`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

«Гуглизация» Интернета: особое мнение

0 
 

Многие из тех, кто причисляет себя в той или иной степени к IT-индустрии либо интересуется тенденциями ее развития, считают Google неким символом и одновременно последним бастионом «светлой стороны силы» – бесплатного ПО на пути «темной стороны силы» – коммерческого ПО, олицетворяемого «империей зла» Microsoft. Так ли это на самом деле? Возможно. Но у автора этой статьи на сей счет особое мнение...

Google также воспринималась многими в таком ракурсе – до того момента, пока она не стала исключительно коммерческой организацией, разместив свои акции на фондовой бирже (напомним, что случилось это 19 августа 2004 г. – itc.ua/18309).

«Гуглизация» Интернета особое мнение
Бизнес-модель Google в действии: налево пойдешь – в рекламодатели попадешь, направо пойдешь – рекламораспространителем станешь

Коммерциализация Google не была спонтанной – интернет-гигант уже был к этому подготовлен: была разработана и вовсю использовалась четкая бизнес-модель, хорошо воспринимаемая акционерами, наученными горьким опытом краха дот-комов, которые хотели знать, как компания делает деньги и почему этот способ хорошо работает. Бизнес-модель Google проста и эффективна: клиенты бесплатно пользуются различными информационными услугами (основная из них на текущий момент – поиск, но есть и множество других, весьма перспективных), а доход поступает от рекламодателей, которые оплачивают рекламу, ненавязчиво предоставляемую потребителям этих услуг. Реклама дается как через собственные сайты и службы Google, так и через партнеров.

Известно, что у Google есть другие источники дохода, например поставка средств для корпоративного поиска информации. Но известно также, что их доля невелика (не превышает 1%) и практически не влияет на то, что можно назвать основной бизнес-моделью. (Ознакомиться со структурой доходов Google от рекламы за I квартал 2005 г. можно здесь: www.emorning.ru/newsline/282.html.)

Google не была первой компанией, которая использует такую бизнес-модель, – аналогичным образом поступает любой сайт, предоставляющий услуги того или иного рода бесплатно, но зарабатывающий на рекламе. Даже телевидение работает по подобной схеме. Однако Google – первая компания, которая внедряет данную бизнес-модель, имея статус монополиста информационной отрасли. А коммерциализация компании выдвигает новые требования: сначала бизнес зарабатывает деньги, а потом заботится о морали (если, конечно, сочтет это необходимым).

Рассмотрим теперь бизнес-модель антипода Google – Microsoft. Она также проста и эффективна: компания продает ПО, которое удовлетворяет потребности клиентов, они платят за лицензии и поддержку, что и составляет основной доход компании. Эта модель также не нова и подойдет любому разработчику коммерческого ПО.

Компания Microsoft стала монополистом прежде всего потому, что смогла предложить востребованные широкими массами программные продукты. Google повторяет этот путь, но уже используя преимущественно онлайновые службы.

Каким образом фирма Microsoft устраняет своих конкурентов? Очень просто: если компания не хочет использовать «традиционные» методы рыночной борьбы, то она включает аналогичные по функциональности продукты в свои операционные системы. Так как после этого клиентам в составе ОС становится бесплатно доступным то, за что ранее приходилось платить, то спрос на подобные продукты сторонних разработчиков существенно падает. Поэтому они теряли своих клиентов и вынуждены были уходить с рынка независимо от способа, которым зарабатывали деньги (например, Netscape также не брала деньги за свой браузер, но другие источники дохода не смогли покрыть затраты на его разработку).

Делала ли Microsoft устранение конкурентов своей рыночной целью? Доподлинно неизвестно, но здесь ответ скорее нет, чем да. Избавление от конкурентов и стремление к монополизации – социальные издержки рыночной экономики. Это объективная неизбежность в бизнесе, являющимся, по сути, машиной для делания денег.

«Гуглизация» Интернета особое мнение
Google Maps еще далека от совершенства: по запросу «Ukraine» возвращает несколько довольно загадочных ссылок

Каким образом Google устраняет своих конкурентов? Очень просто: она дает бесплатно то, за что клиенты привыкли платить деньги. Бездонный почтовый ящик (GMail), программа для просмотра и создания коллекций фотографий (Picasa), локальный поиск (Google Desktop) – все эти решения от Google бесплатны, и все они имеют коммерческих конкурентов. Могут ли другие компании воспользоваться бизнес-моделью Google? Вероятнее всего, нет, только самые массовые продукты могут быть рентабельными за счет показа рекламы, для всех остальных это просто означает, что для них рынка, на который вторгается Google со своими продуктами, больше нет.

Делает ли Google устранение конкурентов своей рыночной целью? Также, как и в случае с Microsoft, скорее нет, чем да. Но как и в предыдущем случае, это происходит неизбежно в силу действия рыночных законов.

Плохо это или хорошо? Просто и однозначно ответить не удастся, но не стоит забывать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Получая выгоды от использования даровых продуктов, пользователи, сами того не осознавая, создают и укрепляют монополиста. Об издержках монополизации известно всем.

«Гуглизация» Интернета особое мнение
Среди последних разработок лабораторий Google – расширения для браузера Mozilla FireFox, персонализированный поиск и собственная домашняя страница, а также поиск ТВ-программ и видео

Если соперничают компании, применяющие одинаковые бизнес-модели, то выбор покупателя производится в честной игре, при условии, что конкуренты играют по правилам (к сожалению, для Microsoft это было верным не всегда). Если же конкуренция происходит в условиях различных бизнес-моделей, то побеждает тот, у кого модель оказывается лучше, поскольку он изначально имеет преимущество, что сравнимо с поединком боксеров разных весовых категорий.

Зачем нужны все эти рассуждения? А вот зачем: сегодня Google превратился в агрессивного монстра IT-индустрии с таким уровнем капитализации, что ему не составит труда проглотить любую интернет-компанию средней величины. Если Google выходит на рынок потребительских программных решений, то этот рынок для большинства конкурентов, использующих традиционную бизнес-модель, перестает существовать. Кто сможет продавать продукт, для которого есть раскрученный аналог с громким именем, к тому же абсолютно бесплатный?

К примеру, в настоящий момент Copernic Desktop Search практически по всем параметрам превосходит Google Desktop Search, но сможет ли компания Copernic успешно конкурировать с Google, поставляя свой продукт бесплатно? Время покажет, но на этом рынке реальные шансы в борьбе с Google есть разве что у Microsoft и Yahoo!, но никак не у сравнительно небольшой компании.

Следует обратить внимание, что Google не является open source компанией. Считать Google таковой можно не в большей мере, чем Microsoft, поскольку у последней также имеются свои разработки с открытым исходным кодом. Google не только не раскрывает код своих наиболее значимых проектов, но и всячески защищает его, регистрируя патенты и отстаивая их в суде (например, вот ссылка, которая приведет на известный патент Google, частично описывающий его технологию ранжирования сайтов и страниц: http://tinyurl.com/4o9vj).

«Гуглизация» Интернета особое мнение
«Пасхальный кролик» от Google больше похож на неумелую студенческую поделку, чем на результат труда авторитетной компании, но свою главную функцию он выполняет – наигравшись с кроликом, посетитель вполне может поискать что-нибудь в Интернете и принести Google дополнительный доход

Бизнес-модель Google не совпадает с бизнес-моделью большинства коммерческих компаний, работающих с проектами с открытым исходным кодом. Последние предоставляют широкой общественности свои продукты абсолютно бесплатно, но готовы брать деньги за поддержку таких продуктов. Для Google пока не существует более привлекательных источников доходов, чем показ рекламы, поэтому она готова гораздо больше делать для клиентов бесплатно, лишь бы их количество увеличивалось.

Таким образом, проблема для разработчиков кроется в том, что существенно изменяются условия конкуренции. Преимущества продукта отодвигаются на задний план, на первое место выходит способность предоставить его широким массам и сделать доступным. А что может быть доступнее, чем полная безвозмездность?

Конечно, это не означает абсолютного и бесповоротного исчезновения конкурирующих продуктов. К примеру, FireFox – браузер с прекрасными функциональными возможностями является открытым продуктом и предоставляется бесплатно. Однако могут ли все продукты обычных компаний распространяться подобным образом? Естественно, нет – для работы коммерческой компании нужны источники поступления денежных средств. Может ли это сделать Google? Конечно да, поскольку «традиционные» пути получения доходов ее интересуют мало.

Что мы имеем в итоге? Google – коммерческая компания, вынужденная играть по жестоким законам бизнеса. Google монополизирует Интернет, и делает это все более ужасающими темпами. Самым эффективным средством рекламы в Интернете являются адвердсы Google – разработчики коммерческого ПО, занимающие определенные ниши рынка, в значительной мере (а иногда целиком и полностью) полагаются только на них.

Когда в какую-то нишу вдруг приходит Microsoft, то там становится жарко, но шансы выстоять в борьбе с ним все-таки имеются – конкурент Microsoft может занять определенный ценовой или функциональный сегмент и, полагаясь на принципы борьбы с «тупым и большим монстром», держаться там до конца. Когда в какую-то нишу приходит Google, то конкурировать просто бессмысленно, поскольку становится непонятно, зачем это делать, если традиционная модель получения доходов перестает работать. Поэтому, по мнению автора, Google в силу своей бизнес-модели, более опасна на рынке, чем Microsoft.

Возможно ли, чтобы все онлайновые компании воспользовались бизнес-моделью Google и своим основным источником доходов рассматривали рекламу? Естественно, в глобальных масштабах нет – для того, чтобы оплачивалась реклама, кто-то должен зарабатывать деньги «традиционным» способом. Если наметившиеся тенденции сохранятся, то в не очень отдаленном будущем можно представить себе ситуацию, когда компания-разработчик ПО привлекает посетителей на свой сайт бесплатными продуктами, а основной доход получает, к примеру, от рекламы пиццы. Это не лучшее будущее для создателей массовых программных продуктов, но сейчас благодаря Google наметилась именно такая тенденция.

Вероятно, кто-то попытается возразить и скажет, что Google отличается революционным и новаторским духом своих идей и решений. Видимо, с этим можно согласиться, но только с небольшим уточнением: речь идет, прежде всего, о революционных и новаторских идеях зарабатывания денег.

Да, Google стремится предоставить известные услуги в новом качестве, разрабатывает новые их виды и формы, но никак не пытается отстаивать идею свободного доступа к информации. Поддержка Google открытых проектов является не более чем финансированием развития инструментов (которые она сама же и использует) и игрой на публику с целью поддержания умело созданного образа «революционной компании». К примеру, запуск службы Google Print многими расценивался как шанс получить доступ к литературе, отсутствующей в электронной форме, однако на практике это оказался еще один рекламный сервис, предлагающий «полистать» издание перед его покупкой.

Отметим, что не все продукты и решения Google бесплатны, но все ее действия подчинены одной центральной идее – получению глобального контроля над информацией. К примеру, в конце 2004 г. Google приобрела инновационную компанию Keyhole, занимавшуюся созданием трехмерной модели Земли, и сразу же объявила о снижении цены на ее продукт более чем в два раза. Это ПО не стало бесплатным, но, похоже, что виной тому не решение Google использовать традиционную бизнес-модель, а банальное отсутствие реальных конкурентов. Именно этот пример позволяет увидеть истинное лицо компании – действительно, зачем монополисту что-то предоставлять бесплатно? На том рынке, где конкуренты имеются, Google применяет свой излюбленный прием: то, что ранее стоило денег, вдруг становится бесплатным – так, например, после приобретения компании Picasa стал продвигаться одноименный продукт для просмотра и создания коллекций фотографий. Не кажется ли вам, что за такой «заботой о пользователях» явно просматривается четкая рыночная стратегия, направленная на избавление от конкурентов? Рост Google идет стремительными темпами, уже сейчас по уровню капитализации она занимает первое место среди медиакомпаний. В ближайших ее планах, по слухам, выпуск собственного браузера и создание виртуальных денег.

Так вы до сих пор считаете, что Google – оплот «светлых сил» в борьбе с «темной империей зла»? Скорее всего, истина в обратном – мы являемся свидетелями превращения «светлой республики» в «темную империю». Знакомый сюжет, не правда ли?

P. S. Интересно, что в свое время Google по запросу «Who is more evil than Satan?» давал первую ссылку на сайт Microsoft (itc.ua/3424). Сейчас времена изменились, первая ссылка в Google по этому запросу уже не на Microsoft: она указывает на описание этого курьеза. Но как вы думаете, куда ведет первая ссылка для этого запроса с поисковой машины search.msn.com? Правильно, это Google! (Если вдруг положение звезд изменится и результаты станут иными, то убедиться в том, что все именно так и было, можно по следующему адресу: tinyurl.com/a9au9).

Бесплатные сервисы, предоставляемые Google пользователям
Сервис Ссылка Описание
Web Search google.com Основной сервис Google – поиск по сайтам в Интернете. Дополнительные функции: Calculator – для его использования достаточно в окне поиска написать математическое выражение; Glossary позволяет находить определения различных терминов, для этого нужно начать запрос ключевым словом «define»
Alerts и News Alerts google.com/alerts Сервис позволяет получать уведомления о новых результатах, попадающих в верхние строчки поиска Google
Answers answers.google.com Платная справочная служба
Apple Macintosh google.com/mac Поиск информации о платформе Apple Macintosh
Blogger blogger.com Одно из приобретений Google – популярный сайт для публикации блогов
BSD google.com/bsd Поиск сведений о платформе BSD
Catalogs catalogs.google.com Поиск и просмотр каталогов, рассылаемых обычной почтой
Code code.google.com Поиск текстов открытого исходного кода
Desktop Search desktop.google.com Локальный поиск от Google
Directory google.com/dirhp Web-портал Google
Easter Bunny google.com/Easter/feature_easter.html «Пасхальный кролик» от Google (в этой ссылке важен регистр)
Fan Logos google.com/customlogos.html Неофициальные логотипы Google, созданные фанатами, а также логотип исследовательского проекта в Стэнфорде, давшего старт Google
Firefox google.com/firefox Стартовая страница для браузера FireFox
Froogle froogle.google.com Поиск покупок через Интернет
Google Blog google.com/googleblog Официальный блог Google
Google Hacker google.com/intl/xx-hacker Поисковый интерфейс в «хакерском» стиле
Google SMS sms.google.com Отправка запросов на поиск и получение ответов посредством SMS
Google Suggest google.com/webhp?complete=1 Сервис, позволяющий в процессе составления запроса выводить подсказки с указанием количества страниц, которые будут возвращены по данному запросу
Google Toolbar toolbar.google.com Панель для браузера со строкой поиска от Google
Groups groups.google.com Создание, просмотр и подписка на группы новостей
Hello hello.com Сервис для публикации фотографий
Holiday Logos and Events google.com/holidaylogos Логотипы Google, посвященные различным праздникам и другим событиям
Images google.com/imghp Поиск изображений
Inside Google google.com/plex/index.html По этой ссылке периодически появляются новые фотографии, рассказывающие о жизни Google
Keyhole keyhole.com Трехмерная модель Земли, составляемая из обновляемых фотографий со спутников
Labs labs.google.com Лаборатория Google – здесь появляются сервисы, которые находятся на стадии разработки и тестирования
Linux google.com/linux Поиск информации о платформе Linux
Local local.google.com Поиск товаров и услуг в определенной местности
Maps maps.google.com Карты на Google, возможность просмотреть местность со спутника
Microsoft google.com/microsoft Поиск информации о решениях Microsoft
Mobile mobile.google.com Возможность поиска в Google с мобильного телефона
Mobile Search google.com/xhtml Удобный интерфейс поиска в минималистском стиле для мобильных устройств. Автоматически при просмотре форматирует найденные страницы для небольших экранов
News news.google.com Просмотр новостей
Official Logos google.com/stickers.html Официальные логотипы Google
Picasa picasa.com Приложение для создания и просмотра коллекций фотографий
Print print.google.com Поиск среди печатных изданий
Ride Finder labs.google.com/ridefinder Поиск такси и других транспортных средств по их текущему местоположению
Scholar scholar.google.com Поиск среди научных публикаций
Search History google.com/searchhistory Сервис для просмотра и управления историей поисковых запросов в Google
Translate google.com/language_tools Сервис перевода текста и Web-страниц
U.S.Government google.com/unclesam Поиск по правительственным сайтам США
University Search google.com/intl/en/options/universities Поиск на университетских сайтах
Video video.google.com Поиск телевизионных программ по их содержанию
Web Accelerator webaccelerator.google.com Акселератор загрузки Web-страниц

E-mail автора: koldovsky@mail.ru

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT