
Позиция | Компания | I квартал 2009 г. | I квартал 2008 г. | Изменение, % | ||
Поставки, тыс. шт. | Рыночная доля, % | Поставки, тыс. шт. | Рыночная доля, % | |||
1 | HP | 13 001 | 20,5 | 12 634 | 18,5 | 2,9 |
2 | Dell | 8 651 | 13,6 | 10 383 | 15,2 | -16,7 |
3 | Acer | 7 333 | 11,6 | 6 863 | 10,1 | 6,8 |
4 | Lenovo | 4 427 | 7,0 | 4 811 | 7,0 | -8,0 |
5 | Toshiba | 3 447 | 5,4 | 3 090 | 4,5 | 11,6 |
Другие | 26 601 | 41,9 | 30 494 | 44,7 | -12,8 | |
Всего | 63 460 | 100,0 | 68 274 | 100,0 | -7,1 | |
По данным IDC. |
Реализовав свыше 13 млн устройств, HP взяла под контроль пятую часть мирового рынка ПК. Успех был развит благодаря домашним пользователям США и Японии, обеспечившим взрывной, описываемый двузначным числом, рост продаж ноутбуков. Параллельно с результативным продвижением семейства недорогих моделей серии Mini вендор активно внедрял партнерские программы, направленные на улучшение работы с каналом в сегменте профессиональных решений. В итоге впервые за последние восемь лет HP наконец возглавила рейтинг продаж в США.
Несмотря на удержание второй строчки рейтинга, аутсайдером квартала вновь оказалась Dell. Отсутствие признаков восстановления спроса со стороны корпоративного сектора сильно сказывается на доходах компании, около 70% которых приносил именно бизнес-сегмент. Впрочем, это обстоятельство не удерживает Dell от серьезных денежных вливаний в разработку и продвижение новых серверов и рабочих станций. Неоправданно высокое внимание она уделяет и потребительским ноутбукам люкс-класса, в то время как рынок переориентируется на недорогие портативные решения. Тем не менее Dell имеет довольно высокий потенциал для ускорения продаж. Уверенность в этом подкрепляется недавним заключением выгодных соглашений с крупнейшими в мире дистрибьюторами – американскими Ingram Micro и Tech Data. Кроме того, компания ведет масштабное наступление на безграничный китайский рынок, сбыт на котором за последний год увеличился на 28%, позволив вендору получить в образе Поднебесной второй по объему выручки рынок после США. Последняя серьезная победа на этом фронте – крупный контракт на поставку нетбуков Inspiron Mini 10 для сотового оператора China Mobile.
Так или иначе, но все идет к тому, что в грядущем полугодии вторая строчка Топ 5 обретет нового хозяина. Свои претензии на повышение в рейтинге достаточно давно высказывает Acer. Добившись рекордного роста продаж в пределах 27%, за рассматриваемый период компания максимально приблизилась к поставленной цели. Не омрачились намерения и тем, что на фоне стремительного расширения присутствия в Северной и Латинской Америке замедлились темпы продаж в регионе EMEA, все еще приносящем компании около 60% доходов. Усиление позиций в Китае также входит в число приоритетных задач тайваньского вендора. Именно ключевой потребитель региона APAC должен сыграть решающую роль в достижении весьма амбициозных целей – реализовать по итогам года 26 млн ноутбуков и 10 млн нетбуков. На пути к намеченному рубежу во II квартале компания рассчитывает запустить в серию 20–30 ультратонких легковесных моделей семейства Aspire Timeline, а также приблизиться к завершению разработки третьего поколения нетбука Aspire One с сенсорным экраном.
После вынужденных корректировок ранее сделанных прогнозов во второе полугодие аналитики вглядываются с осторожным оптимизмом. Уверенно можно сказать лишь одно – благодаря недорогим нетбукам в количественном выражении отчетность рынка ПК стабилизируется. С другой стороны, ввиду низкой маржинальности ультрапортативных бюджетных систем вряд ли стоит ожидать скорого возвращения доходности участников рынка к прошлогодним показателям.
Позиция | Компания | I квартал 2009 г. | I квартал 2008 г. | Изменение, % | ||
Поставки, тыс. шт. | Рыночная доля, % | Поставки, тыс. шт. | Рыночная доля, % | |||
1 | HP | 4 625 | 21,5 | 4 847 | 20,2 | -4,6 |
2 | Acer | 3 788 | 17,6 | 3 654 | 15,3 | 3,7 |
3 | Dell | 2 102 | 9,8 | 2 815 | 11,8 | -25,3 |
4 | Toshiba | 1 455 | 6,8 | 1 353 | 5,6 | 7,6 |
5 | ASUS | 932 | 4,3 | 1 061 | 4,4 | -12,2 |
Другие | 8 646 | 40,1 | 10 221 | 42,7 | -15,4 | |
Всего | 21 548 | 100,0 | 23 949 | 100,0 | -10,0 | |
По данным IDC. |