`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Черников

Хроники Го-1. DeepMind

+66
голосов

В мае 2015 г. отмечалось тридцатилетие начала битвы между шахматными компьютерами и человеком. Теперь все идет гораздо быстрее. Всего около пяти лет понадобилось британской компании DeepMind, чтобы выйти на предстоящий матч против чемпиона мира по игре Го. А начиналось все так.

В январе 2014 г. Google сделал свою самую большую европейскую покупку. Он приобрела технологию, которая стремилась заставить компьютеры думать, как люди. Google купил крохотную британскую фирму искусственного интеллекта DeepMind (Machine Learning, Advanced Algorithms and Systems Neuroscience) приблизительно за 400 млн. фунтов стерлингов.

Google, собственно, заплатил эти 650 млн. долл. за технологии для электронной коммерции и игр, получив всего лишь ПО, способное пока только самостоятельно играть в компьютерные игры. Стартап, которому к тому времени не исполнилось и четырех лет, был основан бывшим детским шахматным чудом и нейробиологом Демисом Хассабисом (Demis Hassabis, 1976 г.р.) вместе с Шэйном Леггом (Shane Legg) и Мустафой Сулейманом (Mustafa Suleyman).

Хроники Го-1. DeepMind

MIT Technology Review опубликовала этот портрет, сопроводив его следующим комментарием: «Британский компьютерный гений Демис Хассабис, основавший компанию DeepMind, которую купил Google. Он тестировал разработанный им искусственный интеллект на старых играх для Atari-80 – Pong, Breakout, Space Invaders и др.». Что-то не припомню аналогичных рисованных портретов других компьютерных самородков и такого внимания к персоне с юного возраста…

Несмотря на масштабы, DeepMind серьезно конкурировала с Google и другими главными компаниями искусственного интеллекта. Говорят, что с Хассабисом договаривался лично Ларри Пейдж. Он, собственно, и сорвал более раннюю потенциальную сделку DeepMind с Facebook.

«Infinitely more intelligent»

DeepMind на январь 2014 г. была для Google последней в длинной линии приобретений AI-разработчиков. Незадолго до этого Google выпустил массовую модель самообучающегося термостата и пожарного сигнализатора Nest.

Эрик Шмидт (Eric Schmidt), – к тому времени он ушел в отставку с поста СЕО Google, но оставался штатным консультантом Брина и Пейджа, – назвал приобретение DeepMind «важной ставкой, которая приведет к созданию продуктов, бесконечно более интеллектуальных, чем нынешние».

Мюррей Шенехэн (Murray Shanahan), преподаватель Cognitive Robotics at Imperial College London, близко знающий Хассабиса и его компанию, сказал тогда по запросу изданий, что «DeepMind с самого начала интересовалась вопросами повышения интенсивности обучения (reinforcement learning) и глубоким обучением (deep learning), которое очень полезно в Big Data Mining. Большие данные – это как раз то, чего у Google накопилось очень много, и ей позарез требуются соответствующие методы обработки».

Хроники Го-1. DeepMind

Заставка подразделения Google DeepMind однозначно показывает, что Хассабис со своей командой сейчас работает в области машинного зрения и распознавания образов. Однако, как мы увидим ниже, не только

Google в 2013 г. также приобрела ряд фирм из области робототехники, достигнув высшей точки с самой высококлассной покупкой в то время – Boston Dynamics, которая выполняла работы по контрактам с американскими вооруженными силами.

Усилия Google по робототехнике и AI координировались отцом Android, Энди Рубином (Andy Rubin) объединяя к тому времени семь приобретенных технологических компаний. Они решали то, что американцы называют «moonshot» – задача, сопоставимая по сложности с посадкой на Луну. Этой задачей было научить роботов видеть. DeepMind пришлась здесь как нельзя кстати.

Компьютерное чудо

До создания DeepMind Хассабис, которого соученики называли «very brilliant», закончил университет (на два года раньше сокурсников) и начал карьеру в высококлассной студии игр Bullfrog в середине 1990-х гг.

Уже в свои 17 лет Хассабис был соразработчиком и ведущим программистом на классической Theme Park (construction and management simulation), – работая вместе с легендарным разработчиком компьютерных игр Питером Молине (Peter Molyneux).

Затем Хассабис оставил Bullfrog, чтобы серьезно учиться в Кембриджском университете. Здесь он получил степень в Computer Science в 1997 г., оставаясь в то же время ведущим AI-программистом в Molyneux’s Lionhead Studios на знаковой игре Black & White.

Подготовив и запустив свою собственную студию разработки игр, Elixir Studios, уже в 1998 г. Хассабис оставил игровую индустрию, чтобы заняться направлением Cognitive Neuroscience and Artificial Intelligence. В этот период он опубликовал несколько научных работ по вопросам памяти и амнезии, которые сегодня считаются едва ли не классическими.

В 2009 г. Хассабис получил докторскую степень в Cognitive Neuroscience от University College London, а в 2012 г. окончательно покинул академическую стезю, чтобы основать компанию DeepMind Technology.

Теперь, собственно, о Го

Ну вот, мы познакомились с очередным «компьютерным чудом» – греческим киприотом Демисом Хассабисом. Он учился и начал работать в Великобритании, создал и продал Google свою компанию. Теперь в США со своей программой Google DeepMind он начинает бороться за звание чемпиона мира по Го, которая для компьютера оказалась гораздо сложнее шахмат. Кстати, как мы помним, у IBM были Deep Tough и Deep Blue. Оправдана ли гордыня Хассабиса? Об этом – в следующем блоге.

+66
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Пока, против чемпиона Европы по игре Го. Хотя и двукратным...

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT